Основные теоретические подходы к проблеме периодизации психического развития. Роль кризисов в психическом развитии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические подходы к проблеме периодизации психического развития. Роль кризисов в психическом развитии.



 

Две позиции в решении проблемы возраста:

1. Последовательность и содержание периодов детства определяются наследственностью (нативизм, два фактора)

2. Детство имеет социально-историческую природу, новые периоды детства возникают в связи с развитием общественного производства и социальных отношений (Эльконин)

Эльконин: возрастная периодизация – критерий, по которому определяется истинность теории.

Схемы периодизации по Выготскому:

1. Соотнесение психического развития ребёнка с другим процессом. Критерий – внешний по отношению к развитию признак.

2. Критерий – один признак, абстрагированный из целостного развития (теория психосексуального развития Фрейда, теория развития интеллекта Пиаже).

3. Внутренние закономерности процесса развития как основа периодизации (Гезелл – изменение темпа развития).

Требования к периодизации по Выготскому:

1. Описание качественного своеобразия каждого периода развития и его отличия от других периодов

2. Определение структурной связи между психическими процессами и функциями в рамках одного периода

3. Установление инвариантной последовательности стадий развития

4. Периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения.

Критерии построения периодизации по Выготскому:

1. Структурный – возрастные новообразования. Новый тип строения личности и её деятельности, которые возникают на данной возрастной стадии впервые и которые определяют сознание ребёнка и его отношение к среде и весь ход его развития в данный период.

2. Динамический – динамика перехода от одного периода к другому.

Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних и внешних условий, которое характерно только для данного возрастного этапа, определяет весь ход развития.

Возрастные новообразования – результаты, продукты возрастного развития и предпосылки дальнейшего развития.

Структура психологического возраста включает:

1. Социальную ситуацию развития

2. Новообразования в сфере сознания и личности

Законы детского развития (Выготский)

1. Цикличность развития. Подъёмы и затухания.

2. Неравномерность развития. Разные стороны развиваются неравномерно.

3. «Метаморфозы» в детском развитие. Не только количественные, но и цепь качественных изменений.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. Научившись говорить, ребёнок перестаёт лепетать.

ЭЛЬКОНИН

1. Социальная ситуация развития

2. Ведущая деятельность

3. Личностные новообразования

4. Характер протекания возрастного кризиса

ЭРИКСОН

Каждый человек проходит 8 стадий, на каждой из которых выдвигается социальное требование. Процесс развёртывания регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания:

1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.

2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей принимается одобрительно, способствует сохранению и поддержке

Фаза наступает в определённое время, сопровождается возрастным кризисом, характеризуется эволюционной фазоспецифической задачей. Кризис содержит положительный и негативный компоненты.

1. Значимый субъект

2. Ритуал

3. Основное противоречие

4. Позитивное новообразование

5. Негативное новообразование

ПИАЖЕ

Психическое развитие – развитие интеллекта, стадии психического развития – стадии развития интеллекта. Интеллект – средство приспособления к жизненной среде, средство компенсации постоянно возникающего дисбаланса. Механизмы аккомодации и ассимиляции. Ассимиляция – действия с новыми предметами в связи со сложившимися навыками. Аккомодация – стремление изменить умения и навыки в соответствии с условиями.

1. Сенсомоторная стадия (до 1,5-2 лет)

2. Дооперационная стадия (2-7 лет). Усвоение языка, называние предметов и их образов словами. Эгоцентризмы мышления – трудно стать на позицию другого. «Тесты на сохранение равенства».

3. Стадия конкретных операций (7-12 лет). Формируется способность к элементарным логическим рассуждениям относительно объектов и событий. Усвоение представлений о сохранении числа (6 лет), массы (7 лет), веса (9 лет).

4. Стадия формальных операций (12+). Логическое мышление, абстрактные понятия.

ФРЕЙД

1. Оральная (0-18 мес.). Фрустрирование потребностей и сверхзаботливость (зависимость, некомпетентность). Орально-пассивый тип личности в первые полгода. Во вторые полгода – орально-агрессивный тип.

2. Анальная (18 мес. – 3 года). Анально-удерживающий или анально-выталкивающий характер.

3. Фаллическая (3 года – 6 лет). Эдипов комплекс, комплекс Электры. Подавляются желания относительно матери (отца), начинает идентифицировать себя с отцом (матерью). Развитие суперэго. Фаллический тип – стремление к успеху, доказательство мужественности, зрелости.

4. Латентная (6 – 12 лет). Сублимация либидо. Период становления человека как условия развития высшей человеческой культуры. Издержки – нарушения поведения (асоциальное поведение)

5. Генитальная (от полового созревания до 18 лет). Восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения. Прохождение через «гомосексуальный» период. Интерес к противоположному полу. Задача – освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает самостоятельность. Генитальный характер – идеальный тип личности в психоанализе.

Возрастной кризис – переходный этап возрастного развития. Целостное изменение личности ребёнка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. Кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребёнка. Поведенческие критерии: трудновоспитуемость, упрямство, негативизм. Выготский постулировал единство негативной и позитивной сторон кризиса. Эльконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу любого возрастного кризиса, служит основой качественно нового типа связи со взрослым и потому возрастные кризисы необходимы и закономерны. Негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации обеспечивает полноту готовности действовать в новой социальной ситуации развития.

Характеристики кризисных периодов по Выготскому:

1. Наличие резких изменений в короткие отрезки времени

2. Неотчётливость границ кризиса

3. Конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребёнка

4. Наличие разрушения в развитии, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свёртывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии.

Выготский считал, что развитие ребёнка – переход от одного возрастного этапа к другому, связанный с изменением и построением его личности. Данный переход осуществляется через возрастные кризисы, причина которых – противоречия между новыми потребностями и старыми условиями их удовлетворения. Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворённости ребёнка тем местом, которое он занимает в обществе и желанию это место изменить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.008 с.)