Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первая ступень перехода -реформация как культурный процессСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема Реформации в современной культурологический мысли Роль Реформации в истории европейской культуры обычно оценивают по конкретным формам взаимоотношений лидеров движения с защитниками католицизма, с философами-гуманистами, с политическими деятелями этого времени и по особенностям различных модификаций протестантизма. Между тем, историка культуры должно интересовать нечто более глубокое, чем чисто внешние, частные и во многом случайные проявления специфической духовно-психологической основы протестантизма как определенной разновидности христианской религии, а именно, выразившийся в нем и породивший его тип социальной психологии. Такой подход близок к веберовскому, он отличается лишь тем, что нас интересует не роль протестантизма в становлении капиталистической экономики, а его место в переходе европейской культуры от одного ее исторического состояния к другому. Впрочем, как справедливо отметил А, И. Неусыхин, сам М. Вебер подчеркивал в своей «Протестантской этике», что «не намерен поставить на место односторонне-материалистического каузального толкования культуры и истории столь же одностороннее спиритуалистическое каузальное их толкование». Оба толкования одинаково возможны, поскольку «капиталистическая форма хозяйства» и протестантский «дух капитализма» находятся по отношению друг к другу не во «взаимозависимости», а в «адекватности», ибо на начальной ступени формирования новой практически-производственной формы бытия еще невозможно — таково естественное проявление социокультурного состояния переходности! -—преодолеть унаследованную от феодализма фантастико-мифологическую, религиозную форму сознания, реально лишь реформировать ее, реорганизовать, как можно более последовательно приспособив ее к данной практике. Как писал Э. Соловьев в предисловии к биографии М. Лютера, в средние века «люди, недовольные социальным гнетом и унижением, лишь в редких случаях могли выразить свой протест на светском, мирском языке. Религия еще безраздельно господствовала над умами, и всякая общественная группа стремилась к геологическому оформлению своих запросов, интересов и чаяний. Только таким способом она могла защитить их мировоззренчески, отыскать для них убедительные основания». И хотя общая ситуация в Европе, в Германии в частности, существенно изменилась в эпоху Лютера, но и в это время осознание новых «запросов, интересов и чаяний» могло стать достоянием общества, а не отдельных интеллектуалов, лишь при условии религиозного осмысления нарождавшейся социальной практики. Поэтому нельзя не согласиться с Ф. Энгельсом, что по сути своей «Реформация — лютеранская и кальвинистская — это буржуазная революция № 1 с крестьянской войной в качестве критического эпизода». Такой широкий спектр значений — от узко теологического до экономически-политического, включая социально-психологические с его прямыми нравственными, эстетическими и художественными последствиями, — делает Реформацию подлинно общекультурным по ее масштабу историческим явлением. Неудивительно, что стихийный поиск соответствия этой новой психологической структуры и идеологической концепции складывавшейся буржуазной практике — стихийный потому, что никто из лидеров Реформации не осознавал данного ее реального социально-историческою смысла, — порождал, буквально по синергетическому принципу полифууркации, широкий спектр модификаций общих установок антикатолического протестантизма, взаимная конфронгация которых была подчас более острой, чем их общее противостояние католицизму. Ибо то, что «каждый христианин сам способен судить об истине», как утверждал уже в первых выступлениях М. Лютер, вело к отмеченной изначальной неоднородности реформистского движения — по свидетельству Н. В. Ревуненковой, «даже у себя в Витгенберге своего ближайшего сподвижника, помощника и друга Филиппа Меланхтона Лютер вынужден был признать еретиком». М. Малерб — французский историк религии — выделил четыре основных направления протестантизма: анабаптизм, англиканство, лютеранство и кальвинизм; всего же «в рамках протестантизма существуют сотни различных христианских церквей» (в Англии в ходе революции XVII зека пуритане разделились натри, существенно различные, группы: пресвитериан, индепендентоа и левеллеров). Особое место в этом спектре открытых Реформацией вариантов христианства во Франции занял либертинаж — в середине XVI века его ряды насчитывали 10 тысяч человек. Они называли себя «духовными христианами», поскольку не принимали его обрядовой стороны, считая религию сугубо личным делом человека. Об историко-культурном значении либертинажа говорит и то, что с ним считают связанным, с одной стороны, творчество великого П. Брейгеля, а с другой, оригинальное учение немецкого философа XVI века С. Франка (краткая ею характеристика дается в упоминавшейся монографии Н. В.Ревуненковой). «Идею Реформации, — резюмирует свой анализ этого духовного движения автор данного исследования, — о которой стали говорить как о настоятельной потребности памфлеты, трактаты и хроники XV аека в разных концах Европы, по-своему толковали владетельный князь и цеховой подмастерье, образованный бюргер и полуграмотный крестьянин, утопающий в роскоши епископ и бедный священник. Однако каждое сословие подразумевало, что речь идет о коренном преобразовании социальной и духовной жизни». Следовало бы лишь добавить: не только «каждое сословие», но и каждая мыслящая личность, ибо пестрота общей конфессиональной картины данной фазы истории европейской культуры была естественным следствием процесса формирования личности, которую и маркирует признаваемая обществом ее способность самостоятельно «судить об истине». А. де Токвиль писал, что в США «имеется бесчисленное множество протестантских сект», а это влечет за собой «великое множество моральных истин» — таково следствие и проявление индивидуализма, имеющего «собственно демократическое происхождение», и хотя он принципиально отличается от «.эгоизма», все же государству приходится с ним бороться, но не средствами насилия, а «с помощью свободы» и порождаемых ею демократических институтов. Говоря о «персоналистском мотиве» «Тезисов» Лютера и об «атомиза-ции» в трудах последователей его учении, Э. Ю. Соловьев справедливо оговаривает, что, хотя индивид оказывается «выделенным» и из церковной «соборности», и из светских «общинно-корпоративных объединений», все же выделение это имело еще весьма ограниченный характер: «приход, цех, корпорация, сельская община и т. д. по-прежнему остаются для индивида фактической силой, с которой приходится считаться. Однако они утрачивают силу авторитета, перестают быть инстанциями, уставам и кодексам которых человек повинуется не по внутреннему убеждению»; такова начальная фаза в развитии «индивидуалистических ориентации ранне-буржуазного массового сознания».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.233.83 (0.006 с.) |