Проблема нормы и патологии в клинической психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема нормы и патологии в клинической психологии.



 

Биологические модели – воплощение элементаристской установки, сведение сложных психических феноменов к материальным процессам в мозге.

Гален рассматривал психические болезни как нарушение обмена жидкостей («соков») организма. В средние века в душевнобольных видели одержимых. В 19 веке на фоне успехов соматической медицины возникли биологические модели психических расстройств. Первые биологические модели – соматические модели, описывающие механизмы психических расстройств по аналогии с соматической медициной.

Эндогенные модели: наблюдаемые психические нарушения интерпретируются как симптомы лежащей в их основе причины болезни. Связаны с генетическими моделями.

Ясперс предлагал использовать способность вчувствоваться в переживания больного в качестве критерия, отличающего психотические переживания от личностных реакций.

Важнейший признак биологической модели – эпифеноменологический характер психического.

Блейлер указывал на социальный аспект определения понятия душевного заболевания, поскольку оно неизбежно связано с существующими социальными нормами. Он подчёркивал относительность разницы между нормой и патологией.

При недостатке знаний о биологических механизмах расстройств основным критерием нормы является отсутствие симптомов. На практике критерием постановки диагноза психического расстройства служат выработанные в научном сообществе представления о формах нарушения поведения и переживания, биологические факторы могут учитываться при постановке диагноза лишь в комплексе с этими критериями. Опыт показывает, что между мозговыми нарушениями и психическими симптомами нет жёстких и однозначных связей.

Психологические модели – не сводят психическую патологию к органическим нарушениям, а стремятся вскрыть психологические механизмы возникновения патологии.

Первые психологические модели психической нормы и патологии – психоаналитическая модель Фрейда и модель классического научения Уотсона. В рамках этих моделей развитие человека рассматривается как определяющееся лежащими вне человеческого сознания и вне челловеческой активности силами. Динамика бессознательного и законы научения рассматриваются как психологические механизмы нормального развития и возникновения патологии.

Фрейд. На первом этапе концепция патологии рассматривалась в рамках теории травмы. Работа психики рассматривалась по аналогии с работой машины, имеющей определённое количество энергетических ресурсов – энергии либидо. Предохраняя психику от «перегрева», травматические переживания вытесняются в бессознательное. Вытесненные воспоминания захватывают часть психической энергии, которая оказывает давление на цензуру – «мембрану», отделяющую сознательное от бессознательного. Травма-вытеснение-сбой в распределении либидозной энергии-симптомы психического расстройства.

Далее Фрейд рассматривал психическую патологию в контексте онтогенетического развития. Он отождествлял психическое развитие с процессом сексуального созревания и постулировал движение либидозного инстинкта по стадиям. Успешное прохождение – условие психического здоровья.

Уотсон. «Фрейдисты ошибаются, невроз – это просто дурная привычка!» Психически здоровая личность – личность с правильно сформированными условными связями (рефлексами), навыками или привычками. Критерий «правильности» сформулирован не был.

Фрейд: «я не знаю ничего, что было бы дальше от психологического понимания страха. Чем знание нервного пути, по которому идут его импульсы».

Уотсон: «когда патолог или физиолог посещают психиатрический госпиталь, они склонны искать адекватное объяснение состояния в терминах «повреждения мозговых клеток», «заражения», «отравления» и т.п. Для многих из них, как и для постороннего человека, кажется невозможным представить себе, что исчерпывающий ответ о болезни пациента с причинной точки зрения может быть дан, не прибегая к патоанатомии, физиологии или медицинской химии…»

Общие моменты психологических подходов в трактовке нормы и патологии:

1. Постулат о континуальности перехода от нормы к патологии

2. Постулат об общих принципах и механизмах функционирования психики в норме и патологии

3. Признание важности социального контекста для выработки определения психического расстройства и для его возникновения, течения и лечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.006 с.)