Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль наследственности и роль среды в индивидуальном развитии.
Критерии различия теоретических подходов к выделению закономерности психического развития: 1. Предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. 2. Предполагает признание активности развивающегося субъекта. Факторный подход - теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов – наследственности и среды. Альтернатива факторному подходу – культурно-исторический подход - активность рассматривается как основная причина развития. (Выготский, Эльконин), а также конструктивистский подход (Пиаже). Культурно-исторический подход: специфика психического развития человека связывается с усвоением социокультурного опыта. Теории нативизма. Преформизм – все свойства и характеристики индивида в зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия, присутствуют в клетках зародыша. Решающая роль наследственности в развитии поведения и личности. Развитие – генетически запрограммированный процесс развёртывания преформированных свойств. Среди сторонников – Левенгуг, Марчелло Мальпиги. Критика: 1) биологизация развития; 2) неучёт роли среды в развитии; 3) игнорирование роли активной деятельности ребёнка в обучении и развитии. Рекапитуляция – индивидуальное развитие в онтогенезе есть быстрое повторение эволюции видов в истории человеческого рода, краткое и сжатое повторение филогенеза и социогенеза. Основывается на идеях Дарвина, законе Геккеля. «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Согласно теории трёх ступеней развития Бюлера, развитие поведения ребёнка проходит три стадии: инстинкт, дрессура, интеллект, что и развитие поведения животных в филогенезе. В теории рекапитуляции Г. С. Холла индивидуальное развитие человека в онтогенезе есть повторение филогенеза, антропогенеза и социогенеза. Критика: в основном со стороны эмпиристов, которые указывали, что привычки и склонности ребёнка формируются в результате научения – эксперимент Уотсона, в котором он, считая, что врождённых страхов нет, давал ребёнку с детства возможность играть со змеями. Выготский говорил, что филогенез, онтогенез и социогенез сравнивать неправомочно. Рубинштейн полагал, что сходство содержания культурно-исторического опыта обуславливает определённые аналогии и параллели между социо и онтогенезом: человек создаёт культурный опыт, ребёнок его присваивает, сюда же движение в познании от простого к сложному. Однако, имеются различия в условиях труда, развития относительно предшествующего поколения, что не позволяет свезти онтогенез к социогенезу.
Теории созревания рассматривают психическое развитие как эндогенный процесс, детерминированный созреванием морфологических структур мозга в соответствии с врождённой наследственной программой. Наследственность определяет только процессы созревания соответствующих структур ЦНС. Теория трёх ступеней Бюлера: 1. Инстинкт (0-6 мес.) 2. Навыки, дрессура (6 мес. – 1 год) – возникают в результате научения 3. Интеллект (после 1 года) – высшая форма поведения, не требует научения, основана на инсайте. До трёх лет – тождественность интеллекту шимпанзе. Критика: 1. Стремление биологизировать процесс психического развития человека 2. Недостаточный учёт роли среды 3. Игнорирование активной деятельности субъекта Теории эмпиризма Бихевиоризм: S -> R. Ребёнок от рождения обладает бедным врождённым репертуаром поведенческих реакций, не обеспечивающих приспособление к среде. В бихевиоризме первоначально среда представлялась стимульной средой. Природная и социальная среда не различались. Затем выделялись различные средовые контексты. Затем начали рассматриваться контексты среды в их взаимообусловленности и взаимосвязи. Затем среду начали понимать, как контекст для реагирования. Бихевиоризм дал толчок искусственной акселерации развития через развитие разных приспособительных форм поведения. Законы развития Уотсона: 1. Хронологический порядок возникновения новых поведенческих реакций 2. Увеличение количественной выраженности реакций Законы научения Торндайка: 1. Закон готовности – наличие готовности к подкреплению определённым видом стимула (для научения, где стимул – пища, животное должно быть голодным)
2. Закон подкрепления или эффекта – научение происходит при условии подкрепления новой адаптивной реакции 3. Закон упражнения или повторения – для закрепления новой формы поведения Уотсон: законы научения универсальны и справедливы на всех уровнях эволюционной лестницы от червя до человека. Теория классического научения: условный стимул -> безусловный стимул -> безусловная реакция, которая в дальнейшем преобразуется в схему: условный стимул -> условная реакция. Выработка уловных рефлексов. Теория оперантного научения Скиннера: важнейшее условие выработки нового поведения – немедленное подкрепление уже имеющейся в поведенческом репертуаре индивида реакции. Поведение -> положительное подкрепление -> усиление (повторение) -> поведение. Систематический контроль с целью подкрепления желаемого адаптивного поведения. Системный контроль + немедленное подкрепление. Теория социального научения Бандуры: постулируется принципиальное отличие в научении животных и человека. Научение человека осуществляется по механизму социального подражания. Способность к подражанию зависит от уровня развития когнитивных процессов. Успех научения связан с процессами саморегуляции – самоконтроля и самоподкрепленя.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.005 с.) |