Социально-нормативные модели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-нормативные модели.



В обыденном состоянии критерий патологии – необычность и непонятность поведения с точки зрения принятых в данном социуме норм.

Теория ярлыков (Томас Шефф) рассматривает психические расстройства как результат социальных интерактивных процессов и процессов приписывания свойств:

1. Возникновение незначительного отклонения

2. По сравнению с числом выявляемых отклонений число невыявляемых гораздо больше

3. Эти отклонения часто остаются незамеченными и имеют транзиторную природу, если не сталкиваются с социальными условиями, способствующими их закреплению через отношения общества к этим отклонениям как к болезни

4. Если происходит этикирование этого состояния как болезни, то оно стабилизируется, его аморфная структура принимает форму соответствующей болезни, проявления которой во многом определяются существующими социальными стереотипами

5. Определённый стереотип закрепляется в социальных интеракциях, человек принимает ту роль, которую ему приписывают окружающие

6. Если человек ведёт себя в соответствии с ожиданием окружающих, поведение подкрепляется

7. Попытки вернуться к прежней роли отвергаются и наказываются

8. Возникающий после присвоения ярлыка кризис приводит к тяжёлому душевному состоянию, человек нередко с готовностью принимает роль душевнобольного

9. Таким образом, феномен душевной болезни связан прежде всего с процессом этикетирования, которое является главной причиной закрепления первоначального отклонения.

«Стигма – это клеймо стыда, позора или неодобрения, которое ведёт к отторжению, дискриминации и изгнанию отдельного человека от участия в целом ряде видов деятельности общества».

Антипсихиатрия близка к теории ярлыков и сложилась под влиянием экзистенциализма и психологии. Ведущие представители – Дэвид Купер и Рональд Лэнг. Для этого направления характерно отрицание психиатрии как науки и психических расстройств как болезней.

Психические расстройства рассматриваются как эпифеномены социальных норм и санкций, а психическое здоровье – как условная нормальность привысного для данного общества поведения.

Несмотря на непродуктивность этих позиций, важно отметить, что понятие болезни – не только медицинское, но и социальное. В рамках социально-нормативной модели понятия «психическое здоровье» и «болезнь» выступают прежде всего в виде функции социальных и культурных норм.

Статистический подход – разновидность социально-нормативного подхода. Норма как вариация внутри определённой области значений характеристик, описывающих поведение человека. Статистический подход является важным, но недостаточным ориентиром для выдвижения гипотез относительно наличия психического расстройства:

1. Многие формы активности (талант, креативность) встречаются редко, но являются социально желанными

2. Широко распространенные формы поведения, такие, как алкоголизация, несмотря на статистическую распространённость, могут рассматриваться как вредные и отклоняющиеся

3. Достаточно трудно определить, относительно какой группы справедлива статистика – в каждой культуре и субкультуре свои особенности.

4. Многие формы статистически отклоняющегося поведения не рассматриваются как психические расстройства (криминальное поведение)

5. Трудность определения значения, начиная с которого данное поведение можно рассматривать как отклоняющееся

6. Чрезмерное следование нормам может свидетельствовать о психических отклонениях (сверхпослушность у детей, сверхнормативность у взрослых)

Биопсихосоциальные модели

Единство этиологии и патогенеза не подтверждается современными исследованиями. В науке произошло изменение представления о причинности.

Бастине: «психическое расстройство – это психологический конструкт для определения комплексного феномена, который используется в различных социальных контекстах. Таким образом, данный конструкт не является независимым от социальных оценок и конвенций, а подвергается модификации в рамках медицинского, юридического, политического и общекультурного контекстов. Не существует естественных, природных критериев разделения психической нормы и патологии. Они зависят от статистических, социальных, идеальных и функциональных критериев, касающихся проявлений и структуры психических процессов; их можно обозначить как конвенции, в основе которых лежат научно обоснованные и социокультурные нормы».

Системный подход – синтез различных частичных научных проекций. Энгель рассматривает биопсихосоциальную модель как динамическое единство, включающее различные подструктуры, находящиеся в процессе постоянного изменения и взаимного влияния. Физикальные подсистемы-органические подсистемы-личностные подсистемы-культурные и общественные подсистемы.

1. Биологические факторы

a. Генетические (генеалогический, близнецовый метод, исследование приёмных детей)

b. Конституциональные – врождённые или рано приобретённые физические и психические особенности, определяются не только генетикой, но и пренатальными и постнатальными влияниями.

c. Биохимические

d. Депривационные

2. Психологические факторы

a. Личностные (ценности, установки, смыслы, мотивы)

b. Когнитивные (память, мышление, внимание)

c. Аффективные (переживание, эмоциональное реагирование)

d. Поведенческие (поведенческие реакции, навыки, стратегии)

3. Социокультурные факторы

a. Микросистема – конкретное жизненное пространство: дом, школа, рабочее место

b. Мезосистема – все важнейшие микросистемы

c. Экзосистема – формальные и неформальные структуры, в которые человек вовлечён не непосредственно, но которые оказывают влияние на его жизнь: система трудоустройства, СМИ, коммуникации

d. Макросистема – всё упомянутое, включая законы, правила, предписания

Условия причисления состояния к кругу психических расстройств:

1. Причиняют субъективные страдания человеку и (или) его ближайшему окружению

2. Связаны с нарушениями социального функционирования, приводящими к негативным экономическим и психологическим последствиям для самого человека и (или) для его ближайшего окружения

3. Их рост в масштабах общества приводит к высоким экономическим затратам и ложится экономическим бременем на всё общество в целом

4. Побуждают человека и (или) его ближайшее окружение искать источники помощи

5. Формируют запрос на разработку методов помощи при подобных состояниях

6. Их изучение приводит к разработке методов, способных возвращать человека к субъективному благополучию и нормальному социальному функционированию

7. Сопутствующие им соматические симптомы не удается устранить без разработки специальных методов воздействия на психику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.005 с.)