Индивидуальная психология Альфреда Адлера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная психология Альфреда Адлера



Основной фактор, определяющий развитие индивидуальности, - главная жизненная цель. В общем виде — это цель достижения превосходства над другими, конкретное содержание может различаться. Цель достижения превосходства – реакция на чувство неполноценности (2 фактора: врожденные дефекты и неправильное воспитание). 2 способа преодоления чувства неполноценности: компенсация и сверхкомпенсация.

При недостаточной или извращенной компенсации чувство неполноценности переживается особо остро и переходит в комплекс неполноценности. В случае нарушенного поведения комплекс неполноценности сочетается с неадекватной жизненной установкой и неразвитым социальным чувством. У аномальной личности доминирующей жизненной направленностью является стремление к достижению превосходства, которое практически полностью препятствует появлению и развитию чувства общности.

Бихевиоризм

Отклоняющееся поведение как результат научения.

Научение — процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию. Исключение составляют случаи, когда изменение активности связано с врожденными рефлексами, созреванием или временными состояниями (усталость, наркотическое опьянение).

Б.Ф.Скиннер

Механизм оперантного обусловливания. При оперантном поведении приспособление происходит не в форме отвечающего на стимул поведения, а путем собственной активности человека. Конкретная форма поведения самоподкрепляется. Реакцию невозможно предвидеть или проконтролировать, и единственное, что можно предсказать, — это вероятность ее возникновения в будущем.

Вероятность возникновения реакции возрастает как после позитивного, так и после негативного подкрепления. Употребление алкоголя, например, одновременно подкрепляется и получением удовольствия (ощущение тепла, удовольствие от вкусной еды, прилив энергии, внимание друзей, праздничная атмосфера), и уходом от проблем (снятие напряжения, уменьшение чувства неуверенности в себе, отвлечение от забот и ответственности).

В целом вероятность поведения усиливается при следующих подкреплениях:

— устранение неприятностей;

— привлечение внимания (по мнению Б.Скиннера, только те люди, которые внимательны к нам, подкрепляют наше поведение);

— аффектация (демонстрация сильных эмоций);

— улыбка или любая форма одобрения;

— предоставление возможности заниматься любимой деятельностью;

— предоставление власти;

— удовольствия — универсальная награда (сладкое, еда, секс и т.п.).

Большая часть поведения — это реакция на подкрепления, которые стали ассоциироваться с первичными подкреплениями (пища, вода, сексуальный контакт и тд) или обусловлены ими.

Таким образом, представители классического бихевиоризма предложили основные принципы и механизмы человеческого поведения как процесса взаимодействия личности со средой. В аспекте рассмотренных положений отклоняющееся поведение можно определить как результат сложного обусловливания среды.

Для уменьшения или устранения отклоняющегося поведения среда располагает следующими способами. Это, во-первых, негативное подкрепление (лишение чего-либо важного). Во-вторых, это эмоционально-негативное обусловливание. Например, наказание, основанное на страхе. Обычно оно достаточно эффективно, но в некоторых ситуациях наказание вызывает другие чувства — любопытство, идентификацию с агрессором, садомазохисткое удовольствие. В-третьих, оперантное угашение реакции, когда она просто игнорируется или человек помещается в иную среду, где прежнее поведение невозможно.

Г. Айзенк

Невротическое поведение, имеющее явно отрицательные последствия, не устраняется и зачастую не подвержено угасанию. Теория инкубации реакций тревоги: тревога имеет свойства внутреннего импульса (самоподкрепления), благодаря чему при воздействии лишь одного стимула (без подкрепления) индуцируется условная реакция тревоги, идентичная безусловному рефлексу (не требующему специального подкрепления).

А. Бандура

Любое поведение человека социально обусловлено, поскольку за ним стоят сложнейшие навыки, требующие специального научения. Так, чтобы сформировалось, например, агрессивное поведение, необходимо выполнение целого ряда условий. Должны присутствовать способы усвоения действия, должна быть провокация, должны быть условия, закрепляющие действия.

Человеческая агентность — способность осуществлять самоуправление через контроль над собственными мыслительными процессами, мотивациями и действиями. Поведение человека, когнитивные и личностные факторы и влияние окружающей среды взаимно детерминированы (триадический взаимный детерминизм). В конечном счете поведение — это результат сложного взаимодействия внешних событий и внутриличностных детерминант: наследственных особенностей, приобретенных умений, рефлексивного мышления и самоинициативы.

Основные механизмы формирования поведения:

- Научение через наблюдение

- Научение в действии, или научение через опыт. Навыки (действия) связаны с целевыми структурами. Совершая действия, люди испытывают влияние их последствий (оперантное обусловливание). Поэтому на поведение существенно влияет то, как человек воспринимает последствия.

Когнитивное направление

В основе нарушенного поведения лежат неадаптивные мыслительные схемы. Неадекватные когниции запускают неадекватные чувства и действия. То, как люди интерпретируют стрессовые ситуации, определяет их поведение. Например, при депрессии «нормальная» печаль трансформируется во всеобъемлющее чувство тотальной потери и поражения. На уровне поведения в этом случае возникают дезадаптивные реакции ухода, отказа от активности. Неадекватность переработки информации, а также неудачи в структурировании жизненных ситуаций могут выступать в качестве отдельной причины поведенческих расстройств.

Отклоняющееся поведение личности может быть связано с такой индивидуальной особенностью, как стрессоустойчивость. Копинг-поведение понимается как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций (сосуществующие с бессознательными механизмами психологической защиты). Приспособляемость определяется тремя компонентами: 1) способностью и умением организма адекватно реагировать на внешние воздействия; 2) мотивацией — желанием приспосабливаться к условиям окружающей среды; 3) способностью поддерживать психическое равновесие.

Наряду с копинг-стратегиями (действиями по совладанию) выделяют копинг-ресурсы личности — совокупность условий, способствующих преодолению стресса. Виды копинг-ресурсов: физические (здоровье, выносливость); социальные(индивидуальная социальная сеть, социально-поддерживающие системы); психологические (убеждение, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор) и материальные ресурсы (деньги, оборудование).

В случае отклоняющегося поведения люди чрезвычайно часто прибегают к малоадаптивным вариантам копинг-поведения. Среди малопродуктивных когнитивных стратегий — смирение, растерянность, диссимуляция, игнорирование — пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, или с недооценкой неприятностей. Среди малопродуктивных эмоциональных копинг-стратегий — подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность — варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Среди малопродуктивных поведенческих стратегий — активное избегание, отступление — поведение, предполагающее пассивность, уединение, изоляцию, уход от решения проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.005 с.)