![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дополнительные механизмы охраны и защиты прав человека наСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
неприкосновенность своей частной жизни, которые предусматривают: право каждого обжаловать неправомерные действия конкретного должностного лица в структуре, осуществляющей оперативно-розыскную деятельность, вышестоящему должностному лицу, в суд или прокуратуру; право каждого на получение информации, собранной в отношении него, если не доказано судом преступление, задуманное или совершенное этим лицом, и обязанность должностных лиц предоставлять такую информацию; обязанность должностных лиц структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их вышестоящих органов, а также судов и прокуратуры принять меры по восстановлению конституционных прав граждан в случае незаконного вмешательства в их частную жизнь, возместить причиненный вред; запрет органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, которые стали известны в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Аналогичные нормы содержатся в Федеральных законах "О почтовой связи", "О связи", где установлено, что все операторы связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. В области права на неприкосновенность частной жизни особое место занимает право на тайну голосования. В современном российском законодательстве право субъекта на тайну голосования реализуется через обязанность государства (в лице избирательных комиссий) обеспечивать эту тайну, в связи с чем предлагается следующее: выдача единообразных избирательных бюллетеней;
заполнение избирательного бюллетеня в специально оборудованных кабинете или комнате (кабине), где не допускается присутствие других лиц; немедленное отстранение от участия в работе членов избирательных комиссий, удаление из помещения для голосования наблюдателей при нарушении ими тайны голосования. Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни лица и ставшая известной на законных основаниях другим лицам, должна охраняться: в режиме профессиональной тайны - если она получена ими исключительно в силу исполнения своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой; в режиме служебной тайны - если она получена представителями государственных органов или органов местного самоуправления в силу исполнения своих служебных обязанностей в случаях и порядке, установленных законом. Защита права на неприкосновенность частной жизни может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита гражданином своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в общем, судебном, порядке или специальном, административном, порядке). В административном порядке в случаях, прямо указанных в законе, потерпевший подает жалобу на должностное лицо или орган, нарушивших его права, через вышестоящий орган, Уполномоченному по правам человека РФ либо прокурору, которые обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав. В судебном порядке различают способы гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой защиты. Персональные данные как особый институт охраны прав на неприкосновенность Частной жизни. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" вводит понятие "персональные данные" (ст. 2); относит персональные данные к конфиденциальной информации и устанавливает, что перечни персональных данных должны быть закреплены федеральным законом (ст. 11); требует, чтобы деятельность негосударственных организаций и частных лиц по обработке и предоставлению персональных данных, равно как и по проектированию, производству средств защиты информации и обработки персональных данных обязательно лицензировались в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 11,
19); декларирует, что персональные данные должны защищаться, а режим защиты в отношении персональных данных устанавливается Федеральным законом (ст. 21). Таким образом, этот закон, принятый еще в 1995 г., минимум дважды делает ссылку на специальный закон "О персональных данных". Наряду с этим законом необходимо принять законы "О личном (персональном) коде" и "О государственном регистре населения". Объектом права здесь выступают персональные данные - информация (зафиксированная на любом материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. К персональным данным могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия субъекта персональных данных может нанести вред его чести, достоинству, деловой репутации, доброму имени, иным нематериальным благам и имущественным интересам: а) биографические и опознавательные данные (в том числе об обстоятельствах рождения, усыновления, развода); б) личные характеристики (в том числе о личных привычках и наклонностях); в) сведения о семейном положении (в том числе о семейных отношениях); г) сведения об имущественном, финансовом положении (кроме случаев, прямо установленных в законе); д) сведения о состоянии здоровья. Субъектами права здесь выступают: а) субъекты персональных данных - лица, к которым относятся соответствующие данные, и их наследники; б) держатели персональных данных - органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие на законных основаниях сбор, хранение, передачу, уточнение, блокирование, обезличивание, уничтожение персональных данных (баз персональных данных). Персональные данные и работа с ними должны соответствовать следующим требованиям: 1. Персональные данные должны быть получены и обработаны законным образом на основании действующего законодательства. 2. Персональные данные включаются в базы персональных данных на основании свободного согласия субъекта, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо установленных в законе. 3. Персональные данные должны накапливаться для точно определенных и законных целей, не использоваться в противоречие с этими целями и не быть избыточными по отношению к ним. Не допускается объединение баз персональных данных, собранных держателями в разных целях, для автоматизированной обработки информации. 4. Персональные данные, предоставляемые держателем, должны быть точными и в случае необходимости обновляться. 5. Персональные данные должны храниться не дольше, чем этого требует цель, для которой они накапливаются, и подлежать уничтожению, когда эта цель достигнута или в ней миновала надобность. 6. Персональные данные охраняются в режиме конфиденциальной информации, исключающем их случайное или несанкционированное разрушение или случайную их утрату, а равно несанкционированный доступ к данным, их изменение, блокирование илипередачу. 7. Для лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности, может быть установлен специальный правовой режим для их персональных данных, обеспечивающий открытость только общественно значимых данных.
Правовая охрана персональных данных начинается с момента их получения держателем персональных данных на законных основаниях и должна носить бессрочный характер 2. При получении персональных данных в государственных органах и органах местного самоуправления их охрана обеспечивается в режиме служебной тайны, а должностные лица этих органов должны нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за разглашение этих сведений или их незаконное использование. Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях обезличивания персональных данных и по желанию субъекта для его персональных данных (в том числе может быть установлен режим общедоступной информации - библиографические справочники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления и т. д.). Должны запрещаться любые действия с персональными данными, раскрывающими расовое или этническое происхождение, национальную, языковую, партийную, религиозную принадлежность исключительно в целях выявления этих факторов, кроме оговоренных в законе случаев. Субъект персональных данных в отношении своих данных имеет право: предоставлять кому-либо персональные данные по своему усмотрению; иметь доступ к своим персональным данным; уточнять свои персональные данные; блокировать (снимать блокирование) какие-либо действия с персональными данными; обжаловать неправомерные действия в отношении персональных данных; требовать от государственного органа отказа в выдаче лицензии, отзыва лицензии у держателя персональных данных. Ограничение права субъекта на свои персональные данные возможно только в случаях, прямо установленных в законе, в том числе: 1) в отношении права предоставления своих персональных данных - для субъектов, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, - в пределах, установленных Законом Российской Федерации "О государственной тайне"; 2) в отношении права доступа субъекта к своим персональным данным, внесения уточнений в свои персональные данные, блокирования своих персональных данных: а) для лиц, в отношении которых персональные данные получены в результате оперативно- розыскной деятельности, за исключением случаев, когда эта деятельность проводится с нарушением действующего законодательства либо если судом не доказано преступление, задуманное или совершенное этим лицом; б) для субъектов, задержанных по подозрению в совершении преступления, либо которым
предъявлено обвинение по уголовному делу, либо к которым применена мера пресечения до предъявления обвинения в органах, проводящих указанные действия. Защита прав субъекта персональных данных может осуществляться в административном порядке (через подачу жалобы в вышестоящие органы или уполномоченному по правам субъектов персональных данных - при создании такой службы в оговоренных законом случаях) или судебном порядке, аналогично защите права на неприкосновенность частной жизни. 34.Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом. Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 был утвержден перечень сведений "конфиденциального характера", где указаны шесть видов такой информации: 1) персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; 2) тайна следствия и судопроизводства; 3) служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФи федеральными законами; 4) профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т. д.); 5) коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФи федеральными законами; 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации оних. Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Слово "конфиденциальность" происходит от латинского confidentio, что в переводе означает доверие. Так, передавая информацию, мы доверяем носителю определенные данные, надеясь, что мы четко знаем степень их сохранности и круг лиц, имеющих возможность получить к ней доступ. При этом классической задачей является определение того, какая информация является закрытой и какие способы защиты следует выбрать. Долгое время проблема конфиденциальности сводилась к проблеме защиты только государственных и промышленных секретов, причем последние возводились также в ранг государственных. Это предполагало разделение информации на открытую, свободный доступ к которой не приносил вреда, и закрытую, разглашение которой могло нанести сторонам определенный ущерб. В настоящее время конфиденциальная информация, в свою очередь, включает множество видов тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: тайна частной жизни,
коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и служебная тайна. Законодательство Российской Федерации устанавливает ряд обязательных признаков и условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом5. Первым признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что охране подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе). Под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов", ст. 1 Федерального закона "О библиотечном деле"). Вторым признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом является ее соответствие ограничениям, установленным в законодательстве.6 Третьим обязательным признаком, при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита. При этом называются следующие цели защиты информации с ограниченным доступом: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; реализация прав на государственную тайну и конфиденциальную информацию. В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 21) указывается, что режим защиты информации устанавливается: в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне"; в отношении конфиденциальной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации"; в отношении персональных данных - федеральным законом. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, возложены на органы государственной власти. Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. Последние два положения, указанные в законе, противоречат не только друг другу, но и нормам других законов, а также не соответствуют реальным возможностям государства7. При подготовке специального закона "О защите конфиденциальной информации" потребуется устранение этого противоречия с одновременным исключением гл. 5 из Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". Наряду с этим в каждом конкретном случае закон устанавливает специальные перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом (например, в ст. 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"). Такой подход в целом соответствует принципу приоритетности установления правовых запретов перед разрешительной практикой нормотворчества. В Декларации прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 13), установлено, что право искать, получать и свободно распространять информацию может ограничиваться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. При этом только перечень сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованием Декларации должен быть установлен законом, что позже было закреплено в Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 29). В то же время в каждом случае необходимо указывать дополнительные критерии охраноспособности объекта правоотношений, отличительные признаки субъектов права, а также особенности правовой охраны и защиты каждого из видов объектов права.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.90 (0.012 с.) |