Нормальная физиология сердечно-сосудистой системы у детей.
129. Нормальная физиология сердечно-сосудистой системы у детей.
Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей и их клиническое значение
В образовании сердца можно выделить ряд этапов:
опускание сердечной трубки в грудную полость,
формирование полостей сердца за счет образования перегородок,
разделение общего артериального ствола аорто-лёгочной перегородкой, формирование створок, развитие проводящей системы.
Нарушение какого-либо этапа формирования сердца приводит к развитию того или иного врождённого порока.
С 4 недель сердечная трубка интенсивно растет в длину, S-образно закручивается, каудальная часть перемещается влево и вверх, желудочки к предсердиям занимают типичное положение. Нарушение перемещения сердечной трубки приводит к эктопии или декстракардии сердца.
Формирование полостей, клапанов сердца осуществляется с 4 по 7 недели. Образование межпредсердной перегородки происходит в 2 этапа. Вначале образуется первичная межпредсердная перегородка, в которой затем формируется овальное окно и его створка за счет прорастания вторичной межпредсердной перегородки. Патология формирования сердечных перегородок сопровождается возникновением таких врождённых пороков сердца, как дефекты межпредсердной, межжелудочковой перегородок, общий артериальный ствол, общий атриовентрикулярный канал, трёх- или двухкамерное сердце и др.
Проводящая система сердца формируется с 4 по 12 недели. Неблагоприятное действие на развитие проводящей системы сердца могут оказать внутриутробная инфекция, гипоксия, дисмикроэлементозы, приводящие к врождённым нарушениям ритма сердца, являющимся основной причиной синдрома внезапной смерти.
|