Принципы, цели, задачи паллиативной психологической помощи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы, цели, задачи паллиативной психологической помощи.



Паллиативная помощь – это совокупность мероприятий, ключевой направленностью которых считается поддержание адекватного уровня существования индивидов, страдающих неизлечимыми, угрожающими их жизнедеятельности и тяжело проходящими болезнями, на максимально доступном при существующем состоянии смертельно больного, комфортном для субъекта уровне. Основное «призвание» паллиативной медицины состоит в сопровождении пациентов до их конца.

Основные особенности психологического сопровождения процесса:

● Работа здесь и сейчас

● Завершенность каждой сессии

● Интимность терапевтических отношений паллиативного подхода

Основные потребности умирающего пациента при психологическом сопровождении паллиативного процесса:

● Подвести итогов жизни

● Обсудить свои представления о том, что будет после смерти

● Избавиться от «секретов»

Этапы развития событий, связанных с неизлечимой болезнью (ребенка):

● состояние неопределенности

● получение известия о том, что болезнь неизлечима

● принятие решения о переходе к паллиативной помощи

● период паллиативной помощи

● смерть (ребенка)

● переживание утраты

Безнадежно больные люди нуждаются в психологическом сопровождении, так как понимание безнадежности собственного состояния - большое испытание.

Также важна поддержка семьи и окружения в этой ситуации.

У нас не прописано обязательное психологическое сопровождение паллиативного процесса, но многие фонды берут психологов для такой работы.

Что происходит с человеком, которого нельзя вылечить (с какими темами сталкиваемся):

● Оставшееся время: сужение временной перспективы

Задача — восстановление спонтанности тем, что общение протекает в очень короткой перспективе. Одна сессия, и в рамках этой сессии завершенность каждого раза

● У нас страх смерти вытесняется, а у умирающих эта защита не работает

● Блокируются эмоции

● Чувство вины, поиск ошибок, вспоминание всех несбывшихся идей

● Тема верований и убеждений о том, что происходит после смерти

Принципы психологической помощи неизлечимо больным:

1. Важно провести анализ того, что человек успел и не успел в жизни — не только фактические дела, но и на эмоциональном уровне (человек хочет избавиться от обид, сказать важные слова, которые не было возможности сказать) и помогаем все доделать или справляться с тем, что это нельзя сделать

2. Смотрим, что нужно закончить — также человек думает о том, что ему нужно закончить и что останется после его смерти — не всегда завещание (хоть это и важно) но психолог может быть просто лицом, с которым можно это обсудить, так как родственниками сложно

3. Работа с тревогой по поводу того, как же там будут жить те, кто останется

4. Помощь в перераспределении ролей в семье

5. Обеспечение интимности и поддержки на сессиях

6. Сеттинг плавающий (сегодня хорошо чувствует себя, а на след неделе ухудшения и нет сессий)

7. Возможность телесного контакта (помочь лечь, дать салфетки, подержать за руку)

8. Работа только здесь и сейчас и только на том материале, который человек сам предлагает (прошлое, будущее и тд)

9. Завершенность каждой сессии

10. Работа с тревогой: ищем ее источник, нюансы этой причины (страх боли кто будет рядом как похоронят там и тд) смещаем фокус работы с поиска причин тревоги на ее контейнирование

11. Некоторые методики не используем (а что самое страшное может произойти? — тут глупый вопрос)

12. Нет конечной цели терапии — работаем здесь и сейчас. быть с человеком в этой ситуации и сопровождать его

13. Честность в работе во время обсуждений на уровне восприятия больного (как происходит смерть? чем я могу помочь? честно говорим о том, что человек хочет знать)

14. У каждого физического дискомфорта есть психическая составляющая, поэтому работаем с болью, пытаемся локализовать ее, чтобы дать чувство контроля над ней, можем искать места исключения (когда меньше боли, где меньше, а когда больше)

15. Можем обсудить, как будет происходить его момент окончания жизни, как он представляет это

16. Стимулируем прикосновения родственников к умирающему человеку — это дает чувство нужности

17. Можем вести дневник — анализ жизни. Выделить, чего добился, хорошие моменты, плохие, которые не дают сейчас покоя. разбор фото. сделать альбом для каждого члена семьи (человеку нужно что-то делать, а не просто лежать умирать) писать письма внукам и даже нерожденным внукам и др. близким.

18. Избавиться от секретов (и чувства вины)

19. Последний поиск идентичности — понять кто ты был в этой жизни. если что-то не удалось — контейнируем и работаем как с потерей

 


39. Семейная психотерапия горя: основные определения, положения и методы.

 

Семейная психотерапия горя – СПГ – предлагает модель психотерапии, при которой семейное функционирование является первичной схемой вмешательства и основывается на том, что семья служит реципиентом заботы и горя.

СПГ носит ограниченный по времени характер, продолжается 3-8 сеансов, её основные задачи:

1. Улучшение функционирования семьи, фокус на параметрах, определяющих адаптивное функционирование:

a. Сплочённость семьи

b. Экспрессивность мыслей и чувств

c. Разрешение конфликтов

2. Содействие адаптивному горю, связанному с болезнью ребёнка. Связана с первой, так как стремление поделиться горем зависит от эффективной коммуникации, горе легче переносится благодаря чувству солидарности.

Акцент на функционировании семьи носит позитивный характер, намёк на критику в стрессовый период нежелателен. Сильные стороны членов семьи подтверждаются, они могут быть использованы для обеспечения соответствующих изменений. Психолог показывает заинтересованность в работе с семьями, чтобы помочь её членам в заботе о больном ребёнке.

Начало терапии носит исследовательский характер. Задача терапевта – вовлечь семью в деятельность посредством идентификации беспокойств её членов. Достижение соглашения по этому вопросу наделяет терапевта правом пригласить их к совместной работе – согласованные вопросы становятся разумным объяснением для терапии.

Этапы терапии:

1. Оценка

2. Соглашение по поводу беспокойств или вопросов

3. Целенаправленное лечение

4. Консолидация

5. Завершение

Каждый этап начинается с краткой ориентировки и заканчивается подведением итогов, однако без избыточного структурирования. Последовательность – два оценочных сеанса, еженедельно или раз в две недели; обсуждение или выделение основных семейных тревог; при достижении прогресса – консолидационная фаза.

Цели СТГ:

1. Улучшение функционирования семьи посредством укрепления сплочённости, улучшения коммуникации и способности к разрешению конфликтов

2. Стимулирование выражения горя

Процесс СТГ:

1. Стимулировать семейные ценности и усилия

2. Придание чёткой формы паттернам функционирования семьи и приглашение её к идентификации её беспокойств как совместно преодолеваемого явления

3. Семья поощряется к взятию на себя ответственности за изменения

Роль психотерапевта:

1. Совместный терапевтический сою

2. Использование открытого, прямого подхода, исследующего ключевые измерения семейной жизни (функционирования) и стимулирующего выражения горя

3. Каждый 90-минутный сеанс начинается с краткой ориентировки и заканчивается подведением итогов без излишнего структурирования

Практические рекомендации:

1. Прогресс терапии достигается при помощи этапов оценки, привлечения к беспокойствам, целенаправленного вмешательства, консолидации и завершения

2. Для участия приглашаются все желающие члены семьи

3. Терапия ограничена по времени: на оценку отводится два сеанса; на активное вмешательство – от одного до четырёх сеансов; на консолидацию – сеанс один раз каждые два месяца; завершение – через три месяца.

Психотерапевт сотрудничает с семьёй в исследовании любых поднятых вопросов, воздействуя на паттерны, повторяющиеся в течение многих поколений, и способствуя решению проблемы для предотвращения конфликтов.

Частые проблемы:

1. Невозможность открыто обсуждать в семье заболевание ребёнка

2. Недостаточная сплочённость семьи

3. Управление чувствами

4. Патологическое горе

5. Эмоциональные нарушения

6. Нарушения в детско-родительском взаимодействии

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.009 с.)