Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий
Речь – психическая функция, определяемая как процесс общения посредством языка, развернутая система средств общения и опосредования различных психических процессов. Экспрессивная речь – процесс высказывания с помощью языка, начинающийся с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым (предикативным[1]) характером, и переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (устная речь, письмо). Импрессивная речь – процесс понимания речевого высказывания, начинающийся с восприятия речевого сообщения (слухового или зрительного), затем проходит стадию декодирования сообщения (выделения информативных моментов), завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее сравнение со смысловыми семантическими структурами и включение в определенный смысловой контекст (собственно понимание). Четыре самостоятельные формы речевой деятельности: устная и письменная речь (письмо) – относятся к экспрессивной речи, понимание устной речи и письменной (чтение) – к импрессивной речи. Каждая из этих форм включает функции: устная речь – активная (монологическая или диалоговая)/повторение, а также называние; письменная речь – самостоятельная/под диктовку. Каждая из четырех форм имеет определенную автономность, различные сроки формирования в онтогенезе (сначала понимание устной речи и речевое высказывание, потом чтение и письмо); при локальных поражениях мозга нарушения распространяются на все формы речевой деятельности, возникает системный дефект, в основе которого лежит нарушение определенного фактора (но внешне картина афазий очень похожа (на первый взгляд), в чем состоит сложность диагностики). В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы – слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный. Афазия – нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки») левого полушария (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности (т.е. расстройство речи именно как ВПФ) при сохранности движений речевого аппарата (в отличие от дизартрии, например, при которой нарушена иннервация речевого аппарата и ограничены его движения), обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха.
Лурия выделил две основные группы афазических расстройств: 1) афазии, связанные преимуще ственно с распадом парадигматических основ речи, т. е. с распадом кодов языка (фонематических, артикуляционных, зрительных, пространственных) - кора средне-задних отделов левого полушария (у правшей); 2) афазии, связанные преимущественно с нарушением синтагматической организации речи, т. е. с трудностями построения фразы, высказывания «передние» афазии, кора передних отделов левого полушария. Псевдоафазии – особая форма речевых нарушений (подкорковые структуры, таламус, в частности): симптомы речевой адинамии — в активной и повторной речи. Снижается объем слухоречевой памяти, иногда возникают трудности в понимании речи, особенно при увеличении объема речевого материала. Возможна вторичной дисфункции корковых структур мозга, входящих в «речевую зону». Однако эти нарушения речи протекают атипично, часто — в смешанной форме. Особый тип речевых расстройств составляют явления аномии и дисграфии, которые возникают при пересечении мозолистого тела вследствие нарушения межполушарного взаимодействия. Выявляются в особых условиях (при назывании объектов, которые ощупываются левой рукой или «воспринимаются» правым полушарием посредством зрения или слуха) и не распространяются на все виды речевой деятельности, как в случае афазических расстройств.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.005 с.) |