Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теоретические подходы к проблеме периодизации психического развития. Роль кризисов в психическом развитии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Две позиции в решении проблемы возраста: 1. Последовательность и содержание периодов детства определяются наследственностью (нативизм, два фактора) 2. Детство имеет социально-историческую природу, новые периоды детства возникают в связи с развитием общественного производства и социальных отношений (Эльконин) Эльконин: возрастная периодизация – критерий, по которому определяется истинность теории. Схемы периодизации по Выготскому: 1. Соотнесение психического развития ребёнка с другим процессом. Критерий – внешний по отношению к развитию признак. 2. Критерий – один признак, абстрагированный из целостного развития (теория психосексуального развития Фрейда, теория развития интеллекта Пиаже). 3. Внутренние закономерности процесса развития как основа периодизации (Гезелл – изменение темпа развития). Требования к периодизации по Выготскому: 1. Описание качественного своеобразия каждого периода развития и его отличия от других периодов 2. Определение структурной связи между психическими процессами и функциями в рамках одного периода 3. Установление инвариантной последовательности стадий развития 4. Периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения. Критерии построения периодизации по Выготскому: 1. Структурный – возрастные новообразования. Новый тип строения личности и её деятельности, которые возникают на данной возрастной стадии впервые и которые определяют сознание ребёнка и его отношение к среде и весь ход его развития в данный период. 2. Динамический – динамика перехода от одного периода к другому. Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних и внешних условий, которое характерно только для данного возрастного этапа, определяет весь ход развития. Возрастные новообразования – результаты, продукты возрастного развития и предпосылки дальнейшего развития. Структура психологического возраста включает: 1. Социальную ситуацию развития 2. Новообразования в сфере сознания и личности Законы детского развития (Выготский) 1. Цикличность развития. Подъёмы и затухания. 2. Неравномерность развития. Разные стороны развиваются неравномерно.
3. «Метаморфозы» в детском развитие. Не только количественные, но и цепь качественных изменений. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. Научившись говорить, ребёнок перестаёт лепетать. ЭЛЬКОНИН 1. Социальная ситуация развития 2. Ведущая деятельность 3. Личностные новообразования 4. Характер протекания возрастного кризиса ЭРИКСОН Каждый человек проходит 8 стадий, на каждой из которых выдвигается социальное требование. Процесс развёртывания регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания: 1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия. 2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей принимается одобрительно, способствует сохранению и поддержке Фаза наступает в определённое время, сопровождается возрастным кризисом, характеризуется эволюционной фазоспецифической задачей. Кризис содержит положительный и негативный компоненты. 1. Значимый субъект 2. Ритуал 3. Основное противоречие 4. Позитивное новообразование 5. Негативное новообразование ПИАЖЕ Психическое развитие – развитие интеллекта, стадии психического развития – стадии развития интеллекта. Интеллект – средство приспособления к жизненной среде, средство компенсации постоянно возникающего дисбаланса. Механизмы аккомодации и ассимиляции. Ассимиляция – действия с новыми предметами в связи со сложившимися навыками. Аккомодация – стремление изменить умения и навыки в соответствии с условиями. 1. Сенсомоторная стадия (до 1,5-2 лет) 2. Дооперационная стадия (2-7 лет). Усвоение языка, называние предметов и их образов словами. Эгоцентризмы мышления – трудно стать на позицию другого. «Тесты на сохранение равенства». 3. Стадия конкретных операций (7-12 лет). Формируется способность к элементарным логическим рассуждениям относительно объектов и событий. Усвоение представлений о сохранении числа (6 лет), массы (7 лет), веса (9 лет). 4. Стадия формальных операций (12+). Логическое мышление, абстрактные понятия. ФРЕЙД 1. Оральная (0-18 мес.). Фрустрирование потребностей и сверхзаботливость (зависимость, некомпетентность). Орально-пассивый тип личности в первые полгода. Во вторые полгода – орально-агрессивный тип.
2. Анальная (18 мес. – 3 года). Анально-удерживающий или анально-выталкивающий характер. 3. Фаллическая (3 года – 6 лет). Эдипов комплекс, комплекс Электры. Подавляются желания относительно матери (отца), начинает идентифицировать себя с отцом (матерью). Развитие суперэго. Фаллический тип – стремление к успеху, доказательство мужественности, зрелости. 4. Латентная (6 – 12 лет). Сублимация либидо. Период становления человека как условия развития высшей человеческой культуры. Издержки – нарушения поведения (асоциальное поведение) 5. Генитальная (от полового созревания до 18 лет). Восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения. Прохождение через «гомосексуальный» период. Интерес к противоположному полу. Задача – освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает самостоятельность. Генитальный характер – идеальный тип личности в психоанализе. Возрастной кризис – переходный этап возрастного развития. Целостное изменение личности ребёнка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. Кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребёнка. Поведенческие критерии: трудновоспитуемость, упрямство, негативизм. Выготский постулировал единство негативной и позитивной сторон кризиса. Эльконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу любого возрастного кризиса, служит основой качественно нового типа связи со взрослым и потому возрастные кризисы необходимы и закономерны. Негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации обеспечивает полноту готовности действовать в новой социальной ситуации развития. Характеристики кризисных периодов по Выготскому: 1. Наличие резких изменений в короткие отрезки времени 2. Неотчётливость границ кризиса 3. Конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребёнка 4. Наличие разрушения в развитии, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свёртывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии. Выготский считал, что развитие ребёнка – переход от одного возрастного этапа к другому, связанный с изменением и построением его личности. Данный переход осуществляется через возрастные кризисы, причина которых – противоречия между новыми потребностями и старыми условиями их удовлетворения. Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворённости ребёнка тем местом, которое он занимает в обществе и желанию это место изменить.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.01 с.) |