Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первичные и вторичные нарушения психического развития. Их взаимоотношения в процессе аномального развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения отдельных корковых зон и т. д.) и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения, часто наблюдается сочетание (например, при осложнённой олигофрении – недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых). Когда субстрат неизвестен (при шизофрении), выделяется не первичный, а основной дефект, определяемый местом, занимаемым нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании. Вторичный дефект – основной объект психологического изучения и коррекции аномального развития. Его структура включает в себя компоненты, отражающие своеобразие болезненного процесса и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с повреждённой – специфическое недоразвитие. Например, недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха. Вторичное недоразвитие может возникнуть в результате воздействия вредностей в сензитивном периоде. В дошкольном периоде уязвима произвольная моторика и речь. Эти функции нарушаются при различных вредностях, давая задержку речевого развития, недоразвитие произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможенности. Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от основного дефекта. Чем сложнее психический процесс, тем больше он опосредован рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов может привести к конечному сходному результату вторичных нарушений. Например, глухота наряду со специфическими вторичными нарушениями обуславливает задержку психического развития, которая будет проявляться в замедлении становления логических форм мышления, эмоциональном недоразвитии и т.д. В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» (от элементарных функций к сложным) или «сверху вниз» (от сложных к элементарным). При развитии «сверху низ» развитие высших психических функций стимулирует перестройку базальных, внося в них новые задачи и цели. В случае дефекта высших уровней такого «подтягивания» не происходит, возникает вторичное недоразвитие базальных систем. При олигофрении недоразвитие мышления способствует вторичному недоразвитию потенциально более сохранных гнозиса и праксиса.
Важный фактор вторичных нарушений – фактор социальной депривации. Дефект препятствует общению, тормозит приобретение знаний и умений. Отсутствие своевременной коррекции может приводить к вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки, уровня притязаний, возникновение аутистических черт). Трудности в обучениии формируют негативное отношение к школе, которое в более старшем возрасте становится одним из основных факторов, формирующих нарушения поведения у подростков. В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. На первых этапах основное препятствие к обучению – первичный дефект. Затем – вторично возникшие явления психического недоразвития и негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению, иррадируя на более широкий круг психологических возрастных проблем, препятствовать адекватной социальной адаптации. Ранняя псиолого-педагогическая коррекция во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации этой группы детей. Возрастные симптомы специфичны для возраста, в котором началось заболевание. Они наблюдаются при самой различной патологии. Это искажённое проявление нормальных возрастных фаз развития. Чем меньше ребёнок, тем большее место занимают возрастные симптомы в картине заболевания. Ещё менее специфичны вторичные нарушения. Лишь часть зависит от характера первичного дефекта: глухота – недоразвитие речи. В то же время глухих и слепых детей объединяет целый класс сходных дизонтогенетических симптомов в виде задержки интеллектуального и эмоционального развития. В качестве третичных симптомов выступают различные личностные расстройства.
Понятие дефекта развития. Все дети, имеющие различные отклонения в развитии имеют психические или физические недостатки, которые со временем приводят к отклонениям и в общем развитии. В зависимости от того каков характер дефекта, времени его наступления, некоторые недостатки могут быть преодолены полностью, некоторые лишь корректироваться, а некоторые частично компенсироваться. Дефект развития – это психический или физический недостаток, который вызывает нарушение нормального развития ребенка, но при этом не всегда характеризуется только лишь отрицательными признаками. Таким образом, дефект не отрицает положительных тенденций в развитии ребенка имеющего разного рода аномалии. Наличие положительных тенденций в развитии ребенка во многом зависят от окружающей его среды, уровня воспитания и обучения. Л. С. Выготский ввел понятие о первичных и вторичных дефектах развития. Согласно его исследованиям, первичные дефекты развития обусловлены различными органическими поражениями или недоразвития определенной биологической системы организма, в то время как вторичные дефекты развития носят характер нарушений социального поведения и психического недоразвития, которые вытекают непосредственного из первичного дефекта и обусловлены им. Первичные дефекты развития имеют биологическую природу повреждения систем или отдельных органов, например, к первичным дефектам развития относятся нарушения слухового анализатора, локальные нарушения различных отделов ЦНС, нарушение зрительного анализатора и т.п. Данные нарушения могут быть как приобретенными, так и врожденными. Для возникновения врожденных нарушений большое значение имеют наследственные факторы, ряд вредных воздействий на плод в процессе беременности (травма, интоксикация, инфекция), а также травмы в родах. Приобретенные нарушения обусловлены перенесенными ребенком инфекциями, травами и т.п. Большое значение для детей, имеющих отклонения в развитии, имеет качество и степень первичного дефекта. Коррекция первичных нарушений производится посредством использования методов и средств медицины. Вторичные дефекты развития являются производными от первичных дефектов развития. Взаимосвязь первичных и вторичных дефектов не имеет однозначной органической природы. Вторичные дефекты развития имеют специфический характер, который выражается в психическом недоразвитии и нарушении социального поведения, вытекающий непосредственно из первичного дефекта и обусловленный им. В данном случае первичный дефект имеет характер недоразвития. Вторичный дефект развития – это один из основных объектов исследований в области детской психологии и психолого-педагогической коррекции аномальных развитий детей. Чаще всего вторично не развиваются или недоразвиваются те функции, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с зоной подвергшейся поражению, например, недоразвитость понимания устной речи у детей, имеющих нарушения слуха. Таким образом, вторичные нарушения возникают у ребенка тогда, когда первичные дефекты приводят к «выпадению» ребенка из социальной среды. Так как вторичные дефекты развития не имеют прямой органической природы, то они не требуют и специальной коррекции посредством медицинских приемов и способов. Предупреждение и коррекция вторичных дефектов развития осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и психологии. Вторичные дефекты характерны для тех функций организма, которые в процессе повреждения находятся в сенситивном периоде развития. В результате чего разные нарушения могут приводить к различным дефектам. При некоторых перенесенных инфекционных заболеваниях в это время (менингит), может отмечаться задержка формирования данной функции. Проявляется это в двигательной расторможенности. Одним из важнейших факторов возникновения вторичных дефектов развития является социальная депривация.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.013 с.) |