Методы информационного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы информационного права.



Вопрос о методе в праве является наиболее интересным с теоретической и практической

точек зрения. В исследованиях юристов обосновано мнение о множестве методов отраслей

публичного права. И поскольку право информационное в значительной степени - это право

публичное, к нему относятся все аргументы не об одном специфическом для данной сферы

отношений правовом методе регулирования, а о совокупности методов публичного права.

Через категорию "метод" в праве и правоприменительной деятельности разрешается

проблема способов и приемов юридической практики достижения цели, поставленной

законодателем в области упорядочения отношений в определенной сфере. Метод - это

способ и средство правового упорядочивания сознания, поведения, отношений людей в

связи с реализацией их интересов в определенной области. Способы и средства правового

воздействия самым непосредственным образом выражают волю законодателя через

общеобязательность исполнения правовых предписаний, что достигается через

нормативность этих предписаний.

Нормативность - общеобязательность правовых норм (правил) обеспечивается рядом

условий. В их числе:

 степень точности предметной области (сферы) социальной

_______ жизни, деятельности, в которой нормы должны действовать, получать реализацию;

 степень точности, конкретности обозначения круга лиц - субъектов права,

обязанных соблюдать правовые предписания - адресность норм; обеспечение

юридической технологии оформления содержания поведения или отношений

субъектов права - фиксация их прав и обязанностей, обязательств;

 способы, а в организационном выражении - механизмы обеспечения исполнения воли

законодателя (творца нормативных предписаний), законности предписания.

Если первые два условия обеспечиваются в процессе определения предмета правового

регулирования, то содержательное наполнение норм права (предписаний), равно как и

способы обеспечения реализации норм, имеют непосредственное отношение к методам

правового регулирования.

Методы правового регулирования лежат в основе разграничения основных, классических

отраслей права: государственного (конституционного), гражданского, уголовного,

административного. Производные отрасли от этих отраслей, образующих большие или

меньшие семейства классических отраслей права, несут отпечаток методов своей

исходной, "родной" отрасли. Особенно разветвленной является отрасль административного

права.

Важно установить основные признаки метода регулирования в информационном праве. В

этой связи необходимо напомнить, какие цели решаются этой категорией права. К ним

относятся:

1. предписание действовать определенным образом в конкретной ситуации (в ситуации

юридического факта) в пределах предметной сферы отношений (установление правил

поведения, взаимодействия субъектов права);

2. установление организационных мер и структур с целью обеспечить соблюдение

установленных предписаний (правил);

3. установление структур, их прав и обязанностей, действующих в случаях нарушения

нормативно предусмотренных правил поведения субъектов права в пределах регулируемой

сферы (отрасли)отношений и реализующих принудительные и карательные меры в

случаях нарушения порядка, предусмотренного нормами права.

Вопрос о множественности методов применительно к информационному праву не

ограничивается только методами публичного

права. Широко применяются методы как частного национального, так и международного

права. Всепроникающая природа информации обусловливает формирование отрасли,

которая не является ни классической, ни чистой по принадлежности к какому-либо

семейству одной отрасли права по методу регулирования. Информационное право по

методам правового регулирования является отраслью третьего уровня классификации -

отраслью комплексной. Имея наиболее точно очерченную предметную сферу

регулирования - информацию и информационную деятельность - данная часть правовой

системы по своим методам использует разные средства и приемы, свойственные всей

системе права. Поэтому мы говорим не об одном методе, а о методах, их множестве и

разнообразии, о взаимодополнении правовых методов в пределах одной предметной

отрасли.

Специфика методов информационного права - сочетание конституционного

регулирования, административных способов обеспечения особенностей информационной

деятельности, привлечение всего арсенала контрольных, принудительных, карательных

мер в процессе обеспечения соблюдения законодательства и реакции государства на

правонарушения - объясняет и проблему места информационного права в системе права в

целом. Информационное право - отрасль, которая находится в тесном контакте и

взаимодействии со всеми другими отраслями права.

Связь информационного права с другими отраслями находит выражение и в

конституционной его основе - в гл. 2 Конституции Российской Федерации "Права и

свободы человека и гражданина". Нет ни одного права и обязанности человека и

гражданина, которое бы не было опосредовано связью с правом на информацию. А право

на информацию реализуется в рамках, определенных законом, в пространстве,

объединяющем буквально все виды деятельности человека и его различных ассоциаций.

Конституция РФ содержит ряд норм, непосредственно связанных с информацией в

разных формах: мысль, слово, мнение, почтовые, телеграфные отправления, массовая

информация, документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы

граждан, федеральная информация; закрепляет содержание права на информацию;

устанавливает основные требования к правовой

информации, выражаемой в форме законов и иных нормативных правовых актов,

гарантирует защиту личной, семейной тайн, государственной тайны. Связь

конституционного законодательства с проблемами информации прослеживается на основе

Федерального Конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", на

основе всего массива законодательства о выборах.

Базовой отраслью права для регулирования отношений, связанных с информационной

деятельностью в области связи и коммуникаций, на сегодняшнем этапе можно назвать

административное право, и на этом основании выделяемое в самостоятельную отрасль

информационное право следует пока условно отнести к семейству административного

права, что не исключает его связи с другими отраслями публичного права (уголовным,

финансовым, экологическим и т. д.) и изменения его места в системе права в дальнейшем.

Особо следует сказать о взаимодействии и связи информационного права с гражданским

правом, правом частным (национальным и международным). Это большая тема, отметим

лишь, что ст. 128 ГК РФ включает в перечень объектов гражданских прав информацию

наряду с такими объектами, как вещные объекты, результаты интеллектуальной

деятельности, включая интеллектуальную собственность. ГК регулирует и вопрос о

коммерческой, банковской тайне, множество иных проблем, связанных с информацией как

самостоятельным объектом отношений так и сопутствующим иным отношениям в сфере

этой отрасли. Статьи 160 и 779 ГК закрепляют такую форму отношений как

информационные услуги, признает электронную подпись как средство, удостоверяющее

подлинность подписи сторон в сделках.

Проблемы права на информацию являются и предметом внимания международного права.

Содержание и формы защиты права на информацию человека и гражданина, проблемы

обмена информацией, защиты и обмена культурных ценностей, включая документы;

защита персональных данных и многие другие проблемы информационного характера

являются предметом внимания международного публичного права. В ряду актов по защите

персональных данных в информационных системах возможно упомянуть о Директивах

(рекомендациях) Комитета Министров ЕС для государств-членов по защите личной тайны

в Интернет, принятые 23.02.1999 г.

Таким образом, создаются условия, подтверждающие важность и связанность информации

как объекта правовых отношений со многими отраслями права, с одной стороны, и

осложняющие регулирование все расширяющейся информационной деятельности как

самостоятельной, с другой. Необходим определенный баланс разных методов

регулирования отношений, связанных с информацией и коммуникационными процессами

ее с учетом специфики самого объекта отношений различных субъектов права. Это создает

немалые трудности, ибо всегда возникает желание уложить проблему в привычные рамки

решения каким-либо одним методом.

Самостоятельность отрасли права можно проверить и через такой индикатор, как ее

институты.

Институт права - это совокупность норм и механизмов их реализации, обеспечивающая

достаточную полноту и согласованность регулирования наиболее устойчивых и

функционально однородных отношений в системе права. Категория "институт"

реализуется как всеобщая - для всей системы права, как межотраслевая - для смежных и

связанных отраслей, и как отраслевая. В системе информационного права действуют все

уровни правовых институтов. Такие институты, как субъект права, норма права,

ответственность, правоотношение - институты общие для всех отраслей права -

реализуются в данной отрасли.

Межотраслевыми институтами являются институты собственности и интеллектуальной

собственности, так как корни их лежат в системе гражданского права, но обеспечиваются и

нормами публичного права, и применяются в системе отношений, регулируемых

информационным законодательством. Специфическими институтами информационного

права являются "свобода", "тайна", "доступ", "правовой режим информации,

информационного ресурса", формируемый на основе общеправового института правового

режима, "право на информацию", "защита информации"; "открытая", "ограниченного

доступа", "массовая", "официальная" и другие виды информации.

Наиболее развитыми институтами информационного права в теоретическом и

нормативном отношении являются: институт права на информацию, институт массовой

информации, институт правового режима информационных ресурсов, институт

тайны, институт персональных данных и др.

Проблематика института права требует более углубленного исследования, чем это

делалось до сих пор. А в области информационной деятельности и информационных

отношений этот вопрос нуждается в особом внимании, ибо точность определения

института существенным образом влияет не только на процесс нормотворчества, но и на

содержание научных исследований, а также на практику правоприменения.

Не менее важна и проблема выработки терминологии, свойственной определенной сфере

отношений. Точность и однозначность терминов и понятий позволяют наиболее корректно

сформулировать содержание того или иного института и обеспечить культуру правового

регулирования. Выработка унифицированных дефиниций в праве вообще - одна из

важнейших задач законодательной и в целом нормотворческой деятельности. На основе

дефиниций, рассмотренных в первой главе учебника и касающихся в основном чисто

информационной тематики, выстраиваются лексика и понятийный аппарат в области права,

необходимый для оформления нормативных правовых актов в области информации,

информатизации, обеспечения информационной безопасности, для создания определенной

культуры и законности в области информационной сферы. Этим вопросам будет уделено

специальное внимание по ходу рассмотрения конкретных проблем информационного

права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.026 с.)