Операциональные, мотивационные и динамические нарушения познавательной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операциональные, мотивационные и динамические нарушения познавательной деятельности.



Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает практически как усвоение и использование знаний. Это усвоение происходит не в виде простого накопления фактов, а в виде процесса синтезирования, обобщения и отвлечения, в виде применения новых интеллектуальных операций. Мышление опирается на известную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах. При некоторых формах патологии психической деятельности у больных теряется возможность использовать систему операций обобщения и отвлечения.

Операциональные нарушения:

Исследования мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие.

· устанавливаются конкретные связи;

· на первый план выходят непосредственные представления;

· ярче всего проявляется в заданиях, где операции анализа и синтеза нужны больше всего: классификация, толкование пословиц, исключение предметов;

· нередко сочетается с общим интеллектуальным снижением;

· чаще всего проявляется у больных с эпилепсией, олигофренией, экзогенными поражениями мозга.

Примеры: объединение данных в историю («он пришел, отодвинул стул, сел за стол, на столе стояла ваза, в вазе — цветок. Тут нет лишнего!»), невозможности объединить предметы в группы («это все разное!), объединение предметов в пары и тд.

Нарушение процесса мышления, обозначенное нами как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом только что описанного. У больных "отлет" от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Больные в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей и явлений часто не учитывается.

· выделение случайной стороны предмета или явления

· реальные признаки и связи не принимаются во внимание

· не отражают содержательную сторону предметов или явлений

· сочетаются с вычурностью слов и оборотов речи

· чаще выходят на первый план в пиктограмме, классификации, ассоциациях

Примеры: в методике «Пиктограммы» для запоминания «вкусный ужин» - две параллельные прямые: «высшему разуму параллельно на мирские процессы»; объединение карточек «мяч» и «книга» — «похожий тип штриховки, рисовал мастер карандашами из одного комплекта, профессионалу видно особый тип штриховки и дефект инструмента»

Личностные нарушения:

В клинике психических заболеваний наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции.

Мышление является сложной саморегулирующей формой деятельности. Оно определяется целью, поставленной задачей. Существенным этапом мыслительной деятельности является сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Для того чтобы этот акт сличения выполнялся, человеческая мысль должна быть активной, направленной на объективную реальность. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека.

Разноплановость мышления:

· Суждения пациента протекают в разных плоскостях;

· Отличается от здоровой способности видеть изучаемый предмет или явление целиком и комплексно;

· Не связано с колебаниями динамического компонента;

· Нет общего, единого основания деятельности;

· «Все смешалось в доме Облонских» — одновременно есть и верные суждения, и личные пристрастия, и обрывки других мыслей и все это перемешано;

· Ярче всего увидим в классификации, исключении понятий и предметов; беседа;

Пример: это категория «железное», а это — «красные предметы» (в классификации); верно выделяет категорию «измерительные приборы», но далее исключает «очки, потому что мне они не нужны, я прекрасно вижу»).

Частные варианты разноплановости:

Разорванность мышления:

· Случайные понятия нанизаны друг на друга вне всякой логики;

· Синтаксическая форма при этом может оказаться относительно сохранной;

· Мы не можем проследить связи и переходы от одного понятия к другому;

· Проявляется не только в диалоге, но и в монологе, в письме;

· Чаще всего — при шизофрении или органических поражениях мозга;

· На начальных этапах сочетается с возбуждением, далее — со стереотипней;

· Ярче всего увидим беседе, в письменной речи больного;

Пример: «Кто я? Кто ты? Кто они? Кто мы? Что такое счастье? Почему растет трава? Зачем нужно солнце? Где находится луна? Почему она жидкая? Я хотела сказать — вода. Спаси меня, пожалуйста, если ты знаешь, что такое вечность. Что бы еще такое спросить?» (прим. - В.М. Блейхер).

Соскальзывания:

· Внезапный переход от одной мысли к другой;

· Обе мысли формально логически и грамматически верны;

· Чаще всего испытуемый может объяснить причину перехода от одной мысли к другой;

· Эпизодически и случайны: при упорядочивали пациента и помощи от экспериментатора легко вернуться к изначальному способу деятельности;

· Откликаемость на ассоциации по случайному, латентному признаку;

· Ярче всего увидим в классификации; беседе;

· В легкой форме в единичных случаях могут отмечаться и у здоровых испытуемых;

Резонерство

·  Склонность к бесплодному мудрствованию;

· Как правило, чрезмерная охваченность определенными идеями;

· Чаще всего — многозначительность речи, определенный пафос; это же находит отражение и в синтаксических особенностях, в вычурности формулировок;

· Нет какого-либо содержания, мысли;

· Не заинтересованы во внимании другого, речь «не для кого-то», утрачивается коммуникативная функция речи;

· Ярче всего заметим в беседе, в пиктограммах, классификации, толковании пословиц, аналогиях.

· Два типа резонерства — по типу шизофрении и по типу эпилепсии;

Нарушение критичности

· Ярче всего проявится в реакциях на порицания и похвалу, успех и не успех;

· Может проявляться в любых методиках при беседе с экспериментатором;

· Достаточно много смежных понятий: анозогнозия, отдельные элементы ВКБ и т.д.

Виды критичности

1. Критичность к собственным суждениям, действиям, высказываниям

2. Критичность к себе и собственной личности

3. Критичность к собственным психопатологическим переживаниям

Динамические нарушения:

Определение мышления как процесса применимо не только к общей теоретической характеристике мышления, но и к каждому отдельному мыслительному акту. Для успешного выполнения интеллектуального акта необходимо выделять адекватные системы связей, отбрасывать побочные, оценивать каждую мыслительную операцию по ходу ее выполнения.

Особенности выполнения такой сложной, многоэтапной по своей структуре деятельности составляют ее динамическую характеристику.

Лабильность мышления:

· Неустойчивость способа выполнения;

· Чередуются адекватные и не адекватные способы;

· Не задумываются над смыслом, не вникают в суть;

· Повышенная откликаемость;

· Не дослушивают инструкцию, не проверяют ответы;

· Высокий темп выполнения;

· Увидим в ассоциациях, в исключении предметов, в классификации.

Инертность мышления:

· Инертность связей прошлого опыта;

· Трудно переключиться на новый способ решения;

· Склонность к деталям, застревают на несущественных признаках;

· Долгое время выполнения задания;

· Чаще всего — больные с эпилепсией и реже — с другими органическими поражениями, УО;

· Увидим в ассоциациях, в классификации, в пиктограммах, в сравнении понятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.011 с.)