Основные подходы к рассмотрению понятия «кризис». Типология кризисных событий и ситуаций. Особенности оказания психологической помощи в кризисных ситуациях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к рассмотрению понятия «кризис». Типология кризисных событий и ситуаций. Особенности оказания психологической помощи в кризисных ситуациях.



 

Традиционно понятие «кризис» связано с психологией развития, в рамках которой кризис понимается как дискретный момент развития личности, как переходный период между возрастными этапами человеческой жизни. Такие кризисы принято считать нормативными, поскольку они сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

Другое понимание кризиса возникло в клинической психологии, в рамках которой кризис характеризуется как состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий, опасных для здоровья или жизни человека. Такими препятствиями могут являться, например, катастрофические события, тяжелые заболевания и так далее. Характерным для кризисного переживания такого типа является наличие угрозы для жизни, психического или физического здоровья.

Кризис — это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

К кризисным ситуациям относят:

1. Ситуации, связанные с переходом к следующему возрастному этапу (возрастной кризис).

2. Ситуации утраты.

3. Чрезвычайные, психотравмирующие ситуации.

Особое место среди кризисных событий и ситуаций занимают чрезвычайные, психотравмирующие, катастрофические, поскольку именно они вызывают наиболее тяжелые переживания, разрушают психику и имеют мощные последствия для функционирования человека. В клиническом подходе к психотравмирующим событиям относят такие экстремальные критические события, которые обладают мощным негативным воздействием, характеризуются угрозой, требуют от индивида экстраординарных усилий по совладанию с последствиями воздействия.

Травматические кризисы:

- Кризис целостности спровоцирован угрозой целям или системе ценностей, «перекрытием» источников жизненного смысла (блокада жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между «должным» и «сущим», между собственной жизнью и жизнью окружающих). Результирующая всех этих воздействий выражается в утрате жизненного смысла, интереса к жизни, перспективы, а следовательно и стимулов к деятельности.

- Кризис «пересадки корней» — это ситуация, когда человек как бы переходит в иную культурную, информационную и коммуникативную среду. Для многих людей этот кризис связан со вступлением в брак. Многое зависит от качества «почвы», на которую они попадают.

- Кризис лишения представляет собой наиболее частый тип, он связан с утратой близкого человека. Это событие может вызвать травматический кризис, если оно неожиданно, если смерть безвременна и трагична. Но даже если это событие естественно и закономерно, оно заставляет страдать и горевать об умершем, по-другому увидеть свою собственную жизнь и изменить систему ценностей.

- Ситуационный кризис — это некая утрата, не связанная с потерей близкого человека. Эмоционально значимой утратой, вызывающей переживания, могут оказаться события, не столь трагичные на первый взгляд.

- Кризис нереализованности — это субъективное отрицательное переживание жизненной программы. Появляются переживания того, что жизненная программа не выполнена. Для преодоления кризиса рекомендуется сменить среду или переменить свое отношение к ней.

- Кризис опустошенности — душевная усталость и переживание отсутствия достижений; возникает в тех случаях, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого в настоящее и будущее. Причиной кризиса может быть душевная усталость после длительного периода упорной и самозабвенной работы. В этом случае нужна передышка от утомившего образа жизни и деятельности.

- Кризис бесперспективности — отсутствие перспектив профессионального роста, реальных планов на будущее. Причина кризиса: возникает в ситуации, когда в сознании человека слабо представлены потенциальные связи событий, не разработаны проекты, планы и мечты о будущем.

Выделим следующие основные признаки искомого понятия:

-внезапность наступления события;

-сверхнормативное для данного человека, для данной ситуации содержание события;

-возникновение внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, требующего оперативного разрешения и отсутствия у человека опыта решения конфликта такого уровня;

-динамические, прогрессирующие изменения в ситуации, в условиях жизнедеятельности, в социальных ролях;

-усложнение процессов жизнедеятельности в связи с появлением неизвестных ранее и не имеющих аналогов в опыте человека неопределенных элементов жизнедеятельности;

-переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам адаптационных ресурсов человека.

Психологический анализ обращает внимание на следующие параметры кризисного события:

1) неблагоприятные условия для жизнедеятельности;

2) событие имеет угрожающий характер;

3) резкое возрастание внутриличностной напряженности;

4) истощение адаптационных ресурсов и «прорыв» адаптационного барьера;

5) изменение динамических стереотипов поведения;

6) кризисное

В любом кризисе, связан ли он с процессами взросления и развития или возникает в острой катастрофической ситуации, человек сталкивается с сильными переживаниями. Наиболее острыми среди них выступают переживания невозможности: невозможность существовать прежним, известным человеку способом, невозможность реализовывать свои мотивы, стремления и ценности, невозможность преодолеть кризис способами, известными из прошлого опыта. Трудность, сложность и невозможность прежнего способа существования подталкивают человека искать новые формы и способы видения мира и межличностных отношений. Преодоление кризиса всегда приводит к переходу на другой уровень психологического функционирования.

Кризис как психологическое состояние характеризуется особым переживанием. Переживание кризиса может сопровождаться тревогой. Любая значимая ситуация вызывает тревогу, которая представляет собой мобилизацию ресурсов организма. Вместе с тем, сильная тревога создает замешательство, искаженные, негативные суждения, дезорганизует психическую деятельность.

Другое чувство, переживаемое в кризисе – это беспомощность, которая переживается как невозможность справиться с ситуацией, как состояние, когда «почва уходит из-под ног».

Для кризисного переживания может быть характерно чувство стыда. Сама ситуация кризиса как бы ставит под сомнение способность человека справляться с трудностью. Человек может почувствовать себя плохим, некомпетентным, зависимым от других, он может стыдиться того, что с ним произошло.

В кризисном переживании часто присутствуют печаль и тоска. Тоска – тягостное переживание разлученности, невозможности быть рядом со значимым человеком, либо невозможности вернуться в ситуацию (тоска по детству). Печаль часто возникает при переживании горя как отношение к утраченному или нереализованному.

Другие чувства, характерные для кризисного переживания – гнев, ярость. Гнев отражает отношение к препятствию, нарушающему реализацию потребности. Гнев может быть направлен на судьбу, которая отняла близкого, на себя и на свою неспособность справляться со слезами, на обидчика. И гнев, и ярость могут не осознаваться человеком, могут быть вытеснены и спрятаны за чувствам вины/обиды или беспомощности.

Кризисное переживание часто сопровождается чувством одиночества. Оно выражается в чувствах ненужности, непонятости, тупика, безнадежности, пустоты.

Ф.Е. Василюк рассматривает четыре вида кризисных переживаний:

1. Гедонистическое переживание игнорирует свершившийся факт, отрицает его, формирует ложное чувство благополучия.

2. Реалистическое переживание подчиняется принципу реальности. Человек признает случившееся, приспосабливает свои интересы к новому образу и смыслу жизни. Возврат к предыдущему отношению к вещам становится невозможен, прошлое отбрасывается.

3. Ценностное переживание признает наличие кризиса, но отвергает пассивное принятие ударов судьбы. Ценностное переживание строит новое содержание жизни с учетом понесенной утраты.

4. Творческое переживание характерно для волевых личностей. Такой человек в ситуации кризиса сохраняет способность сознательно искать выход из сложившейся ситуации.

Кризисное переживание, несмотря на сложность и тягостность, имеет определенные функции:

1. Созидательную, которая заключается в мобилизации ресурсов субъекта для преодоления сопротивления среды, мешающего удовлетворению потребностей; Функцию регулирования поведения с учетом характера преодолеваемых преград», которая представляет собой изменение внутренних условий в направлении повышения их функциональных возможностей;

2. Тормозящую функцию, связанную с остановкой или угнетением жизнедеятельности человека по удовлетворению его потребностей;

3. Подавляющую функцию, заключающуюся в блокировке удовлетворения важных потребностей и оказании деструктивного, патогенного воздействия на личность.

Процесс преодоления кризиса может протекать в двух формах:

1) «нормальный» (развивающий) кризис (человек приобретает новый опыт, расширяет диапазон адаптивных реакций);

2) затяжной, хронический (осложненный) кризис (человек реагирует дезадаптивными реакциями, или развитие клинических симптомов вызывает новые дезадаптивные реакции, которые могут принять катастрофический характер и привести к невротическим и психосоматическим расстройствам, тяжелым нарушениям психики, смерти или суициду).

Каждый кризис имеет свою динамику. Г. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:

1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

4) повышение тревоги и депрессии, чувства беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.

Основные кризис-факторы:

- Смерть родственников, близких и друзей

- Тяжелое заболевание

- Обособление детей от родителей, семьи, друзей

- Половое созревание

- Физические изъяны и последующее изменение внешности

- Ряд предсемейных и семейных событий (женитьба и начало супружеской жизни, отцовство и материнство, самопроизвольное или искусственное прерывание беременности, менопауза, измена любимого (любимой), вынужденная разлука с любимым (любимой), развод и др.)

- Резкие изменения социального статуса (вынужденная смена места жительства, начало трудовой деятельности, повышение и понижение по служебной лестнице, потеря работы, выход на пенсию, старение и т. п.).

- Травматические события (изнасилование, дорожная катастрофа, потеря собственности, крупных сумм денег в результате стихийного бедствия или ограбления, публичное унижение, участие в боевых действиях и др.).

Процесс переживания кризиса усугубляется действием ряда факторов, к которым можно отнести следующие:

1. Когнитивная ригидность

2. Категоричность в восприятии альтернатив

3. Наличие неверных представлений и установок.

4. Инерция мышления.

5. Стремление избежать болезненных эмоциональных переживаний.

Кризис может завершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или обнаружится решение. Исследования показывают, что существует три основных способа преодоления кризиса.

- Первый способ – это эффективное его разрешение благодаря осознанию смысла кризисной ситуации, использованию конструктивных копинг-стратегий и внутренних ресурсов.

- Второй способ представляет собой неэффективное разрешение кризисной ситуации из-за неспособности человека видеть смысл в ситуации и его сильной сосредоточенности на эмоциональных переживаниях.

- Уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний является третьим способ преодоления кризиса.

Общим признаком всех деструктивных стратегий преодоления кризисов является фактическое нежелание и/или неспособность человека работать со своей проблемой: не способность принимать решения, брать ответственность, страх изменений, внешне-обвинительная позиция. Конструктивное преодоления кризиса предполагает принятие реальности, взятие ответственности, способность к анализу происходящего, способность к выделению главного и второстепенного в проблеме, возможность ее поэтапного решения. В этом случае кризис и становится поворотным этапом жизненного пути личности.

Кризисная помощь – это экстренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса.

Главное в процессе поддержки человека в кризисе — активизировать присущие ему способы преодоления кризиса и ввести в действие большой набор стратегий преодоления. Такой подход базируется на основополагающем принципе: человек в состоянии кризиса — это активная личность, отвечающая за себя. Вот почему психологическая помощь приобретает форму стимулирующей поддержки и вместе с тем направленной к эффективной самостоятельности.

По мнению Р. Рапопорт, при кризисном вмешательстве должны быть реализованы как минимум следующие цели:

• снятие симптомов;

• восстановление докризисного уровня функционирования;

• осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса;

• выявление внутренних ресурсов клиента, его семьи и различных форм помощи извне для преодоления кризиса.

В кризисной ситуации возможны два вида психологической помощи: кризисное консультирование и кризисная психотерапия. Любая ранящая ситуация вызывает изменения в чувствах, поведении и мыслях человека. Кризисное консультирование производится тогда, когда трансформации подконтрольны человеку, и он в силах самостоятельно справиться с ними. Кризисное консультирование, как правило, недолгосрочно, и чаще всего основывается на тактиках информирования. Если же негативные изменения приобретают длительный, затяжной характер и оказываются вне зоны самостоятельного контроля, то возникает необходимость в профессиональной психотерапевтической помощи. Кризисная психотерапия в отличие от консультирования более долгосрочна, включает работу с состоянием обратившегося, оценку психической динамики его состояния на протяжении всего курса встреч. В кризисной психотерапии большая роль отдается исследованию отношений, развивающихся между клиентом (пациентом) и психотерапевтом, учитывается динамика этих отношений.

Основные принципы кризисной психологической помощи.

1. Эмпатический контакт. Под эмпатией понимается способность сопереживать, чувствовать то, что чувствует другой человек, видеть мир его глазами. Эмпатия не допускает формального отношения к человеку. Развитие эмпатии предполагает возможность выйти за пределы традиционных взаимоотношений и проникнуть в глубину человеческого страдания. Когда эмпатия объединяется с искренним стремлением усилить веру пострадавшего в себя, в свои собственные возможности, возникают изменения.

2. Слушание и понимание. Оказывая кризисную помощь, важно не просто придерживаться схемы консультирования. Профессионалу очень важно не только разобраться в психологических проблемах пострадавшего, но и оценить его потенциал прежде, чем применять ту или иную методику работы.

3. Объективность и реалистичность. Прежде чем оказывать какую-либо помощь, важно понять структуру кризисной ситуации, определить потребности обращающегося за помощью.

4. Высокий уровень активности психолога. Психологу важно проявлять активность в установлении контакта с человеком, переживающим кризис. Важно обнаружить тот способ и уровень контакта, который доступен пострадавшему.

5. Ограничение целей. Ближайшая цель кризисной психологической помощи – предотвращение катастрофических последствий. Поэтому психологу важно поддержать восстановление психологического равновесия пострадавшего.

6. Экологичность. Оказывая помощь, важно помнить принцип «не навреди». Важно тщательно выбирать техники и приемы кризисной работы, не провоцируя и не усиливая тяжести состояния. Кроме того, важно помнить, что кризисная помощь представляет собой частичный вклад в восстановление психического здоровья пострадавшего. В связи с этим, необходимо взаимодействовать с другими помогающими специалистами, учитывая их вклад.

7. Ориентация на личностный рост и развитие. Кризисное состояние должно рассматриваться не как болезнь, а как нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Кризис – это процесс личностного развития, в том случае, если он будет преодолен позитивно, то личность перейдет на качественно новую ступень. Следовательно, реабилитационную работу следует рассматривать как помощь процессу личностного развития, а не как лечение.

8. Уважение. Человек, переживающий кризис, воспринимается как знающий, вполне компетентный, независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, сделать самостоятельный выбор.

 9. Поддержка. При работе по преодолению кризиса психологу важно в первую очередь сосредоточиться на восстановлении системы поддержки и самоподдержки пострадавшего.

К основным принципам психологической помощи в кризисе Л. Квинтин относит следующие:

— мгновенность. Начинать работу сразу же после события (эта работа наиболее эффективна в течение 72 часов после события);

— близость к месту события. Это повышает эффективность работы;

— реальные условия кризисного события предпочтительнее клинических;

— использование контекста и ожидание положительного результата. В частности, привлечение пострадавшего к выполнению своих обязанностей. Например, военнослужащий способен выйти из кризиса, оказывая помощь раненому товарищу;

— простота. Поиск простых и эффективных средств воздействия. Кроме того, они способствуют установлению контакта с клиентом;

— единство действий. Общий подход и единая команда

Кризисная работа предъявляет особые требования к личности консультанта. Эти требования можно объединить в три группы.

1) Профессиональная компетенция. Важно, чтобы консультант обладал высокой компетенцией, хорошо разбирался в механизмах возникновения кризисной ситуации, мог дифференцировать вид кризиса, его тяжесть и этап, замечать его феноменологию.

2) Личностная компетенция. Предполагает способность консультанта сохранять эмоциональную устойчивость при взаимодействии с пострадавшим, умел слушать, вовремя замечать изменения своего состояния. Отмечать у себя как излишнюю включенность, так и отстраненность от чувств обращающегося за помощью. Важно, чтобы консультант был достаточно зрелым и имел свой собственный опыт совладания с кризисными ситуациями.

3) Профессиональность консультанта определяется так же его способностью и открытостью для собственных обращений за психологической и супервизионной помощью. Супервизия –это процесс обсуждения сложных моментов работы с другим профессионалом.

Первый контакт. Первому контакту в кризисной психологической помощи придается большое значение: от того как пройдет эта встреча, может зависеть дальнейшая работа. Особое место проблема первого контакта занимает в ситуациях оказания неотложной психологической помощи на месте происшествия, поскольку переживания участников событий являются свежими, высок уровень гнева, агрессии, недоверчивости, что исключает возможность использования специальных техник и приемов работы. Именно поэтому активное слушание и возвращение некоторых фраз остаются наиболее подходящими способами для установления контакта. Важно дать возможность людям разрядить гнев. Главными на первой встрече являются установление безопасности.

При оказании кризисной помощи могут использоваться различные психотерапевтические подходы.

Рациональная психотерапия. Она основана на принципах логического анализа состояния, разъяснения его природы, причин, симптоматики, течения и прогноза. Этот подход способствует устранению неопределенности, снижению тревоги и напряжения, характерных для кризиса.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Пациента обучают умению идентифицировать свои неадаптивные когниции и рассматривать их объективно. Необходимо максимально использовать опыт клиента в позитивном решении жизненных задач и генерализации правил регуляции поведения с целью сделать их более гибкими, более учитывающими реальность.

Техника вскрывающих интервенций. Она основана на предположении, что при кризисе страх вызван не только стимулами, релевантным травматическим, но и воспоминаниями о событии. Метод заключается в том, чтобы помочь клиенту заново пережить травматические воспоминания и их интегрировать.

Техника десенсибилизации и переработки травмирующих переживаний посредством движения глаз (EMDR). Считается, что метод пригоден в основном для лечения случаев единичной травматизации (например, при авиакатастрофе). Психологическая помощь состоит в следующих процедурах: представления клиентом травматической сцены, переживания чувства тревоги, когнитивной реструктуризации и направляемых консультантом саккадических движений. Клиента просят сосредоточиться на воспоминании, попытаться воспроизвести все мысли, которые вызывает у него травма. Затем клиента просят представить эту сцену в «сжатом» виде, сконцентрироваться на негативных мыслях и следить глазами за пальцами психотерапевта, ритмично движущимися на расстоянии 30-35 см от его лица. После 24 саккадических движений его просят сделать вдох и отвлечься от переживаний. Далее ему следует сосредоточиться на телесных переживаниях, связанных с воображаемой сценой, а также на позитивных мыслях («все в прошлом», «я сделал все, из того, что мог»). Психотерапевт оценивает состояние пациента по субъективной 10-бальной шкале дистресса (Subjective Units of Distress scale, SUD), после чего принимается решение, вносить ли в сцену какие-либо изменения. Процедура длится, пока балл по шкале не опустится до 1 или 2 пунктов.

Тренинг преодоления тревоги. Включает множество разнообразных процедур, в том числе технику «биологической обратной связи», релаксационные методы, когнитивное переструктурирование.

Психодинамическая психотерапия. В своих теоретических основаниях восходит к концепции психологической травматизации З. Фрейда. В настоящее время в рамках психодинамического подхода существует много других концепций психологической травматизации (некоторые из них уже были описаны выше). Психодинамическая терапия позволяет глубоко исследовать не только причину, но и процесс психологической травматизации, рассматривая его в контексте раннего детского развития. Основной рабочей процедурой выступают свободные ассоциации. Переживания клиента исследуются в ходе переноса – специальной психотерапевтической техники. Перенос представляет собой процесс перенесения чувств, установок, отношений с первичных объектов (родителей) на психотерапевта, то есть пациент будет переживать в ситуации лечения по отношению к аналитику все значимые человеческие отношения своего прошлого, которые сознательно не вполне доступны ему. Длительная психодинамическая психотерапия позволяет постепенно реконструировать жизненную историю пациента, дифференцируя и анализируя разные травматические факторы, восстанавливая психическую целостность и способность к переживанию.

Гештальт терапия. Метод, направленный на восстановление нового, творческого контакта с окружающей средой. В гештальт подходе исследуются процессы, которые происходят «здесь-и-сейчас». «Здесь-и сейчас» клиент может исследовать то, как он прерывает свой контакт со средой, может обнаруживать свои потребности и восстанавливать цикл их удовлетворения. Одним из принципов гештальт подхода является динамическое соотношение фигуры и фона, где фигурой выступает актуальная потребность, а все остальные психические процессы представляют собой фон. В ситуации кризиса можно видеть перегруженность фона, спутанность клиента и невозможность выделить фигуру потребности. Работа гештальт терапевта в этом случае может быть связана с прояснением фоновых процессов (запутанных аспектов ситуации), дифференциацией переживаний, выявлением интроектов, затрудняющих личностное развитие, исследованием системы поддержки клиента.

В гештальт подходе применяется большое количество разнообразных техник (такие как «работа со стулом», «телесные метафоры», «работа со сновидениями» и так далее), но важно иметь в виду, что в работе с кризисным переживанием (особенно если речь идет о катастрофической травме) техники следует применять с осторожностью, поскольку контакт с реальностью у таких клиентов часто диссоциирован. Работа должна быть направлена в первую очередь на восстановление способности клиента присутствовать в терапевтической ситуации, что возможно при качественном присутствии самого психотерапевта. Технические приемы могут использоваться на отдаленных этапах работы, когда клиент развивает большую непрерывность и устойчивость своего «Я».

Экзистенциальная психотерапия. Близка к гештальт терапии, построена на тех же основных принципах работы. Вместе с тем, психотерапевтическая работа построена на исследовании клиентом основных данностей бытия: 1) Чувство бытия; 34 2) Свобода, ее ограниченность; 3) Конечность человека, или смерть; 4) Экзистенциальная тревога; 5) Экзистенциальная вина; 6) Смысл и бессмысленность. В процессе психотерапии рассматриваются установки клиента по отношению к этим универсалиям жизни, которые составляют ядро любого кризисного переживания.

Гипноз и трансовые техники. Гипносуггестивный метод применяется для дезактуализации кризисных состояний, сопровождаемых аффектами гнева и обиды. Гипнотерапия может применяться как симптоматическая методика для снятия психического напряжения при реакциях острого горя, для купирования астенической и фобической симптоматики, нормализации вегетативных функций.

Каков бы ни был психологический метод, используемый психологом-консультантом, работа с кризисным клиентом (пациентом) должна подчиняться следующим основным правилам:

1. Постепенное завоевание доверия пациента с учетом того, что у него наблюдается утрата доверия к миру.

2. Повышенная чувствительность к процессам пациента.

3. Создание надежного окружения для пациента во время проведения психотерапии.

4. Адекватное исполнение ритуалов, которые способствуют удовлетворению потребности в безопасности пациента.

5. До начала психотерапии уменьшение дозы медикаментозного лечения или его отмена для проявления успеха психотерапевтического воздействия.

6. Исключение возможных источников опасности в реальной жизни пациента.

Фундаментальное правило в работе с кризисным переживанием (особенно в работе с ПТСР) – принимать тот темп работы и самораскрытия пациента, который он сам предлагает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.056 с.)