Роль наследственности и роль среды в индивидуальном развитии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль наследственности и роль среды в индивидуальном развитии.



Критерии различия теоретических подходов к выделению закономерности психического развития:

1. Предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными.

2. Предполагает признание активности развивающегося субъекта.

Факторный подход - теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов – наследственности и среды. Альтернатива факторному подходу – культурно-исторический подход - активность рассматривается как основная причина развития. (Выготский, Эльконин), а также конструктивистский подход (Пиаже).

Культурно-исторический подход: специфика психического развития человека связывается с усвоением социокультурного опыта.

Теории нативизма.

Преформизм – все свойства и характеристики индивида в зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия, присутствуют в клетках зародыша. Решающая роль наследственности в развитии поведения и личности. Развитие – генетически запрограммированный процесс развёртывания преформированных свойств. Среди сторонников – Левенгуг, Марчелло Мальпиги. Критика: 1) биологизация развития; 2) неучёт роли среды в развитии; 3) игнорирование роли активной деятельности ребёнка в обучении и развитии.

Рекапитуляция – индивидуальное развитие в онтогенезе есть быстрое повторение эволюции видов в истории человеческого рода, краткое и сжатое повторение филогенеза и социогенеза. Основывается на идеях Дарвина, законе Геккеля. «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Согласно теории трёх ступеней развития Бюлера, развитие поведения ребёнка проходит три стадии: инстинкт, дрессура, интеллект, что и развитие поведения животных в филогенезе. В теории рекапитуляции Г. С. Холла индивидуальное развитие человека в онтогенезе есть повторение филогенеза, антропогенеза и социогенеза.  

Критика: в основном со стороны эмпиристов, которые указывали, что привычки и склонности ребёнка формируются в результате научения – эксперимент Уотсона, в котором он, считая, что врождённых страхов нет, давал ребёнку с детства возможность играть со змеями. Выготский говорил, что филогенез, онтогенез и социогенез сравнивать неправомочно. Рубинштейн полагал, что сходство содержания культурно-исторического опыта обуславливает определённые аналогии и параллели между социо и онтогенезом: человек создаёт культурный опыт, ребёнок его присваивает, сюда же движение в познании от простого к сложному. Однако, имеются различия в условиях труда, развития относительно предшествующего поколения, что не позволяет свезти онтогенез к социогенезу.

Теории созревания рассматривают психическое развитие как эндогенный процесс, детерминированный созреванием морфологических структур мозга в соответствии с врождённой наследственной программой. Наследственность определяет только процессы созревания соответствующих структур ЦНС.

Теория трёх ступеней Бюлера:

1. Инстинкт (0-6 мес.)

2. Навыки, дрессура (6 мес. – 1 год) – возникают в результате научения

3. Интеллект (после 1 года) – высшая форма поведения, не требует научения, основана на инсайте. До трёх лет – тождественность интеллекту шимпанзе.

Критика:

1. Стремление биологизировать процесс психического развития человека

2. Недостаточный учёт роли среды

3. Игнорирование активной деятельности субъекта

Теории эмпиризма

Бихевиоризм: S -> R. Ребёнок от рождения обладает бедным врождённым репертуаром поведенческих реакций, не обеспечивающих приспособление к среде.

В бихевиоризме первоначально среда представлялась стимульной средой. Природная и социальная среда не различались. Затем выделялись различные средовые контексты. Затем начали рассматриваться контексты среды в их взаимообусловленности и взаимосвязи. Затем среду начали понимать, как контекст для реагирования. Бихевиоризм дал толчок искусственной акселерации развития через развитие разных приспособительных форм поведения.

Законы развития Уотсона:

1. Хронологический порядок возникновения новых поведенческих реакций

2. Увеличение количественной выраженности реакций

Законы научения Торндайка:

1. Закон готовности – наличие готовности к подкреплению определённым видом стимула (для научения, где стимул – пища, животное должно быть голодным)

2. Закон подкрепления или эффекта – научение происходит при условии подкрепления новой адаптивной реакции

3. Закон упражнения или повторения – для закрепления новой формы поведения

Уотсон: законы научения универсальны и справедливы на всех уровнях эволюционной лестницы от червя до человека.

Теория классического научения: условный стимул -> безусловный стимул -> безусловная реакция, которая в дальнейшем преобразуется в схему: условный стимул -> условная реакция. Выработка уловных рефлексов.

Теория оперантного научения Скиннера: важнейшее условие выработки нового поведения – немедленное подкрепление уже имеющейся в поведенческом репертуаре индивида реакции. Поведение -> положительное подкрепление -> усиление (повторение) -> поведение. Систематический контроль с целью подкрепления желаемого адаптивного поведения. Системный контроль + немедленное подкрепление.

Теория социального научения Бандуры: постулируется принципиальное отличие в научении животных и человека. Научение человека осуществляется по механизму социального подражания. Способность к подражанию зависит от уровня развития когнитивных процессов. Успех научения связан с процессами саморегуляции – самоконтроля и самоподкрепленя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.005 с.)