Первичные и вторичные нарушения психического развития. Их взаимоотношения в процессе аномального развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первичные и вторичные нарушения психического развития. Их взаимоотношения в процессе аномального развития.



Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения отдельных корковых зон и т. д.) и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.

Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения, часто наблюдается сочетание (например, при осложнённой олигофрении – недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых). Когда субстрат неизвестен (при шизофрении), выделяется не первичный, а основной дефект, определяемый местом, занимаемым нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании.

Вторичный дефект – основной объект психологического изучения и коррекции аномального развития. Его структура включает в себя компоненты, отражающие своеобразие болезненного процесса и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с повреждённой – специфическое недоразвитие. Например, недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха. Вторичное недоразвитие может возникнуть в результате воздействия вредностей в сензитивном периоде. В дошкольном периоде уязвима произвольная моторика и речь. Эти функции нарушаются при различных вредностях, давая задержку речевого развития, недоразвитие произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможенности. Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от основного дефекта. Чем сложнее психический процесс, тем больше он опосредован рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов может привести к конечному сходному результату вторичных нарушений. Например, глухота наряду со специфическими вторичными нарушениями обуславливает задержку психического развития, которая будет проявляться в замедлении становления логических форм мышления, эмоциональном недоразвитии и т.д.

В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» (от элементарных функций к сложным) или «сверху вниз» (от сложных к элементарным). При развитии «сверху низ» развитие высших психических функций стимулирует перестройку базальных, внося в них новые задачи и цели. В случае дефекта высших уровней такого «подтягивания» не происходит, возникает вторичное недоразвитие базальных систем. При олигофрении недоразвитие мышления способствует вторичному недоразвитию потенциально более сохранных гнозиса и праксиса.

Важный фактор вторичных нарушений – фактор социальной депривации. Дефект препятствует общению, тормозит приобретение знаний и умений. Отсутствие своевременной коррекции может приводить к вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки, уровня притязаний, возникновение аутистических черт). Трудности в обучениии формируют негативное отношение к школе, которое в более старшем возрасте становится одним из основных факторов, формирующих нарушения поведения у подростков.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. На первых этапах основное препятствие к обучению – первичный дефект. Затем – вторично возникшие явления психического недоразвития и негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению, иррадируя на более широкий круг психологических возрастных проблем, препятствовать адекватной социальной адаптации. Ранняя псиолого-педагогическая коррекция во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации этой группы детей.

Возрастные симптомы специфичны для возраста, в котором началось заболевание. Они наблюдаются при самой различной патологии. Это искажённое проявление нормальных возрастных фаз развития. Чем меньше ребёнок, тем большее место занимают возрастные симптомы в картине заболевания.

Ещё менее специфичны вторичные нарушения. Лишь часть зависит от характера первичного дефекта: глухота – недоразвитие речи. В то же время глухих и слепых детей объединяет целый класс сходных дизонтогенетических симптомов в виде задержки интеллектуального и эмоционального развития. В качестве третичных симптомов выступают различные личностные расстройства.

Понятие дефекта развития. Все дети, имеющие различные отклонения в развитии имеют психические или физические недостатки, которые со временем приводят к отклонениям и в общем развитии. В зависимости от того каков характер дефекта, времени его наступления, некоторые недостатки могут быть преодолены полностью, некоторые лишь корректироваться, а некоторые частично компенсироваться. Дефект развития – это психический или физический недостаток, который вызывает нарушение нормального развития ребенка, но при этом не всегда характеризуется только лишь отрицательными признаками. Таким образом, дефект не отрицает положительных тенденций в развитии ребенка имеющего разного рода аномалии. Наличие положительных тенденций в развитии ребенка во многом зависят от окружающей его среды, уровня воспитания и обучения. Л. С. Выготский ввел понятие о первичных и вторичных дефектах развития. Согласно его исследованиям, первичные дефекты развития обусловлены различными органическими поражениями или недоразвития определенной биологической системы организма, в то время как вторичные дефекты развития носят характер нарушений социального поведения и психического недоразвития, которые вытекают непосредственного из первичного дефекта и обусловлены им. Первичные дефекты развития имеют биологическую природу повреждения систем или отдельных органов, например, к первичным дефектам развития относятся нарушения слухового анализатора, локальные нарушения различных отделов ЦНС, нарушение зрительного анализатора и т.п. Данные нарушения могут быть как приобретенными, так и врожденными. Для возникновения врожденных нарушений большое значение имеют наследственные факторы, ряд вредных воздействий на плод в процессе беременности (травма, интоксикация, инфекция), а также травмы в родах. Приобретенные нарушения обусловлены перенесенными ребенком инфекциями, травами и т.п. Большое значение для детей, имеющих отклонения в развитии, имеет качество и степень первичного дефекта. Коррекция первичных нарушений производится посредством использования методов и средств медицины.

Вторичные дефекты развития являются производными от первичных дефектов развития. Взаимосвязь первичных и вторичных дефектов не имеет однозначной органической природы. Вторичные дефекты развития имеют специфический характер, который выражается в психическом недоразвитии и нарушении социального поведения, вытекающий непосредственно из первичного дефекта и обусловленный им. В данном случае первичный дефект имеет характер недоразвития. Вторичный дефект развития – это один из основных объектов исследований в области детской психологии и психолого-педагогической коррекции аномальных развитий детей. Чаще всего вторично не развиваются или недоразвиваются те функции, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с зоной подвергшейся поражению, например, недоразвитость понимания устной речи у детей, имеющих нарушения слуха. Таким образом, вторичные нарушения возникают у ребенка тогда, когда первичные дефекты приводят к «выпадению» ребенка из социальной среды. Так как вторичные дефекты развития не имеют прямой органической природы, то они не требуют и специальной коррекции посредством медицинских приемов и способов. Предупреждение и коррекция вторичных дефектов развития осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и психологии. Вторичные дефекты характерны для тех функций организма, которые в процессе повреждения находятся в сенситивном периоде развития. В результате чего разные нарушения могут приводить к различным дефектам. При некоторых перенесенных инфекционных заболеваниях в это время (менингит), может отмечаться задержка формирования данной функции. Проявляется это в двигательной расторможенности. Одним из важнейших факторов возникновения вторичных дефектов развития является социальная депривация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.005 с.)