Теория информационного и глобального общества (М. Маклюен, Э. Тоффлер, М. Кастелье). Тенденции развития и черты глобальной коммуникации. Международные средства распространения рекламы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория информационного и глобального общества (М. Маклюен, Э. Тоффлер, М. Кастелье). Тенденции развития и черты глобальной коммуникации. Международные средства распространения рекламы.



Глобальное общество - многофункциональное общество, характеризующееся универсальностью общественных связей и отношений.

Глобальное общество - мировое общество, возникающее в результате установления все более расширяющихся всеобщих контактов, взаимодействий и взаимозависимостей национальных обществ, вначале разобщенных друг от друга.

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты:

­ увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

­ возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

­ создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Термин информационное общество и масштабные проекты, нацеленные на создание такого общества, впервые появились на Западе. Например, понятие национальная глобальная информационная инфраструктура ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона — А. Гора; информационное общество — появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях

Сегодня термин информационное общество прочно занял свое место, причем не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий информационный век уже в качестве информационного общества или его начального этапа. 27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

Информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, кибернетика, теория принятия решений, теории игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Говоря об изменениях и сдвигах, способствующих переходу современного западного общества в качественно новую стадию или, как говорят, в информационное общество, сторонники рассматриваемой концепции опираются на объективные процессы развития наукоемких, энерго- и трудосберегающих отраслей экономики, процессы роботизации производства, компьютеризации и информатизации важнейших сфер общественной и политической жизни. И, действительно, в настоящее время от новейших наукоемких и энергосберегающих компонентов техники зависит решение таких жизненно важных вопросов, как экономический рост, занятость, повышение жизненного уровня и т. д. Они затрагивают основополагающие принципы функционирования и жизнедеятельности современного общества, поднимая кардинальные вопросы относительно социальных и политических изменений, которые несет с собой внедрение информационной технологии. Это влияет на перспективу общественно-исторического развития человечества, на судьбу человека, на его место и роль в этом процессе.

Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Хорошо это или плохо, но она, пишет автор, представляет собой силу, которая не просто трансформирует жизнь целых сообществ, но способствует перестройке самого «контекста отношений между людьми».

 

Признаки информационного общества:

1. информация используется как экономический ресурс, организации, фирмы используют информацию для того, чтобы повысить свою эффективность, стимулировать и внедрять инновации, укреплять конкурентоспособность.

2. информация становится предметом массового потребления у населения, за счет чего происходит повышение уровня образования

3. идет интенсивное формирование/развитие информационного сектора в экономике, который растет быстрее, чем остальные сектора и отрасли.

4. формирование единого информационного пространства

5. доминирование в экономической сфере стран, наиболее далеко продвинувшихся на пути к информационному обществу.

6. создание рынка информации и знаний в дополнение к существующим рынкам

7. повышение значимости проблемы информационной безопасности личности, фирм, корпораций, обществ, государств.

 

Идея «Глобальной деревни» М. Маклюэна:

Связывал содержание каждой культурной эпохи с доминированием определенной коммуникативной технологии, которая является своеобразным продолжением сознания людей, влияющим на характер отображения реальности, стиля жизни, ценностей, социальной структуры общества. Форма коммуникации рассматривается им в качестве основных факторов культурной эволюции («События приобретают общественную значимость только тогда, когда о нем сообщают посредством различных коммуникативных каналов»).

Со времени господства электронных СМИ началась «эпоха глобальной деревни», для которой характерна децентрализация, т.е. ослабление традиционных связей, иерархий, ценностей; линейное восприятие и познание мира меняется на одновременное; достигается одновременность событий в жизни многих людей, разбросанных по планете, их взаимозависимость; человек получает право узнавать о том, что происходит в других странах, но и обязанность информировать о своих событиях.

Маклюэн выделял 3 эпохи по доминирующему каналу коммуникации: устная, письменная и печатная, электрическая и электронная.

 

«Три волны» Тоффлера:

Особый вклад Элвина Тоффлера в теорию социально-экономического развития внесла концепция «третьей волны». «Первая волна» соответствует сельскохозяйственной революции, «вторая волна» — индустриальной, которая началась в XVII веке. «Третья волна» — это современный этап развития цивилизации, основанной на информационных технологиях. При этом Тоффлеры настаивали на том, что смена экономического уклада невозможна без серьезных потрясений в социальной сфере и смены традиционной системы ценностей.

1928 – теория трех волн в истории человеческого общества: аграрная, индустриальная и постиндустриальная. Аграрная – начало с революции и продолжается 10000

лет. Индустриальное общество – после промышленной революции 200-300 лет назад. Совершенно иной

стиль жизни. Прежде всего – массовизм, связанный с изобретением техники, стандартизация жизни. Люди становятся стандартными. У истоков любой формы лежит тот или иной тип техники. Но наблюдается зарождение третьей волны. Речи идет о целостности и более индивидуализируемом характере. Внешние признаки – угасание мегаполисов, возникновение индивидуализма. Вместо парадигмы господства придет парадигма целостности. Необходимо

развитие интеллектуальных способностей.

 

Кастельс «Информационная экономика и процессы глобализации»:

Информационная – производительность и конкурентоспособность факторов, агентов в этой экономике зависит от их способности генерировать, эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.

Глобальная – все основные виды экономической деятельности (производство, потребление, циркуляция Т/У), а также их составляющие (капитал, труд, управление, информация, технологии) организуются в глобальном масштабе и в режиме реального времени как единая система.

Современное общество – сетевое общество, где пространство организует время, а не наоборот. Теория пространства мест начинает заменяться Пространством потоков. Положение метрополиса зависит от прохождения от него и к нему информационных потоков. Глобальный город – это не место, а процесс, посредством которого центры производства и потребления развитых услуг и местные сообщества связываются в глобальной сети на основе информационных потоков.

3 слоя потоков:

1. материальная опора потока (микроэлектроника, телекоммуникации, компьютерная обработка)

2. узлы и коммуникационные центры, не привязанные к определенному месту.

3. пространственная организация доминирующих менеджерских элит (т.е. в чьих интересах действует техника).

Основные черты глобальной коммуникации:

-неравномерность производства и доступа

-множественность форм коммуникации и трансляции информации

-каналы отличаются между собой

Радио и телекоммуникации централизованы. Хотя в последнее время в них все больше проникают элементы интерактива, неконтролируемое развитие инрернета

- мгновенность доступа к информации, находящейся в любой точке мира

-минитюаризация

-цифровизация

-возможность соединения всех видов информации на одном носителе

-персонализация

-конвергенция (появление радио в интернете)

-массы сами способны создавать и предоставлять информацию (блоги), т. е. происходит преобразование потребителя в редактора, журналиста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.017 с.)