Психологические особенности детей с хроническими заболеваниями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности детей с хроническими заболеваниями.



 

Тяжелое физическое заболевание погружает ребенка в новую психическую реальность, очень трудную как для самого пациента, так и для его семьи. Ряд исследований демонстрирует, что физическое заболевание с большой вероятностью может привести к развитию у ребенка психологических нарушений, описываемых в рамках посттравматического стресса. Больных детей часто преследуют страхи и ночные кошмары, касающиеся болезни и ее последствий. Так же можно наблюдать депрессию, гипербдительность, бессонницу, возбудимость или импульсивное поведение.

Стресс является закономерной реакцией на тяжелое заболевание, но степень его проявления зависит от многих факторов: тяжести заболевания, возраста, предшествующих травм. Особенным фактором является отношение семьи к заболеванию. Исследуя социальную ситуацию вокруг онкобольных детей и подростков, Стабер установил, что подростки, которые развили посттравматические реакции, оценивали свои семьи как неупорядоченные и непредсказуемые.

В попытке справиться с психологической составляющей тяжелой длительной болезнью ребенок применяет различные стратегии адаптации. Маслин в 1982 году выделил следующую последовательность смены фаз. Сначала возникает некоторый оптимизм, эйфория, как адаптация на стресс, связанный с госпитализацией и началом лечения. Возникает вера в могущество врача, сочетающаяся с непринятием тяжести болезни. Наличие осложнения или рецидива резко меняет картину и приводит к возникновению разочарования в возможностях лечения. Происходит крушение иллюзий, начинает осознаваться тяжесть заболевания и угроза смерти. Ребенок становится раздражительным в отношении врачей и родителей, проявляет гнев, может возникнуть депрессия и анорексия. В интенсивности проявления вышеперечисленных реакций большую роль играют родители, чье отчаяние и отказ принять случившееся усиливает нарушение адаптации у ребенка.

Существует мнение, что дети младше 10 лет не имеют вышеназванной фазовости переживаний, так как не понимают, что такое угроза смерти. Тем не менее, существуют данные, что даже очень маленькие дети, хотя и не осознают тяжесть своего заболевания, но опосредованно через реакции взрослых эмоционально реагируют на то, что у них настолько серьезная болезнь, что никто не хочет говорить с ними об этом. Важно помнить, ребенок воспринимает реакцию близких людей на свою болезнь и реагирует так же.

Для обеспечения лучшей адаптации ребенка к болезни, важно понимать, какие факторы являются для него наиболее травмирующими. С одной стороны это, то, что непосредственно связанно с процессом лечения: боль, побочные эффекты терапии. С другой, это факторы, определяемые той ситуацией, в которой оказывается больной ребенок. Исследования показали, что именно эти факторы являются основным источником психологических проблем. Ограничение активности, отрыв от группы, изоляция имеют регрессивные последствия для личности ребенка, состоящие в нарушении социального поведения, школьной фобии, изменения отношений со сверстниками.

Как сказано выше, огромное влияние на адаптацию ребенка к болезни оказывают его взаимоотношения с взрослыми. Достижение взаимопонимания с врачом является необходимым условием адаптации ребенка к болезни. Оно достигается открытым общением, обсуждением диагноза и лечения на доступном ребенку языке в соответствии с уровнем его развития. Таким образом, ребенок становится активным участником процесса, что снижает его чувство беспомощности. Большое значение имеет отношение к болезни родителей, которые часто испытывают чувство вины за поставленный диагноз и чувство собственной беспомощности, которое способствует возникновению чувства безнадежности у ребенка. Различные варианты поведения родителей оказывают значительное воздействие на стиль поведения детей.

Для лучшего понимания процесса адаптации детей к болезни, мне кажется необходимым, рассмотреть отношение ребенка к болезни в разные возрастные периоды и выделить те психологические средства, которые применяют дети для совладения с ситуацией болезни. Результаты такого исследования приведены в книге Е.Т. Соколовой и В.В. Николаевой «Особенности личности при пограничных состояниях и соматических заболеваниях».

Было выявлено, что дети определяют болезнь через те ограничения, которые она оказывает на их жизнь. Основных ограничений два: ограничение движения и ограничения учебной деятельности.

Ограничение движений является одной из основных проблем онкологических клиник. Моторная активность является важной формой самовыражения ребенка. Болезнь сознается ребенком, прежде всего, как ограничение игры, той деятельности, в которой реализуется двигательная потребность. Ограничение игры в стационаре затрудняет ориентацию ребенка во внутреннем мире, препятствует процессу переживания ребенком болезни, ее преодолению.

Для детей 6-8 лет характерно познавательное отношение к действительности, желание быть «взрослым», заниматься серьезным делом. Поступление в школу является для них реализацией этого желания. Длительное пребывание в стационаре рушит планы ребенка, фрустрирует познавательную потребность в определенных социальных отношениях. По данным описываемого исследования, у 70% ребят оценка себя как несчастливых связана именно с невозможностью ходить в школу.

Еще одним важным моментом, влияющим на осознание ребенком тяжести своей болезни, является сложное лечение, связанное с болью и неприятными побочными эффектами. Лечение вызывает больший поведенческий дистресс у маленьких детей, чем у подростков, что связано с их меньшей способностью выносить и контролировать боль. Младшие дети часто определяют болезнь через перечисление процедур.

Рациональная оценка тяжести заболевания у ребенка практически отсутствует. Это объясняется как ограниченностью знаний ребенка о болезни, так и тем, что знание ребенка о болезни не означает для него осознания реальной угрозы болезни. Так, рассказывая о своей болезни, дети упоминают слова «опухоль», «рак», но за этими словами не стоит никакой реальности. Они могут поставить их в один ряд с насморком и головной болью.

У маленького ребенка нет развернутого жизненного плана. Главным измерением времени для него является настоящее, его отношение к себе наполнено непосредственно-чувственным содержанием. Избавлением от болезни часто является освобождение от больничной реальности. В непосредственно-чувственном отражении болезни у онкобольных детей представлены главным образом жалобы не на заболевание, а на лечение, которое оценивается как более тяжелое, чем болезнь. Выписка из больницы оценивается если не как прекращение болезни, то как освобождение от болезни, которая связывалась с неприятными процедурами.

У подростков так же нет социально-эталонного понятия болезни. Но по сравнению с младшими детьми смысл травмирующих событий другой. Для подростка уже характерно осознание непрерывности, преемственности во времени. Главным измерением становится будущее. Поэтому наиболее травмирующим для подростка, столкнувшегося с тяжелой болезнью, является его вырывание из привычной жизни, из его прошлого и будущего. Возникает ощущение остановки жизни, покинутости, обреченности.

Личностный смысл болезни не осознается. Это становится возможным только с формированием подлинного самосознания. Болезнь связывается лишь с ограничением нормальной жизни, что вызывает отрицательно окрашенные эмоциональные переживания. Отрицательные эмоции вызывают снижение эмоционально-ценностного отношения к себе. Низкая самооценка, которая выявлена у большинства онкоболных детей, чувство своей непохожести, неадекватности отрицательно сказываются на отношениях с людьми. Это проявляется в большей зависимости от родителей и в страхе общения со сверстниками.

Как преграда в общении воспринимается изменение во внешности, вызванное болезнью. Выпадение волос, прибавка массы тела, вызванная гормональными препаратами, тяжело переживаются подростками.

Таким образом, в ходе исследования была выделена большая группа ребят, для которых болезнь, изменив социальную ситуацию развития, стала преградой для реализации ведущих смыслообразующих мотивов. Сосредоточение на этой преграде, субъективная невозможность ее преодоления приводит к падению эмоционально-ценностного отношения к себе. Возникают защитные механизмы, выражающиеся в отказе от общения со сверстниками и в большей привязанности и зависимости от родителей. Эта активность носит защитный, а не компенсаторный характер, и не приводит к повышению адаптивных возможностей ребенка.

Другим защитным способом реагирования на болезнь воспользовалась немногочисленная группа ребят. Для них характерен уход от болезни в мир фантазий. При этом дети не хотят говорить о будущем. Переживание идет по пути сокрытия реальности, дети вообще не ищут помощи, воспринимают окружающий мир как враждебный, отвергают поведение родителей, направленное на осознание тяжести своей болезни.

Так же была выделена группа ребят, чье реагирование можно с большой вероятность отнести к компенсаторному. Болезнь ими также воспринимается как преграда для осуществления планов, как ограничение жизни. Но в отличие от первой группы, этими детьми признается временный характер преграды. К определению болезни добавляются мысли о выздоровлении, о том времени, когда они вернуться домой. Ребенок не хочет просто выздороветь, будущее имеет для него вполне конкретное содержание.

Если для предыдущих групп обследованных детей привязанность к родителям является подтверждением зависимости от них, переложением ответственности за решение всех проблем, то у ребят этой группы она является способом поддержания ценностного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.006 с.)