Диагностика показателей психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Критерии нормы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика показателей психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Критерии нормы.



 

Вторая младшая группа (3-4 года)

Развивается способность к концентрации возбуждения, сосредоточение на учебном материале легко нарушается при изменении обстановки под влиянием ориентировочного рефлекса. Взаимодействие сенсорных систем несовершенно.

2,5 лет – узнаёт себя в зеркале. В речи появляется «я», стремление действовать самому. Противоположные тенденции: делать по собственному желанию и по требованию взрослых. Вспышки негативизма, упрямства, неустойчивости настроения.

Действия в игре приобретают намеренный характер. Преднамеренность, произвольность действий, подчинение определённому образцу важны для развития. Трудно при неожиданных изменениях обстановки удержать цель деятельности.

Восприятие. Ведущая познавательная функция. Носит предметный характер, свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются от предмета. При восприятии видит наиболее яркие характеристики. Действуя с предметами, обнаруживает отдельные качества.

Внимание. Способность управлять вниманием невелика. Часто требуется повторение инструкции чтобы переключить внимание. 7-8 минут активного внимания. В основном непроизвольный характер. На внимание влияет импульсивность.

Память. Процессы памяти непроизвольны. Преобладает узнавание. Объём зависит от того, увязан ли материал в смысловое целое. В этом возрасте начале года могут запомнить два объекта, к концу – до четырёх. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память. Лучше запоминается то, что связано с собственным движением.

Мышление. Ребёнок пытается анализировать то, что видит вокруг себя. Стремится объяснить, что видит вокруг. Следствие часто принимает за причину. Мышление в основном наглядно-действенное. Могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать по цвету, форме, величине. На четвёртом году пользуются родовыми понятиями (игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда). Но отношение от общего к частному понимается своеобразно. Посуда – собирательное название групп предметов, а не отвлечённое понятие.

Воображение. Развито слабо. Замысел нередко рождается после выполнения действия и легко разрушается по ходу реализации при столкновении с трудностями. Замысел возникает стихийно, под влиянием ситуации, предмета.

Речь. 600-2300 слов. Возрастает по сравнению с существительными доля глаголов, прилагательных, других частей речи. Разговоры с собой, «приборматывание».

Диагностика.

1. Коробка форм (восприятие). Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве. Зрительно – 2 балла. Примеривание – 1 балл. Не справился – 0 баллов.

2. Матрёшка 3-составная (мышление). Понимание инструкции, сформированность понятия величины, оценка уровня развития наглядно-действенного мышления. Самостоятельно – 2. С помощью – 1. Не справляется – 0.

3. Разрезанные картинки 2-3 составные (мышление, восприятие). Оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом. Узнал, что нарисовано и верно собрал – 2. Путём проб – 1. Много неадекватных проб или не справился – 0.

4. Цветные кубики (восприятие). Оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции. Всё ок – 2. Путается в названиях цветов – 1. Не справляется – 0.

5. Парные картинки (внимание, общая осведомлённость). Оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти. Правильно сказал, что изображено и нашёл пары – 2. Правильно назвал 3-5, но с трудностями – 1. Меньше трёх – 0.

6. Угадай, чего не стало? (память). Оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции. Запомнил две – 2. Запомнил одну – 1. Не назвал ни одной или не понял инструкцию – 0.

Высокий 8-12; средний 5-7; низкий 0-4.

Средняя группа (4-5 лет)

Личность. Закладываются основы созидательного отношения к миру. Может возникнуть познавательное отношение к миру. Способен размышлять, опираясь на непосредственный опыт. Появляется круг словесных знаний. В познании способен выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкивается сам.

Восприятие. Осваивает приёмы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение наложением, прикладывание. Знакомится с цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Учится различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. Формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, чёрном и белом, о параметрах величины, о пространстве, о времени, об особых свойствах предметов.

Внимание. Увеличивается устойчивость. 15-20 минут. Способен удерживать несложное условие в памяти. Надо просить больше рассуждать вслух для развития управления вниманием.

Память. Начинают развиваться процессы произвольного припоминания, а затем преднамеренного запоминания. Ребёнок может использовать повторение. К концу пятого года попытки элементарной систематизации материала в целях запоминания. Если цель эмоционально близка, запоминание облегчается. Осмысливание материала (с помощью взрослого) облегчает запоминание. Запоминает до 7-8 предметов.

Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Могут использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Могут сказать, что произойдёт в результате взаимодействия объектов на основе пространственного расположения. При этом трудно встать на позицию другого наблюдателя. Феномены Пиаже: сохранение количества, объёма, величины. Мышление нельзя рассматривать в отрыве от деятельности. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. Преобладает наглядно-образное мышление. Способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу. К 5 годам может собрать картинку из 4 частей без опоры на образец, из 6 с опорой на образец. Может обобщать понятия из категорий: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт

Воображение. Формируется оригинальность и произвольность, могут придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речь. Улучшается произношение звуков, дикция. Удачно имитируют голоса животных. Занимаются словотворчеством на основе гламматических правил. При междетском общении речь ситуативна, со взрослыми – внеситуативна. Определения развёрнутые, 2-3 признака. Появляются простые распространённые и сложные предложения.

1. Коробка форм (восприятие). Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений. Зрительное соотнесение – 2. Не всегда зрительное – 1. Не справляется – 0.

2. Покажи и назови (общая осведомлённость). Показывают листы с рисунками, задают вопросы. Ответил на все – 2. 4-5 – 1. Плохо понял, меньше половины – 0.

3. Матрёшка 4-составная (восприятие, моторика). Выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса. Разбери, дай самую большую, самую маленькую, поставь по росту, собери. Зрительно – 2. Примеривание – 1. Не справился – 0.

4. Разрезанные картинки 4-составные (восприятие). Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу. Ок – 2. Не называет, пробы – 1. Не српавляется – 0.

5. 8 предметов (память). Исследование объёма зрительной памяти. 5+ - 2. 3-4 – 1. Меньше 3 – 0.

6. Лабиринты (внимание). Может проследить путь – 2. Ошибется, но исправляется – 1. Не выполнил – 0.

7. Найди такую же картинку (внимание). Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия. Оба – 2. Одно – 1. Не справился 0 9.

8. Найди домик для картинки (мышление). Группирует и обобщает – 2. С помощью, не всё – 1. Не может – 0.

9. На что это похоже? (воображение). Выявление уровня развития и воображения ребёнка, оригинальности и гибкости мышления. 9+ ассоциаций (по 3 на каждый) – 2. 6-8 – 1. Не понял, по 1 – 0.

14-18 – высокий, 9-13 – средний, 0-8 – низкий.

Старшая группа (5-6 лет).

Личность. Произвольность психических процессов. Овладение собственным поведением. В образе Я появляются представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким хотел бы быть. Я-реальное и Я-потенциальное. Растёт роль отношений со сверстниками. На пятом году переход к совместной игре, неигровое общение со сверстниками. Ращвитие произвольности позволяет самостоятельно налаживать и осуществлять совместную игру. Проявление интереса к личным качествам других детей. Игровое взаимодействие сопровождается речью. Могут распределять роли до начала игры. В игре внимание до 40-70 минут. До 92% умеют ставить цель в общей игре.

Восприятие. Совершенствование восприятия цвета, формы, величины, строения. Систематизация представлений. Не только цвета, но и оттенки по светлоте, промежуточные оттенки. Прямоугольники, овалы, треугольники. Воспринимают величину, легко выстраивают вряд до 10 предметов по размеру.

Внимание. Нарастает устойчивость, развивается способность к распределению и переключаемости. Переход от непроизвольного к произвольному. В начале года 5-6 объектов, к концу 6-7 лет.

Память. Формируется произвольная. При помощи образно-зрительной памяти 5-6 объектов. Слуховая вербальная память 5-6 слов.

Мышление. Продолжает развиваться образное мышление. Отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут измениться. Начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. При группировании объектов могут учитывать 2 признака.

Воображение. Расцвет фантазии, ярко проявляется в игре. Могут сочинять оригинальные последовательные истории.

Речь. Правильно воспроизводят шипящие, свистящие, сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Используют практически все части речи, активное словотворчество. Синонимы и антонимы. Связная речь.

Личностная сфера

1. Лесенка (самооценка). Норма – самые хорошие, очень хорошие.

Общая осведомлённость

2. Нелепицы. Цель – выявить знания об окружающем мире, способность эмоционально откликаться на нелепость рисунка. Реагирует на нелепости живо и непосредственно – 2. Реагирует не сразу, находит нелепости с помощью – 1 балл. Не реагирует – 0.

3. Времена года. Выявление уровня сформированности представлений о временах года. Уверенно соотносит изображения всех времён с названиями – 2. Неправильно два – 1. Бесцельно перекладывает – 0.

Развитие психических процессов

4. Найди такую же картинку (внимание). 5-6 случаев – 2 балла. 3-4 – 1. 1-2 – 0.

5. 10 предметов (память). Анализ объёма непосредственной образной памяти у ребёнка. 5-6 – 2. 4 – 1. Менее – 0.

6. Найди «семью» (мышление). Понимает и принимает, классифицирует, обобщает – 2. Не обобщает вербально, с помощью – 1. Не понимает, не берёт подсказку – 0.

7. Рыбка (мышление). Определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство. Самостоятельный анализ, воспроизведение – 2. Недостаточно полно и точно, пробы – 1. Не справляется – 0.

8. Рисунок человека. Выявление сформированности образных и пространственных представлений, уровня развития тонкой моторики, получение общего представления об уровне интеллекта.

9. Последовательные картинки (речь, мышление). Выявление способности понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, составлять последовательный рассказ. Сам, правильно, логично, связный рассказ – 2. Ошибается в последовательности, но поправляется, рассказ отрывочен – 1. Нарушает последовательность, описывает отдельные – 0.

10. Разрезанные картинки 4 части (восприятие). Выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета. Узнаёт по частям, собирает самостоятельно – 2. Не может определить до начала работы, но собирает – 1. Не справляется – 0.

11. На что это похоже (воображение). Выявление уровня развития воображения, оригинальности и гибкости мышления. По 3 ассоциации – 2. 2 – 1. 1 – 0.

Высокий 16-20, средний 10-15, низкий 0-9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.02 с.)