Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Военные реформы В России В 60-70 гг. XIX В.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Поражение России в Крымской войне 1853—1856 гг. не только показало политическую, экономическую и военную слабость России, но и обнажило ряд серьезных недостатков в организации армии. Важнейшие из них: несовершенство организационной структуры вооруженных сил и управления ими; устаревшее вооружение и отсталость официальных взглядов на систему обучения войск; низкий уровень боевой подготовки офицерского состава. Сохранение такой военной системы в дальнейшем становилось совершенно невозможно. Уже в период Крымской войны, в 1855 г., была образована Особая комиссия «для улучшения по военной части» под руководством генерала Ф.В. Ридигера (после его смерти в 1856 комиссию возглавил генерал Н.Ф. Плаутин), которой предписывалось разработать план усовершенствования армии, подготовить проекты новых уставов и предложить меры по улучшению быта войск. Однако деятельность этой комиссии ограничилась лишь незначительными изменениями в области обучения войск и системы организации полкового хозяйства. Между тем обострение международной обстановки, образование относительно устойчивых военных коалиций, рост вооружений главнейших европейских государств требовали ускоренного проведения военных реформ. Практически это стало возможным лишь в 1861 г., когда в стране было отменено крепостное право и во главе Военного министерства встал Дмитрий Алексеевич Милютин. Свою деятельность в должности военного министра генерал Милютин начал с составления общей программы деятельности Военного министерства, что потребовало, по его словам, «всестороннего пересмотра всех частей военного устройства». Менее чем за два месяца была разработана обширная программа военных преобразований в армии, представленная Александру II 15 января 1862 г. в форме «всеподданнейшего доклада», состоявшего из 10 разделов, посвященных различным аспектам реформирования военного Управления. После императорского одобрения доклад лег в основу всех будущих преобразований по военному ведомству. Суть реформы состояла в превращении русской армии в массовые вооруженные силы европейского типа с большим обученным резервом, способные обеспечить в военное время путем мобилизации численность, Необходимую для обороны страны, а в мирное время — качественную подготовку войск.Реформы 60—70-х гг. затронули все области военного дела — центральное, местное, строевое и полевое управление, организацию и комплектование армии, вооружение, материальное обеспечение, подготовку офицерского состава, обучение и воспитание войск, а также некоторые другие стороны.Одной из первоочередных задач стало переустройство системы военного управления в целях устранения основного ее недостатка — чрезмерной централизации. В Военном министерстве наряду с централизацией, доведенной до абсурда, имели место несогласованность действий и параллелизм в работе центральных ведомств, несоответствие многих их руководителей занимаемым должностям, злоупотребления и казнокрадство, особенно в комиссариатском и провиантском департаментах. В России фактически не было единого высшего органа, способного направить развитие вооруженных сил соответственно требованиям обстановки, так как наряду с Военным министерством существовали и независимые от него органы руководства отдельными родами войск, замыкавшиеся непосредственно на царя. Военное министерство в начале 1855 г. включало в себя: Главный штаб Его Императорского Величества; Военный совет; гене-рал-аудиториат; канцелярию Военного министерства; 9 департаментов (инспекторский, Генерального штаба, артиллерийский, инженерный, комиссариатский, провиантский, медицинский, военных поселений, аудиторский); 2 главных управления (иррегулярных войск и военно-учебных заведений). Реорганизация центрального военного управления была закончена в 1869 г. В том же году издано «Положение о Военном министерстве», определившее его структуру, а также права и обязанности как министерства в целом, так и отдельных его управлений. «В Военном министерстве сосредоточивается как в высшей инстанции заведование всеми отраслями военного управления», — говорилось в «Своде военных постановлений», изданном в 1869 г. Принципы, положенные в основу преобразования центрального военного управления, заключались в следующем:сосредоточение в Военном министерстве общего направления и высшего контроля за деятельностью всех административных органов;установление единства управления путем включения в состав министерства тех учреждений, которые были с ним в связи в порядке высшего управления;возложение всей распорядительной части на местные органы;пробуждение самодеятельности в низших инстанциях;сокращение состава министерства путем упразднения некоторых учреждений или соединения с другими, с ними однородными;образование при Военном совете особых комитетов;расширение прав начальников главных управлений. По новому «Положению» Военное министерство состояло из следующих частей: Императорской Главной квартиры, Военного совета, Главного военного суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и 7 главных управлений (интендантского, артиллерийского, инженерного, военно-учебных заведений, военно-медицинского, военно-судебного и иррегулярных войск). В «Положении» права военного министра были значительно расширены. Если раньше значительная часть войск ему не подчинялась, то теперь он являлся главным начальником всех отраслей военно-сухопутного управления, однако, как и прежде, по ряду вопросов, находившихся в ведении Военного совета, руководил не единолично, а лишь как его председатель. Реформы 1860-х гг. затронули и Генеральный штаб, место которого в военно-управленческой системе страны, роль в решении вопросов, связанных со строительством армии, подготовкой к войне и ее ведением, внутреннее устройство и престиж далеко не в полной мере соответствовали предназначению этого института как вспомогательного органа центрального военного управления и высшего командования. В сентябре 1863 г. Департамент Генерального штаба был преобразован (в виде опыта на 2 года) в Главное управление Генерального штаба (ГУГШ), при нем оразован совещательный комитет с целью «дать более рациональное и систематическое направление военно-ученой деятельности Генерального штаба по частям статистической, военно-исторической и топографической». Подчинено ГУГШ было генерал-квартирмейстеру Главного штаба Его Императорского Величества. Для сосредоточения всех важнейших вопросов, связанных с руководством сухопутной армией в мирное и военное время, в одном учреждении, а также с тем, чтобы, как указывал военный министр Д.А. Милютин, «дать офицерам Генерального штаба более средств к ближайшему ознакомлению со службой войск, их бытом и потребностями, а с другой стороны, приобрести в них хорошо подготовленных деятелей по всем частям военной администрации», в конце 1865 г. ГУГШ и Инспекторский департамент Военного министерства были слиты в одно целое под названием Главного штаба. При этом должности генерал-квартирмейстера и дежурного генерала Главного штаба Его Императорского Величества, как и в целом этот штаб, были упразднены, а вновь образованный Главный штаб вверен непосредственно его начальнику. Взамен генерал-квартирмейстера и дежурного генерала, возглавлявших ранее ГУГШ и Инспекторский департамент соответственно, начальнику Главного штаба было определено иметь двух помощников. Функции Генерального штаба в «Своде военных, постановлений» издания 1869 г. определялись следующим образом: 1) составление Дислокации, маршрутов и диспозиций для боя и для движения: 2) производство военных обозрений, съемок и рекогносцировок; 3) вождение колонн на театре войны вообще и на поле сражения в особенности; 4) избрание совместно с военными инженерами позиций и пунктов для крепостей и укреплений; 5) выполнение военно-статистических, военно-исторических и военно-административных работ. В последующем, вплоть до конца XIX в., структура Главного штаба, его место и роль в системе военного управления оставались в основном без изменений. Одновременно с преобразованиями в центральном военном управлении на протяжении 1860-х гг. осуществлялась и реорганизация местного военного управления. Эта задача — создание стройной системы местного управления войсками — была одной из главных в деятельности Военного министерства. В мае 1862 г. Военным министерством была разработана, а затем и представлена Александру II записка под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам», получившая высочайшее одобрение. В ней указывалось на необходимость осуществления следующих преобразований: 1. В мирное время уничтожить деление на армии и корпуса, а высшей тактической единицей считать дивизию. 2. Разделить территорию всего государства на несколько военных округов. 3. Во главе округа поставить начальника, на которого возложить и высший надзор за регулярными войсками, и командование местными частями войск, расположенными в пределах округа, а также поручить ему заведование всеми местными военными учреждениями. В 1864 г. после всестороннего обсуждения было утверждено «Положение о военных округах». В соответствии с ним вся территория делилась на 15 военных округов во главе с командующими, которым подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения. В приграничных округах, как правило, на командующего войсками возлагались обязанности генерал-губернатора. Таким образом, в его лице сосредоточивалась как высшая военная, так и гражданская власть. Военно-окружные управления являлись промежуточными между министерством и местными органами управления. Они сосредоточивали в себе все командные и военно-административные функции в отношении войск, военных учреждений и заведений, расположенных в пределах округа. Военно-окружное управление состояло из военно-окружного совета и 6 отделов: окружного штаба; окружного интендантского управления; окружного артиллерийского управления; окружного инженерного управления; окружного военно-медицинского управления; окружного инспектора военных госпиталей. Командующие округами, обладая значительной властью как в вопросах командования войсками, так и в области военно-административной, получили возможность больше внимания уделять совершенствованию строевой и боевой подготовки войск, а также улучшению их материально-технического обеспечения. Военный округ представлял собой своеобразное Военное министерство в миниатюре. Образование военных округов привело к значительному сокращению штата местных военных управлений и вместе с тем освободило Военное министерство от решения военно-административных вопросов местного характера. В нем, как в высшей инстанции, сосредоточивалось теперь заведование всеми отраслями военного управления. Военно-окружная система давала большие преимущества в оперативном руководстве войсками. Система управления стала более гибкой, приблизилась к войскам, сократились сроки мобилизации. В случае войны военно-окружное управление легко превращалось в штаб действующей армии. Одновременно с изданием «Положения о военно-окружных управлениях» было утверждено и «Положение об управлении местными войсками военного округа». В 1869 г. для заведования хозяйственной частью местных войск в губернских городах были учреждены при управлениях губернских воинских начальников хозяйственные комитеты. Управления округов корпуса внутренней стражи были ликвидированы и заменены новыми органами, подчиненными территориальному начальству — командующему войсками военного округа. Начальникам местных войск в округах была предоставлена власть распорядительная, а губернским воинским начальникам — исполнительная. ' С учетом всех этих соображений в 1873 г. Особое совещание в своем заключении сделало вывод о необходимости учредить должности уездных воинских начальников с тем, чтобы им передать всю исполнительную власть, а распорядительную и наблюдательную оставить за губернскими воинскими начальниками и начальниками местных войск. Выработанное на этих основаниях новое «Положение об управлении местными войсками» было утверждено 26 августа 1874 г. По новому «Положению» управление местными войсками и местное военное управление состояли из трех инстанций: уездного воинского начальника, губернского воинского начальника и начальника местных войск округа. Ко времени вступления Д.А. Милютина в должность военного министра сухопутные войска были сведены в дивизии и корпуса. Помимо Кавказской армии существовала также 1 -я, или Действующая, которая располагалась на территории Царства Польского и западных губерний России. Став министром, Д.А. Милютин предложил упразднить в мирное время корпусные и армейские Управления. Мотивировал он это предложение тем, что, как показал опыт последних войн, корпуса из-за своей громоздкости (3 дивизии по 16 батальонов) никогда не применялись в полном составе, в том числе и в ходе войны 1853—1856 гг. В своем докладе от 15 января 1862 г. Милютин писал, что хотя существовавшей системе и «приписывалась та выгода, что, в случае приведения на военное положение, армия имела уже готовые штабы и войска выступали в поход под начальством знающих и известных им начальников, командующих ими постоянно и в мирное время, однако это не вполне осуществлялось на практике: весьма редко случалось, чтобы не только армии, но даже и корпуса действовали на театре войны совокупно, в нормальном своем составе мирного времени. Гораздо чаще, по разным стратегическим соображениям, на самом театре войны формировались отряды из войск разных корпусов, для которых учреждались отрядные штабы. Так, в войну 1853—1856 гг. ни один корпус действительно не оставался в полном своем составе... Вообще же опыт нескольких последних войн указал, что наши корпуса представляли слишком крупные тактические единицы для постоянного употребления на театре войны в целом их составе». Целью этого преобразования ставилось: освобождение некоторого количества денежных средств, что способствовало бы более скорому проведению в жизнь военно-окружной реформы, и предоставление возможности командирам дивизий, получившим большую самостоятельность, быстрее проявить свои способности. Этим до известной степени гарантировался лучший выбор начальников на эти должности и, кроме того, обеспечивался подбор соответствующих лиц для начальствования над более крупными, чем дивизии, тактическими соединениями в военное время. В 1868 г. было утверждено «Положение о полевом управлении армиями, корпусами и отрядами в военное время». Высшей тактической единицей в пехоте и кавалерии стала дивизия. Это давало ряд преимуществ. Во-первых, при мобилизации они могли сводиться в корпуса или отряды небольшой силы и состава. Во-вторых, в случае войны имелась возможность формировать штабы армий, корпусов и отрядов из наиболее способных офицеров всей армии. По новому «Положению» войска, предназначенные для действий на театре войны, могли теперь образовывать одну или несколько армий. Во главе каждой из них стояли главнокомандующие с одинаковыми правами и обязанностями. Главнокомандующий армией назначался императором и подчинялся непосредственно ему. Главнокомандующему предоставлялись большие права, его приказы должны были выполняться «как высочайшие повеления». «В направлении военных действий, — говорилось в «Положении», — главнокомандующий распоряжается по своему непосредственному усмотрению, руководствуясь высочайше утвержденным общим планом войны». Таким образом, в отношении ведения военных действий ему предоставлялась полная свобода. В случае крайней необходимости главнокомандующему было дано также право заключать самостоятельно перемирие. Главнокомандующий руководил войсками армии через полевое управление, состоявшее из четырех главных отделов: полевого штаба, полевого интендантского управления, полевого артиллерийского управления и полевого инженерного управления. При армии в военное время учреждался полевой главный военный суд. В мирное время все распоряжения Военного министерства приводились в исполнение военно-окружными управлениями. Они же значительно облегчали работу полевого управления действующей армии по материальному обеспечению ее в военное время поскольку снабжение армии в соответствии с «Положением» 1868 г. должно осуществляться через военные округа, находившиеся на театре войны и представлявшие собой своеобразные тыловые управления. Одновременно с реорганизацией управления Военным министерством осуществлялась и реорганизация армии. В 1863 г. число дивизий было увеличено с 28 до 47, увеличено также число артиллерийских бригад — с 28 до 47. Подготовка новобранцев как в мирное, так и в военное время возлагалась на резервные войска, тогда как раньше этим занимались полевые войска. Уменьшен был нестроевой состав армии и упразднены части, не имеющие боевого назначения, сокращены местные войска. К началу Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. сухопутные силы России состояли из войск регулярных, иррегулярных и государственного ополчения. Регулярные войска делились на полевые, тыловые, запасные и вспомогательного назначения. В состав полевых войск входили пехота, кавалерия, артиллерия и инженерные войска. Тыловые войска подразделялись на крепостные (оборонявшие крепости), резервные и местные. Резервные войска формировались лишь в военное время с целью пополнить полевые войска. Местные войска размещались в губернских и уездных городах и служили для несения караульной службы. Запасные войска формировались в военное время. В состав вспомогательных войск входили учебные войска, корпус жандармов, местные артиллерийские команды при окружных артиллерийских складах, мастеровые и рабочие команды инженерного ведомства, госпитальные команды. В иррегулярные войска входили войска казачьи, дагестанские, грузинские, башкирские, крымских татар и др. Государственное ополчение было предназначено служить источником пополнения армии и флота и созывалось только в военное время. В нем состояло все мужское население страны, способное носить оружие и не зачисленное на военную службу. Лица, состоявшие в государственном ополчении, именовались ратниками и разделялись на 2 разряда. Ратники 1 -го разряда предназначались не только для формирования ополченческих частей, но и для усиления и пополнения частей регулярных войск в случае необходимости. Ратники 2-го разряда предназначались исключительно Для укомплектования ополченческих частей. Одновременно с реорганизацией военного управления в армии была проведена военно-судебная реформа. В ее ходе ставилась задача изменить взгляд на солдатскую службу, поднять нравственное состояние армии и сформировать чувство долга и чести. В 1867 г. введены: Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы. Основы военно-судебного дела были изложены в Военно-судебном уставе и Воинском уставе о наказаниях.В воинских уставах указывалось, что воинская служба является высшим служением Родине. Они провозглашали охрану чести и достоинства солдата и определяли главным проступком нарушение долга.В 1863 г. в армии отменили шпицрутены, плети, клеймения и другие телесные наказания, позорящие человеческое достоинство (розги сохранялись как «временная мера»). В этом же году было утверждено «Положение об охранении воинской дисциплины и взысканиях дисциплинарных», учрежден суд общества офицеров, предоставлявший офицерам право удалять из своей среды недостойных носить военный мундир. В 1867 г. стал действовать новый Военно-судебный устав. С его введением создавалось Главное военно-судебное управление, входившее в состав Военного министерства, Главный военный суд и при нем главный военный прокурор. Военно-судебный устав предусматривал 3 рода военно-судебных инстанций: полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд. Первые учреждались в каждом полку, командирам полков предоставлялось право утверждения приговора суда. Тем самым полковой суд находился в полном подчинении командира части. Военно-окружные суды создавались при каждом военном округе. Приговор военно-окружного суда считался окончательным и подлежал обжалованию лишь в кассационном порядке. Главный военный суд являлся высшей военно-судебной частью. Помимо указанных судебных учреждений в случае войны при полевом штабе армии существовал полевой главный военный суд с правами Главного военного суда. Для подготовки военных юристов в 1867 г. создана Военно-юридическая академия. Новая организация судопроизводства предусматривала гласность, отмену принципа «совершенных» и «несовершенных» доказательств и т.д. Вместе с тем следует отметить, что военные суды находились в зависимости от военного начальства, что лишало их самостоятельности. С середины 60-х гг. XIX в. осуществлялось реформирование подготовки офицерских кадров России. Преобразования в органах управления, усовершенствование техники, изменения в боевой подготовке войск потребовали от офицера не только знания строевой службы, но и общего и специального образования, умственного развития и высоких нравственных качеств. В ходе реорганизации военно-учебных заведений были ликвидированы кадетские корпуса (за исключением Пажеского и Финляндского). Специальные классы кадетских корпусов, куда принимались лица, имевшие среднее образование, преобразовывались в военные училища с 2- или 3-годичным сроком обучения. На основе общеобразовательных классов кадетских корпусов открылись военные гимназии с 7-летним сроком обучения (подготовительный и щесть основных классов), представлявшие собой передовые по своей организации и программе учебные заведения. Их выпускники поступали затем в военные училища. Бывшая Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров превратилась в Николаевское кавалерийское училище, а младшие ее классы, соответствовавшие гимназическому курсу, выделялись в особое заведение под названием Приготовительного пансиона при кавалерийском училище. Особое положение занимало Военно-топографическое училище, обучение в котором носило практический уклон. В нем общеобразовательные предметы в учебный план не входили, так как туда принимались лица, имевшие среднее образование. Из военных училищ ежегодно (в 1863—1869) выпускалось в среднем по 464 человека. Однако армия продолжала испытывать недостаток в офицерских кадрах. В связи с этим был создан еще один вид военно-учебных заведений — юнкерские училища с 2-годичным сроком обучения. Они создавались с целью «доставить низшим чинам регулярных войск из числа обер-офицерских детей, а также урядникам из дворян научное и строевое образование, необходимое для офицера». В юнкерские училища принимались лица, имевшие подготовку в объеме 4 классов средней общеобразовательной школы. Эти училища подчинялись начальникам штабов военных округов. Юнкерские училища служили основным источником пополнения офицерского корпуса. В 1869 г. из них выпущено с правом на производство в офицеры 641, а в 1870 г. — 829 человек. Одновременно были открыты и военные прогимназии с 4-летним сроком обучения, готовившие к поступлению в юнкерские училища. В системе военно-учебных заведений функционировали и различные школы военного ведомства, готовившие оружейников, пиротехников, писарей, топографов, чертежников, граверов и др. Их выпускники обязаны были по своей специальности прослужить нижними чинами 10—12 лет. Позднее эти школы подвергались дальнейшим преобразованиям. Так, подготовка писарей была возложена на резервные батальоны. Подготовкой унтер-офицерских кадров занимались в отдельных частях и полках, в специальных учебных командах или ротных школах с 2-летним сроком обучения. Занятия в них проводились в период между лагерными сборами, Кандидаты в Унтер-офицеры кроме грамоты и общеобразовательных предметов изучали воинские уставы, устройство войск, знакомились с военно-уголовными законами и другими вопросами службы в армии. Благодаря принятым мерам армия получила значительное количество унтер-офицеров.Таким образом, военные училища покрывали от 35 до 50 % потребности кадровых частей в офицерах.Подготовка офицерских кадров высшего звена осуществлялась в Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Медико-хирургической академиях. В 1860-х гг. произошли некоторые изменения в положениях об академиях. Были повышены требования при приеме в Академию Генерального штаба. К вступительным экзаменам в нее стали допускаться лишь офицеры, имевшие стаж службы в войсках на строевых должностях не менее 4 лет. При этом время, проведенное в отпусках, не учитывалось. Кроме того, поступающие обязаны были представить положительные характеристики от начальства. В Академии Генерального штаба был образован дополнительный курс для самостоятельных научно-практических занятий офицеров. Для выпускников академии вводился обязательный стаж командования отдельными строевыми частями. В Михайловской артиллерийской и Николаевской инженерной академиях существенно изменился способ их комплектования. В дореформенное время в эти академии поступали офицеры, только что окончившие курс артиллерийского и инженерного училищ и кадетских корпусов. После реформы к приему в названные академии стали допускаться лишь лица, исправно прослужившие в строю не менее двух лет. При этом имелось в виду, что офицеры уже хорошо ознакомлены с армейской службой. Главной целью Михайловской артиллерийской академии являлась подготовка командных кадров с высшим специальным образованием для службы в артиллерии. В 1865 г. было принято решение возложить эту задачу на артиллерийское училище, а из академии выпускать лишь «хорошо подготовленных техников». Особое внимание в академиях обращалось на улучшение качества преподавания, изучение военного искусства с учетом опыта последних войн, большое внимание уделялось практическим занятиям.Несмотря на принятые меры, число слушателей, окончивших академии, было невелико и не могло удовлетворить потребности армии в офицерах с высшим военным образованием. В 1872 г. при Медико-хирургической академии открылись первые, не только в России, но и в Европе, женские врачебные курсы, где слушательницы получали высшее медицинское образование. С самого начала эти курсы привлекли большое количество желающих поступить на них. Профессора академии сообщали, что редко видели такое прилежание среди студентов, такую жажду знаний, какую проявляли слушательницы. Реорганизация военно-учебных заведений, безусловно, была прогрессивным явлением. Она позволила значительно увеличить подготовленный состав офицерского корпуса, повысить его образовательный уровень. Если в 1865 г. в России имелось 24 военно-учебных заведения, которые окончило 1032 человека, то в 1870—1871 гг. их стало 52 и было подготовлено 1477 офицеров. Однако не было создано запа- са офицерского состава для резервных войск. По-прежнему образование получали главным образом выходцы из дворян. Для представителей других сословий доступ в военно-учебные заведения практически был закрыт. Крупные изменения в военном деле, боевой опыт, приобретенный в ходе войн 2-й половины XIX в., оснащение армии новым, более совершенным оружием потребовали повышения боевой подготовки войск. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Система обучения и воспитания войск, существовавшая в дореформенный период, была рассчитана лишь на подготовку солдат, способных действовать на смотрах и парадах, а не в боевой обстановке. Тупая муштра, процветавшая в армии, воспитывала в солдате слепого исполнителя приказов начальства. С развитием техники от личного состава стало требоваться сознательное отношение к своим обязанностям, проявление инициативы. Как результат этого усиливается и подвергается изменению одиночная подготовка, направленная на подготовку солдата к самостоятельным действиям. Отсюда в целях повышения боевой подготовки войск признавалось необходимым обратить особое внимание на практическую сторону. Обучение войск требовалось проводить в условиях, близких к боевым. Для этой цели устраивались учебные маневры, стрельбы, изучалось инженерное и саперное дело. В 1862 г. при Военном министерстве был создан специальный Комитет по устройству и образованию войск, разработавший и издавший Воинский устав о строевой пехотной службе, где большое внимание уделялось одиночному обучению. Особое значение придавалось знанию и совершенному владению боевым оружием. В 1863 г. был издан приказ по обучению новобранцев, в котором предписывалось обучать их упражнению с ружьем, заряжанию и стрельбе, правилам рассыпного и шереножного строя. Указывалось на важность строевой и огневой подготовки, обучения саперному делу. Новые принципы боевой подготовки требовали развития физических качеств солдата. С начала 1860-х гг. ввели обучение гимнастике и фехтованию. Почти во всех воинских частях построили гимнастические городки, соорудили укрепления со рвами и волчьими ямами, которые солдаты обязаны были штурмовать в полной боевой амуниции. Проводилось обучение солдат саперному Делу, разрабатывались новые воинские уставы. Большое внимание уделялось распространению грамотности среди солдат. В дореформенное время только 10 % солдат умели читать и писать. Чтобы обеспечить потребность в грамотных солдатах, в армии стали создаваться ротные школы. Роль учителей выполняли в них командиры взводов и рот. К середине 1870-х гг. доля грамотных солдат в пехоте составила 36 %.Важную роль в боевой подготовке играли тактические учения и занятия. Их цель — совершенствовать полевую выучку в различных видах боя в условиях, приближенных к боевым. В 1875 г. в приказе по Военному министерству вводились систематические упражнения в решении письменных и устных тактических задач. Военные реформы 1860—70-х гг. в целом значительно улучшили боевую подготовку войск, приблизили обучение к характеру боевых действий (маневры, практические стрельбы, саперные работы). Однако следует отметить, что, несмотря на усилия передовых военных деятелей, к началу Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. войска не были полностью охвачены новой системой обучения и боевой подготовки. Во 2-й половине XIX в. остро стоял вопрос о необходимости перевооружения армии. «Тяжкий опыт Восточной войны, — писал Милютин, — выказал крайнюю необходимость коренных преобразований в нашей артиллерии и в вооружении наших войск». Сразу после окончания Крымской войны началась работа по перевооружению армии нарезным оружием. «Россия не может, — говорилось в одном из докладов того времени Главного артиллерийского управления военному министру, — да и не должна отставать от других первостепенных европейских держав в деле радикального перевооружения своей армии, каких бы чувствительных пожертвований это ни потребовало от государства». С 1868 г. на вооружение армии поступила малокалиберная казнозарядная винтовка системы Бердана № 1 с откидным затвором, разработанная американским конструктором X. Берданом совместно с русскими офицерами А.П. Горловым и К.И. Гуниу-сом. В дальнейшем винтовка была усовершенствована Горловым и Гуниусом. В нее было внесено свыше 30 поправок и, кроме того, изменена система затвора (вместо откидного — скользящий). Она получила известность как винтовка Бердана № 2, имела дальность стрельбы 1500 шагов и скорострельность 8—9 выстрелов в минуту. К ней впервые был принят четырехгранный штык, заменивший трехгранный. Существовало три типа этой винтовки: пехотная, драгунская И казачья, отличавшиеся по длине и массе. По многим качествам эта винтовка превосходила ружья, принятые на вооружение в западноевропейских армиях. В 1870 г. были приняты на вооружение образцы кавалерийского карабина. Пистолеты русской армии в 1-й половине XIX в. были гладкоствольными, заряжались с дула. В 1870-х гг. на вооружение поступил револьвер системы Смита и Вессона, заряжавшийся с казенной части, с запасом патронов в барабане. Его скорострельность составляла 6 выстрелов в минуту, в то время как у гладкоствольных — один выстрел. С 1863 г. в русской армии, как и в других, появились ружейные пули, предназначенные для взрыва неприятельских зарядных ящиков. Пуля воспламенялась от удара капсюля о какое-либо твердое тело. Через 4 года появилось новое изобретение — разрывные пули, воспламенявшиеся без капсюля и без удара о твердое тело. Одновременно с перевооружением русской армии стрелковым оружием военное ведомство принимало меры к улучшению артиллерии. Австро-прусская война 1866 г. указала на необходимость перевооружения артиллерии нарезными орудиями, заряжавшимися с казенной части, с клиновыми затворами. Русские ученые-артиллеристы своими изобретениями прославили русскую артиллерийскую науку. Профессор Михайловской артиллерийской академии Н.В. Маиевский, написавший выдающиеся труды по баллистике, сконструировал орудия, превосходившие по своим качествам иностранные. Профессор той же академии А.В. Гадолин создал теорию крепления орудия специальными кольцами, что повышало мощность и дальнобойность артиллерии. И.А. Вышнеградский изобрел способ изготовления пороха, обладавшего лучшими баллистическими свойствами. Исследования Д.К. Чернова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова дали возможность поставить на научную основу изготовление стальных орудий не только в России, но и во всем мире. Благодаря открытию П.М. Обухова в России впервые в мире стали производиться стволы орудий из литой стали. Разработанная Обуховым стальная нарезная пушка получила первую премию на Всемирной промышленной выставке в 1862 г. Однако ее внедрение в войска шло медленно, и поэтому в армии одновременно имелось несколько типов орудий (12-фунтовые гладкоствольные пушки, 2-, 4- и 9-фунтовые нарезные медные, 4-фунтовые стальные, заряжавшиеся с казенной части). В 1873 г. на вооружение поступили сконструированные русским изобретателем B.C. Барановским первая в мире скорострельная пушка и 6-ствольная картечница. Пушка имела противооткатное приспособление и была снабжена оптическим прицелом. Военное ведомство добилось больших успехов в области создания артиллерии большого калибра из особой высококачественной стали. В течение 1867—1869 гг. перевооружение артиллерии в основном закончилось. В 60—70-х гг. XIX в. реконструируются Тульский, Ижевский и Сестрорецкий оружейные заводы, строятся крупные сталелитейные заводы — Обуховский и Мотовилихинский. Сталь, отлитая на них, обладала высокими качествами. Она превосходила лучшие заграничные образцы по упругости и вязкости. В Петербурге в 1869 г. был построен самый большой в Европе патронный завод, оснащенный лучшими по тому времени машинами и станками, часть которых разрабатывалась русскими артиллерийскими офицерами и техниками. Кроме того, работали мастерские по производству патронов в Петербурге, Киеве, Варшаве, Либаве. При этом качество выпускаемой продукции было выше американского и английского Для металлических патронов требовались новые капсюли, которые в стране не изготовлялись. Это было делом совершенно новым не только в России, но и в Европе, и тем не менее началось строительство новых мастерских для производства гильз, а также для изготовления капсюлей к металлическим патронам. Реформы не решили основного вопроса реорганизации армии, ее способности быстро развертываться в случае войны. Были сделаны лишь первые шаги в этой области. В первую очередь предусматривалось значительно сократить численность армии и создать необходимые резервы обученного запаса. 1 января 1874 г. император Александр II у
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.022 с.) |