Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема нормы и патологии в клинической психологии.
Биологические модели – воплощение элементаристской установки, сведение сложных психических феноменов к материальным процессам в мозге. Гален рассматривал психические болезни как нарушение обмена жидкостей («соков») организма. В средние века в душевнобольных видели одержимых. В 19 веке на фоне успехов соматической медицины возникли биологические модели психических расстройств. Первые биологические модели – соматические модели, описывающие механизмы психических расстройств по аналогии с соматической медициной. Эндогенные модели: наблюдаемые психические нарушения интерпретируются как симптомы лежащей в их основе причины болезни. Связаны с генетическими моделями. Ясперс предлагал использовать способность вчувствоваться в переживания больного в качестве критерия, отличающего психотические переживания от личностных реакций. Важнейший признак биологической модели – эпифеноменологический характер психического. Блейлер указывал на социальный аспект определения понятия душевного заболевания, поскольку оно неизбежно связано с существующими социальными нормами. Он подчёркивал относительность разницы между нормой и патологией. При недостатке знаний о биологических механизмах расстройств основным критерием нормы является отсутствие симптомов. На практике критерием постановки диагноза психического расстройства служат выработанные в научном сообществе представления о формах нарушения поведения и переживания, биологические факторы могут учитываться при постановке диагноза лишь в комплексе с этими критериями. Опыт показывает, что между мозговыми нарушениями и психическими симптомами нет жёстких и однозначных связей. Психологические модели – не сводят психическую патологию к органическим нарушениям, а стремятся вскрыть психологические механизмы возникновения патологии. Первые психологические модели психической нормы и патологии – психоаналитическая модель Фрейда и модель классического научения Уотсона. В рамках этих моделей развитие человека рассматривается как определяющееся лежащими вне человеческого сознания и вне челловеческой активности силами. Динамика бессознательного и законы научения рассматриваются как психологические механизмы нормального развития и возникновения патологии.
Фрейд. На первом этапе концепция патологии рассматривалась в рамках теории травмы. Работа психики рассматривалась по аналогии с работой машины, имеющей определённое количество энергетических ресурсов – энергии либидо. Предохраняя психику от «перегрева», травматические переживания вытесняются в бессознательное. Вытесненные воспоминания захватывают часть психической энергии, которая оказывает давление на цензуру – «мембрану», отделяющую сознательное от бессознательного. Травма-вытеснение-сбой в распределении либидозной энергии-симптомы психического расстройства. Далее Фрейд рассматривал психическую патологию в контексте онтогенетического развития. Он отождествлял психическое развитие с процессом сексуального созревания и постулировал движение либидозного инстинкта по стадиям. Успешное прохождение – условие психического здоровья. Уотсон. «Фрейдисты ошибаются, невроз – это просто дурная привычка!» Психически здоровая личность – личность с правильно сформированными условными связями (рефлексами), навыками или привычками. Критерий «правильности» сформулирован не был. Фрейд: «я не знаю ничего, что было бы дальше от психологического понимания страха. Чем знание нервного пути, по которому идут его импульсы». Уотсон: «когда патолог или физиолог посещают психиатрический госпиталь, они склонны искать адекватное объяснение состояния в терминах «повреждения мозговых клеток», «заражения», «отравления» и т.п. Для многих из них, как и для постороннего человека, кажется невозможным представить себе, что исчерпывающий ответ о болезни пациента с причинной точки зрения может быть дан, не прибегая к патоанатомии, физиологии или медицинской химии…» Общие моменты психологических подходов в трактовке нормы и патологии: 1. Постулат о континуальности перехода от нормы к патологии 2. Постулат об общих принципах и механизмах функционирования психики в норме и патологии 3. Признание важности социального контекста для выработки определения психического расстройства и для его возникновения, течения и лечения.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.006 с.) |