Классификация афазий А. Р. Лурия, основанная на теории системной динамической локализации впф (их всего 7) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация афазий А. Р. Лурия, основанная на теории системной динамической локализации впф (их всего 7)



Подразделяются на два класса – афферентные (связанные с выпадением/нарушением афферентных звеньев речевой функциональной системы)и эфферентные (эфферентных звеньев).

Афферентные афазии

1)Сенсорная афазия. Зона мозга – задняя треть верхней височной извилины левого полушария (зона Вернике). Нейропсихологический факторнарушение фонематического слуха (речевого слуха, который формируется прижизненно – это важно, так как есть еще неречевой), т.е. способности различать звуковой состав слов - фонем данного языка. Таким образом, выпадает главное афферентное звено речевой системы. Фонема – смыслоразличительна единица звукового строя языка, т.е. это совокупности звуковых различительных признаков языка, сочетания определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова (для каждого языка фонематические признаки свои). Первичный дефект (центральный симптом)невозможность различать звуки устной речи (т.е. понимать речь на слух), или в менее грубой форме – не понимают зашумленную речь (например, когда говорят сразу несколько человек); затруднено восприятие слов с оппозиционными фонемами (голос-колос-холост, г-х-к и с-с не различают). Часто стертые формы – необходимы сенсибилизированные пробы – письмо под диктовку с оппозиц. Фонемами, пробы на категоризацию звуков, на подсказку слов. Вторичные симптомы – в грубых случаях нарушение активной спонтанной устной речи (речевое высказывание может заменяться «словесным салатом» - произнесение непонятных по звуковому составу слов или набора звуков), иногда могут правильно произносить только привычные (автоматизированные) слова; чаще всего происходит замена одних звуков другими – литеральные парафазии (замена звука или буквы), реже – вербальные парафазии (замена целого слова), так как распадается именно первичный звуковой состав слов; резко нарушено письмо под диктовку, повторение слов (т.к. не ясен образец для написания, повторения), чтение нарушено т.к. нет контроля за правильностью своей речи – нет обратной афферентации. Сохранны – артикуляция, любые оральные движения (по образцу), музыкальный слух, интонационная окраска речи (используют активно, пытаясь передать смысл сообщения), часто используют усиленную жестикуляцию для компенсации речевого дефекта.

2)Акустико-мнестическая афазия (второе название – амнестическая афазия, до сих пор рименяется некоторыми авторами). Зона мозга - средние отделы коры левой височной области, расположенные вне ядерной зоны слухового анализатора. Нейропсихологический фактор – нарушение слухоречевой памяти, слабость слухоречевых следов. Первичный дефект – неспособность запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал (объем памяти снижается до 2-3 элементов), т.е. снижение объема запоминания. Вторичные симптомынепонимание устной речи (иногда можно выявить в сенсибилизированных пробах – при ускорении речевого сообщения, увеличения его объема); трудности в активной устной речи (поиск нужных слов, вербальные парафазии; речь характеризуется скудностью, частым пропуском слов (особенно существительных); кроме снижения объема запоминания нарушается и порядок воспроизведения слов, т.к. сохранение последовательности также зависит от сост. мнестических процессов; снижается скорость переработки словесной информации (говорить нужно медленно и с интервалами) вследствие трудностей запечатления и воспроизведения словесного материала в результате усиления про- и ретроактивного торможения (про – невозможность повторить слова из последовательности кроме первых, ретро – наоборот); характерно явление словесной реминисценции – лучшее воспроизведение спустя несколько часов. Сохранны – фонематический слух, интонационная окраска речи (используют активно, пытаясь передать смысл сообщения), часто используют усиленную жестикуляцию для компенсации речевого дефекта.

Акустико-мнестическая и сенсорная афазии – нарушение слухового звена речевой системы.

3)Оптико-мнестическая афазия (нарушение зрительного звена речевой системы). Второе название – амнестическая афазия (еще одна ее форма, наряду с акустико-мнестической). Зона мозга - при поражении задненижних отделов височной области (у правшей). Нейропсихологический фактор - слабость зрительных представлений — зрительных образов слов. Первичный дефект - распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительными образами слов и их наименованиями – больные неспособны правильно называть предметы; пытаются дать им словесное описание через функциональное назначение предмета, нет в описаниях зрительных образов. Вторичные симптомы - нарушена способность изображать объекты (иногда не могут нарисовать даже элементарные предметы) – этот дефект связан с нарушениями зрительных образов и входит в один комплекс симптомов вместе с расстройством называния предметов(срисовывают лучше, чем рисуют по инструкции – т.е. чем по памяти); более грубо страдает называние объектов, чем действий. Сохранны – зрительный гнозис  - хорошо ориентируются в зрительном пространстве и зрительных объектах.

Первичная оптическая алексия (нарушение чтения) - нижние отделы коры затылочных (или затылочно-теменных) областей левого полушария-, которая может проявляться в виде неузнавания отдельных букв (оптическая литеральная алексия), либо целых слов (оптическая вербальная алексия). В основе этого расстройства лежит нарушение зрительного восприятия букв или слов. Таким образом, нарушение чтения в этом случае входит в синдром гностических расстройств. При поражении затылочно-теменных отделов правого полушария (у правшей) нередко возникает односторонняя оптическая алексия, когда больной игнорирует левую сторону текста и не замечает своего дефекта. Реже встречается правосторонняя оптическая алексия.

4)Афферентная моторная (кинестетическая) афазия (нарушено кинестетическое звено). Зона мозга - нижние отделы теменной области мозга (у правшей), или задняя оперкулярная область коры Нейропсихологический фактор - выпадение (ослабление) кинестетического афферентного звена речевой системы - кинестетическая речевая афферентация (речевые кинестезии), т. е. возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. Первичный дефект - трудности различения близких по артикуляции звуков речи - нарушения произношения слов, замена одних звуков речи другими (по типу литеральных парафазий) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т. е. артикуляционных движений, необходимых для произнесения звука и слова в целом). Нарушение произношения слов является первичным симптомом поражения речевой системы, она называется моторной. Афферентной потому, что нарушается афферентное кинестетическое звено речевой моторики. Вторичные симптомынарушено письмо (даже при тонком дефекте – как самостоятельное, так и под диктовку), чтение вслух хорошо упроченных (привычных) слов более сохранно, но сложные слова так же, как и в активной устной речи, произносятся неверно, с литеральными заменами ; нарушено не только произношение близких артикулем, но и их восприятие (артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами, поэтому возникает вторичное нарушение функций слуховой системы); может быть нарушен оральный, неречевой праксис ( по инструкции, а также по показу) - вследствие общих трудностей произвольного управления оральным аппаратом, но так же возможно на фоне полностью сохранного орального праксиса - страдает управление лишь более сложными артикуляторными движениями. Симптомы проявляются в разных заданиях, например в задании повторить определенные звуки речи (несколько гласных звуков). Быстрое повторение гласных звуков обычно выявляет артикуляционные дефекты даже у больных с тонкими симптомами моторной афферентной афазии. Трудности при повторении согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, а также слов с сочетанием согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа «пропеллер», «пространство», «тротуар» и др.).

5)Семантическая афазия. Зона мозга - зона ТРО (temporalis-parietalis-occipitalis) — области коры, находящаяся на границе височных, теменных и затылочных отделов мозга - третичная область коры (задний ассоциативный комплекс). Первичный дефект - страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный симультанный анализ и синтез явлений, т. е. когда для понимания каких- либо слов или выражений требуется одновременное мысленное представление нескольких явлений, т.е. возможность оценки пространственных и«квазипространственных» отношений (нейропсихологический фактор). Данный фактор можно отнести к афферентным, но он, имеет более сложную природу, и связан с целым комплексом афферентаций, опосредующих у человека пространственные (гностические) и «квазипространственные» (интеллектуальные) функции. Больные с семантической афазией не понимают многих грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные или «квазипространственные» отношения:

- Предлоги (над, под, сверху, снизу и др.) т. е. не понимают пространственных отношений, выраженных с помощью предлогов.- Слова с суффиксами, например, «чернильница», «пепельница», где суффикс «ца» означает вместилище, т. е. выражает пространственные отношения.- Сравнительные отношения. Больные не понимают предложений типа «ручка длиннее карандаша»,«карандаш короче ручки» Понимание такого рода конструкций требует мысленного сравнения двух или трех объектов, т. е. симультанного (одновременного) анализа. - Конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата», «мамина дочка», «дочкина мама» и т. д. Для больных эти выражения непонятны. - Временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями. Например: «Перед завтраком я прочитал газету» или «Прежде чем поехать в город, он зашел к товарищу» и т. п.- Пространственные конструкции, например: «Солнце освещается Землей. Земля освещается солнцем. Что верно?» В этом случае больные не могут выбрать правильный ответ. - Выражения, в которых имеются логические инверсии, например: «Колю ударил Петя. Кто драчун?» Для понимания таких предложений надо мысленно представить двух действующих субъектов. - Выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены друг от друга, например: «В школу, где учится Ваня, пришел лектор, чтобы сделать доклад». В этой фразе выражение «где учится Ваня» — только определение школы. Такого рода конструкции со сложными определениями тоже непонятны больным. - Предложения с «переходящими» глаголами, например: «Вера одолжила деньги Маше. Сережа одолжил деньги у Коли. Кто кому должен?» Понимание всех перечисленных выше речевых конструкций, которые в большинстве случаев отражают «коммуникацию отношений», а не «коммуникацию событий», основано на сохранном симультанном пространственном анализе и синтезе, т. е. способности одновременно мысленно представить несколько событий и их отношение друг к другу.

Обычно сочетается с нарушениями счетных операций (акалькулией), которые также непосредственно связаны с анализом пространственных отношений, выраженных в числе. В единый синдром вместе с семантической афазией входят также нарушения наглядно-образного мышления и конструктивного праксиса.

Эфферентные афазии

6)Моторная эфферентная афазия (кинетический аспект речевой системы). Зона мозга - нижние отделы коры премоторной области (передней оперкулярной зоны) - зона Брока. Первичный дефект – нарушение «кинетической мелоди» речевого акта, трудность выполнения серии речевых двигательных актов; при полном разрушении зоны Брока больные не могут произнести почти ни одного слова, речь нечленораздельна, характеры слова-«эмболы», произносимые с разной интонацией, но обращенную речь понимают в какой-то степени; речевые персеверации – трудности переключения от одного слога к другому (отдельные звуки артикулируют верно, но их слияние в слово, или в легких случаях слов в предложение – затруднено из-за инертности уже произнесенных элементов – даже в легких случаях трудности в скороговорках, сложных словах) – при активной спонтанной речи, повторной, письме; при менее грубых нарушениях - звуковой анализ слов и возможность артикулировать различные звуки речи сохранны, нет и четко выраженной оральной апраксии, но страдает собственно двигательная (или кинетическая) организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений («кинетическая мелодия»). Входит в синдром премоторных нарушений движений (кинетической апраксии), когда центральным дефектом являются трудности переключения с одного движения на другое, т. е. невозможность выполнения серийных двигательных актов. Существует большое сходство между нарушениями речевой моторики и нарушениями движений рук, которые возникают при поражении премоторной области левого полушария мозга (у правшей). В этих случаях нарушения как речевой, так и мануальной моторики характеризуются двигательными персеверациями, инертным повторением движений. Вторичные симптомы – нарушения письма, чтения и даже понимания речи (при определенных сенсибилизированных условиях, т.к. зона Брока имеет тесные двухсторонние связи с височными структурами мозга, поэтому ее поражение и на работе височных структур левого полушария, что приводит к трудностям восприятия устной речи.

7)Динамическая афазия. Зона мозга премоторная кора левого полушария. Первичный дефектраспад предикативности внутренней речи, что проявляется в трудностях построения замысла высказывания; трудности речевого высказывания связаны с нарушениями не только внутренней речи как внутренней программы высказывания, но и процесса реализации этой программы во внешней речи - свойственны нарушения грамматической и синтаксической организации речи, аграмматизм проявляется в виде пропусков глаголов, предлогов, местоимений, употребления шаблонных фраз, неразвернутости коротких и простых предложений (односложность высказываний), более частого употребления существительных в именительном падеже и др. Эти дефекты, связанные с инактивностью и нарушениями внутренней планирующей речи, с трудностями перешифровки замысла в грамматические структуры языка, проявляются в различных формах экспрессивной речевой деятельности (устной и письменной), отражаясь также и на интеллектуальной сфере больных в виде обеднения и снижения уровня вербально-логических операций (вторичный симптом). Диагностика - составление рассказа по сюжетной картине, составление рассказа по серии картинок, изложения прочитанного отрывка текста, сочинения на заданную тему. При этом больному доступно повторение фонем, слов и фраз, называние, воспроизведение упроченных речевых штампов (поговорки, стихотворные строчки, речевые стереотипы), сохранна рядовая речь (они могут перечислять дни недели и месяцы, считать от одного до десяти).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.014 с.)