Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позитивистский полюс биполярного пространства европейской культуры XIX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И «позитивистский» вектор культуры и «романтический» охватывают разнообразные проявления психологии и идеологии людей XIX века, которые, независимо от своего отношения к современной им социальной и культурной реальности, исходили из того, что именно она, как и реальность природы, включая материальную природу самого человека, должна быть предметом познания, изучения, ценностного осмысления и практического на нее воздействия. (Впрочем, Е. Осипова, внимательно изучившая труды О. Конта, пришла к выводу, что у него само понятие «позитивный» имело несколько значений: «1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному». В этом смысловом спектре употребляю его и я.) Если суть романтической позиции, по уже приводимой пушкинской формулировке; «Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман», — то позитивистская позиция могла бы быть сформулирована противоположным образом: «Истина, как бы низка она ни была, мне дороже даже нас возвышающего обмана». Именно в этом пункте сближаются взгляды существенно различных в других отношениях философского позитивизма и материализма, как вульгарного, так и диалектического, творческие установки реализма, натурализма и импрессионизма, научное мышление, приравнивающее познание человека, общества, культуры к познанию природы, наконец, материально-производственная, социально-организационная, педагогическая и медицинская практики, имеющие целью реальное изменение «наличного бытия». Первым философским осмыслением научно-технической революции XIX века стала философия О. Конта, в которой и было выдвинуто понятие «позитивизм». Ее значение в истории культуры, как уже говорилось, до сих пор недооценивается—видимо, из-за того, что, с точки зрения собственно-философской, в ней нет глубины учений классиков немецкого идеализма начала века. Однако концепцию О. Конта, увидевшего именно в науках — то есть в позитивном знании — высшую фазу исторического развития культуры, следует признать более прозорливой, чем учение Г. В. Ф. Гегеля, вознесшего на вершину истории культуры философию. Для понимания роли научного мышления в культуре XIX века чрезвычайно существенно то, что его завоевания не ограничивались теми областями знания, которые обеспечивали развитие промышленного производства: напомню и о великом открытии Ч. Дарвина, сокрушившем идею божественного творения человека, подобно тому, как открытия астрономов XV-XVI веков подорвали веру в библейский миф о возникновении природы; укажу и на открытие законов наследственности, управляющих передачей информации, говоря современным языком, внутри истории живой природы, включая природу человека; огромное влияние на культуру имело, наконец, предложенное К. Марксом научное объяснение процесса развития человечества. Под натиском науки религиозно-мифологическое сознание отступало шаг за шагом, ибо противопоставить ей теоретические аргументы оно было неспособно, а инквизиция себя уже исчерпала — ни запрет преподавания дарвинизма в американских школах, ни запрет японских властей на въезд в страну европейцев, ни отлучение Л. Толстого от православной церкви парализовать влияние наук на ход развития культуры были не в силах. Вот чрезвычайно характерное для времени признание Ф. М. Достоевского: «Я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных». Для адекватной оценки рати научного сознания в культуре XIX века нужно учесть и его прямое влияние на, казалось бы, радикально ог него отличное художественное сознание, изменившее свою ориентацию с былого служения религии, политике, нравственности, эстетическому наслаждению на освоение научных методов познания реальности. Сошлюсь прежде всего на О. Бальзака, который, как было уже упомянуто, сравнивал свое творчество с работой ученого-социолога, и на В. Г. Белинского, повторявшего эту аргументацию в ходе защиты «натуральной школы» в русской литературе; примечательны и убеждение Г Флобера, что писатель должен брать пример с ботаника в беспристрастности изображения реальности, и разработанная Э. Золя теория «экспериментального романа», опиравшаяся на научные открытия в сфере генетики, и концепция импрессионистов, использовавших в живописи данные теории зрительного восприятия света и цвета... Дело, однако, не только и не столько в подобных фактах, сколько в перестройке психологии творчества многих деятелей литературы и искусства, которые уподобляли себя ученым: если классицизм, господствовавший в XV1I-XVIII веках, исходил из представления о воплощении искусством идеалов как о своей цели и культурной функции, то реализм, исподволь развивавшийся тогда же, но обретший силу и общественный авторитет только в XIX столетии, отказался от изображения идеалов, противопоставив этому образное познание реальности. Такую установку — по сути научную, ибо она предметом художественного воссоздания делает только реальность, только существующее или существовавшее, а не идеальное, желаемое, фантастическое, не видения сна или бреда, — разделил с реализмом натурализм в различных своих модификациях. Это объясняет характерную для XIX века позицию реалистического искусства по отношению к библейским и евангельским мифам — принципиальный отказ от их изображения именно из-за их мифичности, если же по тем или иным причинам художник к ним обращался, он превращал мифологический сюжет в жизнепо-добный, то есть в картину исторического жанра, как это делали А. А. Иванов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, в литературе Э. Ренан... Признание реальности предметом художественного познания либо приводило к выводу, подобному провозглашавшемуся натурализмом, что художник должен бесстрастно, строго объективно, как ученый, познавать жизнь, «добру и злу внимая равнодушно», исключая из своего творчества собственное отношение к миру, то есть момент оценки, либо выливалось в осуждение, по В. Г. Белинскому, «гнусной расейской действительности», в «произнесение приговора над жизнью», по формуле другого теоретика «критического реализма» Н. Г. Чернышевского, но в обоих случаях смысл художественного творчества сводился к воссозданию, познанию, осмыслению действительности, а не идеала, не фантазийных видений, не мифов, в диапазоне от поэтического аспекта бытия до пошло-прозаического, от «Евгения Онегина» до «Мертвых душ», или, у одного и того же художника, от «Белых ночей» до «Преступления и наказания»... Ориентация на реальность осуществлялась на двух уровнях — сущностном и феноменальном; если на первом ее традиционно реализовывала наука, исследовавшая законы природы и общества, то на втором это делали искусство и такие новообразования европейской культуры, как журналистика и фотография. Искусство, открывшее свою способность не только репрезентировать идеальное, мифическое, но и воссоздавать реальное, согласно античным представлениям о «мимесисе», восстановившее эту способность в эпоху Возрождения, лишь в XIX веке сделало ее господствующей, более того, довело до крайней формы в эстетической позиции импрессионизма, который абсолютизировал значение непосредственного зрительного контакта художника с объектом изображения, и пространственного, и — впервые в истории изобразительного искусства — временного: эстетическая ценность изображения определялась мгновенностью фиксируемого в картине, рисунке зрительного ощущения природы или человека как материально-природного явления. Журналистика же, при всех ее отличиях от этой художественной практики, стала, в сущности, иным способом выражения того же «миметического» мышления—ежедневная газета была описанием многообразия конкретных фактов, событий, происшествий, то есть «снимком» социальной реальности в ее пространственно-временном, если не сиюминутном, то «сиюдневном», бытии. Наконец, еще одна форма вь!ражениятой же психологической потребности «общения с реальностью» — фотография, сомкнувшая журналистику и художественную культуру. В 40-е годы был изобретен дагерротип — предтеча фотографии; благодаря новым способам съемки и печати она сыграет огромную роль в дальнейшей истории культуры, став и документальной фиксацией реальности, и специфической формой ее художественно-образного осмысления, и инструментом научно-исследовательской работы, педа-готческой деятельности, служения мемориально-бытовым, политико-публицистическим и рекламно-пропагандистским целям. Фотография явилась звеном связи между наукой, которая ее породила, и искусством, на которое она оказала огромное влияние, войдя в художественную культуру как новый вид творчества, способствуя самоопределению живописи и графики из-за появления у них своего рода «конкурента» в способности изображагь эмпирическое, зримое «наличное бытие» и подготавливая рождение одного из самых могущественных искусств следующего века — киноискусства. Завоевания науки и техники в середине века не обошли стороной и архитектуру: овладение новыми конструктивными возможностями меняло отношение к самой технике — она начинала восприниматься эстетически, что закреплялось в формировании новых стилей. Символическим стало появление на Всемирной выставке 1851 года Стеклянного дворца Дж. Пак-стона, поразившего современников до такой степени, что Н. Г. Чернышевский описал его в утопической части романа «Что делать» как образец архитектуры будущего социалистического общества; другой знак меняющегося общественного сознания — Эйфелева башня, вначале вызвавшая острую полемику из-за непривычного «техницизма» ее формы, а в конечном счете превратившаяся в эстетический символ Парижа; подобные обнаженные металлические конструкции вошли в обиход в строительстве вокзалов И Других общественных сооружений, формируя эстетическое отношение к технике. То же можно сказать и о прикладном искусстве. В 40-е годы владелец немецкой мебельной мастерской, выросшей вскоре в крупное промышленное предприятие, М. Тонете применил для оборудования демократических венских кафе новый тип мебели, конструировавшейся из гнутых клеенных деревянных полос, и вскоре она вошла в быт средних слоев населения Австро-Венгрии, Германии, России, не только в силу ее дешевизны, но и благодаря тому, что в ее легких и мягких округлых формах был найден стиль, удовлетворяющий потребности простых людей в уюте и интимном общении. Так начиналась своего рода культурная революция, в корне менявшая традиционные представления о противоположности ремесла и искусства, техники и художественного творчества — своеобразная техницистская эйфория. Примечательно, что она завоевывала культуру и в технически развитых странах Европы и Америке, и в энергично развивавшейся России (процесс этот был описан мной в книге «Град Петров в истории русской культуры»), И хотя сциентистски-техницистское движение не могло не вызывать романтической критики, и в публицистике, и в эстетической теории, и в художественной практике, вторая половина XIX века отмечена его преобладающим влиянием. В 1906 году в Петербурге вышла книга П. Страхова «Эстетические задачи техники», обобщавшая западноевропейский и накопленный во второй половине XIX века отечественный опыт становления движения, которое будет вскоре названо дизайном. По точному суждению Л. Мамфорда, в XIX веке «мы не должны ожидать от машины красоты, как от лаборатории более высокого уровня нравственности. И все же если мы будем искать в эту эпоху аутентичные образцы новой эстетики и более высокой этики, мы найдем их скорее всего в науке и в технике». Столь широкий фронт практического освоения культурой новой реальности не мог не вызвать потребности его философского обобщения, основоположником которого и явился О. Конт, открывший две ветви дальнейшего развития исходных позиций своего мировоззрения — собственно-позитивистскую и материалистическую. Один из самых ярких представителей первой ветви Г. Спенсер — ученый редкой для того времени разносторонности, огромного влияния на гуманитарную мысль и широкой известности, в частности, в России: в Петербурге было издано несколько десятков его работ, семитомное собрание сочинений и двухтомная «Автобиография». Самый крупный представитель второй ветви — К. Маркс. Это утверждение может показаться неожиданным — и из-за господствовавшего в советское время противопоставления марксизма и позитивизма, объявленного разновидностью субъективного идеализма, и из-за критического отношения самого К. Маркса к О. Конту. Однако, если исходить из объективных оснований признания предметом философского анализа реального бытия материального мира, а не Бога, Абсолютного Духа (Идеи, Воли) или духовного <(Я», то К. Маркс и О. Конт принадлежат к одному направлению культуры XIX века, при всех действительных различиях материализма того и другого. (Как справедливо заметил Б. Г. Соколов, у них так много общего, что им «по причине такого "близкого родства" было трудно сосуществовать».) Ктому же направлению принадлежал и Л. Фейербах и его русские последователи — А. И. Герцен и его единомышленник в конце 40-х годов В. Г. Белинский, продолжатели дела В. Г. Белинского Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, а также, русские позитивисты, наиболее ярким и влиятельным из которых был Д. И. Писарев, и первые русские социологи, прежде всего Михайловский. Свое место в этом движении занимают и так называемые «вульгарные материалисты» Л. Бюхнер и Я. Моллешот... Важно иметь в виду, что представители данного направления философской мысли были тесно связаны отчасти с естественными науками, на чьи достижения они опирались, а отчасти с жизнью искусства, которую они стремились направить на путь реализма, натурализма, импрессионизма — важно потому, что выявляет внутреннее единство всех проявлений этого движения в культуре XIXстолетия. Весьма показательно, что М. М. Филиппов—русский философ и ученый, разработавщий в конце XIX в. и обидно недооцененный нашими историками, признавал общность позитивизма и марксизма более существенной, чем их различия, и в своей «философии действительности» — характерное название! — искал способ синтезирования сильных сторон обоих учений. Понятно, что это направление имело разный удельный вес в культуре разных стран и на разных этапах ее развития в исполненном резких перепадов столетии — общая закономерность, видимо, такова: развитие научной мысли, связанных с ней материалистической и позитивистской философии и реалистического искусства было особенно активным в странах со сравнительно высоким уровнем материального производства и буржуазных отношений (в Англии и Франции), а там, где научное мышление не имело стимула или, тем более, встречало препятствия на своем пути со стороны не заинтересованной в нем монархии и враждебной ему церкви (Германии, Италии. Испании, России), наука развивалась медленно, и позитивизм не мог получить в ней мощной и прочной опоры. И все же такой тип научно-ориентированного мышления и его философского осмысления формировался и здесь — в России, например, это было запечатлено проницательнейшим И. С. Тургеневым в «Отцах и детях», где новое поколение русской интеллигенции представлено именно позитивистски мыслящим героем (писатель однажды признался, что не знает, любит он его или ненавидит; такая амбивалентность отношения отражала объективно противоречивую роль так называемых «нигилистов»). В 60-е годы ярчайшим представителем этого человеческого типа был Д. И. Писарев, в дальнейшем уже в иной, не нигилистической, форме русский позитивизм воплотился в гистологии А. А. Богданова и аксиологии А. В. Луначарского, и тем не менее благодатной почвы он здесь не нашел, оказавшись неизмеримо менее влиятельным, чем изучавшиеся у нас учения О. Конта, Г. Спенсера, Дж. С. Милля. По свидетельству А. И. Герцена, уже в 40-е годы «в России позитивизм вызвал не меньший интерес, чем в свое время философия Гегеля, проявленное к нему внимание распространялось даже шире...». Один из крупнейших русских физиков О. Д. Хвольсон, критически оценивавший целый ряд положений О. Конта, согласился все же написать примечания к изданию перевода одного из томов его «Курса положительной философии», исходя из «общераспространенного у нас мнения о Конте как о великом мыслителе, как о создателе нового начала, которым одинаково должны руководствоваться все науки...». А. Блок точно охарактеризовал это культурное явление: И дух естественных наук (Властей ввергающих в испуг) Здесь был религии подобен...
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.01 с.) |