Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На территории бывшей сфрю (90-е годы XX В. — начало XXI В. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Югославский кризис 90-х годов XX в. являлся следствием резкого обострения межреспубликанских и межэтнических противоречий в Социалистической Федеративной Республике Югославии. СФРЮ была самым крупным государством Балканского полуострова, состоявшим из шести республик: Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии (с автономными краями Воеводина, Косово и Метохия), Словении, Хорватии и Черногории. Самым многочисленным народом являлись сербы, на втором месте стояли хорваты, затем шли мусульмане (славяне, принявшие мусульманство), словенцы, македонцы, черногорцы. Более 30 % населения бывшей Югославии составляли национальные меньшинства, среди которых 1 млн 730 тыс. человек — албанцы. Предпосылками кризиса стали особенности югославской государственно-политической системы. Заложенные в конституции 1974 года принципы широкой самостоятельности республик способствовали нарастанию сепаратистских тенденций. Крушение федерации стало результатом и следствием целенаправленной стратегии отдельных этнополитических элит, стремившихся к полновластию в своих республиках в условиях ослабления центральной власти. Военные предпосылки для начала вооруженного противостояния на этнической почве были заложены в особенностях вооруженных сил СФРЮ, состоявших из регу- лярной армии и сил территориальной обороны, которые формировались по территориально-производственному принципу и находились в ведении республиканских (краевых, местных) органов власти, что позволяло руководству республик создавать свои собственные вооруженные силы. Западноевропейские государства — члены НАТО, заинтересованные в демонтаже социализма на Балканах, политически, экономически и в военном отношении поддержали сепаратистские силы в отдельных республиках Югославии, провозгласившие себя сторонниками независимости от федеральной власти в Белграде. Первый этап югославского кризиса (конец июня 1991 г. — декабрь 1995 г.) Это был период гражданской войны и этнополи-тического конфликта, в результате которых произошел распад СФРЮ и образовались новые государства на ее территории — Республика Словения, Республика Хорватия, Республика Босния и Герцеговина, Республика Македония, Союзная Республика Югославия (Сербия и Черногория). 25 июня 1991 г. Словения и Хорватия решением своих парламентов заявили о полной самостоятельности и выходе из состава СФРЮ. Эти действия не получили признания федеральных государственных органов Югославии. Гражданская война в Югославии началась со Словении. На ее территорию были введены подразделения Югославской народной армии (ЮНА). Это спровоцировало вооруженные столкновения со словенскими военизированными формированиями, длившиеся до 3 июля 1991 г. В результате переговоров осенью 1991 г. войска ЮНА покинули Словению. В Хорватии в связи с непримиримостью позиций сербов и хорватов относительно государственного статуса сербонаселенных районов на территории республики в период с июля 1991 г. по январь 1992 г. велись крупномасштабные боевые действия, в которые была втянута на стороне сербов ЮНА. В результате боевых действий погибло около 10 тыс. человек, число беженцев составило 700 тыс. человек. В декабре 1991 г. было создано независимое государственное образование — Республика Сербская Краина (РСК), лидеры которой выступали за ее выход из состава Хорватии и сохранение действия конституции Югославии. 15 января 1992 г. последовало признание странами ЕС независимости Словении и Хорватии. В феврале 1992 г. по решению Совета Безопасности ООН в Хорватию в интересах урегулирования сербско-хорватского конфликта был направлен контингент миротворческих войск (операция ООН по поддержанию мира — СООНО). К середине 1992 г. процесс распада Югославии приобрел необратимый характер. Федеральные органы власти утратили контроль за развитием ситуации в стране. Вслед за Словенией и Хорватией в ноябре 1991 г. о своей независимости заявила Македония. Ее выход из состава СФРЮ, а также решение возникающих спорных проблем протекали спокойно, без вооруженных инцидентов.К концу апреля 1992 г. в соответствии с соглашением между Македонией и командованием ЮНА с территории республики полностью были выведены соединения и части федеральной армии. Вооруженный конфликт в Боснии и Герцеговине (весна 1992 — декабрь 1995) принял крайне ожесточенные формы межнациональных столкновений сербов, хорватов и мусульман. Мусульманское руководство в союзе с лидерами хорватской общины, игнорируя позицию сербского населения, провозгласило независимость Боснии и Герцеговины (БиГ). После признания в апреле 1992 г. странами-членами ЕС ее суверенитета и вывода в мае того же года соединений и частей ЮНА обстановка в республике оказалась полностью дестабилизирована. На ее территории были сформированы самостоятельные государственно-этнические образования — Сербская Республика (СР) и Хорватская Республика Герцег-Босния (ХРГБ) — с собственными вооруженными формированиями. Коалиционная хорватско-мусульманская группировка выступила инициатором боевых действий против сербов. В последующем эти действия приняли затяжной и исключительно острый характер. В сложившейся обстановке 27 апреля 1992 года было провозглашено создание Союзной Республики Югославии (СРЮ) в составе Сербии и Черногории, руководство которой объявило ее правопреемницей бывшей СФРЮ. В целях содействия урегулированию конфликта в БиГ в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от 21 февраля 1992 года на территорию республики были направлены миротворческие силы ООН. Для прикрытия миротворческих войск с воздуха создана крупная группировка ОВВС НАТО (более 200 боевых самолетов, размещенных на авиабазах в Италии и кораблях в Адриатическом море). Политика Запада, прежде всего ведущих стран НАТО, предусматривающая оказание силового давления только на сербскую сторону при фактической поддержке двух других противоборствующих сторон, завела в тупик переговорный процесс по разрешению кризиса в Боснии и Герцеговине. В 1995 году военно-политическая обстановка в Боснии и Герцеговине резко обострилась. Мусульманская сторона, несмотря на действовавшее Соглашение о прекращении враждебных действий, возобновила наступление против боснийских сербов. По объектам боснийских сербов боевой авиацией НАТО были нанесены воздушные удары. Мусульманская сторона восприняла их как поддержку своим действиям. В ответ на удары авиации НАТО боснийские сербы продолжили артиллерийский обстрел зон безопасности. Кроме того, сербами в районе Сараево были блокированы подразделения из состава российского, украинского и французского контингентов миротворческих сил. В августе—сентябре того же года авиация НАТО нанесла серию ударов по военным и промышленным объектам на всей территории Сербской Республики. Это поставило войска СР на грань катастрофы и вынудило ее руководство начать мирные переговоры. В дальнейшем, используя результаты массированных ударов авиации НАТО по сербским объектам, в первой половине сентября боснийские мусульмане и хорваты во взаимодействии с частями и подразделениями регулярных ВС Хорватии развернули наступление в Западной Боснии. В условиях активизации усилий по урегулированию вооруженного конфликта в БиГ между противоборствующими сторонами по инициативе США 5 октября 1995 г. было подписано соглашение о прекращении огня на всей территории республики. Внутриполитическая обстановка в Хорватии продолжала оставаться сложной и противоречивой. Ее руководство, занимая жесткую позицию, стремилось разрешить проблему Сербской Краины любыми средствами. В мае—августе 1995 г. хорватская армия провела две боевые операции под кодовыми названиями «Блеск» и «Буря» по присоединению Сербской Краины к Хорватии. Наиболее катастрофические последствия для сербского населения принесла операция «Буря». Главный город Сербской Краины — Книн подвергся полному разрушению. В общей сложности в результате операций хорватских войск погибло несколько десятков тысяч мирных жителей, более 250 тыс. сербов покинули Хорватию. Республика Сербская Краина перестала существовать. За период вооруженного конфликта в Хорватии с 1991 до 1995 г. число беженцев всех национальностей составило более полумиллиона человек. 1 ноября 1995 г. в Дейтоне (США) начались переговоры с участием президентов Хорватии Ф. Туджмана и Сербии С. Милошевича (в качестве главы объединенной сербской делегации), а также лидера боснийских мусульман А. Изетбеговича. В результате переговоров были приняты Дейтонские соглашения, официальное подписание которых состоялось 14 декабря того же года в Париже, закрепившие процесс распада югославской федерации. На месте бывшей СФРЮ было образовано пять суверенных государств — Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Союзная Республика Югославия. Второй этап (декабрь 1995 г. — рубеж XX—XXI вв.). Это период стабилизации и проведения в жизнь Дейтонских соглашений под руководством военно-политических структур НАТО и под наблюдением ООН, становления новых Балканских государств. Пакет договоренностей в Дейтоне предусматривал проведение миротворческой операции, обеспечение территориального размежевания враждующих сторон, прекращение враждебных действий, создание Многонациональных военных сил по выполнению Соглашения (ИФОР — СВС). В Соглашении подчеркивалось, что ИФОР будут действовать под руководством, управлением и политическим контролем НАТО. Была создана группировка, в которую вошли воинские контингента от 36 государств, из них 15 стран — членов НАТО.Операция ИФОР/СФОР в Боснии и Герцеговине, проводившаяся под руководством и при решающей роли НАТО, явилась важным инструментом и способом апробации новой стратегической концепции альянса. В миротворческой деятельности НАТО в БиГ проявилась тенденция переноса акцента с классического миротворчества (операции по поддержанию мира) на активное проведение комплексных мероприятий по расширенному применению военной силы. Третий этап кризиса. Этот период связан с албанским экстремизмом в автономном крае Сербии — Косово и Метохии, ознаменован агрессией ВС НАТО в 1998—1999 гг. против суверенного государства под предлогом защиты албанского населения и международного гуманитарного права. Накануне распада СФРЮ действия албанских националистов в Косово и Метохии вызвали жесткую ответную реакцию со стороны властей в Белграде. В октябре 1990 г. было сформировано временное коалиционное правительство Республики Косово. С 1991 по 1995 г. ни Белград, ни албанцы не нашли путей для достижения компромиссного решения косовской проблемы В 1996 г. была сформирована «Освободительная армия Косово» (OAK), которая взяла курс на провоцирование вооруженных инцидентов с сербской полицией. Весной 1998 г. OAK развернула открытую террористическую деятельность против сербов. В свою очередь Белград усилил свое военное присутствие в Косово. Начались военные действия. Урегулирование косовского кризиса стало предметом «большой игры» стран НАТО, которые начали кампанию по защите прав человека в Косово. Действия югославских войск государства — члены НАТО расценивали как геноцид. На реальный геноцид OAK внимания не обращали. Военная операция НАТО «Союзническая сила», в которой участвовало 13 стран — членов альянса, продолжалась с 24 марта по 10 июня 1999 г. Целью этой операции было нанесение поражения вооруженным силам СРЮ, разрушение ее военно-экономического потенциала, подрыв политического и морального авторитета Югославии. По данным командования югославской армии, в ходе операции альянса в течение 79 дней было совершено более 12 тыс. авианалетов, выпущено свыше 3 тыс. крылатых ракет, сброшено более 10 тыс. тонн взрывчатки, что в пять раз превышает мощность атомной бомбы, взорванной над Хиросимой. Ударам подверглись 995 объектов на территории СРЮ. С военной точки зрения особенностью операции «Союзническая сила» было абсолютное превосходство над противоборствующей стороной. Оно обеспечивалось не только количественными параметрами задействованных со стороны НАТО авиационных и военно-морских группировок, но и за счет качественного состояния авиации, применения высокоточного оружия, в том числе крылатых ракет, космических средств разведки, наведения оружия и навигации. На различных этапах операции проводилась экспериментальная отработка новых электронных способов ведения войны, подразумевавшая использование новейших средств управления, контроля, разведки и наведения. Блок НАТО фактически вел войну на стороне албанских экстремистов, и ее результатом стали не предотвращение гуманитарной катастрофы и защита мирного населения, а увеличение потока беженцев из Косово и жертвы среди мирных граждан. На основании решения Президента РФ и в соответствии с директивой начальника Генерального штаба ВС РФ со второй декады июня до конца июля 2003 г. с Балкан были выведены российские воинские контингента общей численностью 970 человек, в том числе из Косово и Метохии — 650, из Боснии и Герцеговины - Международные миротворческие силы численностью почти в 50 тыс. человек, из которых около 40 тыс. входили в состав национальных воинских контингентов стран НАТО, не смогли обеспечить безопасность всем гражданам Косово и Метохии, в первую очередь сербам и черногорцам, а также представителям других неалбанских групп населения. Эти силы не предотвратили этнические чистки и террор в отношении неалбанской части населения края и не помешали изгнанию с его территории более 300 тыс. неалбанцев. Четвертый этап. Это период эскалации вооруженного конфликта в 2001 году на территорию Республики Македонии, а также новый всплеск насилия со стороны албанских экстремистов против сербского населения в Косово и Метохии в 2004 году. К началу 2001 г. очаг напряженности переместился непосредственно в Македонию, где происходила концентрация боевиков OAK. С 13 марта 2001 г. начались ежедневные вооруженные столкновения албанских экстремистов с подразделениями македонской армии в районе г. Тетово, а позднее и Куманово — второго по величине города страны. 17 марта генеральный штаб македонских вооруженных сил принял решение о мобилизации резервистов сухопутных войск. 19 марта в Тетово был введен комендантский час, а на следующий день македонские власти предъявили боевикам ультиматум: в 24 часа прекратить боевые действия и сдаться либо покинуть территорию республики. Лидеры боевиков отказались подчиняться требованиям ультиматума и не сложили оружия, заявив, что продолжат борьбу до тех пор, «пока албанский народ Македонии не обретет свободу». В ходе последовавшего наступления македонской армии албанские боевики были оттеснены со всех ключевых позиций. Очередное обострение обстановки в Македонии произошло в мае 2001 г., когда боевики вновь возобновили военные действия. Под давлением Запада македонское правительство было вынуждено сесть за стол переговоров с экстремистами. 13 августа в Скопье было подписано соглашение, по которому предусматривалось прекрашение огня. 1 апреля 2003 г. Европейский союз приступил в Македонии к миротворческой операции «Конкордия» («Согласие»). Новая вспышка насилия в Косово в марте 2004 г. продемонстрировала, насколько призрачными были усилия международных посредников и организаций, главным образом в лице ЕС и НАТО, по стабилизации ситуации в крае. В ответ на антисербские погромы в Косово и Метохии начались антиалбанские выступления в Белграде и других сербских населенных пунктах. В Косово и Метохию дополнительно были направлены 2 тыс. военнослужащих НАТО. Североатлантический альянс во главе с США усилил свое присутствие и влияние в регионе, фактически направив процесс урегулирования конфликта в выгодное для себя русло. Сербия оказалась после войны в полном проигрыше. Это будет сказываться на менталитете сербского народа, который вновь, как и в начале XX в., оказался разделенным между различными государствами и испытывает моральное унижение, в том числе и из-за Косово, судьба которого также не определена. После заключения соглашения о новом характере отношений между Сербией и Черногорией с февраля 2003 г. названия «Югославия» и «СРЮ» ушли из политической жизни. Новое государство стало называться Сообщество Сербия и Черногория (СиЧ). Босния и Герцеговина является весьма непрочным государственным образованием: его единство удерживается военным присутствием миротворческих сил, мандат которых не ограничен каким-либо определенным сроком. В ходе вооруженных конфликтов на территории бывшей СФРЮ только за период с 1991 по 1995 г. погибло 200 тыс. человек, более 500 тыс. было ранено, число беженцев и перемещенных лиц превысило 3 млн человек. Урегулирование югославского кризиса до сих пор не завершено.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.015 с.) |