Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и задачи обеспечения информационной безопасности.

Поиск

к принципам обеспечения информационной безопасности можно отнести:

законность (соблюдение норм международного права, Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности);

открытость (информирование общества о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений с учетом

ограничений, установленных в законодательстве);

 правовое равенство (все участники процесса информационного взаимодействия

равны вне зависимости от их политического, социального и экономического

статуса);

 сбалансированность (соблюдение баланса интересов субъектов, их взаимная

ответственность);

 реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств);

 приоритетность (приоритетное развитие отечественных современных

информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических

и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных

телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным

сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ);

 системность (сочетание централизованного управления силами и средствами

обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеральным устройством

России части полномочий в этой области органам государственной власти

субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления);

 интеграция с международными системами обеспечения информационной

безопасности.

Аналогичный подход, по-видимому, необходимо применить и при определении задач и

функций обеспечения информационной безопасности, учитывая при этом результаты

сравнительного и системного анализа других нормативных документов и разработок по

этим вопросам.

Основные задачи в области обеспечения информационной безопасности. 1 К основным

задачам в области обеспечения информационной безопасности относятся:

- формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты

национальных интересов от угроз в информационной сфере, реализации конституционных

прав и свобод граждан в сфере информационной деятельности;

- разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной

 

информационной политики России, в том числе разработка методов повышения

эффективности участия государства в формировании информационной политики

государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств

массовой информации;

- совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения

информационной безопасности;

- определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ответственности их

должностных лиц, юридических лиц и граждан в области обеспечения информационной

безопасности;

- развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности

Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области,

включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и

прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также

системы противодействия этим угрозам;

- координация деятельности органов государственной власти по обеспечению

информационной безопасности;

- совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры,

ускорение развития новых информационных

технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения,

обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную

информационную инфраструктуру;

- проведение единой технической политики в области обеспечения информационной

безопасности Российской Федерации; разработка критериев и методов оценки

эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской

Федерации, а также сертификации этих систем и средств; развитие стандартизации

информационных систем на базе общепризнанных международных стандартов и их

внедрение для всех видов информационных систем;2

- обеспечение технологической независимости РФ, развитие отечественной индустрии

телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с

зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;

- развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности

Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий

политического и социально-экономического развития России и реальности угроз

применения"информационного оружия";

- разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения

безопасности информационных технологий, прежде всего, используемых в системах

управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными

производствами;

- создание и развитие современной защищенной технологической основы управления

государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

- защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных

органах государственной власти, на предприятиях оборонного комплекса, в том числе

государственной тайны;

- создание условий для успешного развития негосударственного компонента в сфере

обеспечения информационной безопасности, осуществления эффективного гражданского

контроля за деятельностью органов государственной власти;

- духовное возрождение России; обеспечение сохранности и защиты культурного и

исторического наследия (в том числе музейных, архивных, библиотечных фондов,

основных историко-культурных объектов);

- сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли Русской

православной церкви и церквей других конфессий;

- пропаганда средствами массовой информации элементов национальных культур народов

России, духовно-нравственных, исторических традиций, норм общественной жизни и

передового опыта подобной пропагандистской деятельности;

- повышение роли русского языка как государственного языка и языка

межгосударственного общения народов России и государств - участников СНГ;

- создание оптимальных социально-экономических условий для осуществления важнейших

видов творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;

- противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере;

- создание единой системы подготовки кадров в области обеспечения информационной

безопасности;

- организация международного сотрудничества по обеспечению информационной

безопасности при интеграции России в мировое информационное пространство на

условиях равноправного партнерства.

43.Понятие и предмет государственной политики в инфор­мационной сфере.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;
открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;
приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.
Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации:
проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности Российской Федерации, разрабатывает меры по ее обеспечению;
организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности Российской Федерации;
поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации;
осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;
проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории Российской Федерации и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;
способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;
формулирует и реализует государственную информационную политику России;
организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области;
способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.
Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Это предполагает:
оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;
создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности;
определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере;
создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления;
разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;
разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе;
совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.
Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.
Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.
Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом.
В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых решений государство поддерживает формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействует организации их эффективной работы.

44.Особенности государственного управления в информа­ционной сфере.

Государственное управление в информационной сфере -специфический вид

социального управления посредством

реализации своих властных полномочий всеми органами государственной власти (в

широком смысле), либо органами исполнительной власти (в узком смысле) по

регулированию отношений, возникающих по поводу информации и в связи с ее оборотом в

социальных системах.

Термин "государственное управление" широко используется в отечественной и зарубежной

научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он

употреблялся и в нашей стране, но в Конституции РФ (1993), где признано, что

государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную,

исполнительную и судебную, термин "управление" был исключен. В связи с этим

рассмотрим соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Любая управленческая деятельность состоит из этапов сбора и обработки информации, ее

анализа и выработки решения, его реализации (исполнения) и контроля за реализацией. По

сути, на подобной основе строится и деятельность государственного аппарата -

совокупности органов, выражающих государственную власть. При этом надо учитывать,

что исполнительная власть в значительной степени - категория политико-правовая, в то

время как государственное управление - организационно-правовая. Право на жизнь имеют

обе эти государственно-правовые категории, так как государственное управление -

реальность, без которой не может работать государственный механизм. В то же время,

следует иметь в виду, что понятие "государственное управление" - более широкое по

сравнению с исполнительной властью. Последняя, в известном смысле, производна от

государственного управления и призвана определить объем и характер государственно-

властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой

деятельности.

Поскольку действующее законодательство РФ, наряду с широким использованием термина

"органы исполнительной власти", нередко содержит упоминания об "исполнительных

органах", о "государственных органах управления" и т.п., следует уточнить, что единая

терминология, определяемая переходом к системе разделения властей, еще окончательно

не сложилась.

В настоящее время центральное место в государственно-управленческой деятельности

занимает:

разработка и формирование государственной политики, посредством принятия

федеральных законов и подзаконных нормативных актов;

реализация политики через государственные программы общефедерального и

регионального масштабов (например, информатизации);

установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ

различных сфер жизни (например, государственное стимулирование предпринимательства,

защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и

недобросовестной конкуренции и т.п.);

управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;

регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

координация функционирования национализированного и денационализированного

секторов социально-экономической, хозяйственной и иных сфер жизнедеятельности

общества;

обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере

государственного управления;

осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемых и

регулируемых сфер.

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент

РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство

РФ, суды РФ, а также конституционные федеральные органы государственной власти с

особым статусом: Счетная Палата РФ, Центральная избирательная Комиссия РФ,

Центральный Банк РФ, Уполномоченный РФ по правам человека, Прокуратура РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 3345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.122.20 (0.009 с.)