Нарушения психической деятельности при шизофрении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения психической деятельности при шизофрении



 

     Инфа в конце про эксперименты – это дополнительная инфа, так что реальная длина билета меньше шести страниц.

Для шизофрении характерно прогрессирующее общее изменение личности, заключающееся в отчуждении от людей, замкнутости, оппозиционном отношении к окружающим, немотивированных и странных поступках, чудаковатости. Больные становятся всё более недоступными, холодными, утрачивают способность непосредственно воспринимать людей и мир, непринуждённо общаться с окружающими, исчезает аффективная (эмоциональная) откликаемость, душевная гибкость, снижается активность (падает энергетический потенциал). Больные становятся бесстрастными и пассивными наблюдателями окружающего их мира.

Шизофренический, или диссоциативный, симптомокомплекс, выявляемый в ходе эксперименталь­но-психологического исследования, складывается из таких личностно-мотивационных расстройств, как изменение структуры иерархии мотивов, нару­шение целенаправленности мышления (резонер­ство, разноплановость и др.), эмоционально-волевых расстройств (уплощение и диссоциация эмо­ций, парабулии и др.), изменения самооценки и са­мосознания (аутизм, отчужденность и др.).

Для шизофренического симптомокомплекса наиболее патогномоничными являются симптомы распада мыслительных процессов, диссоциации личностно-мотивационной и операционально-про­цессуальной сфер мышления, что проявляется в нецеленаправленности мыслительной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонерстве, ригидном схематизме, символике, искажении процесса обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков, в актуализации латентных признаков предметов и явлений, в феномене патоло­гического полисемантизма.

        

Шизофрения – эндогенное психическое заболевание с непрерывным или приступообразным течением, проявляющееся в нарушении личности в виде шизофренического дефекта (снижение психической активности, эмоциональная тупость, аутизм, нарушение мышления) при сохранности формальных способностей интеллекта (памяти, приобретенных знаний и др.), в сочетании с продуктивной симптоматикой (бред, галлюцинации, навязчивости, сверхценные идеи).

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА

    Восприятие характеризуется изменением субъективного отражения отдельных элементов действительности, которые могут приводить к нереалистическому или фантастическому восприятию мнимых образов.
    Внимание характеризуется нарушением его произвольного компонента при концентрации и переключаемости. Вместе с тем наблюдается относительная сохранность непроизвольного внимания (объема, устойчивости). Характерна также фиксация внимания на поверхностных и случайно выхваченных из общего контекста деталях.
    Нарушений памяти при шизофрении, как правило, не возникает. Проявляющиеся в ряде случаев конфабуляции не сопровождаются амнезией и относятся к конфабуляторному бреду. Память страдает преимущественно за счет ослабления ее мотивационного компонента.
    Мышление при шизофрении становится аутистическим – оторванным от реальности. Нарушаются все основные компоненты мыслительной деятельности: операционный, динамический, мотивационный. Нарушение целенаправленности мыслительной деятельности проявляется в соскальзывании, разноплановости, резонерстве, отсутствии критики. Нарушение операциональной стороны мышления проявляется в искажении процесса обобщения, разорванности, атактичности, при которой целостность мысли расщепляется на две случайно возникшие ассоциации, сливающиеся воедино (разнородное содержание – в одно понятие, отрывки мыслей – в одну новую мысль). Характерна также стереотипность мышления (вербигерации, персеверации), снижение уровня обобщения на фоне низкой категориальности мышления, тенденция к символическому мышлению (замена понятий образами). Темп мышления либо ускоренный (скачка идей), либо замедленный (торпидность), вплоть до внезапных обрывов (шперрунги).
    Речь устная характеризуется вычурностью, с необычными эксцентричными высказываниями, особой интонацией (манерность речи). Часто наблюдается употребление неологизмов, возникающих в результате замены понятий символами. Также отмечается особого рода разорванность речи, при которой бессмысленное содержание излагается в грамматически правильной форме (шизофазия). При речевом возбуждении наряду с инкогеренцией (бессвязный набор слов) возможна вербигерация (однообразное повторение одних и тех же слов или фраз), эхолалия (повторение отдельных слов и фраз, произносимых присутствующими). При «скачке идей» у больных отмечается повышенная речевая продуктивность – «натиск речи». Нередко наблюдается длительный отказ от речи – мутизм (безмолвие).
    Речь письменная отличается своеобразием почерка, заполнением пустых пространств листа орнаментами, символикой, персеверацией отдельных элементов.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

    Эмоциональная сфера характеризуется прогрессирующим обеднением эмоциональных реакций, при этом сами реакции имеют неадекватный и парадоксальный характер. Больной может несоответственно ситуации радоваться, равнодушно констатируя трагические события, а может проявлять взрывные реакции по малозначительным поводам. В таких реакциях прослеживается наигранность, отсутствие эмоциональной значимости, поэтому они так же легко проходят, как и возникают (шизофренический «псевдоаффект»). Одной из доминирующих эмоций при шизофрении является патологический страх, возникающий с разной интенсивностью и проявляющийся в различной форме. Интенсивность страха колеблется от угнетающего чувства тревоги и надвигающейся опасности до внезапного возникновения беспричинной паники. При наличии выраженных патопсихологических расстройств отмечаются постепенное обеднение, оскудение эмоциональной сферы со своеобразным выхолащиванием аффектов. Сначала страдают высшие эмоции: эмпатия, альтруизм, эмоциональная отзывчивость. Впоследствии больные становятся все более отчужденными, безразличными к внешним событиям, своим близким и к собственной жизни. В эмоциях, в поведении и импульсах к действию возникает схизис (расщепление) – одновременное существование двух или более взаимно исключающих мыслей, эмоций, чувств, мотивов, волевых актов (амбивалентность), например, одновременное проявление противоположных по модальности переживаний – любви и ненависти.

МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА

    Нарушения мотивации и продуктивной деятельности носят при шизофрении основополагающий характер. Расстройства мотивации проявляются разнообразно, а именно: разноплановость, бессистемность мотивации, сужение круга мотивов и их побудительного уровня, нарушение целеполагания и смыслообразующей функции мотивов, перестройка смысловой иерархии мотивов. Нарушение иерархии мотивов часто проявляется в виде сосуществования отдельных высших потребностей (познавательных, эстетических) при ослаблении некоторых базовых потребностей (секс, безопасность, любовь и признание).
    Наиболее характерным для шизофренического синдрома является прогрессирующее общее изменение личности, заключающееся в отчуждении от внешнего мира и замкнутости (аутизм), оппозиционном отношении к окружающим, немотивированных и странных поступках, чудаковатости. В патогенезе шизофренического синдрома наблюдается расстройство самосознания (сознание «Я»), при котором возникает чувство отчуждения отдельных психических актов, аффектов, чувство изменения своего духовного «Я», его раздвоение, утрата единства своего бытия и бытия реального мира. При этом у больных нередко возникают различные явления дереализации и деперсонализации. Интересы, склонности, ценности перестают выполнять побудительную функцию. Поведение не подчиняется значимым для личности задачам. Нарушения мотивационной сферы неизбежно приводят к нарушениям личностного смысла.
    Внешний вид и поведение. Не только речь, но и поведение при шизофрении отличается вычурностью. Движения утрачивают пластичность и плавность, делаются отрывистыми и резкими. При этом выражение лица маскообразно, иногда с появлением неестественных гримас. В поведении можно наблюдать разнообразие от гротескно-причудливого или манерно-дурашливого до обездвиживания, доходящего до степени ступора с мышечным напряжением (кататония). Поступки зачастую немотивированны, импульсивны, непредсказуемы, порой могут быть общественно опасными.

    ВАЖНО: классические эксперименты Критской, Мелешко, Полякова и школы Зейгарник по исследованию мотивации при шизофрении.

Зейгарник: предъявлялись задачи разного типа. Одни давали доделывать, другие – нет. После окончания эксперимента просили сказать, какие были задания.

В норме: незавершенные задания запоминались лучше (соотношение = 1, 9). Незавершенные задания запоминались лучше.

Объяснение: ситуация вызывает отношение к ней. Появляется мотив экспертизы, задор, или просто хочется выполнить задание из вежливости к экспериментатору (он распинается, приглашает вас поучаствовать, приносит материал для заданий, долго втирает инструкцию→ не хочется его расстраивать и отказываться). Выполнение задания выступало в качестве мотивационного намерения.

При шизофрении: соотношение = 1,1. Нет лучшего воспроизведения незавершенных действий. Отмечается эмоциональная вялость, искажение мотивов. Свернута поисковая активность. У них не формируется мотив к выполнению заданий, даже если говорят, что проверяют их память. Это дефект целепологания.

Критская, Мелешко, Поляков: исследовали восприятие. Предъявлялись стимулы разной модальности в условиях, затрудняющих разборчивость сигнала. Варьировалась степень маскирования материала. Успех выполнения экспериментальных заданий в большей части случаев зависит от способа актуализировать знания, заложенные в прошлом опыте.
1 серия: восприятие речевых стимулов, предъявляемых в контексте при условии «маскирования»

В звукоизолированной камере испытуемым на магнитофонной ленте испытуемому предъявлялись фразы одна за другой с интервалом в 20-25 секунд. Последние слово каждой фразу было «маскировано».

По содержанию выделялось три типа фраз:

1. контекст однозначный («На дворе растет зеленая трава»)

2. несоответствующие контексту значения («Школьник залез на высокую скатерть)

3. вероятность окончания варьировалась (от более вероятного «На столе стоял графин» до менее вероятного «Фотограф сделал хорошую коробку»)

По степени «маскирования» выделялось также три группы фраз:

1. очень сильный шум – 0-10% правильных опознаний

2. средний шум – 10-50% правильных опознаний

3. слабый шум – 50-100% правильных опознаний

Испытуемые: 50 больных шизофренией и 50 здоровых испытуемых

Инструкция: необходимо опознать «маскированное» окончание фразы и тут же записать его (в случае невозможности четко определить окончание, необходимо записать предполагаемый вариант)

РЕЗУЛЬТАТЫ:

o Фразы первой (очень сильный шум) и третей (слабый шум) групп опознавались больными шизофренией и здоровыми испытуемыми примерно одинаково.

o Отличия выявлены в опознавании окончаний второй группы фраз (средний шум). Больные шизофрений опознают маловероятные окончания фразы лучше, чем здоровые, а более вероятные - хуже. Если ответы здоровой группы принять за 100%, то более вероятные стимулы больные шизофренией опознают в 80% случаев, а менее вероятные – в 130%.

o Анализ неправильных ответов больных шизофренией показал, что они ориентируются на акустические и формальные признаки слова.

2 серия: анализ речевых сигналов при условии уравнивания вероятностей их ожидания испытуемыми

В звукоизолированной камере испытуемому предъявлялись на магнитофонной ленте 5 слов, каждое из которых повторялось трижды (то есть всего 15 слов). Слова эти имели сходную акустическую структуру: ПОЧКА, ПОЧТА, ТАКЧКА, ТОЧКА, ЛОЖКА. Причем слова и условия их предъявления испытуемому говорились заранее.

Испытуемые: 30 здоровых испытуемых и 30 больных шизофренией

Инструкция: необходимо опознать и записать все предъявляемые слова

РЕЗУЛЬТАТЫ: В опознании речевых стимулов при уравнивании вероятности их появления группа больных шизофренией не отличалас ь по своим результатам от группы здоровых испытуемых.

3 серия: восприятие речевых стимулов в условии двухальтернативной неопределенности

Испытуемому на магнитофонной ленте предъявлялись фразы, причем в данном случае затруднялось восприятие только смыслоразличительной фонемы в завершающем фразу слове.

Выделялось три группы фраз:

1. Вероятность появления двух слов в качестве окончания уравнены («Эта книга про офицерскую часть/честь»)

2. Вероятность одного слова стремится к нулю, в то время, как второго – очень велика («По проводам бежит электрический ток/сок»)

3. Оба варианта возможны, однако вероятность появления одного слова немного превосходит вероятность второго («У собаки благородный род/рот»).

РЕЗУЛЬТАТЫ:

· Опознание окончаний фраз первой и второй группы было примерно одинаковым у больных шизофренией и здоровых испытуемых.

· При опознании окончаний третьей группы фраз больные шизофренией в 4 раза лучше опознавали менее вероятные стимулы, чем здоровые испытуемые.

ИТОГИ:

Если схема эксперимента в первой серии обуславливала появление у испытуемых множественности гипотез по поводу ожидаемого стимула, то во второй серии достигался эффект того, что вероятность двух стимулов была уравнена. По результатам второй серии у групп больных шизофренией и у здоровых испытуемых не было выявлено значимых различий, что свидетельствует, что у больных шизофренией нет трудностей в выявлении стимула из предъявляемого контекста. Третья серия эксперимента подтвердила гипотезу о том, что результаты больных шизофренией в первую очередь обусловлены трудностями в актуализации знаний, накопленных в прошлом опыте.

 ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

1 серия: расфокусированные изображения

Эксперимент проводился в затемненном помещении с очень тусклой подсветкой. На экране, который находился от испытуемого на расстоянии 2 метров, предъявлялись расфокусированные изображения. Степень расфокусировки варьировалась от 0 до 12 условных единиц. Каждый зрительный стимул предъявлялся на всем диапазоне расфукусировки для определения порога опознания. Под порогом опознания понималось то деление на шкале, при котором зрительным стимул впервые опознавался испытуемым.

Стимулы: обычные и необычные

Испытуемые: 80 больных шизофренией, 60 здоровых испытуемых.

Инструкция: на экране вам будет предъявляться все, что угодно

РЕЗУЛЬТАТЫ:Для больных шизофренией характерно повышение порога для опознания обычных стимулов, и его понижение при опознании необычных стимулов.

2 серия: тахистоскопическое предъявление зрительных стимулов

Неопределенность стимульной информации в данном случае достигалась кратковременностью предъявления изображения. Порог в данном случае определялся временем экспозиции. Время экспозиции варьировалось от 0,01 до 10 секунд. Как и в прошлой серии, каждое предъявление каждого изображения проходило через весь диапазон с целью установления порога опознания.

Стимулы: обычные стимулы (яблоко) и необычные стимулы (необычные сочетания предметов или изображения предметов различных ракурсах: «электрическая лампочка в вазе с фруктаи; серп рядом со стаканом)

РЕЗУЛЬТАТЫ: Если изображение маловероятно по прошлому опыту, то больные шизофренией испытывают меньше затруднений при его опознании, чем здоровые. Если же оно шаблонно, обычно, часто встречалось в прошлом, то больные шизофренией по результатам опознания оказывается хуже здоровых.

3 серия: опознание зрительных стимулов при условии равной вероятности их появления

На экране предъявляется в различной последовательности только 2 стимула (ЯБЛОКО/ВИСЯЧИЙ ЗАМОК), о которых испытуемым заранее известно.

РЕЗУЛЬТАТЫ: В условиях равной вероятности появления двух стимулов больные шизофренией не отличаются по своим результатам от здоровых испытуемых.

4 серия: На экране в определенной последовательности предъявляются 5 слов, 4 из которых относятся к одному кругу понятий (птицы), а 1 слово - к другому. Однако это контрольное слово по «рисунку» соответствует ожидаемому слову: например, ожидаемое слово – ЛАСТОЧКА, а предъявляется слово ЛАМПОЧКА. Контрольное слово предъявлялось 4 раза вперемешку с остальными.

РЕЗУЛЬТАТЫ: При первом появлении контрольного слова у здоровых испытуемых была обнаружена тенденция определять это слово как ожидаемое (то есть вместо ЛАМПОЧКИ, они говорили ЛАСТОЧКА). При последующем предъявлении контрольного слова, перцептивная точность здоровых испытуемых немного повышалась. Перцептивная точность была выше у группы больных шизофренией при каждом предъявлении контрольного слова.

5 серия:

Контрольное слово (КОСМОС) предъявлялось на экране вперемешку с другими словами. Слова предъявлялись в определенной последовательности. Контрольное слово предъявлялось до тех пор, пока она не становилось знакомым испытуемому (7 раз). После этого контрольное слово заменялось на другое, сходное с первым по акустической и визуальной структуре (КОМПАС).

РЕЗУЛЬТАТЫ: Перцептивная точность у больных шизофрений была выше, чем у группы здоровых. Больные шизофренией обнаруживают меньшую зависимость восприятия от заданного контекста, скорее они ориентируются на объективные признаки стимула.

6 серия: схема эксперимента в седьмой серии была точно такая же, как и в 6. Только контрольное слово МАНДАРИН после 13 предъявлений заменялось на слово МАРГАРИН. Результаты те же.

ИТОГИ:

Первая и второй серии экспериментов предполагала появлений у испытуемых множества гипотез по поводу предъявляемого стимула. В третьей серии вероятности появления стимулов были уравнены. По результатам этой серии у больных шизофренией не было выявлено значимых отличий от группа здоровых испытуемых, что также говорит о том,что у больных шизофренией нет трудностей в выделении стимула. Востриятие зрительных стимулов также зависит от способности актуализации прошлого опыта, которая у больных шизофренией нарушена.

 

Е.Т. Соколова (школа Зейгарник). Эксперимент: предъявлялись сложные сюжетные картинки (мать купает ребенка, группа чем-то взволнованных женщин и т.д.) и картинки с неясным сюжетом (нечеткие снимки цветов, мокрая мостовая, пятна Роршаха и т.д.) в условиях разной мотивации, которая создавалась, во-первых, с помощью различны инструкций, во-вторых, разной степенью неопределенности изображений.

Инструкция:

1. вариант А: «глухая» инструкция – опишите, что здесь изображено

2. вариант Б: сообщалось, что целью эксперимента является исследование воображения

3. вариант В: испытуемым сообщали, что задачей исследования является определение их умственных способностей

Неопределенность перцептивного материала выступала непосредственным побудителем деятельности, роль смыслообразующего мотива выполняла инструкция.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1) Группа здоровых испытуемых:

Ø Инструкция А (процесс восприятия не обусловлен экспериментально заданной мотивацией) – деятельность испытуемых направлена на содержательную интерпретацию картинок

Ø При инструкции типа Б и В –выявилось изменение в отношении к эксперименту. Ответы испытуемых стали более развернутыми, эмоционально насыщенными

2) Группа больных шизофренией:

Больные шизофренией слабо реагировали на изменение инструкции. Больные не проявили интереса к заданию, не реагировали на оценку экспериментатора, не корригировали свои ошибки. Высказывания больных крайне лаконичны, малоэмоциональны и в основном лишь обобщенно констатируют некоторое сюжетное или предметное содержание картинок.

ИТОГ:

Этот эксперимент, по мнению Б.В. Зейгарник, доказывает, что главным фактором в нарушении восприятия больных шизофренией является мотивация, так как изменение мотивации обуславливает разную структуру деятельности, в соответствие с чем изменяется место и содержание процесса восприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.058 с.)