Патопсихологического обследование детей и подростков: задачи, принципы, методики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патопсихологического обследование детей и подростков: задачи, принципы, методики.



 

Объект детской патопсихологии – ребёнок с аномальным психофизиологическим развитием.

Предмет детской патопсихологии – закономерности развития, функционирования и распада высших психических функций и свойств личности детей, имеющих отклоняющееся или дефицитарное развитие психики вследствие психического заболевания, патологии мозга или особых условий воспитания, развития и созревания.

Практические задачи детской патопсихологии:

1. Дифференциально-диагностическая, которая заключается в диагностической оценке уровня психического развития аномальных детей, его соответствия или несоответствия возрастным нормам (оценка познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом)

2. Экспертная – решение экспертных вопросов, касающихся школьного обучения

3. Профилактическая – оценка и коррекция детско-родительских отношений, предупреждение возникновения отклонений в психическом развитии детей (консультационная работа с семьёй, помощь в преодолении стресса, связанного с болезнью ребёнка, способствование сохранению качества жизни всех членов семьи)

4. Коррекционно-развивающая работа – разработка коррекционных и реабилитационных мероприятий

Детская психика отличается от взрослой, так как находится в процессе формирования. Она более уязвима, и вместе с тем более изменчива и пластична. Качественный анализ деятельности ребёнка подразумевает выделение трёх основных факторов:

1. Первичный дефект

2. Вторичные нарушения

3. Сохранные функции

Патопсихологическое обследование детей с нарушениями психического развития организуется и проводится в соответствии с основными принципами патопсихологии. Алгоритм обследования включает в себя те же этапы, что и при обследовании взрослых:

1. Подготовительный (постановка проблемы, планирование, сбор анамнеза)

2. Основной (непосредственное обследование ребёнка)

3. Заключительный (обработка полученных данных, интерпретация и составление заключения)

На подготовительном этапе особое внимание следует уделить информации об особенностях психического здоровья ребёнка: проводилась ли ранее психокоррекционная работа и её результаты, отношение ребёнка к своему дефекту, характеристики типичного поведения ребёнка и при каких ситуациях оно меняется.

На этапе знакомства и установления контакта обращаем внимание на внешний вид, движения, выражение лица. При первой беседе отмечаем, насколько развита речь, как быстро вступает в контакт, насколько открыт, какие эмоции проявляет при этом. Фиксируем реакцию ребёнка на ситуацию эксперимента, оцениваем отношение к поставленным задачам, прослеживаем особенности спонтанного поведения. Сведения необходимы для дальнейшего проведения исследования, для быстрой подстройки и видоизменения тактики при условии негативного отношения ребёнка к отдельным заданиям или эксперименту в целом.

В первую очередь исследуем те качественные психологические образования, которые должны быть сформированы на определённом возрастном этапе. Учитываем ведущую деятельность, в контексте которой будет проявляться та или иная патологическая симптоматика.

Учитываем не только характер нарушений, но и тот возрастной период, в течение которого было нанесено вредоносное действие, а также влияние первичного дефекта на возникновение вторичных образований, которые проявляются на момент исследования.

Задачи:

1. Выявление имеющихся отклонений в психическом развитии

2. Систематизация патологической симптоматики и её патопсихологическая квалификация

3. Выделение первичного дефекта, вторичных нарушений и сохранных функций.

Важно установить продуктивный контакт. Активная позиция экспериментатора позволяет ребёнку максимально проявить свой потенциал. Важно не просто создать доброжелательную атмосферу, но уметь заинтересовать ребёнка заданиями, создать положительно насыщенный эмоциональный фон, чтобы ребёнку хотелось продолжить эксперимент.

Эксперимент должен представлять модель жизненной ситуации, которая не только актуализирует интеллектуальную деятельность испытуемого, но и его отношение, мотивацию, установки. Игровой метод даёт уникальную возможность сформулировать любую жизненную ситуацию, позволяет заинтересовать ребёнка интригующим сюжетом. Для дошкольного и младшего школьного возраста – ролевая игра, режиссёрская игра, игра-имитация, дидактическая игра. Для старшего школьного возраста – учебный процесс в игровой форме, игра-соревнование.

В патопсихологии детского и юношеского возраста применяются те же клинические приёмы и методы, что и для взрослых, но адаптированные под возрастную и нозологическую специфику. В качестве функциональных проб могут быть применены различные методики, направленные на исследование познавательной деятельности, например, Доски Сегена, Сюжетные вкладки, Кубики Коса и другие.

Методики

Патопсихологическое исследование детей младшего дошкольного возраста - чаще всего носит игровой характер:

1. Игровой эксперимент:

  • Дети с органическим поражением головного мозга:

- Снижение уровня игр;

- Неспособность к разыгрыванию ролей;

- Детальное воспроизведение отдельных действий с тенденцией к застреванию;

- Мало замещающих действий;

- Бедное речевое сопровождение.

  • Дети с умственной отсталостью:

- Снижение количества уровней игровых действий.

  • Дети, больные шизофренией:

- Элементы сюжетно – ролевой игры сочетаются с неадекватными манипуляциями с предметами;

- Нестойкие сюжеты;

- Расхождение между речевым сопровождением и действиями ребенка;

- Нестойкость избранных замещений, расширение круга возможных заместителей.

1. Изучение возможности участия ребенка в коллективных играх – отношение к правилам, активность, способность выполнять определенную роль, целенаправленность игры, длительность, стремление к доминированию/подчиняемость, эмоциональные реакции.

2. Выявление характера эмоциональных реакций на проигрыш - настольная игра с программируемым выигрышем.

3. Исследование внимания, сенсомоторной сферы, способности к осмысливанию сюжета:

1. Игра в кубики – первые 6 заданий методики Кооса;

2. Игра фигурками – доски Сегена;

3. Игра картинками – метод комбинирования картин;

Патопсихологическое исследование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста - ситуация патопсихологического исследования как вариант модели взаимоотношений «ребенок - посторонний взрослый».

Патопсихологическое исследование подростков:

  • Перед самим исследованием необходимо добиться доверительного отношения;
  • Ситуация исследования не должна восприниматься подростком как ситуация экзамена или «проверки ума»;
  • Начало исследования – с объяснения таких целей, которое удовлетворит подростка;
  • Применение личностных опросников – после установления доброжелательных отношений с подростком.


Психологические методики для диагностики умственного развития

Диагностика недостатков развития включает в себя три этапа:

1. Скрининг - выявление отклонений в развитии без точной их квалификации;

2. Дифференциальная диагностика, определение типа (вида, категории) нарушения развития и направленности обучения ребенка (подростка), вида образовательного учреждения для него;

3. Раскрытие индивидуальных способностей ребенка (подростка), характеристика его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности.

Основные методики исследования:

1. Исследование зрительного восприятия – картинки с изображением предметов, сюжетные картинки (можно судить о характере восприятия, речевом развитии, словарном запасе, наличии или отсутствии аграмматизмов, о способности к осмысливанию сюжета)

  • Нарушения восприятия, умственная отсталость - узнавание силуэтных, контурных, незавершенных, перечеркнутых или наложенных друг на друга рисунков затруднено;
  • Рассказ по сюжетной картинке, после того как картинка убрана, позволяет судить о наблюдательности.

1. Исследование внимания

- У школьников - корректурная проба, таблицы Шульте;

-У дошкольников – методика Пьерона – Рузера.

1. Исследование работоспособности

У дошкольников – вариант методики В.М. Когана (25 карточек с различными по цвету и форме фигурами и доска с 25 клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных пятен и сверху по горизонтали нарисованы 5 форм, в соответствии с имеющимися на карточках. Работа включает 4 этапа: пересчитывание карточек; пересчет с одновременной сортировкой по цвету; пересчет с сортировкой по форме, раскладка на доске с одновременным учетом цвета и формы карточек и пересчетом).

  • Дети с церебрастеническими состояниями - сбиваются со счета, увеличивается время выполнения задания, появляются одноименные группы; часто отмечается переход от сортировки по форме к предыдущему способу.
  • Для выполнения 4-го этапа умственно отсталым детям необходима значительно большая помощь для усвоения инструкции. Они, как правило, неспособны к распределению внимания, раскладывают карточки либо по форме, либо по цвету.

1. Исследование памяти

1. Методика заучивания 10 слов

  • здоровые дети при первом предъявлении воспроизводят 4-5 слов, при пятом 8-10 слов;

1. Исследование памяти на изображение предметов путем узнавания (набор из 36 картинок; 12 из них представляют основной набор. После предъявления их смешивают с остальными 24, раскладывают по 6 в ряд и просят обследуемого найти те картинки, которые были показаны ему раньше).

1. Исследование мышления

  • Классификация предметов:

-Для обследования подростков применяется стандартный набор из 70 карточек;

-Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста – 15 карточек.

  • Исключение предметов:

- Для умственно отсталых детей - инструкция остается непонятной, исключают предмет наугад, повторяют инструкцию;

- Умственно отсталые дети 8-9 лет иногда могут правильно решить задачи средней трудности - исходят из практического использования предметов;

-Для детей и подростков, больных шизофренией - правильное выполнение инструкции, но обобщение они производят по слабым признакам, иногда - разноплановость суждений.

  • Объяснение сюжетных картин;
  • Установление последовательности событий;
  • Обучающий эксперимент – для выявления «зоны ближайшего развития» - по которой можно судить об обучаемости ребенка:

- Избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем исследующий помогает решить задачу, оказывая ему помощь в виде «уроков»;

- Помощь экспериментатора строго регламентирована, «уроки» фиксированы инструкцией;

- 2 набора карточек (по 24 в каждом) с изображением геометрических фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Один набор - в основном задании, второй - в контрольном. Эксперимент делится на 3 этапа: ориентировочный, основное задание и аналогичное задание.

  • Дети 6-7 лет с церебрастеническими состояниями нуждаются в 5-8 обучающих уроках для выполнения трех заданий;
  • Для детей с парциальной задержкой речевого развития - затруднены словесные формулировки в конце каждой задачи, логический перенос осуществляется в наглядно-действенной форме;
  • Для детей 6-7 лет с задержкой психического развития, умственной отсталостью - недоступна сама задача построения фигуры по образцу.

1. Исследование зрительно – моторной функции

  • Зрительно – моторный гештальт – тест Бендер (8 карт – на которых 9 простых геометрических фигур – ребенку необходимо скопировать эти рисунки).

1. Способность к организации, интегрированию воспринимаемого и установлению связей между двигательными и зрительными структурами

  • Тест школьной зрелости (A. Kern ) - 6 заданий: срисовывание простого предложения, написанного письменными буквами, рисование детской фигуры, срисовывание группы точек.

1. Оценка пространственной организации движений:

  • Пробы Лурия (ребенку необходимо воспроизвести определенное положение рук исследующего);
  • Пробы Хеда (ребенок должен воспроизводить движения исследователя - поочередно разными руками касаться ушей или глаз той же или противоположной стороны).

1. Оценка моторного развития

  • Шкала Н.И. Озерецкого (6 проб на исследование статической координации, динамической координации всего тела в целом, скорости движений, одновременности движений и отчетливости выполнения действий);
  • Пробы Н. И. Озерецкого «кулак-ладонь» (движения выполняются попеременно двумя руками, «ладонь-ребро-кулак»).

Исследование личности детей и подростков

Диагностика шизофрении у детей и подростков:

  • правильные и более углубленные ответы чередуются с поверхностными и неточными;
  • слабость процессов обобщения - в невозможности охватить целое, выделить главное (при рассказе по картинкам);
  • низкий уровень выполнения заданий, выявляющих способности к абстрагированию, часто объясняется снижением целенаправленности деятельности;
  • 2 типа дизонтогенеза - искаженный тип развития (черты дисгармонии, диссоциация психической деятельности) и задержанный (дефицит психической активности).

Диагностика неврозов и неврозоподобных состояний. Методика CAT для обследования детей дошкольного возраста, страдающих неврозами и неврозоподобными состояниями (состоит из 10 рисунков неопределенного содержания, в которых участвуют животные):

  • Для здоровых детей характерен «сюжетный» тип рассказов, составляемых по рисункам CAT. Настроение персонажей - положительное, когда на рисунке относительно бесконфликтная ситуация. Если изображенная ситуация фрустрационна, дети оценивают настроение персонажа адекватно, чаще благополучное разрешение конфликта.
  • Особенности рассказов, составляемые по рисункам CAT, детьми, страдающими неврозоподобными состояниями:
  • Отсутствие однотипности рассказов;
  • Значительные различия в объеме, продолжительности и скор-сти рассказывания, сокращение рассказов;
  • Обилие повторений одних и тех же слов и речевых оборотов;
  • Наличие ошибок в узнавании животных, изображенных на рисунках; двойственное отношение к персонажам;
  • Наличие аграмматизмов, замена слов созвучными им, изредка преходящее забывания отдельных слов.
  • Неполное следование инструкции, часто встречающиеся «предметный» и «ситуационный» типы рассказа при достаточно полном восприятии структуры.
  • Дети с двигательной расторможенностью - сжатость, «телеграфность» рассказов.
  • Дети, проявляющие агрессию по отношению к сверстникам - не обнаруживают стремления к благополучному разрешению конфликтов в изображенных ситуациях,
  • Дети с астеногиподинамическими вариантами церебрастенических состояний - многословность в рассказах.

Исследование эмоционально-волевой сферы подростков - диагностические личностные опросники:

1. Адаптированный вариант опросника Айзенка;

2. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко и Н. Я. Иванова - диагностика формы акцентуации характера или психопатии;

3. Адаптированный вариант опросника Шмишека - для определения характера акцентуации личности;

Выявление состояния учебной (школьной) дезадаптации:

1. Методика графической регистрации субъективных трудностей в общении (Т. Ю. Андрущенко) - для выявления психогенно-травмирующих факторов, воздействующих на детей и подростков;

2. Анкета «Школа» - для изучения отношения к пребыванию в школе детей и подростков в возрасте 10 лет;

3. Модифицированная методика неоконченных предложений (И. В. Крук) - для выявления психогенно-травмирующих обстоятельств у школьников (предлагается завершить 10 фраз: «Если бы я был учителем...», «Когда я слышу слово «школа»...» и т.д.

На основании полученных данных психолог может прийти к выводам:

• имеются у данного ребенка нарушения психической деятельности либо его проблемы связаны только с недостатками микросоциальной ситуации развития;

• если имеются, то какой тип нарушений преобладает в данном случае, какие механизмы привели к его формированию (структура первичного и вторичного дефекта, явление ретардации, асинхронии и т. д.);

• нуждаются ли выявленные в качестве психологического диагноза феномены во вмешательстве либо нет (есть социальная дезадаптация, формируется вторичный дефект, состояние ухудшения и т. д.);

• кем и на каком уровне может быть проведена коррекция нарушений развития ребенка (достаточно изменения воспитательного подхода; желательно изменение места и формы обучения; необходима

консультация со специалистами иного профиля: врачом, логопедом; необходимы и возможны психокоррекционные и психотренинговые мероприятия).

При патопсихологическом обследовании подростков имеются некоторые особенности. Помимо обычного Обследования, у подростков желательно определить наличие и тип акцентуации характера, уделить внимание мотивационной структуре личности, направленности, самооценке Существует ряд специфически подростковых проблем и психических состояний, нуждающихся в диагностике и коррекции. К этой группе относятся реакции адаптации, нарушения в формировании влечений, личностные кризисы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.039 с.)