Нейропсихологический синдром и принципы синдромного анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейропсихологический синдром и принципы синдромного анализа.



 

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определённым принципом физиологической деятельности, нарушение которого ведёт к появлению нейропсихологического синдрома.

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественное специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определённого фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов(факторный анализ).

Положения синдромного анализа:

1. Синдромный анализ предполагает тщательную качественную квалификацию характера нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), а не просто их констатацию.(качественный анализ – определение формы нарушения психической функции) При этом не стоит отказываться от количественной оценки и ее необходимо вводить там, где это возможно.

2. Синдромный анализ заключается в сопоставлении первичных расстройств, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом, что даёт основания для топического диагноза.

3. Синдромный анализ заключается в необходимости изучения состава не только нарушенных, но и сохранных функций.

Этот процесс должен протекать как гибкое, динамичное исследование, в ходе которого идет экспериментальная проверка той или иной гипотезы, а не как стандартная, затверженная процедура. Структурно-динамический принцип нейропсихологического исследования: в процессе синдромного анализа нужно изучать ту или иную функцию в разных условиях, вводить в эксперимент ряд динамических изменений.

Синдромный анализ нарушений психических функций осуществляется с помощью специального набора заданий, созданного А. Р. Лурия и получившего, как уже говорилось выше, и в нашей стране, и за рубежом название «луриевские методы нейропсихологического исследования»(специально продуманная схема, пробы выполняющие определённые задачи; учитывает широкий диапазон функций, разные аспекты функции; также анализ истории болезни и результаты беседы с больным - заключения о его личностных, эмоционально-волевых особенностях, состоянии его сознания) Методы адресуются в основном к произвольному, осознанному, опосредованному речью уровню.

Основное практическое значение использования синдромного анализа нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга состоит в постановке топического диагноза

Синдромный анализ создавался в ответ на запросы практики в годы ВОВ на материале траваматических (огнестрельных) поражений, а затем для диагностики опухолей и сосудистых заболеваний. Синдромный анализ в данный момент используют как средство контроля за послеоперационным течением заболевания, эффективностью применения того или иного лечебного препарата или целой системы различных лечебных воздействий на больного.(выявление динамики нейропсихологических симптомов и синдромов). Синдромный анализ является также и инструментом теоретического исследования одной из важнейших (если не центральной) проблем нейропсихологии — проблемы факторов.

Сам фактор — объяснительная причина нейропсихологического синдрома в целом, центральное понятие теории системной динамической локализации высших психических функций.

В целом в луриевской нейропсихологии выделены три уровня анализа (или описания) нейропсихологических факторов:

1) морфологический (указание на те мозговые образования, поражение которых вызывает определенный нейропсихологический синдром);

2) физиологический, функциональный (указание на те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых образованиях и объединяются в единую функциональную систему, ответственную за психическую функцию и ее нарушения);

3) психологический (указание на ту роль, которую играет данный фактор в осуществлении различных психических функций).

Факторы:

1. Модально-специфические факторы, связанные с работой корковых отделов различных анализаторных систем(зрительные, слуховые и тд)Морфологическим субстратом этих факторов являются вторичные поля коры больших полушарий(«ядерные зоны» корковых отделов анализаторов). Нарушения могут быть в виде дефектов гнозиса, праксиса и в виде различных модально-специфических мнестических нарушений.

2. Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических срединных структур мозга. В клинической нейропсихологии описываются как фактор «инертности-подвижности» нерв. процессов при поражении передних отделов мозга (премоторных, префронтальных), обуславливающий разного рода персеверации в двигательной, гностической и интеллектуальной сферах: фактор «активации-инактивации» при нарушении которого появляетсмя адинамия, расстройства произвол внимания, памяти; фактор «спонтанности-аспонтанности»(при нарушении целесообразные поведенческие акты заменяются на шаблоны и стереотипы). 

3. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры больших полушарий головного мозга. Отражают процессы интеграции различных анализаторных систем. Связаны с височно-теменно- затылочной(симультанная организация психических процессов) и префронтальной (конвекситальной) зонами(программирование и контроль за различными видами деятельности). Нарушения факторов лежат в основе префронтального или «лобного» синдрома и синдрома ТРО. При поражении префронтальных факторов нарушается программирование и контроль как относительно элементарных процессов так и сложных мнестических, интеллектуальных формах деятельности. При поражении ТРО(особенного левого полушария) нарушение симультанного анализа проявлется в самых разных операциях(и наглядно-образных, и вербально-логических).

4. Полушарные факторы, связанные с работой всего левого или правого полушария мозга. Данные факторы являются интегративными, характеризуя работу всего полушария в целом. Они необходимы для описания неоднородности и неравнозначности вкладов левого и правого полушарий мозга.

Способы работы левого и правого полушарий:

А) Абстрактные(вербально-логические)(больше левое полушарие у правшей) и конкретные(наглядно-образные)(больше правое полушарие у правшей) способы переработки информации.

Б) Произвольный(по преимущество левое полушарие у правшей)-непроизвольный(правое полушарие у правшей в большей степени) способы регуляции психической деятельности. Произвольная регуляция движений и действий страдает больше при поражении передних отделов левого полушария. Произвольное запоминание и воспроизведение вербального и невербального материала наруш больше при пораж различ структур левого полушария. Произвольная регуляция эмоциональных состояний и произвольная регуляция временных характеристик интел деят страдает при пораж левого полушария. Нарушения автоматизированного уровня психических функций больше связано с правым полушарием.

В) Осознанность-неосознанность психических функций и состояний как разные способы переработки информации. Осознанность тесно связана с речевой системой, с языковыми семнатическими категориями. Правым полушарием связаны нарушения анозогнозии, левостороннего отрицания (игнорирование) тела или зрительного или слухового пространства.

Г) Сукцессивный (левое полуш)– симультанный(правое полуш) способы организации ВПФ. Для левосторонних наруш харатерна адинамия, персеверации, для правосторонних – трудности объединения в единое целое разных стимулов.

5. Факторы межполушарного взаимодействия. Обеспечивают совместную работу левого и правого полушария. Мозолистое тело, срединные комиссуры. Важность факторов продемонстрировала работа с синдромом «расщепленного» мозга(«дископия-дизграфия»,аномия,струдности переноса информации из левого полушария в правое).Также возможны парциальные синдромы «расщепления»(в передних, средних или задних отделах мозолистого тела).

6. Факторы, связанные с работой глубинных подкорковых полушарных структур головного мозга. Стриопаллидум, миндалина, гиппокамп, таламические и гипоталамические образования – субстраты этих факторов. Односторонее раздражение или поражение ряда глубинных структур имеет латеральный характер, больше отражаясь на речевых и наглядно-пространственных функциях. В особую группу подкорковых нейропсихологических синдромов можно выделить синдромы связанные с поражением межполушарных комиссур, прежде всего мозолистого тела.

7. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых процессов, а именно: с кровообращением, ликворообращением, гуморальными, биохимическими процессами и т. п., т. е. с механизмами, обеспечивающими интегративную, целостную работу всего мозга. Влияют на общефункциональное состояние мозга. Могут быть изолированными, либо действовать в сочетании с региональными факторами. Имеют широкий спектр нарушений, действуя преимущественно на динамические аспекты, временные и регуляторные аспекты деятельности. В некоторых случаях нарушение общемозговых факторов может вызвать вторичный «лобный» синдром, имеющий однако другую динамику, чем при поражении префронтальных отделов. К данным факторам можно отнести и факторы межполушарной асимметрии.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.006 с.)