Понятние и признаки информационного общ-ва 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятние и признаки информационного общ-ва



Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты:

увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационныхпродуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

признание массового примата личности в управлении социальными и экономическими отношениями;

новые способы производства, основанные на знании. Превращение информации в экономико-хозяйственную категорию;

массовое коллективное инвестирование (без посредников), базирующееся на совладении материальными и нематериальными активами (crowd funding).

Информационное общество — современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействиеминформационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом

Можно выделить следующие основные признаки информационного общества-

1.Формирование информационного и технологического рынка наряду с традиционными
реальными рынками (например, рынком труда, сырья), перевод информационных ресурсов
в реальные ресурсы государства.

На протяжении последних 30 лет рынок информационных технологий остается одним из наиболее динамично развивающихся рынков. Мировой рынок телекоммуникаций приносит в виде доходов около 510 млрд амер. долл. в год. Неслучайно поэтому в ежегодном списке самых богатых людей планеты (538 миллиардеров), по данным журнала Forbes, в 2001 г. шире всех представлены предприниматели, построившие свое состояние в области средств массовой информации и индустрии развлечений (62 человека), и представители бизнеса информационных технологий (57 человек).

Одно из основных отличий нового информационного общества от традиционного состоит в том, что в нем присутствует особый сектор, осуществляющий сбор, обработку, хранение и распространение информации. Информационное общество пронизано целой сетью различных информационных каналов и коммуникационных систем, но при этом для него характерно наличие своей отдельной информационной индустрии. Ее продукция - столь же необходимая и неотъемлемая часть жизни данного общества, как и продукция материального производства.

2. Переориентация экономик наиболее развитых в информационном отношении стран на
максимальное задействование непроизводственного сектора.

Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии.

3. Широкое распространение надежных и относительно недорогих персональных
компьютеров, дополнительного программно-аппаратного обеспечения к ним, наличие
мощной, разветвленной,

Бачило И. Л. Глобальная информатизация.

Модели построения информационного общества.

1. Модель континентальной Европы, базирующаяся на поиске баланса между контролем со стороны государства и рынком, на динамичном сочетании государственных и рыночных сил, роль каждой из которых может меняться во времени. Европейская модель характеризуется такими особенностями: первоочередное развитие услуг, обеспечение универсального обслуживания, жесткое законодательство, регламентирующее личную инициативу. В повседневной жизни европейский подход ориентирован на функциональное и практическое информирование жителей, а не на развлечения. В рамках этой модели выделяются две крайности:

шведская модель, в которой главный акцент делается на предоставлении услуг, на социальную составляющую, а либерализация телекоммуникаций является пройденным этапом;

французская модель, в которой сохраняется сильная роль государства с акцентом на техническое обеспечение: строительство сетей и производство отечественного оборудования, с ориентацией этого производства на нужды домашних пользователей.

В качестве примера сотрудничества по информационному объединению Европы, включая Россию, может служить проект "Европейская информационная сеть по международным отношениям и региональным исследованиям" (ЕИСМО)-.

2. Американо-английская модель, основанная на полной либерализации рынка ИТТ. Деятельность государства сведена к минимуму, деятельность частных лиц доведена до максимума. Роль государства - в защите конкурентной среды. Основа идеологии - акцент на техническое обеспечение, на создание сетей, информационных супермагистралей. В то же время администрация США все больше внимания уделяет социальной ориентации, развитию концепции универсального обслуживания, что может привести к сближению с европейской моделью. Американо-английская модель характеризуется наличием гибкого законодательства, обеспечивающего главенство личной инициативы. В культурном плане в США основной упор делается на развитие домашних информационных развлечений.

2. Азиатская модель является в некотором смысле промежуточной, так как в основе ее лежит идея сотрудничества государства и предпринимателей. Государство участвует в принятии решений в области крупных вложений частного капитала. Кроме того, государство активно участвует в создании материальной и социальной инфраструктуры. Эта модель опирается на особый стиль управления, другую корпоративную культуру, на многослойную систему субконтрактов, организованную по принципу иерархической пирамиды. Наличие сильной социокультурной составляющей является отличительной чертой этой модели. Основной упор в процессе информатизации делается на повседневные нужды людей, на разработку и внедрение ИТТ, способствующих повышению качества жизни населения.

Стратегия развития информационного общ-ва в РФ

I. Общие положения

Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства.

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.

Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

В настоящей Стратегии закрепляются цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.008 с.)