Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительные механизмы охраны и защиты прав человека на

Поиск

неприкосновенность своей частной жизни, которые предусматривают:

 право каждого обжаловать неправомерные действия конкретного должностного

лица в структуре, осуществляющей оперативно-розыскную деятельность,

вышестоящему должностному лицу, в суд или прокуратуру;

 право каждого на получение информации, собранной в отношении него, если не

доказано судом преступление, задуманное или совершенное этим лицом, и

обязанность должностных лиц предоставлять такую информацию;

 обязанность должностных лиц структур, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, их вышестоящих органов, а также судов и прокуратуры принять меры

по восстановлению конституционных прав граждан в случае незаконного

вмешательства в их частную жизнь, возместить причиненный вред;

 запрет органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной

жизни, которые стали известны в процессе проведения оперативно-розыскной

деятельности, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных

федеральными законами.

Аналогичные нормы содержатся в Федеральных законах "О почтовой связи", "О связи", где

установлено, что все операторы связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.

Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи

сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только

отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных

переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка

почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а

также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного

решения.

В области права на неприкосновенность частной жизни особое место занимает право на

тайну голосования. В современном российском законодательстве право субъекта на тайну голосования

реализуется через обязанность государства (в лице избирательных комиссий) обеспечивать

эту тайну, в связи с чем предлагается следующее:

 выдача единообразных избирательных бюллетеней;

 заполнение избирательного бюллетеня в специально оборудованных кабинете или

комнате (кабине), где не допускается присутствие других лиц;

 немедленное отстранение от участия в работе членов избирательных комиссий,

удаление из помещения для голосования наблюдателей при нарушении ими тайны

голосования. Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни лица и ставшая

известной на законных основаниях другим лицам, должна охраняться:

 в режиме профессиональной тайны - если она получена ими исключительно в силу

исполнения своих профессиональных обязанностей, не связанных с

государственной или муниципальной службой;

 в режиме служебной тайны - если она получена представителями государственных

органов или органов местного самоуправления в силу исполнения своих служебных

обязанностей в случаях и порядке, установленных законом. Защита права на неприкосновенность частной жизни может осуществляться в

неюрисдикционной форме (самозащита гражданином своих прав и законных интересов) и

юрисдикционной форме (в общем, судебном, порядке или специальном,

административном, порядке). В административном порядке в случаях, прямо указанных в законе, потерпевший подает

жалобу на должностное лицо или орган,

нарушивших его права, через вышестоящий орган, Уполномоченному по правам человека

РФ либо прокурору, которые обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав.

В судебном порядке различают способы гражданско-правовой, административно-правовой

и уголовно-правовой защиты.

Персональные данные как особый институт охраны прав на неприкосновенность

Частной жизни.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" вводит

понятие "персональные данные" (ст. 2); относит персональные данные к

конфиденциальной информации и устанавливает, что перечни персональных данных

должны быть закреплены федеральным законом (ст. 11); требует, чтобы

деятельность негосударственных организаций и частных лиц по обработке и

предоставлению персональных данных, равно как и по проектированию, производству

средств защиты информации и обработки персональных данных обязательно

лицензировались в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 11,

19); декларирует, что персональные данные должны защищаться, а режим защиты в

отношении персональных данных устанавливается Федеральным законом (ст. 21). Таким

образом, этот закон, принятый еще в 1995 г., минимум дважды делает ссылку на

специальный закон "О персональных данных". Наряду с этим законом необходимо принять

законы "О личном (персональном) коде" и "О государственном регистре населения".

Объектом права здесь выступают персональные данные - информация (зафиксированная

на любом материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или

может быть отождествлена с ним.

К персональным данным могут быть отнесены сведения, использование которых без

согласия субъекта персональных данных может нанести вред его чести, достоинству,

деловой репутации, доброму имени, иным нематериальным благам и имущественным

интересам:

а) биографические и опознавательные данные (в том числе об обстоятельствах рождения,

усыновления, развода);

б) личные характеристики (в том числе о личных привычках и наклонностях);

в) сведения о семейном положении (в том числе о семейных отношениях);

г) сведения об имущественном, финансовом положении (кроме случаев, прямо

установленных в законе);

д) сведения о состоянии здоровья.

Субъектами права здесь выступают:

а) субъекты персональных данных - лица, к которым относятся соответствующие данные, и

их наследники;

б) держатели персональных данных - органы государственной власти и органы местного

самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие на законных

основаниях сбор, хранение, передачу, уточнение, блокирование, обезличивание,

уничтожение персональных данных (баз персональных данных). Персональные данные и работа с ними должны соответствовать следующим требованиям:

1. Персональные данные должны быть получены и обработаны законным образом на

основании действующего законодательства.

2. Персональные данные включаются в базы персональных данных на основании

свободного согласия субъекта, выраженного в письменной форме, за исключением случаев,

прямо установленных в законе.

3. Персональные данные должны накапливаться для точно определенных и законных

целей, не использоваться в противоречие с этими целями и не быть избыточными по

отношению к ним. Не допускается объединение баз персональных данных, собранных

держателями в разных целях, для автоматизированной обработки информации.

4. Персональные данные, предоставляемые держателем, должны быть точными и в случае

необходимости обновляться.

5. Персональные данные должны храниться не дольше, чем этого требует цель, для

которой они накапливаются, и подлежать уничтожению, когда эта цель достигнута или в

ней миновала надобность.

6. Персональные данные охраняются в режиме конфиденциальной информации,

исключающем их случайное или несанкционированное разрушение или случайную их

утрату, а равно несанкционированный доступ к данным, их изменение, блокирование

илипередачу.

7. Для лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти

должности, может быть установлен специальный правовой режим для их персональных

данных, обеспечивающий открытость только общественно значимых данных.

Правовая охрана персональных данных начинается с момента их получения держателем

персональных данных на законных основаниях и должна носить бессрочный характер 2.

При получении персональных данных в государственных органах и органах местного

самоуправления их охрана обеспечивается в режиме служебной тайны, а должностные

лица этих органов

должны нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за

разглашение этих сведений или их незаконное использование. Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях обезличивания

персональных данных и по желанию субъекта для его персональных данных (в том числе

может быть установлен режим общедоступной информации - библиографические

справочники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления и т. д.).

Должны запрещаться любые действия с персональными

данными, раскрывающими расовое или этническое происхождение, национальную,

языковую, партийную, религиозную принадлежность исключительно в целях выявления

этих факторов, кроме оговоренных в законе случаев.

Субъект персональных данных в отношении своих данных имеет право:

 предоставлять кому-либо персональные данные по своему усмотрению;

 иметь доступ к своим персональным данным;

 уточнять свои персональные данные;

 блокировать (снимать блокирование) какие-либо действия с персональными

данными;

 обжаловать неправомерные действия в отношении персональных данных;

 требовать от государственного органа отказа в выдаче лицензии, отзыва лицензии у

держателя персональных данных.

Ограничение права субъекта на свои персональные данные возможно только в случаях,

прямо установленных в законе, в том числе:

1) в отношении права предоставления своих персональных данных - для субъектов,

допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, - в пределах,

установленных Законом Российской Федерации "О государственной тайне";

2) в отношении права доступа субъекта к своим персональным данным, внесения

уточнений в свои персональные данные, блокирования своих персональных данных:

а) для лиц, в отношении которых персональные данные получены в результате оперативно-

розыскной деятельности, за исключением случаев, когда эта деятельность проводится с

нарушением действующего законодательства либо если судом не доказано преступление,

задуманное или совершенное этим лицом;

б) для субъектов, задержанных по подозрению в совершении преступления, либо которым

предъявлено обвинение по уголовному делу, либо к которым применена мера пресечения

до предъявления обвинения в органах, проводящих указанные действия.

Защита прав субъекта персональных данных может осуществляться в административном

порядке (через подачу жалобы в вышестоящие органы или уполномоченному по правам

субъектов

персональных данных - при создании такой службы в оговоренных законом случаях) или

судебном порядке, аналогично защите права на неприкосновенность частной жизни.

34.Понятие, признаки и структура информации с ограни­ченным доступом.

Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 был утвержден перечень

сведений "конфиденциального характера", где указаны шесть видов такой информации:

1) персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни

гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений,

подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных

федеральными законами случаях;

2) тайна следствия и судопроизводства;

3) служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами

государственной власти в соответствии с ГК РФи федеральными законами;

4) профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью,

доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и

федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки,

телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т. д.);

5) коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к

которым ограничен в соответствии с ГК РФи федеральными законами;

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до

официальной публикации информации оних.

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой

ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов

права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации.

Слово "конфиденциальность" происходит от латинского confidentio, что в переводе

означает доверие. Так, передавая информацию, мы доверяем носителю определенные

данные, надеясь, что мы четко знаем степень их сохранности и круг лиц, имеющих

возможность получить к ней доступ. При этом классической задачей является определение

того, какая информация является закрытой и какие способы защиты следует выбрать.

Долгое время проблема конфиденциальности сводилась к проблеме защиты только

государственных и промышленных секретов, причем последние возводились также в ранг

государственных. Это предполагало разделение информации на открытую, свободный доступ к которой не приносил вреда, и закрытую,

разглашение которой могло нанести сторонам определенный ущерб.

В настоящее время конфиденциальная информация, в свою очередь, включает множество

видов тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: тайна частной жизни,

коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и служебная тайна.

Законодательство Российской Федерации устанавливает ряд обязательных признаков и

условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом5.

Первым признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в

соответствии с законодательством является то, что охране подлежит лишь

документированная информация (зафиксированная на материальном носителе). Под

документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в

виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и

пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 Федерального закона

"Об обязательном экземпляре документов", ст. 1 Федерального закона "О библиотечном

деле").

Вторым признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом

является ее соответствие ограничениям, установленным в законодательстве.6

Третьим обязательным признаком, при котором возможна правовая охрана информации с

ограниченным доступом, должна быть ее защита. При этом называются следующие цели

защиты информации с ограниченным доступом:

 предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации;

 предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации,

искажению, копированию, блокированию информации;

 реализация прав на государственную тайну и конфиденциальную информацию.

В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 21)

указывается, что режим защиты информации устанавливается:

 в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными

органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне"; в

отношении конфиденциальной информации - собственником информационных

ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона "Об

информации, информатизации и защите информации";

 в отношении персональных данных - федеральным законом.

Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является

собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту

информации.

Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных

программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер

защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным

доступом в негосударственных структурах, возложены на органы государственной власти.

Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять

контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или

приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.

Последние два положения, указанные в законе, противоречат не только друг другу, но и

нормам других законов, а также не соответствуют реальным возможностям государства7.

При подготовке

специального закона "О защите конфиденциальной информации" потребуется устранение

этого противоречия с одновременным исключением гл. 5 из Федерального закона "Об

информации, информатизации и защите информации".

Наряду с этим в каждом конкретном случае закон устанавливает специальные перечни

сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с

ограниченным доступом (например, в ст. 7 Закона Российской Федерации "О

государственной тайне").

Такой подход в целом соответствует принципу приоритетности установления правовых

запретов перед разрешительной практикой нормотворчества. В Декларации прав и свобод

человека и гражданина (п. 2 ст. 13), установлено, что право искать, получать и свободно

распространять информацию может ограничиваться законом только в целях охраны

личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также

нравственности. При этом только перечень сведений, составляющих государственную

тайну, в соответствии с требованием Декларации должен быть установлен законом, что

позже было закреплено в Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 29). В то же время в

каждом случае необходимо указывать дополнительные критерии охраноспособности

объекта правоотношений, отличительные признаки субъектов права, а также особенности

правовой охраны и защиты каждого из видов объектов права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.48 (0.01 с.)