Асинхрония и гетерохрония развития. Основные симптомы асинхронии (ретардация, акселерация, регресс, изоляция). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Асинхрония и гетерохрония развития. Основные симптомы асинхронии (ретардация, акселерация, регресс, изоляция).



 

Гетерохрония развития. Формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. При рождении ключевую роль играют сенсорные системы. В 2-3 месяца перестройка в пользу дистантных рецепторов, в частности зрения. К 6 месяцам ребёнок способен имитировать сложные выражения лица. К 9 месяцам способен «считывать» эмоциональные состояния матери и подстраиваться под них. К середине второго года жизни формирование базальных эмоций завершается.

В середине первого года формируется поведение привязанности:

1. Обеспечивает ребёнку состояние безопасности

2. Снижает уровень тревоги и страхов

3. Регулирует агрессивное поведение

На базе поведения привязанности развивается коммуникативное поведение. К началу первого года в общении активно используется мимика и жест. В начале второго года жизни двигательная активность подчинена зрительно-афферентной структуре поля. В конце второго года – быстрое развитие взрослой речи.

Асинхрония развития – нарушение процесса гетерохронии в патологии.

1. Явление временной независимости – явления изоляции.

2. Жесткие связи и их нарушения

3. Иерархические связи и их нарушения

Типы асинхроний развития:

1. Явление ретардации – незавершённость отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. Характерно для олигофрении, задержки психического развития. Например, патологически длительное сохранение автономной речи.

2. Явление патологической акселерации отдельных функций, например, раннее изолированное развитие речи при ранней детской шизофрении, сочетающееся с отставанием, ретардацией в сенсомотоной сфере.

Варианты нарушений при асинхрониях:

1. Явления стойкой изоляции

2. Фиксации

3. Нарушение инволюции психических фукнций

4. Временные и стойкие регрессии.

К рождению у ребёнка наиболее сформированы подкорковые области и проекционные зоны коры. Постцентральная область начинает функционировать в период внутриутробного развития, оформление первичных полей завершается к 2 годам, вторичных (верхнетеменная) – к 7 годам. К 4 годам первичное поле приближается по площади к размерам у взрослого, к 7 годам вторичное достигает того же соотношения. От 8 до 12 лет рост коры в левом полушарии происходит быстрее, чем в правом, окончательное созревание – 11-13 лет. Первичные образования двигательной коры дозревают к 2-4 годам, вторичные между 7 и 11. Лобная кора дозревает к 18-20 годам с пиками роста в 3-4 года и 7-8 лет.

Патологическая симптоматика у детей, хоть и схода со взрослой, но беднее:

1. У детей не выстроены межфункциональные связи, отсюда недостаточная очерченность, фрагментарность, мозаичность симптоматики.

2. Доминируют симптомы задержки и нарушения развития

3. Пластичность мозговых структур у детей выше, чем у взрослых

При раннем поражении нервной системы вероятно недоразвитие. При позднем – повреждение с распадом психической функции. Основные сензитивные периоды детства – 0-3 года и пубертатный, в эти периоды возможны явления регресса – возврата функции на более ранний возрастной уровень. Например, временная потеря навыков ходьбы, опрятности вследствие соматического заболевания в первые годы жизни. При раннем детском аутизме возможен возврат к автономной речи вследствие нарушения потребности в коммуникации – стойкий регресс.

Явления ретардации - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. Ретардация может быть общей (тотальной) и частной (парциальной):

- в первом случае говорят о запаздывании или приостановке всего психического и личностного развития в целом;

- во втором случае - о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности (или психомоторики, или речи, или произвольных форм регуляции и т. п.).

Это явление наиболее характерно для олигофрении и задержки психического развития. Р.Е. Левиной описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов. В этом случае патологически фиксируется один из низших речевых этапов, в норме занимающий очень короткий период.

Явления акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме, сочетающееся с грубым отставанием, ретардацией в сенсомоторной сфере. При этом варианте асинхронии развития могут длительно сосуществовать развитая (взрослая) речь и речь автономная: наглядные, комплексные обобщения и обобщения понятийные и т. д. Таким образом, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.

Г.К. Ушаков выделяет сложную асинхронию, когда ретардация одних функций способствует акселерации других. Например, ребенок с дефектами опорно-двигательного аппарата, воспитывающийся в изоляции от сверстников, будет отставать от них в личностном развитии, но - вследствие вынужденной изоляции - может значительно опережать их в интеллектуальном развитии.

Явления регрессии (регресс) - возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия).

Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

В основе регресса - преходящая физиологическая незрелость, а также временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования. Под влиянием неблагоприятных биологических и социальных условий среды может происходить задержка дальнейшего созревания «уже незрелых» структур и функций мозга. Это проявляется у ребенка в более ранних, примитивных формах нервно-психического реагирования. Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни.

Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме.

Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса.

По современным представлениям физиологии и психологии новые качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений. К ним относят и явление временной независимости - явления изоляции.

Изоляция функции не сопровождается другими функциями. Функции стереотипизируются и зацикливаются в своем развитии - временная независимость превращается в изоляцию.

Выготский писал, что в норме для двухлетнего ребенка линии развития мышления и речи идут раздельно. Позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. В то же время функции, на раннем этапе развивающиеся независимо друг от друга, могут вступать в различные факультативные взаимосвязи с другими функциями (например, речь + восприятие + аффект).

Известно, что мышление ребенка второго года жизни находится еще на уровне сенсомоторного развития, т.е. на достаточно ранней стадии. Если бы развитие речи в этот период зависело от состояния мышления, то она (речь) фиксировалась бы на более раннем уровне. Между тем мы наблюдаем в 2-3 года быстрое развитие экспрессивной речи при отставании смысловой. Наполнение новыми смыслами это следующий этап в развитии мышления и речи.

В норме состояние независимости функции имеет относительный характер. Оно может наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с мышлением). В то же самое время та же функция временно вступает в разносторонние связи с другими психическими функциями, которые в дальнейшем будут играть для них нередко лишь фоновую роль. Например, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах развития речи ребенка больше, чем в речи взрослого человека.

В норме состояние независимости имеет временный характер. В патологии же эта независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других функций, останавливается в своем развитии, теряет адаптивный характер. При этом изолированной может оказаться не только поврежденная функция, но и сохранная, если для ее дальнейшего развития необходимы координирующие воздействия со стороны нарушенной функции.

Так, например, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар больного ребенка может представлять ритмическое раскачивание; стереотипные повторения одних и тех же элементарных движений. Эти нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько грубым нарушением мотивационной сферы.

При олигофрении с явлениями гидроцефалии нередко наблюдается хорошая механическая память, однако, ее использование ограничено из-за низкого интеллекта. Внешняя богатая речь, со сложными «взрослыми» оборотами остается на уровне подражания.

В дошкольном возрасте богатая речь таких детей может маскировать интеллектуальную несостоятельность.

Таким образом, при асинхрониях развития наблюдаются различные варианты нарушений развития.

 

 

Аномалия Чем вызвана
Недоразвитие (олигофрения)

Отставание в развитии

Задержанное развитие (ЗПР)
Повреждённое развитие (Органическая деменция)

Поломка в развитии

Дефицитарное развитие
Искаженное развитие

Асинхрония развития

Дисгармоничное развитие

 

Олигофрения

Эндогенная (генетическая: Дауна, Шереревского-Тёрнера, Клайнфельтера) и экзогенная (инфекции, травмы, асфиксия).

Клинико-психологическая структура: явления необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью коры, в первую очередь – лобных и теменных отделов. Наблюдается нарушение общей нейродинамики, главным образом – патологическая инертность, в большей степени в мыслительной сфере и в меньшей степени в сенсомоторике.

Особенности психического развития в условиях патологической инертности: 1) отсутствие инволюции более ранних форм психического реагирования: неустойчивость новообразований, регрессия при трудностях; 2) задержка формирования сложных психических образований, построенных по иерархическому принципу.

50-70 – дебилы, 20-50 – имбецилы, меньше 20 – идиоты.

Сухарева, 2 закона олигофрении: 1) тотальность нервно-психического недоразвития; 2) его иерархичность (недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти проявляется меньше, чем недоразвитие мышления). Недоразвитие мышления препятствует развитию более элементарных психических процессов. Отличие олигофрена от нормы заключается в узкости используемой им информационной базы. Классификация по Сухаревой: неосложнённые, осложнённые и атипичные формы олигофрении.

Для динамики развития детей, страдающих олигофренией, характерна ретардация возрастных уровней психогенного реагирования. Психогенные реакции имеют форму, типичную для более младшего возраста, долго сохраняется сомато-вегетативный уровень реагирования на психотравмирующую ситуацию. Первичный дефект связан с тотальностью недоразвития мозга, в особенности филогенетически наиболее молодых ассоциативных зон. Вторичный дефект связан с первичным, имеет кольцевой характер, вызванный двумя координатами недоразвития: сверху вниз и снизу вверх. При недоразвитии снизу вверх не актуализируются имеющиеся интеллектуальные предпосылки. В формировании вторичного дефекта большую роль играет культурная девиация. Низкие интеллектуальные возможности ребёнка не только затрудняют усвоение информации, но и создают ситуацию изоляции среди сверстников.

Асинхрония между физическим и психическим развитием!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.245.117 (0.013 с.)