Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние Реформации на развитие искусстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конфликт между протестантизмом и светским мышлением, гуманизмом и зарождавшимся рационализмом определил и отношение протестантизма к искусству. Превращенное а Средние века, вместе с философией, в «служанку богословия» и вырывавшееся в ренессансной культуре из-под власти религии, искусство объективно оказывалось таким же оппонентом религиозного спиритуализма, как и философия; отсюда — позиция протестантизма по отношению к искусству, которую искусствоведы нередко называют «иконоборческой», перенося на идеологию Реформации термин средневековой византийской эстетики. Понятие это в данном случае, видимо, слишком сильно; более точным представляется суждение П. Фейста, высказанное на лейпцигском коллоквиуме «Искусство и Реформация»; «некатолические религиозные практики ставили перед архитектурой, изобразительными и прикладными искусствами меньше задач, чем католицизм, и они нуждались в гораздо меньшей степени в использовании языка художественных образов и, соответственно, в продуцировании новых образных идей». Но он привел и слова историка немецкого искусства Г. Дехио: «Перевод Лютером Библии и распространенная в народе системой протестантского образования охота к чтению больше, чем что либо иное, выбили почву из-под ног изобразительного искусства. Говоря образно: немецкий народ неумеренным чтением испортил себе глаза. В будущем же истинно протестантскими искусствами станут поэзия и музыка». Интересны в этой связи рассуждения М. Н. Соколова. Цитируя одного из наиболее последовательных немецких представителей данного движения В. Вайгеля: «Храм Господень — не церковь, а внутренний человек», —и определение его английскими единомышленниками католического храма как «хлева идолов», он нашел связь между этими борцами с «идолопоклонством» и ф ил ософсхо-гносео логическим учением Ф.Бэкона об «идолах», препятствующих адекватному познанию человеком мира; вместе с тем, он справедливо отметил, что «в той или иной форме, в виде светских и внекультовых религиозных картин либо в виде эмблематического декора, искусство сохранялось и процветало даже в самых непримиримых странах вроде Голландии и Англии». Говоря об иконоборческих позициях протестантизма в уже упоминавшемся исследовании истории немецкой художественной культуры XVI- XVIII веков, проблематика которого выходит далеко за пределы его названия «Мистерия и опера», и уделяя, что вполне естественно, большое внимание влиянию Реформации на содержание искусства, не только музыкально-сценического, но и изобразительного, и. словесного, И. И. Иоффе подчеркнул неодинаковое отношение двух ветвей христианства к разным видам искусства: «оттеснение пластики и живописи из протестантского культа как основных элементов пышного чувственно-зрелищного католического богослужения и утверждение слова и музыки — этих двух наименее зрелищных, наиболее бесплотных и духовных искусств как основы протестантского богослужения». Историк цитирует одно из писем Лютера с апологией музыки — «единственного искусства, которое дает нам то, что только в состоянии дать богословие: покой и радость сердцу»; вот почему дьявол «при звуке музыки бежит так же, как от слова Божия», и вот почему «пророки не прибегали ни к какому другому искусству кроме музыки... возвещая правду посредством псалмов». Так великий реформатор христианства «наметил путь развития того музыкально-религиозного, музыкально-философского языка, который получил такое колоссальное развитие в протестантской музыке, вокальной и инструментальной, дал таких гигантов, как Шютц, Бах, Гендель». «Бах, — резюмировал И. И. Иоффе характеристику влияния Реформации на искусство, — явился завершителем спиритуализма в музыке, завершителем общинной протестантской музыки». В его творчестве «лютеранская оппозиционность выступает с огромным размахом и силой музыкального выражения, с обновленной энергией, и становится утверждением активной творческой воли человеческого духа вопреки иерархии. Бах стоял на гребне второй волны реформации и гуманизма, как Дюрер на первой...» Так в творчестве Баха проявились благие результаты открытого самим Лютером влияния протестантизма на музыкальное творчество. Прекрасно сказал об этом Ф. Энгельс: «Лютер вычистил не только авгиевы конюшни церкви, но и конюшни немецкого языка, — создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того пропитанного чувством победы хорала, который стал Марсельезой XVI века». Говоря о позитивных и негативных сторонах этого влияния, нужно иметь в виду, что разные ветви протестантизма были в разной мере враждебны искусству. По точному наблюдению Н. В. РевуненковоЙ, «гонения на театрализованные зрелища в Женеве, так же как и гонения на живописные и пластические изображения в церкви, были обязаны строжайшей дифференциации священного и светского в кальвинистской теологии», ибо, с точки зрения Кальвина, «икона, представляющая богородицу королевой, унижала «священное», делала его сопоставимым с мирским», а театр — это игра, основанная на обмане, это «забава, никоим образом не связанная с истиной, ь которой нуждается христианская душа»; «Кальвин предал театр анафеме», поскольку «сами принципы театрального искусства представлялись реформатору принципами измены вере». Еще более решительно рассуждал вождь революционных масс Т. Мюнцер, призывая их «разрушать алтари» и «сжигать идолы» в католических храмах вместе с уничтожением попов и монахов. Такая позиция протестантизма имела для истории искусства, как это ни покажется на первый взгляд парадоксально, не только отрицательные, но и положительные последствия: с одной стороны, оно лишалось мощного экономического стимула—поддержки со стороны церкви (ведь созданию большей части шедевров ренессансной живописи и скульптуры история искусства обязана церковным заказам, как и в европейском Средневековьи, и а Византии, и на Руси, и в Индии) и не менее существенного стимула—энергии художественной фантазии, который предоставляла изобразительному искусству христианская и буддийская мифологии; но, с другой стороны, отторгнутое Реформацией от библейско-евангсльского источника вдохновения, искусство оказалось вынужденным искать его либо в античной мифологии, либо — и все шире и последовательнее — в жизненных реалиях. И. И. Иоффе убедительно иллюстрировал этот тезис анализом многих явлений разных областей немецкого искусства, показывая, что «в противоречии мистики и реализма, сверхчувственного и чувственного, которое разрывало спиритуализм между духом и материей, Реформация выдвинула и разработала язык чувственного, реального, но дала ему страстность и одухотворенность своего спиритуалистического мировоззрения, основой которого было преодоление немощной плегги животворящим духом и активность души, побеждающей в борьбе и страданиях ограниченную земную действительность... Здесь, как в протестантском богослужении, реальность со всеми ее грубыми, тяжелыми, уродливыми формами является необходимым нолем деятельности духа, его мучительных борений и радостных побед. Вся эта нечисть, уроды, чудища, черти, которые появляются то здесь, то там, то от-дельнымч образинами, то толпой наводняют картины и сцены немецкого искусства, — все эти преодолеваемые темные силы ада, подземного мира, кошмара и угроз, столь чуждые чувственно-крас ивой классике, являются воспроизведением различных сцен пасхальных и рождественских страстей,...одухотворенности и преодоления плоти. Это — два полюса двух миров, святости и греховности, идеальности и безобразности, но эти миры находятся в беспрерывной борьбе и столкновениях... Страдание, как борьба духа с материей, как веля души к преображению плоти, и красота, как чувственная успокоенность, телесная гармония — эти два противоположные начала образуют тематику и язык так называемого "северного Возрождения"». Два полюса такого искусства — А. Дюрер и М. Грюневальд. В целом же достаточно знакомства с великолепно иллюстрированным каталогом уже упоминавшейся берлинской выставки 1983 года «Искусство эпохи Реформации», чтобы убедиться в ее мощном художественном потенциале (назову хотя бы только А. Дюрера, Г. Гольбейна, М. Грюневальда, обоих Кранахов; между тем, выставка позволила зрителю познакомиться и с десятками других замечательных мастеров из разных областей изобразительного и прикладного искусства).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.117 (0.012 с.) |