Условия формирования агрессивного поведения личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия формирования агрессивного поведения личности



Решающую роль играет социальное окружение.

Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного проведения. В самом раннем возрасте дети, по видимости, демонстрируют агрессию: если часто, громко и требовательно плачут; если у них отсутствует улыбка; если они не вступают в контакт. Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться, поглощать несъедобное. Эти действия совершаются «без разбора» - импульсивно, неосознанно, открыто. Пассивные проявления агрессии – негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ). Поведение ребёнка дошкольного возраста существенно зависит от эмоционального климата в семье.

Детская агрессивность – обратная сторона беззащитности. Стремясь справиться со страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другой способ – аутоагрессия.

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым. Учитель, который открыто выражает отношение к агрессивному поведению, побуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.

В подростковом возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Мифы широко используются группой для оправдания её внутригрупповой и внешней агрессии.

В процессе социализации личности агрессивное поведение в норме освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. Таким образом, существует доброкачественно-адаптивная и деструктивно-дезадаптивная агрессия. Для развития личности ребёнка опасны не сами агрессивные проявления, а из результат и неправильная реакция окружающих. Если насилие даёт преимущество, у подростков с большей вероятностью сформируется поведение, основанное на культе силы.

У взрослых людей агрессивное поведение определяется индивидуальными особенностями:

1. Боязнь общественного неодобрения

2. Раздражительность

3. Подозрительность

4. Предрассудки (например, национальные)

5. Склонность испытывать чувство стыда вместо вины

6. Убеждённость человека в том, что он – единовластный хозяин своей судьбы (иногда и судеб других людей), положительное отношение к агрессии.

Экстремисты – проявляющие агрессию крайне часто либо в крайних формах. Со сниженным и повышенным самоконтролем.

Некоторые авторы рассматривают фрустрацию как одну из ведущих причин агрессивного поведения. Если агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, оно с большей вероятностью усиливается в соответствии с законами научения.

Мужчины (мальчики) демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, женщины (девочки) – косвенной и вербальной.

Ведущее значение в формировании агрессивного поведения имеют социальные условия развития личности.

Дискуссионный вопрос – влияние СМИ. Условия формирования агрессивного поведения через наблюдение:

1. Увиденное должно выглядеть реально и захватывать

2. Увиденное должно восприниматься как агрессия

3. Агрессия перенимается, когда зритель отождествляет себя с агрессором, а потенциальный объект агрессии для конкретной личности ассоциируется с жертвой агрессии в фильме

4. В результате агрессии герой достигает цели или получает удовольствие, значимое для зрителя

Считается, что семья – основной источник формирования агрессивного поведения. Агрессия проявляется не только к врагам, незнакомым и конкурентам, но и в семье. Также члены семьи могут подкреплять нежелательные действия ребёнка, например, выражая гордость его победой в драке. Негативные семейные факторы:

1. Низкая сплочённость семьи

2. Конфликтность

3. Недостаточная близость между родителями и ребёнком

4. Неблагоприятные взаимоотношения между детьми

5. Неадекватный стиль семейного воспитания (суровые наказания, гиперопека, гипоопека)

6. Агрессия отца по отношению к матери

Три особенности, определяющие поведение ребёнка:

1. Готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения

2. Степень развития совести

3. Сила мотивации к агрессии

Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребёнка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым.

Агрессия может замещаться, сублимироваться. В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она является источником активности индивида, его творческого потенциала, стремления к достижениям.

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Делинквентное поведение – противоправное поведение личности – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность классифицируется как делинквентная личность, действия – как деликты.

Криминальное поведение – утрированная форма делинквентного поведения.

За рубежом термин делинквент используется по большей части для обозначения несовершеннолетнего преступника. ВОЗ: делинквент – лицо в возрасте до 18 лет, чьё поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент превращается в антисоциальную личность.

В психологической литературе делинквентность - любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка.

Классификация в социально-правовом подходе: насильственные и ненасильственные.

Типология нарушителей по Озерецкому:

1. Случайные

2. Привычные

3. Стойкие

4. профессиональные

Классификация по Долгоноговой, Горбатовской и Шумилкину:

1. последовательно-криминогенный – криминогенный «вклад» личности в преступное поведение – решающий

2. ситуативно-криминогенный – нарушения обусловлены ситуацией

3. ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения

Особенности делинквентного поведения:

1. Один из наименее определённых видов отклоняющегося поведения личности

2. Регулируется преимущественно правовыми нормами

3. Одна из наиболее опасных форм девиаций, так как угрожает общественному порядку

4. Осуждается и наказывается в любом обществе

5. Наличие конфликта между личностью и обществом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.008 с.)