Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дополнительные механизмы охраны и защиты прав человека наСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
неприкосновенность своей частной жизни, которые предусматривают: право каждого обжаловать неправомерные действия конкретного должностного лица в структуре, осуществляющей оперативно-розыскную деятельность, вышестоящему должностному лицу, в суд или прокуратуру; право каждого на получение информации, собранной в отношении него, если не доказано судом преступление, задуманное или совершенное этим лицом, и обязанность должностных лиц предоставлять такую информацию; обязанность должностных лиц структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их вышестоящих органов, а также судов и прокуратуры принять меры по восстановлению конституционных прав граждан в случае незаконного вмешательства в их частную жизнь, возместить причиненный вред; запрет органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, которые стали известны в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Аналогичные нормы содержатся в Федеральных законах "О почтовой связи", "О связи", где установлено, что все операторы связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. В области права на неприкосновенность частной жизни особое место занимает право на тайну голосования. В современном российском законодательстве право субъекта на тайну голосования реализуется через обязанность государства (в лице избирательных комиссий) обеспечивать эту тайну, в связи с чем предлагается следующее: выдача единообразных избирательных бюллетеней; заполнение избирательного бюллетеня в специально оборудованных кабинете или комнате (кабине), где не допускается присутствие других лиц; немедленное отстранение от участия в работе членов избирательных комиссий, удаление из помещения для голосования наблюдателей при нарушении ими тайны голосования. Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни лица и ставшая известной на законных основаниях другим лицам, должна охраняться: в режиме профессиональной тайны - если она получена ими исключительно в силу исполнения своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой; в режиме служебной тайны - если она получена представителями государственных органов или органов местного самоуправления в силу исполнения своих служебных обязанностей в случаях и порядке, установленных законом. Защита права на неприкосновенность частной жизни может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита гражданином своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в общем, судебном, порядке или специальном, административном, порядке). В административном порядке в случаях, прямо указанных в законе, потерпевший подает жалобу на должностное лицо или орган, нарушивших его права, через вышестоящий орган, Уполномоченному по правам человека РФ либо прокурору, которые обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав. В судебном порядке различают способы гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой защиты. Персональные данные как особый институт охраны прав на неприкосновенность Частной жизни. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" вводит понятие "персональные данные" (ст. 2); относит персональные данные к конфиденциальной информации и устанавливает, что перечни персональных данных должны быть закреплены федеральным законом (ст. 11); требует, чтобы деятельность негосударственных организаций и частных лиц по обработке и предоставлению персональных данных, равно как и по проектированию, производству средств защиты информации и обработки персональных данных обязательно лицензировались в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 11, 19); декларирует, что персональные данные должны защищаться, а режим защиты в отношении персональных данных устанавливается Федеральным законом (ст. 21). Таким образом, этот закон, принятый еще в 1995 г., минимум дважды делает ссылку на специальный закон "О персональных данных". Наряду с этим законом необходимо принять законы "О личном (персональном) коде" и "О государственном регистре населения". Объектом права здесь выступают персональные данные - информация (зафиксированная на любом материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. К персональным данным могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия субъекта персональных данных может нанести вред его чести, достоинству, деловой репутации, доброму имени, иным нематериальным благам и имущественным интересам: а) биографические и опознавательные данные (в том числе об обстоятельствах рождения, усыновления, развода); б) личные характеристики (в том числе о личных привычках и наклонностях); в) сведения о семейном положении (в том числе о семейных отношениях); г) сведения об имущественном, финансовом положении (кроме случаев, прямо установленных в законе); д) сведения о состоянии здоровья. Субъектами права здесь выступают: а) субъекты персональных данных - лица, к которым относятся соответствующие данные, и их наследники; б) держатели персональных данных - органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие на законных основаниях сбор, хранение, передачу, уточнение, блокирование, обезличивание, уничтожение персональных данных (баз персональных данных). Персональные данные и работа с ними должны соответствовать следующим требованиям: 1. Персональные данные должны быть получены и обработаны законным образом на основании действующего законодательства. 2. Персональные данные включаются в базы персональных данных на основании свободного согласия субъекта, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо установленных в законе. 3. Персональные данные должны накапливаться для точно определенных и законных целей, не использоваться в противоречие с этими целями и не быть избыточными по отношению к ним. Не допускается объединение баз персональных данных, собранных держателями в разных целях, для автоматизированной обработки информации. 4. Персональные данные, предоставляемые держателем, должны быть точными и в случае необходимости обновляться. 5. Персональные данные должны храниться не дольше, чем этого требует цель, для которой они накапливаются, и подлежать уничтожению, когда эта цель достигнута или в ней миновала надобность. 6. Персональные данные охраняются в режиме конфиденциальной информации, исключающем их случайное или несанкционированное разрушение или случайную их утрату, а равно несанкционированный доступ к данным, их изменение, блокирование илипередачу. 7. Для лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности, может быть установлен специальный правовой режим для их персональных данных, обеспечивающий открытость только общественно значимых данных. Правовая охрана персональных данных начинается с момента их получения держателем персональных данных на законных основаниях и должна носить бессрочный характер 2. При получении персональных данных в государственных органах и органах местного самоуправления их охрана обеспечивается в режиме служебной тайны, а должностные лица этих органов должны нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за разглашение этих сведений или их незаконное использование. Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях обезличивания персональных данных и по желанию субъекта для его персональных данных (в том числе может быть установлен режим общедоступной информации - библиографические справочники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления и т. д.). Должны запрещаться любые действия с персональными данными, раскрывающими расовое или этническое происхождение, национальную, языковую, партийную, религиозную принадлежность исключительно в целях выявления этих факторов, кроме оговоренных в законе случаев. Субъект персональных данных в отношении своих данных имеет право: предоставлять кому-либо персональные данные по своему усмотрению; иметь доступ к своим персональным данным; уточнять свои персональные данные; блокировать (снимать блокирование) какие-либо действия с персональными данными; обжаловать неправомерные действия в отношении персональных данных; требовать от государственного органа отказа в выдаче лицензии, отзыва лицензии у держателя персональных данных. Ограничение права субъекта на свои персональные данные возможно только в случаях, прямо установленных в законе, в том числе: 1) в отношении права предоставления своих персональных данных - для субъектов, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, - в пределах, установленных Законом Российской Федерации "О государственной тайне"; 2) в отношении права доступа субъекта к своим персональным данным, внесения уточнений в свои персональные данные, блокирования своих персональных данных: а) для лиц, в отношении которых персональные данные получены в результате оперативно- розыскной деятельности, за исключением случаев, когда эта деятельность проводится с нарушением действующего законодательства либо если судом не доказано преступление, задуманное или совершенное этим лицом; б) для субъектов, задержанных по подозрению в совершении преступления, либо которым предъявлено обвинение по уголовному делу, либо к которым применена мера пресечения до предъявления обвинения в органах, проводящих указанные действия. Защита прав субъекта персональных данных может осуществляться в административном порядке (через подачу жалобы в вышестоящие органы или уполномоченному по правам субъектов персональных данных - при создании такой службы в оговоренных законом случаях) или судебном порядке, аналогично защите права на неприкосновенность частной жизни. 34.Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом. Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 был утвержден перечень сведений "конфиденциального характера", где указаны шесть видов такой информации: 1) персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; 2) тайна следствия и судопроизводства; 3) служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФи федеральными законами; 4) профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т. д.); 5) коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФи федеральными законами; 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации оних. Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Слово "конфиденциальность" происходит от латинского confidentio, что в переводе означает доверие. Так, передавая информацию, мы доверяем носителю определенные данные, надеясь, что мы четко знаем степень их сохранности и круг лиц, имеющих возможность получить к ней доступ. При этом классической задачей является определение того, какая информация является закрытой и какие способы защиты следует выбрать. Долгое время проблема конфиденциальности сводилась к проблеме защиты только государственных и промышленных секретов, причем последние возводились также в ранг государственных. Это предполагало разделение информации на открытую, свободный доступ к которой не приносил вреда, и закрытую, разглашение которой могло нанести сторонам определенный ущерб. В настоящее время конфиденциальная информация, в свою очередь, включает множество видов тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: тайна частной жизни, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и служебная тайна. Законодательство Российской Федерации устанавливает ряд обязательных признаков и условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом5. Первым признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что охране подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе). Под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов", ст. 1 Федерального закона "О библиотечном деле"). Вторым признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом является ее соответствие ограничениям, установленным в законодательстве.6 Третьим обязательным признаком, при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита. При этом называются следующие цели защиты информации с ограниченным доступом: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; реализация прав на государственную тайну и конфиденциальную информацию. В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 21) указывается, что режим защиты информации устанавливается: в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне"; в отношении конфиденциальной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации"; в отношении персональных данных - федеральным законом. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, возложены на органы государственной власти. Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. Последние два положения, указанные в законе, противоречат не только друг другу, но и нормам других законов, а также не соответствуют реальным возможностям государства7. При подготовке специального закона "О защите конфиденциальной информации" потребуется устранение этого противоречия с одновременным исключением гл. 5 из Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". Наряду с этим в каждом конкретном случае закон устанавливает специальные перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом (например, в ст. 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"). Такой подход в целом соответствует принципу приоритетности установления правовых запретов перед разрешительной практикой нормотворчества. В Декларации прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 13), установлено, что право искать, получать и свободно распространять информацию может ограничиваться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. При этом только перечень сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованием Декларации должен быть установлен законом, что позже было закреплено в Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 29). В то же время в каждом случае необходимо указывать дополнительные критерии охраноспособности объекта правоотношений, отличительные признаки субъектов права, а также особенности правовой охраны и защиты каждого из видов объектов права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.0 (0.013 с.) |