Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы психолого-педагогической коррекции в концепции Л.С. Выготского. Теория компенсации дефекта.
Выготский рассматривал развитие как созревание и как обучение. Обучение ßà Созревание. ЗБР – зона ближайшего развития: · расхождение между уровнем актуального развития (решаемые ребёнком самостоятельно задачи) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). · свидетельствует о ведущей роли обучения. Оно побуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на пройденные циклы развития (низший порог) и на ещё не созревшие – высший порог. Между этими порогами – оптимальный период обучения. «Пласты» уровня актуального развития – обученность, развитость, воспитанность. ЗБР – обучаемость, развиваемость, воспитуемость. Положения теории аномального развития (Выготский): Аномальный ребёнок развивается по законам нормы, но его развитие имеет свои качественные особенности. Нормальное и аномальное развитие подчиняется одним закономерностям, проходит те же стадии, но: 1. При аномальном развитии стадии растянуты по времени, новообразования психики появляются позже 2. Аномальное развитие характеризуется специальными особенностями:
· Расхождение 2-х планов развития: биологического и психического. В норме ребёнок, биологически созревая, на каждом возрастном этапе достигает определённого уровня психического развития. Аномальный ребёнок, развиваясь физически, в плане психики отстаёт всё больше без специального обучения. · Выявляемые дефекты развития не хаотичны, а взаимосвязаны, поддаются структурированию Первичный дефект – биологического характера, заключается в нарушении деятельности анализаторов или органическом поражении ГМ. Вторичные дефект – нарушения формирования ВПФ. Имеют иерархию. Сильнее страдают функции, связанные с первичным дефектом. Три компонента структуры дефекта: 1. Первичный органический дефект 2. Иерархическая структура дефектов 3. Сохранные функции Компенсация дефекта – возмещение нарушенных функций за счёт использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или повреждённых функций возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше могли выполнять другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.
Типы компенсации дефектов: 1. На внутрисистемном уровне, за счёт привлечения сохранных элементов пострадавших структур. 2. На межсистемном уровне, за счёт перестройки систем и включения в работу других структур. Выготский: компенсаторные возможности реализуются, если дефект является сознательным. Уровень компенсации определяется резервными силами организма, внешними социальными условиями. При выпадении какой-либо функции другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно при нормальной деятельности органа. Основной компенсаторынй путь – включение в активную деятельность. Лучше всего корректируются вторичные недостатки. Положения Выготского в теории компенсации: 1. Большое значение включения детей с нарушениями психического развития в социально-значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта. 2. Понятие о структуре дефекта, системном характере нарушений. Воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов 3. Положение о связи задач общего воспитания и специальных методик, подчинения специального воспитания социальному, их взаимосвязанность. 4. Включение в активную трудовую деятельность 5. Сама по себе слепота, глухота и т. д. не делают носителя дефективным. Судьбу личности определяет не дефект, а его социально-психологическая реализация. Говорящий глухой, участвующий в общей жизни и воспринимающий её во всей полноте, не будет ощущать своей неполноценности
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.006 с.) |