Подготовительная к школе группа (6-7 лет). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительная к школе группа (6-7 лет).



Личность. Появление внутреннего плана действий. Развитие и усложнение образа Я. Формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка достаточно устойчивая. Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Появление произвольности физических процессов.

Внимание. Устойчивость – 20-25 минут. Объём – 7-8 предметов.

Память. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребёнок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Развитие произвольной памяти начинается, когда ребёнок самостоятельно выделил задачу на запоминание.

Мышление. Ведущее – наглядно-образное, к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое. Развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемных ситуаций. Может выстроить 6-8 предметных картинок.

Воображение. Сензитивный период для развития фантазии.

Речь. Развивается звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. Богатый словарный запас. Активно употребляют обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные.

Основные компоненты психологической готовности к школе:

· Личностная готовность: формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям, учебной деятельности.

· Мотивационная готовность. Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться, потому что у него есть потребность занять определённую позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).

· Интеллектуальная готовность. Дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизвести образец, развитие тонких движений руки, сенсомоторная координация.

· Волевая готовность (произвольная сфера) – способность ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требуют учёба, режим школьной жизни

Личностная готовность

1. Лесенка. Изучение самооценки. Дошкольник – 6-7 ступень. После кризиса семи лет 5-6 ступень.

Мелкая моторика рук

2. Вырежи круг (между двумя линиями). Плавная, не выходит – 2. Не плавная – 1. Вышел – 0.

Интеллектуальная готовность

3. Домик (внимание). Умение ориентироваться на образец, уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, тонкой моторики. Верно – 2. 3 ошибки – 1. Более трёх – 0.

4. 10 слов (память). 4 - - - 8-10 – 2. 4 - - - 5-7 – 1. Менее пяти – 0.

5. Закончи предложение (словесно-логическое мышление). Оценка умения вычленять причинно-следственные связи. Все три – 2. Два – 1. Меньше – 0.

6. 4 лишний. 5-6 – 2. Не может объяснить – 1. Иное – 0.

7. Последовательные картинки (мышление, речь). Уровень развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

8. Найди недостающий (логическое мышление). Диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор. Верно находит по двум признакам – 2. По одному – 1. Иное – 0.

9. Рисунок человека. Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребёнка, уровня развития его тонкой моторики, составление общего представления об интеллекте ребёнка в целом, о его личностных особенностях.

10. Разрезанные картинки 6 частей (восприятие). Выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.

11. На что это похоже (воображение)

Развитие произвольности

12. Запрещённые слова. Нельзя отвечать да или нет. Выявление уровня произвольности, определение внутренней позиции школьника.

13. Графический диктант. Оценка умения ребёнка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Высокий 20-24, средний 12-19, низкий 0-11.

 

Диагностика развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста имеет определенные специфические черты, отличающие ее от диагностики развития детей школьного возраста.

Характерным признаком тестов развития для этих детей является их тенденция определять привычные, текущие, повседневные формы поведения в ситуациях, которые детям известны.

Дети раннего возраста только учатся говорить, и речь как средство для определения общего уровня развития можно использовать лишь в весьма ограниченной мере. Вербальные тесты для детей раннего возраста являются главным образом средством для определения уровня развития самой речи, тогда как тесты для определения других слагаемых поведения носят в большинстве случаев невербальный характер.

Тесты развития для детей раннего и дошкольного возраста должны обеспечить возможность кратковременного исследования, так как терпеливость, интерес, внимание и желание сотрудничать у маленьких детей быстро исчерпываются. К периоду времени исследования нужно относить и время, необходимое для установления контакта с ребенком, для его расторможения и избавления от сдерживающих запретов. Время установления контакта вместе со временем исследования у трехлетних детей не должно превышать одного часа, у грудных детей этот период времени должен быть еще короче.

Диагностика психического развития младенцев

Психологическое исследование психического развития младенцев начинают с возраста 1,5–2 месяца. До этого времени, в течение периода новорожденности, в поведении ребенка доминируют рефлексы разного рода (сосательный, хватательный, рефлекс Моро, асимметричный шейно-тонический рефлекс, автоматическая походка и ряд других), которые со временем исчезают из репертуара его поведенческих реакций. Эти рефлексы отражают состояние и процессы созревания нервной системы, что является важным фактором, обеспечивающим анатомо-физиологическую основу будущей психической деятельности.

Методика оценки психического развития ребенка младенческого возраста (разработана О. В. Баженовой на кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова).

 

Двигательные реакции

• легкая степень нарушения – характерно замедление темпа развития отдельных реакций, а также существование ряда двигательных навыков в несовершенном виде;

• средняя степень нарушения – характерны асинхрония развития движений, значительное запаздывание в формировании одних и отсутствие других;

• тяжелая степень нарушения – характерно тотальное недоразвитие движений.

Сенсорные реакции

• легкая степень нарушения – характерны запаздывающее по сравнению с нормой развитие некоторых реакций и несовершенство «операционально-технических средств» при выполнении отдельных проб на фоне выраженного интереса ребенка к объектам внешнего мира и действиям с ними (под несовершенством «операционально-технических средств» в данном случае понимается несовершенство движений глаз, обеспечивающих наблюдение: их ограниченность, скачкообразное прослеживание, трудности зрительных фиксаций и т. д.);

• средняя степень нарушения – характерны выполнение реакций, соответствующих более младшим возрастам и связанных с восприятием объектов, существующих непосредственно в поле зрения ребенка, непродолжительный зрительный интерес к объектам внешнего мира;

• тяжелая степень нарушения – характерны незначительная выраженность зрительных реакций, кратковременность фиксаций, непродолжительность прослеживаний на фоне практически полного отсутствия интереса к объектам внешнего мира.

Действия с предметами

• легкая степень нарушения – характерны запаздывающее по сравнению с нормой развитие небольшого числа реакций и несовершенство «операционально-технических средств» при выполнении отдельных проб на фоне нормально развивающейся психической активности ребенка;

• средняя степень нарушения – характерны выполнение реакций, соответствующих младшим возрастам, непродолжительность самих действий, кратковременность интереса к предметам, исчезновение интереса к предметам в затрудненных ситуациях, слабость реакции на новизну;

• тяжелая степень нарушения – практически полное отсутствие интереса к предметам, а соответственно и действий с ними.

Способы взаимодействия со взрослыми

• легкая степень нарушения – характерное уменьшение числа способов взаимодействия со взрослыми по сравнению с нормой или их недостаточно совершенное развитие на фоне выраженного интереса ребенка ко взрослому и нормального характера развития его психической активности;

• средняя степень нарушения – характерны выполнение части реакций, соответствующих младшим возрастам, несформированность потребности в общении, легкий, непродолжительный интерес к взрослому человеку, отсутствие реакций, связанных с попытками преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения потребности в общении;

• тяжелая степень нарушения – характерно практически полное отсутствие способов взаимодействия со взрослыми, связанное с выраженным безразличием к ним, и отсутствие интереса к социальным контактам.

Эмоциональные реакции

• легкая степень нарушения – характерна недостаточность эмоционального реагирования на внешнюю стимуляцию;

• более тяжелая степень нарушения – характерно существование признаков нарушения формирования отношений, привязанностей, эмоциональная неустойчивость.

Голосовые реакции

Для группы реакций, характеризующих развитие голосовой активности ребенка, уровни нарушения не выделялись, так как в формировании группы реакций наблюдались значительные индивидуальные различия и неожиданные компенсации. Развитие голосовых реакций считалось просто задержанным, если оно отставало от возрастных норм.

При анализе психического развития в целом было выделено понятие психической активности. При этом предполагалось, что развитие психической активности в раннем онтогенезе проявляется в формировании умения осуществлять действия в соответствии с целями, заданными непосредственно в акте восприятия ребенка.

Диагностика двигательной сферы

Развитие движений в раннем онтогенезе идет от приобретения умения контролировать положение головы (12 нед.), руки (20 нед.), туловища (40–44 нед.) к ходьбе (13 мес.).

Основными сроками формирования двигательных навыков являются:

• 3 мес. – хороший контроль головы;

• 4 мес. – опора на руки в положении лежа на животе;

• 6 мес. – сформирована зрительно-моторная координация (может точно дотронуться до предмета под контролем зрения, может длительно удерживать игрушку в руке);

• 8 мес. – может сам сидеть, хорошо переворачивается в любую сторону из любого положения;

• 9 мес. – может стоять, держась за что-либо;

• 10 мес. – ползает на животе, уверенно сидит, сам садится;

• 11 мес. – переступает ногами;

• 13 мес. – ходит самостоятельно.

Диагностика сенсорной сферы

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.

• 1 мес. – смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот; прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения;

• 1,5 мес. – следит за двигающимся человеком, прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения;

• 2 мес. – развиты реакции глаз: фиксация, конвергенция, фокусировка;

• 3 мес. – поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразными движениями игрушки;

• 4 мес. – прослеживает невидимую траекторию движения объекта, предвосхищает попеременное появление объекта в определенных частях пространства, реагирует на исчезающий объект, локализует звук;

• 5 мес. – улыбается отражению в зеркале;

• 6 мес. – рассматривает игрушки, проявляет интерес к новым ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки;

• 7 мес. – поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позицию;

• 8 мес. – дифференцирует незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно две игрушки, переводя взгляд с одной на другую; удивляется, если предмет исчезает за барьером;

• 10 мес. – смотрит в угол за объектом, находит спрятанный перед ним на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда опустили;

• 12 мес. – поворачивается на собственное имя, дифференцирует тон, проявляет интерес к картинкам в книге.

Диагностика развития действий

Манипуляции ребенка с предметами являются важным показателем его психического развития. Изучение этой сферы дает возможность не только выявить совершенствование умений ребенка в организации собственной деятельности с предметами, но и оценить его познавательные интересы.

Развитие и расширение познавательных интересов, увлеченность, сконцентрированность внимания ребенка при занятиях с предметами, усвоение значений действий с предметами и собственно значений предметов и готовность к обучению - важнейшие аспекты, на которые следует обращать внимание при оценке развития манипулятивных способностей ребенка.

Основными показателями развития действий с предметами являются:

• 3 мес. – исчезновение хватательного рефлекса, игра с вложенной игрушкой или с подвешенными игрушками, пристальное внимание к объектам, появление движений в руках при виде погремушек, помещенных в зону непосредственной досягаемости;

• 4 мес. – произвольный захват, неспецифические манипуляции, оральные контакты с объектами;

• 6 мес. – берет вторую игрушку, но бросает первую, зрительно контролирует манипуляции, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами, удерживает бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят к губам;

• 7 мес. – перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной руки; сам удерживает игрушку при зрительном контроле за перемещением других объектов;

• 8 мес. – берет вторую игрушку, предъявленную со стороны занятой руки, пытается достать предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, но использует ближайшую к барьеру руку;

• 10 мес. – может взять маленький предмет (таблетку, горошину), появляются первые специфические манипуляции (катает мяч, звонит звонком, подтягивает предмет, снимает кольца с пирамиды);

• 11 мес. – складывает игрушки или какие-либо иные предметы в корзинку;

• 12 мес. – достает предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, движением руки, находящейся дальше от барьера; выражен интерес к книгам, пытается листать, царапает картинки; почти не тянет предметы в рот, зато часто бросает их на пол.

Диагностика развития способов взаимодействия со взрослым

Развитие способов взаимодействия со взрослым является важным фактором общего процесса психического развития ребенка. Именно в контексте развития этого аспекта общения впервые возникает, а затем бесконечно совершенствуется способность к употреблению знаков для организации сначала поведения другого, а потом и собственного поведения; способность, играющая важнейшую роль в формировании высших психических функций человека. Согласно данным исследований, есть все основания предполагать существование тесной связи между развитием способов взаимодействия ребенка и взрослого и развитием синтаксической функции речи.

Основными показателями развития способов взаимодействия со взрослым являются:

• 3 мес. – интерес к окружающим, узнает мать, возбуждается и предвосхищает процесс приготовления пищи для него; возможны зрительные и эмоциональные контакты;

• 4,5 мес. – инициирует общение, дифференцирует ситуацию «формального общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки человеческого голоса;

• 6 мес. – прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки, возбуждается, если слышит шаги, отмечаются первые попытки подражания, понимает жест «ручки – ручки»;

• 7 мес. – имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание покашливанием и кряхтением, откликается на имя, может играть в игры с идентичными ролями, сжимает губы, когда не хочет есть;

• 8 мес. – хватает руку мамы и отталкивает ее, если видит, что она собирается вытереть ему нос, понимает запрет, имитирует звуки;

• 9 мес. – прячет руки, если не хочет их мыть, любит играть в прятки;

• 10 мес. – тянет маму за одежду, требуя внимания, машет «до свидания», отвечает взглядом или движением на вопрос «где папа?», играет в игры с неидентичными ролями, очень ненадолго отдает игрушку, понимает один-два звуковых обозначения предметов;

• 11 мес. – бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова, помогает одеваться;

• 12 мес. – владеет указательным жестом, мотает головой, выражая протест, вокализирует в конце и начале совместных действий.

Диагностика эмоционального развития

Исследователи психического развития детей раннего возраста единодушно отмечают преобладание у них радостного, окрашенного положительными эмоциями настроения в периоды активного бодрствования. Дети получают удовольствие как от общения с близкими, так и от игры с любимыми игрушками. Окружающие ребенка люди, как правило, часто стимулируют появление улыбок и смеха ребенка, изыскивая для этого все новые способы, и стремятся ограничить причины, вызывающие плохое настроение. Однако следует иметь в виду, что громадные индивидуальные различия в репертуаре и частоте положительных эмоций делают невозможной оценку развития этой сферы в терминах «нормальной», «недостаточной» или «избыточной» эмоциональности.

Среди существующих путей исследования эмоционального развития целесообразно отметить следующие критерии:

• изучение особенностей эмоционального отношения к среде (улыбается/ плачет – много/мало); улыбается всем (некоторым взрослым или игрушкам); проявляются реакции страха; избегает контакта глаз; не любит телесных контактов и т. д.;

• оценка совершенствования способов выражения положительных и отрицательных эмоциональных переживаний (улыбка – в 2–3 мес.; крик, плач, хныканье, недовольное кряхтение, повизгивание в 2–4–6 мес.);

• оценка совершенствования способов контроля над отрицательными эмоция ми (модуляция крика, сдерживание плача, паузы в плаче для восприятия реакции взрослого – 4–6 мес.);

• оценка развития избирательности эмоциональных реакций (8 мес.);

• отсутствие патологических симптомов (постоянное сосание пальца, стереотипные раскачивания, закрывание лица руками при виде взрослого, истерический плач).

 

 


[1] Предикативный характер внутренней речи: сокращенная, фрагментарная; в ней не указывается то, о чем идет речь, отсутствует предмет, психологическое подлежащее, т.е. отсутствует номинативная функция, и остается вторая семантическая функция речи – обозначение того, что именно следует сказать, какое действие совершить, план высказывания, психологическое сказуемое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.06 с.)