Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение интегрального критерия уровня готовности к информационному обществу

Поиск

 

 

Сегодня использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих сферах услуг и промышленности стало совершенно необходимым элементом конкурентной борьбы и стратегического развития.

Глобальное значение этого явления состоит в том, что знания, зафиксированные в технологиях, компьютерных системах, становятся объективным фактором развития. В настоящий момент масштабы данного процесса становятся столь значительны, что придают ему новое качество − возникает информационная цивилизация, где знания становятся основой существования. Причем знания эти настолько специализированы и сложны, что для их использования необходимы специальные средства − информационные и коммуникационные технологии.

Широко распространенный термин «экономика знания» четко характеризует тенденцию формирования экономики информационного общества. Конечно, традиционная промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг по-прежнему преобладают в абсолютных объемах производства, но наибольшие темпы роста, доходность наблюдаются именно в отраслях информационной индустрии. Производство знаний становится важнейшей функцией общества, обеспечивающей его выживание и дальнейший прогресс.

В этих условиях особую актуальность приобретает задача − превратить потенциальные возможности ИКТ в реальную силу развития. По мнению многих ведущих экспертов, эти технологии, хотя и не решат всех проблем, но могут за счет качественного улучшения возможностей обмена информацией значительно облегчить создание новой социальной и экономической инфраструктуры. А именно новая инфраструктура и обеспечивает устойчивое экономическое развитие.

Критерии оценки уровня готовности России, ее структур административно-хозяйственного деления и отраслей к информационному обществу предназначены для определения их принадлежности к одному из четырех уровней готовности к информационному обществу:

а) первый уровень – условия для перехода к информационному обществу отсутствуют;

б) второй уровень – условия для перехода к информационному обществу созданы и используются малой частью общества;

в) третий уровень – условия для перехода к информационному обществу созданы и используются значительной частью общества. Существует электронное расслоение общества;

г) четвертый уровень – большая часть общества использует в жизни и в профессиональной деятельности инфокоммуникационные технологии, услуги и информационные ресурсы. Осуществляются меры по преодолению электронного расслоения общества и других негативных последствий информатизации.

Уровни готовности России к информационному обществу определяются в пяти направлениях, характеризующих развитие информатизации и проникновение ИКТ, услуг и информационных технологий в жизни и деятельности общества:

− первое направление – «Доступ к инфокоммуникациям». Характеризует обеспеченность общества инфокоммуникационной инфраструктурой; ее доступность населению и предприятиям по цене и времени доступа к сетевым ресурсам; скоростью и качеством передачи информации; развитием местной сбытовой сети аппаратных и программных средств и услуг; развитием местной сети телекоммуникационного сервиса, сопровождения аппаратных и программных средств; развитием местной сети доступа к Интернету.

− второе направление – «Информационное обучение». Характеризует обеспеченность средних и высших учебных заведений компьютерами и ресурсами Интернета, уровнем подготовленности преподавателей по применению ИКТ в преподавательской деятельности, возможностями получения специального и общего образования по ИКТ в государственных и негосударственных средних специальных, высших учебных заведений.

− третье направление – «Инфокоммуникационное общество». Характеризует возможности использования и использование Интернета, его информационных ресурсов в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, а также средний объем информации, получаемый одним человеком в год.

Четвертое направление – «Инфокоммуникационная экономика». Характеризует влияние специализации в области ИКТ на рынок труда, развитие электронной коммерции «Фирма-покупатель» и «Фирма-Фирма», переход к «Электронному правительству», общее влияние отрасли экономической деятельности в сфере информатизации на экономику России (доля ВВП, получаемая от рынка ИКТ).

− пятое направление – «Инфокоммуникационная политика». Характеризует влияние органов власти на либерализацию телекоммуникационного сектора экономики, на конкуренцию и развитие услуг в этом секторе, на ограничения, налагаемые лицензированием и стандартами на производственную и сбытовую деятельность в отношении ИКТ и информационных ресурсов, влияние правительства на информатизацию через реализацию государственных целевых программ и их концепций.

Интегральный критерий для региона (страны) рассчитывается по методу Международной Академии Связи и представляется вектором, имеющим модуль (длина вектора) и угол, определяющий положение вектора относительно единичного вектора с единичными координатами, либо относительно вектора, выбранного за точку отсчета в n-мерном пространстве.

Определение готовности Екатеринбурга до 2019 года определяется по основным критериям, без которых невозможно оценить принадлежность города к Глобальному информационному обществу. Прогнозируемые интегральные показатели являются мобилизационными и характеризуют оптимистический вариант развития для телекоммуникационной инфраструктуры города по критериям готовности России к информационному обществу.

Для расчета интегрального критерия города Екатеринбурга необходимо определить следующие критериальные показатели.

Экономический критерий рассчитывается по формуле (19):

 

, (19)

 

где – процент внутреннего валового продукта Екатеринбурга, обеспеченный за счет информационно-телекоммуникационной экономики;

 

= 0%;

 

= 50%.

 

;

 

.

 

По экономическому критерию город Екатеринбург соответствует второму уровню, поскольку 0,2 < КЭ < 0,6.

Критерий территориальности характеризует процент покрытия территории города инфокоммуникационными сетями, учитывая отсутствие сетей в частном секторе и на окраинах города, и определяется по формуле (20):

 

, (20)

где – фактический процент территории города Екатеринбурга, покрытой инфокоммуникационными сетями;

 

= 0%;

 

= 100%.

 

;

 

.

 

По критерию территориальности в 2014 году город Екатеринбург приближается к четвертому уровню, а в 2020 году – будет соответствовать четвертому уровню.

Критерий доступности определяет время, необходимое жителю города Екатеринбурга для достижения инфокоммуникаций, и рассчитывается по формуле (21):

 

, (21)

 

где – критерий доступности для городского населения и жителей крупных поселков;

– критерий доступности для жителей труднодоступных и малонаселённых районов;

– доли населения, проживающего в городской и сельской местности соответственно.

В свою очередь, критерии и рассчитываются по формуле (22):

, (22)

 

где t– время, затрачиваемое любым жителем для достижения инфокоммуникаций в городе Екатеринбурге, мин.

 

:

= 5 мин;

= 15 мин.

:

 

= 30 мин;

= 90 мин.

;

 

.

Из расчетов видно, что в 2014 году коэффициент доступности будет приближаться к четвертому уровню, а к 2020 году город Екатеринбург достигнет четвертого уровня.

Информационный критерий определяется как индекс объема интерактивной информации в год на одного жителя и рассчитывается по формуле (23):

 

, (23)

 

где – объем интерактивной информации в год на одного жителя города Екатеринбурга, байт.

 

Объем интерактивной информации рассчитывается по формуле (24):

 

, (24)

 

где – количество телефонов (стационарных и мобильных) в городе, шт.;

– население города Екатеринбурга, чел.;

– средняя скорость передачи информации, бит;

– среднее время занятия канала, мин.;

= 105 байт;

= 1010 байт.

 

байт;

 

байт;

;

 

.

Из расчетов видно, что соответствует третьему уровню готовности к информационному обществу, но видна тенденция медленного продвижения Екатеринбурга к требованиям четвертого уровня.

Критерий развития инфокоммуникаций характеризует уровень наполнения общества инфокоммуникационными устройствами (терминалами) пользователя и рассчитывается по формуле (25):

 

, (25)

 

, (26)

 

, (21)

 

где – плотность стационарных телефонов в городе Екатеринбурге, телефонных аппаратов на 100 жителей;

– население, чел.

 

= 0%;

 

= 80%.

 

, , рассчитываются аналогично.

 

= = = 0%;

 

= = = 100%.

 

Критерий развития инфокоммуникаций 2014 года:

 

;

 

;

 

;

 

;

 

 

При требуемом = 0,33.

 

По критерию развития инфокоммуникаций в 2014 году город Екатеринбург приближается к третьему уровню.

Критерий развития инфокоммуникаций 2020 года:

 

;

 

;

 

;

 

;

 

.

 

0,33 ≤ ≤ 0,75

 

Из расчетов видно, что при требуемом = 0,75 критерий развития инфокоммуникаций в 2018 году будет приближаться к требованиям четвертого уровня.

Комплексный информационно-технологический критерий рассчитывается по формуле (27):

 

, (27)

 

;

 

.

По комплексному информационно-технологическому критерию город Екатеринбург приближается к четвертому уровню готовности (при требуемом 0,94).

Интегральный критерий уровня готовности к информационному обществу рассчитан по формуле (28):

 

, (28)

 

;

 

.

 

Из расчетов видно, что интегральный критерий приближается к единице, следовательно, город Екатеринбург движется к информационному обществу. Город Екатеринбург, имея обобщенный комплексный критерий оценки инфокоммуникационного состояния 0,683, тогда как в целом по России этот показатель – 0,4, имеет все благоприятные факторы в результате интенсивного роста технических средств связи, инфокоммуникационных услуг стать высокоразвитым инфокоммуникационным городом.

В таблице 32 приведены ориентировочные значения параметров, которые должны быть достигнуты к 2020 году, а также расчет критериев готовности к информационному обществу.

 

Таблица 32 – Расчет критериев готовности к информационному обществу города Екатеринбурга

Наименование показателя Годы
   
Телефонная плотность, % 39,7 60,08
Плотность мобильных телефонов, % 11,56 29,46
Плотность пользователей Интернет, % 6,23 38,95
Плотность телевизоров, % 49,87 74,04
Процент покрытия территории города информационно-телекоммуникационными сетями, %    
Время, необходимое жителю города для достижения точки доступа к сети, мин. 5,8  
Количество интерактивной информации, передаваемой и получаемой одним человеком в год по сетям связи, байт 36,78·108 62,67·108

 

Продолжение таблицы 32

Критерий территориальности, КТ 0,92  
Критерий доступности, КД 0,92  
Экономический критерий, КЭ 0,244 0,439
Информационный критерий, КИ 0,6 0,6
Критерий развития инфокоммуникаций, КРИ 0,293 0,546
Комплексный информационно-технологический критерий, КИТ 0,67 0,783
Интегральный критерий, КИНТ 0,595 0,717

 

 

По проведенному анализу город Екатеринбург находится на третьем уровне и по отдельным показателям на четвертом уровне, условия для перехода к информационному обществу созданы, но используются малой частью общества. Общая задача развития – стремиться по использованию инфокоммуникаций к уровню промышленно развитых стран по плотности стационарных телефонов – 60%, плотности сотовых телефонов – 30%, плотности персональных компьютеров, подключенных к Интернет – 40%. Для этого необходимо обеспечить рост числа стационарных телефонов до 680,0 тыс., с общей монтированной емкостью АТС в городе Екатеринбурге 714,0 тыс. номеров, рост количества абонентов мобильной связи до 350,0 тыс., рост числа пользователей Интернет до 490,0 тыс., рост цифровизации АТС города до 100%.

На основании данных можно построить пятиугольник со сторонами один, ноль, на котором приводится мир Глобального информационного общества и его освоение городом Екатеринбургом с 2014 до 2020 года после этапной реализации прогнозных показателей. Необходимо стремиться к устранению информационных границ в мировом информационном обществе.

Движение по пути к Глобальному информационному обществу города Екатеринбурга в 2014-2020 гг. показано на рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Движение по пути к Глобальному информационному обществу города Екатеринбурга в 2014-2020 гг.

 

Развитие ИКТ должно привести к ликвидации очереди на установку телефонов, широкому предоставлению услуг связи для всего населения города Екатеринбурга, улучшения процента покрытия территории города инфокоммуникационными сетями, сокращению необходимого времени для достижения жителями города точки доступа к сети.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.64.68 (0.008 с.)