Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманистическое направление в психотерапии. Основные положения и методы.
Один из виднейших представителей этого подхода Р.Мэй писал, что "понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности". Поэтому гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и когнитивно-поведенческой терапии.
В это направление традиционно включают самые разнообразные психотерапевтические школы и подходы, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей для ее достижения. Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматривается как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса.
Психологическая концепция. Гуманистическая психология, которую часто называют "третьей силой в психологии" (после психоанализа и КПТ), сформировалась как самостоятельное направление в 50-х годах XX столетия. В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменологию - описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания ("здесь и сейчас") как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единстве человеческого духовного начала. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, не являющаяся чем-то заранее данным, а представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.
Концепция личности. В период становления гуманистического подхода, его сторонники критиковали психоанализ за - низведение мотивов до уровня инстинкта, - за преувеличение значимости безсознательных процессов, - игнорирование характера (особенностей здоровой личности)
- за рассмотрение тревоги как негативного фактора КПТ была подвергнута критике за - дегуманизацию, акценты только на внешнем поведении, лишение человека глубины и духовного - внутреннего смысла, превращая его, тем самым, в машину, робот или лабораторную крысу
Возможно поэтому новое направление (опытное) было названо гуманистическим: - личность рассматривается как целостное образование, за счет отдельных проявлений понять ее невозможно. - основные мотивы личности - стремление к саморазвитию, самоактуализации (нахождении своего места под солнцем), раскрытие своего творческого потенциала. Самоактуализация, рассматривается как "гуманоидная потребность, биологически присущая человеку как виду" - личность рассматривается как постоянно меняющаяся, стремящаяся к своему полному самовыражению, самореализации и тд. не как заранее что то данное. - тревога здесь может рассматриваться как конструктивная эмоция, подталкивающая к развитию. В итоге, получается следующее: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту. Самоактуализация. Потребность в самоактуализации выступает как высшая человеческая потребность, как главный мотивационный фактор. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности. Пирамида Маслоу: 1-й уровень - физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и пр.). 2-й уровень - потребность в безопасности (потребности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги). 3-й уровень - потребность в любви и принадлежности, (быть МЫ) (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба). 4-й уровень - потребность в самоуважении (потребность в самоуважении и уважении и признании другими людьми). 5-й уровень - потребность в самоактуализации (потребность в развитии и реализации собственных способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования).
Согласно Маслоу необходимо удовлетворять сначало низшие потребности. чтобы перейти к высшим. Также он подчеркивал, что самоактуализация связана с освоением нового, а значит с риском, возможностью ошибок, и поэтому это усиливает потребность к безопасности, а значит, чревато возвратом к старым стереотипам.
Полное раскрытие личности, "полное функционирование" (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуется следующим: - открытость по отношению к опыту, стремление в любой отдельный момент жить полной жизнью, - способность прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих, - чувство свободы, высокий уровень творчества. Жизненный опыт человека рассматривается им с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации. Если этот опыт помогает актуализации, то человек оценивает его как положительный, если нет - то как негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять, только непосредственно обращаясь к его субъективному опыту.
Опыт. Опыт понимается как личный мир переживаний человека, как то, что человек переживает и "проживает". Опыт - это совокупность переживаний (феноменальное поле), сознание рассматривается как символизация некоторого опыта переживаний. Феноменальное поле содержит как сознательные (символизированные) переживания, так и бессознательные (несимволизированные). Организм. Организм в данном случае понимается не только как биология, но и как сосредоточение всего опыта переживаний (локус всего опыта переживаний). Это не только опыт ощущений и набор поведенческих реакций, но и весь социальный опыт человека, то, что осознается, и то, что не осознается в данный момент, но может быть осознано. Я-концепция - это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает те характеристики, которые человек воспринимает как действительную часть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также и Я-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы стать). Для самоактуализации необходимым условием является наличие адекватной Я-концепции, полного и целостного представления человека о самом себе, включающего самые разнообразные собственные проявления, качества и стремления. Только такое полное знание о самом себе может стать основой для процесса самоактуализации.
Конгруэнтность - неконгруэнтность (другими словами - адекватность-неадекватность или хорошее соответствие - плохое соответствие) также определяет возможности самореализации. Если Я-концепция соответствует организму (опыту переживаний), осознает себя тем, кем он есть в опыте, если он "открыт опыту", то его образ Я будет адекватным и целостным, поведение конструктивным, а сам человек - зрелым, адаптированным и способным к "полному функционированию".
Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие "открытость опыту" противоположно понятию "защита".
Во-вторых, термин конгруэнтность относится также к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. Внешняя реальность - мир, субъективная реальность - наши представления о мире.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.008 с.) |