Проблемы психолого-педагогической коррекции в концепции Л.С. Выготского. Теория компенсации дефекта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы психолого-педагогической коррекции в концепции Л.С. Выготского. Теория компенсации дефекта.



 

Выготский рассматривал развитие как созревание и как обучение. Обучение ßà Созревание.

ЗБР – зона ближайшего развития:

· расхождение между уровнем актуального развития (решаемые ребёнком самостоятельно задачи) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

· свидетельствует о ведущей роли обучения. Оно побуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на пройденные циклы развития (низший порог) и на ещё не созревшие – высший порог. Между этими порогами – оптимальный период обучения.

«Пласты» уровня актуального развития – обученность, развитость, воспитанность. ЗБР – обучаемость, развиваемость, воспитуемость.

Положения теории аномального развития (Выготский):

Аномальный ребёнок развивается по законам нормы, но его развитие имеет свои качественные особенности.

Нормальное и аномальное развитие подчиняется одним закономерностям, проходит те же стадии, но:

1. При аномальном развитии стадии растянуты по времени, новообразования психики появляются позже

2. Аномальное развитие характеризуется специальными особенностями:

 

· Расхождение 2-х планов развития: биологического и психического. В норме ребёнок, биологически созревая, на каждом возрастном этапе достигает определённого уровня психического развития. Аномальный ребёнок, развиваясь физически, в плане психики отстаёт всё больше без специального обучения.

· Выявляемые дефекты развития не хаотичны, а взаимосвязаны, поддаются структурированию

Первичный дефект – биологического характера, заключается в нарушении деятельности анализаторов или органическом поражении ГМ.

Вторичные дефект – нарушения формирования ВПФ. Имеют иерархию. Сильнее страдают функции, связанные с первичным дефектом.

Три компонента структуры дефекта:

1. Первичный органический дефект

2. Иерархическая структура дефектов

3. Сохранные функции

Компенсация дефекта – возмещение нарушенных функций за счёт использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или повреждённых функций возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше могли выполнять другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.

Типы компенсации дефектов:

1. На внутрисистемном уровне, за счёт привлечения сохранных элементов пострадавших структур.

2. На межсистемном уровне, за счёт перестройки систем и включения в работу других структур.

Выготский: компенсаторные возможности реализуются, если дефект является сознательным. Уровень компенсации определяется резервными силами организма, внешними социальными условиями. При выпадении какой-либо функции другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно при нормальной деятельности органа. Основной компенсаторынй путь – включение в активную деятельность.

Лучше всего корректируются вторичные недостатки.

Положения Выготского в теории компенсации:

1. Большое значение включения детей с нарушениями психического развития в социально-значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта.

2. Понятие о структуре дефекта, системном характере нарушений. Воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов

3. Положение о связи задач общего воспитания и специальных методик, подчинения специального воспитания социальному, их взаимосвязанность.

4. Включение в активную трудовую деятельность

5. Сама по себе слепота, глухота и т. д. не делают носителя дефективным. Судьбу личности определяет не дефект, а его социально-психологическая реализация. Говорящий глухой, участвующий в общей жизни и воспринимающий её во всей полноте, не будет ощущать своей неполноценности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.006 с.)