Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От Реформации христианства к атеизму ПросвещенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследование взаимоотношений ренессансного свободомыслия и идеологии Реформации Н. В. Ревуненкова завершила таким общим выводом: «В идейных конфликтах Реформации наметились контуры будущих битв просветителей с церковью. От либертинского лозунга «Христианство подрезает крылья добродетели!» до антиклерикального призыва «Раздавите гадину!», провозглашенного лишь в XVIII веке, общественному сознанию предстояло пройти дистанцию почти в два века». Если же учесть, что итальянские гуманисты XV века были предшественниками либертинов, то ее придется увеличить почти вдвое. Этому сроку не приходится удивляться — ведь религиозное сознание по сей день сохраняет свою власть над многими умами и будет ее сохранять до тех пор, пока существуют социокультурные условия, питающие иллюзорное и мистическое восприятие мира. Такой вывод проистекает из понимания зависимости сознания человечества от его материально-практического бытия', религиозным ведь человек не рождается, а обретает — или не обретает—ту или иную конкретную веру в результате воспитания, а оно непосредственно обусловлено характером общественного бытия и связанной с ним культуры, о чем свидетельствует вся мировая история религии, как и история взаимоотношений религии и атеизма. В данном пункте анализа истории европейской культуры мы можем с предельной отчетливостью увидеть логику этого процесса: закономерность демистификации христианства в ходе развития научного понимания мира, которая происходила разными способами, нелинейно. В ренессансной культуре Италии пантеизм и деизм были формами «снятия» католицизма -— К. Маркс однажды метко определил деизм как «удобный и легкий способ отделаться от религии », а В. Дильтей видел в ренессансном возрождении античного пантеизма радикальное рационалистическое преображение христианства. Лютеранство, кальвинизм и другие варианты открытого Реформацией права и необходимости приводить религиозное сознание в соответствие с меняющейся практикой общественного бытия были опасными для самого существования религии формами «ревизии» имманентных ей спиритуализма и мистицизма, ибо выражали прогрессирующее ограничение власти над человеком потусторонних сил благодаря развитию мощи его познающего мир Разума — Дж. Бруно и пытался теоретически обосновать необходимость, как формулирует его позицию В. Дильтей, «устранения» всех конфессионаяьных модификаций религии и их «замены верой разума» (неудивительно, что инквизиторы сожгли его на костре). Логическим завершением такого нелинейно протекавшего процесса и должен был стать просветительский атеизм. Понятно, что в русском Просвещении этот процесс протекал иначе, чем в западном. Не знавшая своего Возрождении и его противоречивого продолжения в XVII столетии, осуществившая фантастический «скачок» из Средневековья в Просвещение, Россия проделала за сто лет инициированную в начале XVIII века реформами Петра Великого работу, которая на Западе заняла четыре века; в результате русская культура уже в начале XIX столетия в поэтическом Романтизме В. А. Жуковского и А. С. Пушкина, в философском Романтизме П. Я. Чаадаева и А. С. Хомякова, в политическом Романтизме декабристов сумела достичь того историко-типологического уровня, на каком в это время находился Запад, и далее, в XIX и XX веках идти с Западом одним курсом, несмотря на все попытки повернуть ее движение вспять. Поэтому в русском Просвещении, гораздо менее радикальном, чем западное, —достаточно учесть, что к демократической и атеистической революции оно привело не в конце XVIII века, как во Франции, а только в начале XX столетия,—деистическая редукция православия и, тем более, перерастание деизма в атеизм, имели несравненно более узкий характер, чем во Франции; и предпринимавшиеся масонами попытки связать Просвещение с мистикой оказывались в России столь же закономерными, сколь безрезультатными, поскольку здесь, по заключению Л. И. Семенниковой, «рационализм соединялся с религиозностью, религиозность — с просветительскими идеями». Подобное соединение и не могло стать результативным, ибо наивным, утопичным было стремление масонов заменить традиционную религию некоей «новой религией, где бог —это человечество». О том же говорят и зародившиеся в масонстве «идея народовластия, теория разделения властей», то есть «те идеи, — подчеркивает исследова История российского свободомыслия, основанного на понимании антагонизма веры и разума, идет, по-видимому, от Сильвестра Медведева, которого А. Ф. Замалеев называет «апостолом московских западников» и «московским просветителем», ибо он еще в конце XVII века провозгласил разум «единственным мерилом человеческой духовности... и само существование веры связывал с просвещением, образованием», за что был в конце концов казнен как «чернокнижник», до Александра Радищева, сто лет спустя произнесшего в чеканных строках поразительный даже в масштабе общеевропейского Просвещения приговор религии: Власть царску вера охраняет, Власть царску вера утверждает; Союзно общество гнетут. Одно сковать рассудок тщится, Другое волю стерть стремится...
Наряду с масонством движение в том же направлении десакрализации религиозного сознания порождало в России становившуюся весьма влиятельной идеологию деизма; один из проповедников этого учения в конце XVIII века И. П. Пнин так отвечал на вопрос о том, что есть Бог; Сего пом существа определить неможно! Но будем почитать его е молчаньи мы: Проникнуть таинство бессильны все умы И чтоб сказать - что он? — самим быть богом должно. Показательно, что исследователь философских идей русского Просвещения 3. А. Каменский вынес понятие «деизм» в подзаголовок своей монографии и целую главу посвятил анализу воззрений русских деистов, подтверждая вышеприведенную его марксову характеристику как типичный для Просвещения способ освобождения научного мышления от религиозной мифологии. При всех особенностях развития в России процесса перехода от тради-ционалистсткого типа культуры к персоналистскому он захватывал и светский, и религиозный уровень сознания. Но так же закономерно в России, как и на Западе, — достаточно сослаться хотя бы на только что приведенное суждение А. Н. Радищева — третьей гранью этого процесса была политическая сфера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.176 (0.008 с.) |