Совершенствование вооруженных сил СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование вооруженных сил СССР



Сухопутные войска

С первых дней Великой Отечественной войны главные собы­тия развернулись на континентальном ТВД и основная тяжесть борьбы легла на Сухопутные войска. Они имели в своем составе стрелковые войска, артиллерию, бронетанковые и механизиро­ванные войска, войска ПВО, кавалерию, а также специальные войска: воздушно-десантные, инженерные, связи, противохими­ческой защиты, автомобильные и дорожные.

Стрелковые войска являлись самым многочисленным родом войск. В них находилось почти 2/3 личного состава Сухопутных войск. На стрелковые войска ложилась и основная тяжесть веде­ния вооруженной борьбы. Они решали самые разнообразные зада­чи и в наступлении, и в обороне. Их огневая мощь значительно возросла за счет новых автоматов А.И. Судаева, станковых пуле­метов П.М. Горюнова, новых карабинов, противотанковых ружей В.А. Дегтярева и С.Г. Симонова, новых систем артиллерийских орудий.

Основным тактическим соединением стрелковых войск была стрелковая дивизия. Получив средства усиления, она могла само­стоятельно вести общевойсковой наступательный и оборонитель­ный бой и решать основные тактические задачи: в наступлении — в установленные сроки прорывать первую (основную) полосу тактической зоны обороны противника и развивать наступление в глубину; в обороне — стойко удерживать главную полосу обо­роны.

Высшим тактическим соединением стрелковых войск являлся стрелковый корпус (боевые возможности корпуса значительно

превосходили суммарные возможности входящих в него дивизий). Он был в состоянии решать тактические задачи: в наступлении — на всю глубину прорывать тактическую зону обороны противника; в обороне — стойко удерживать обе полосы тактической зоны обороны.

Уже в 1942 г. общее количество корпусов достигло 34, а в конце 1943 г. их было уже более 160, в том числе 36 гвардейских. Во 2-м пе­риоде Великой Отечественной войны в состав стрелкового корпуса обычно входили три стрелковые дивизии, артиллерийский полк, ба­тальон связи, инженерный батальон и другие подразделения. В 3-м периоде войны в состав стрелкового корпуса включались артилле­рийская бригада, самоходно-артиллерийский полк, полк реактивной артиллерии, зенитно-артиллерийский дивизион. Артиллерия корпу­са могла насчитывать 300—400 орудий, 450—500 минометов.

Нововведением в стрелковых войсках стали гвардейские диви­зии. В сентябре 1941 г. первыми гвардейскими стали 100, 127, 153 и 161-я стрелковые дивизии, преобразованные соответственно в 1, 2, 3 и 4-ю гвардейские. К концу войны их насчитывалось 117. Гвардейские стрелковые дивизии в отличие от обычных имели большую численность личного состава, большее количество авто­матического оружия и артиллерии.

Артиллерия в годы Великой Отечественной войны являлась главной огневой силой Сухопутных войск, основным средством огневого подавления и уничтожения противника в наступлении и обороне. На вооружении артиллерии находились пушки, гаубицы, минометы, боевые машины реактивных снарядов.

Важным достижением в развитии артиллерийского вооружения явились разработка и массовое производство реактивных устано­вок БМ-8, БМ-13, БМ-31-12. Советская реактивная артиллерия по боевым качествам, эффективности и масштабам использова­ния не имела себе равных во всем мире.

Под влиянием качественных и количественных изменений со­вершенствовалась организационная структура артиллерии. Она подразделялась на артиллерию войсковую и резерва ВГК. В октяб­ре 1942 г. были сформированы первые артиллерийские дивизии (по 8 полков в каждой). С апреля 1943 г. начали создаваться артил­лерийские дивизии прорыва. Они имели по 6—7 бригад, в составе которых насчитывалось более 360 орудий, минометов и боевых машин реактивной артиллерии. Одновременно формировались дивизии реактивной артиллерии, одновременный залп которой состоял из 3456 снарядов общим весом около 320 тонн.

Для усиления общевойсковых соединений и объединений фор­мировались отдельные артиллерийские бригады резерва ВГК: пу­шечные, тяжелые гаубичные, гаубичные большой мощности и ми­нометные, в каждой из которых могло быть от 24 до 76 единиц артиллерийского вооружения (122-мм пушки, 122-мм гаубицы, 152-мм пушки-гаубицы, 203-мм гаубицы, 120- и 160-мм минометы).

Существенные изменения произошли в войсковой артиллерии, то есть артиллерии, организационно входящей в состав соединений, частей и подразделений стрелковых, кавалерийских, броне­танковых и механизированных войск. На вооружение артиллерии дивизии поступили 76-мм САУ, 57-мм противотанковые пушки, 160-мм минометы, 37-мм зенитные пушки. Заметно усилилась войсковая истребительно-противотанковая артиллерия. Значите­льно увеличилось количество артиллерии в танковых и механизи­рованных корпусах (с 90 до 152 и со 146 до 252 единиц соответст­венно).

Таким образом, развитие артиллерии в ходе Великой Отечественной войны обеспечило существенное повышение огневой мощи Сухопутных войск. Было достигнуто полное огневое гос­подство на поле боя, что оказывало большое влияние на ход и ис­ход боевых действий.Бронетанковые и механизированные войска стали главной ударной силой Сухопутных войск. Они состояли из танковых ар­мий, танковых и механизированных корпусов, танковых, тяжелых танковых, механизированных, самоходно-артиллерийских и мото­стрелковых бригад, отдельных полков и батальонов.

Объединения и соединения этих войск использовались для со­здания подвижных групп фронтов, армий в целях развития такти­ческого успеха в оперативный. Танковые бригады, полки, баталь­оны использовались для усиления стрелковых частей и соединений, для создания групп танков непосредственной под­держки пехоты. Их техническую базу составляли легкие танки Т-60, Т-70; средние танки Т-34 различных модификаций; тяжелые танки KB, ИС-2; САУ: легкие СУ-76, средние СУ-85, СУ-100, СУ-122 и тяжелые ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152.

В годы войны количество бронетанковой техники постоянно увеличивалось: в ноябре 1942 г. по сравнению с декабрем 1941 г. — в 3,7 раза, в январе 1945 г. — в 6 раз. Высокими темпами изменял­ся качественный состав бронетанковых и механизированных войск. Если в 1942 г. они имели лишь 20 % новых танков, то уже в 1943 г. - 40 %, в 1944 г. - 50 %, а в 1945 г. - 80 %.

Войска ПВО являлись важным компонентом Сухопутных войск. Основным средством решения боевых задач противовоз­душной обороны являлась зенитная артиллерия, на вооружении которой находились 37-мм малокалиберные автоматические зе­нитные пушки, 76-мм и 85-мм зенитные пушки. В ходе войны ар­сенал зенитной артиллерии пополнился 25-мм спаренной зенит­ной установкой и усовершенствованной 85-мм зенитной пушкой. В результате значительно повысилась эффективность войсковой противовоздушной обороны.

Организационно войска ПВО Сухопутных войск состояли из отдельных дивизионов смешанного типа в дивизиях и однородных дивизионов зенитной артиллерии среднего калибра — в корпусах. Полки и дивизии зенитной артиллерии составляли в войсках ПВО основу зенитных артиллерийских групп, создававшихся для при­крытия от воздушного нападения противника наиболее важных объектов фронта, армии, корпуса и дивизии.

Кавалерия являлась подвижным родом войск. В июне 1941 г. она организационно состояла из кавалерийских корпусов и кава­лерийских дивизий. В обороне кавалерийские корпуса применя­лись для нанесения контрударов (контратак) по флангам и тылу прорвавшейся группировки противника, в наступлении — для развития прорыва, действий в тылу противника, борьбы с его опе­ративными резервами, ведения преследования.

В 1942 г. в Сухопутных войсках насчитывалось 17 кавалерий­ских корпусов. Однако в связи с большой уязвимостью кавале­рии от огня артиллерии, ударов авиации и танков, а также затруд­нениями с пополнением конским составом их количество к 1 сентября 1943 г. сократилось до восьми. К этому времени бое­вой состав кавалерийского корпуса был существенно усилен. Кроме трех кавалерийских дивизий он получил самоходно-ар-тиллерийский, истребительно-противотанковый артиллерий­ский, зенитно-артиллерийский и гвардейский минометный пол­ки, минометный и отдельный истребительно-противотанковый дивизионы.

Воздушно-десантным войскам, по предвоенным взглядам, отво­дилась важная роль в воздействии на оборону противника на боль­шую глубину. Накануне войны было принято решение о формиро­вании пяти воздушно-десантных корпусов 3-бригадного состава по 10 тыс. человек. На вооружении корпуса находились легкие танки и бронемашины. Однако завершить формирование корпусов не уда­лось. Начавшаяся война, тяжелые условия, в которых оказались со­ветские войска, вынудили командование использовать воздуш­но-десантные корпуса в качестве обычных стрелковых соединений.

В последующем были сформированы еще пять корпусов. Во 2-й половине 1942 г. часть из них была преобразована в гвардей­ские стрелковые дивизии. К началу 1943 г. ВДВ в своем составе имели 10 гвардейских воздушно-десантных дивизий и гвардей­скую воздушно-десантную бригаду. Поскольку эти дивизии испо­льзовались как обычные стрелковые соединения, весной 1943 г. их передали в состав стрелковых войск, а вместо них сформировали 20 гвардейских воздушно-десантных бригад.

В октябре 1944 г. из большинства соединений ВДВ создали от­дельную гвардейскую воздушно-десантную армию, соединения которой в январе 1945 г. вошли в состав 9-й гвардейской армии. Оставшиеся соединения и части ВДВ приняли участие в кампании на Дальнем Востоке.

Инженерные войска в годы Великой Отечественной войны по­лучили значительное развитие. Повысилась их техническая осна­щенность. На их вооружение поступила новая переправочно-де-сантная техника, большое количество минно-взрывных средств, различных машин и механизмов. Под влиянием самых разнооб­разных задач, решаемых инженерными войсками в годы войны, постоянно увеличивался их численный состав, изменялась орга­низация. Организационно инженерные войска состояли из частей и по­дразделений, входивших в состав стрелковых, танковых и меха­низированных соединений, инженерных соединений и частей армейского и фронтового подчинения и инженерных войск ре­зерва ВГК.

Основной организационной единицей инженерных войск яв­лялся батальон (саперный, инженерный, понтонный). Высшим войсковым формированием инженерных войск в 1941—1942 гг. была саперная армия. С весны 1942 г. началось формирование специализированных бригад (инженерных, понтонно-мостовых, инженерно-саперных), что обусловливалось переходом советских войск к крупномасштабным наступательным действиям и необхо­димостью решения различных задач их инженерного обеспечения. Для этих же целей формировались армейские инженерные, мин-но-саперные и понтонно-мостовые батальоны.

В последующем развитие инженерных войск шло в направле­нии усиления общевойсковых объединений инженерными частя­ми, подразделениями. Возросла численность личного состава ин­женерных войск, значительно изменилась их техническая оснащенность, стали более совершенными организационные фор­мы. На базе армейских инженерных батальонов началось форми­рование инженерно-саперных бригад, предназначенных для уси­ления общевойсковых армий, и моторизованных инженерных бригад для танковых армий. Все это позволило создавать высокие оперативные плотности инженерных войск в наступательных опе­рациях на заключительном этапе войны.

Войска связи Сухопутных войск в годы Великой Отечествен­ной войны предназначались для установления и поддержания устойчивой связи, обеспечивавшей непрерывное управление вой­сками в бою и операции. Их развитие носило динамичный и все­сторонний характер. Только численный состав войск связи увели­чился более чем в четыре раза.

Совершенствовалась организация войск. В мае — августе 1943 г. создаются отдельные дивизионы связи резерва ВГК и узлы связи особого назначения для обеспечения связью представителей Ставки ВГК с Генеральным штабом и со штабами фронтов. С этой же целью одновременно были созданы специальные части связи, а для усиления фронтовых объединений — 9 радиодивизионов и 5 радиорот, оснащенных мощными радиостанциями. Четко опре­делилась потребность в силах и средствах связи общевойсковой и танковой армий. Каждая из них имела отдельный полк связи, от­дельный линейный батальон связи, телеграфно-строительную, ка-бельно-шестовую и резервную роты, а также авиационный полк связи, что способствовало обеспечению бесперебойного управле­ния войсками и поддержанию устойчивого взаимодействия во всех звеньях управления.

Последующий ход боевых действий показал, что наличие боль­шого количества частей связи значительно усложняет управление ими. Это обусловило создание более крупных формирований отдельных бригад связи резерва ВГК. Войска связи стали получать на вооружение все более совершенную телефонную и телеграф­ную аппаратуру, новые радиостанции. Радио становилось основ­ным средством связи.

Химические войска предназначались главным образом для ве­дения химической разведки и ликвидации последствий примене­ния противником отравляющих веществ. Вместе с тем на них воз­лагалась задача организации и применения огнеметных средств в бою. С началом войны химические войска организационно были представлены отдельными дегазационными батальонами и баталь­онами химзащиты. В августе 1941 г. они были реорганизованы в отдельные батальоны химической защиты. В то же время началось формирование рот фугасных огнеметов, отдельных огнемет-но-танковых батальонов и отдельных огнеметно-танковых бригад. Для постановки дымовых завес и маскировки войск создавались технические бригады.

Автомобильные войска в годы войны получили значительное развитие. Численность автомобильного парка возросла за это время с 272,6 тыс. до 664,5 тыс. автомобилей. В начале войны вме­сто автомобильных полков создавались отдельные роты и батальо­ны, а в 1944 г. приступили к формированию автобригад 3-полко-вого состава, обеспечивавших фронтовые перевозки.

Железнодорожные войска осуществляли строительство, вос­становление, эксплуатацию, заграждение и прикрытие железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок. С на­чалом войны они перешли на штаты военного времени. На базе железнодорожных полков были созданы бригады, на базе рот — батальоны.

Развитие оперативных объединений Сухопутных войск шло в направлении повышения их ударной и огневой мощи и увеличе­ния маневренности.

Общевойсковая армия являлась основным оперативным объе­динением Сухопутных войск. Наиболее оптимальным признавал­ся состав армии из трех стрелковых корпусов и нескольких отдель­ных армейских частей и соединений. Армии, предназначавшиеся для действий на главном направлении, имели больше сил и средств и назывались ударными.

Летом 1941 г. стали создаваться небольшие по составу армии без корпусных управлений. Они имели 5—8 стрелковых дивизий, 1—3 отдельные танковые бригады, несколько артиллерийских час­тей резерва ВГК, инженерные и другие части и подразделения — всего до 60 тыс. человек. В последующем совершенствование ор­ганизационной структуры общевойсковых армий шло в основном по линии улучшения управления, повышения маневренности, ударной и огневой мощи. В 1942—1943 гг. было восстановлено корпусное звено управления в армиях. В зависимости от роли и места общевойсковой армии в наступательной (оборонительной) операции фронта она могла получить на усиление значительные силы и средства.Количество армейских управлений Сухопутных войск за годы войны достигло 70, из них 11 армий были преобразованы в гвар­дейские.

Танковая армия являлась оперативным объединением броне­танковых и механизированных войск. Первые танковые армии стали создаваться в 1942 г. Вначале они были смешанного состава (2—3 танковых корпуса, стрелковые, иногда кавалерийские соеди­нения и армейские части). С весны 1943 г. танковые армии стали иметь однородный состав. И тем не менее боевой состав каждой танковой армии зависел прежде всего от конкретных условий об­становки и поставленной задачи. В армии могло быть от 200 до 1000 танков и САУ, 500—800 и более орудий и минометов, 4,5—5,5 тыс. автомашин.

Создание крупных танковых объединений значительно повы­сило ударную мощь и маневренность Сухопутных войск, что по­зволило проводить операции с более решительными целями, на большую глубину и в высоком темпе.

Саперная армия являлась оперативным объединением инже­нерных войск. Она позволяла осуществлять решительное масси­рование сил и средств инженерных войск в целях заблаговремен­ного строительства в короткие сроки тыловых оборонительных рубежей, строительства и ремонта автомобильных дорог, мостов, устройства заграждений и решения других неотложных задач. К середине января 1942 г. насчитывалось 10 саперных армий.

Однако в последующем часть саперных армий была расформи­рована, другая передана в состав фронтов, затем также расформи­рована.

Фронт в годы Великой Отечественной войны являлся опера­тивно-стратегическим объединением. По мере увеличения разма­ха и напряженности военных действий, появления новых опера­ционных направлений количество фронтовых объединений возрастало (с 5 в начале до 15 в конце войны).

Фронт, как правило, выполнял оперативные задачи в операции группы фронтов и лишь в отдельных случаях — самостоятельно стратегические задачи.

Состав фронтового объединения не был постоянным и в каж­дом конкретном случае зависел от роли и места фронта в операции группы фронтов, целей, поставленных Ставкой ВГК при проведе­нии фронтовой операции.

Наиболее крупными по составу были фронты, действовавшие на решающих направлениях в операциях групп фронтов 3-го пе­риода Великой Отечественной войны. Они включали 5—9 обще­войсковых армий (40—70 стрелковых дивизий и более), 1—3 тан­ковые армии, 1—2 воздушные армии, 2—5 отдельных танковых и механизированных корпусов, 1—2 кавалерийских корпуса, соеди­нения и части артиллерии и другие части и соединения фронтово­го подчинения.

Таким образом, Сухопутные войска в годы Великой Отечест­венной войны развивались в направлении усиления огневой и

ударной мощи, что обеспечивалось прежде всего ростом броне­танковых и механизированных войск и артиллерии.

К концу войны Сухопутные войска обладали большими воз­можностями по осуществлению прорыва подготовленной оборо­ны противника, стремительного наступления в глубину, создания при необходимости непреодолимой обороны.

Военно-воздушные силы

Военно-воздушные силы (ВВС) в годы Великой Отечественной войны, обладая большой мощью удара, высокой мобильностью, дальностью и маневренностью действий, решали многие опера­тивно-стратегические задачи совместно с другими видами Воору­женных Сил или самостоятельно. Без участия ВВС не проводи­лась ни одна крупная операция. В наступательных операциях ВВС прикрывали советские войска с воздуха, оказывали эффективную поддержку общевойсковым (танковым) объединениям и соедине­ниям при прорыве обороны и развитии наступления, при окруже­нии и уничтожении группировок войск противника, при форси­ровании рек, захвате и удержании важных плацдармов. В оборонительных операциях ВВС изматывали и обескровливали ударные группировки противника, уничтожали подходящие ре­зервы, содействовали войскам фронтов в удержании оборонитель­ных полос, прикрывали их от ударов авиации противника.

Советские ВВС сыграли главную роль в разгроме немецкой авиации и завоевании господства в воздухе. Они наносили мощ­ные и эффективные удары по объектам оперативного и стратеги­ческого тыла противника, являлись основным средством ведения оперативной разведки, широко применялись для транспортиров­ки войск и грузов и оказания помощи партизанскому движению.

В годы Великой Отечественной войны качественно совершенст­вовалась авиационная техника, стремительно увеличивался выпуск самолетов. Было прекращено производство старых самолетов, все в большем количестве поступали новые, более совершенные образцы машин. Уже к концу 1942 г. удельный вес новых самолетов в авиа­ционном парке ВВС составлял 71,8 %. На вооружение поступали истребители Як-3, Як-7Б, Як-9, Ла-5, Ла-7, штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщики Ту-2, Пе-8, которые по большинству па­раметров превосходили немецкие самолеты.

Всего в годы войны было создано и запущено в серийное про­изводство (включая модификации) 25 новых типов самолетов и более 30 типов двигателей.

Непрерывно увеличивался и самолетный парк ВВС. Авиацион­ная промышленность уверенно наращивала темпы выпуска авиа­ционной техники. Среднемесячный выпуск самолетов в 1942 г. со­ставлял 2120, а в 1945 г. уже 3483. В составе ВВС получили развитие истребительная, бомбардировочная, штурмовая, разве­дывательная авиация.Основную часть ВВС составляла фронтовая авиация. С мая 1942 г. она была сведена в воздушные армии, которые являлись основным оперативным объединением ВВС и подчинялись коман­дующим фронтами. Каждый фронт имел, как правило, одну воз­душную армию. За годы войны их было создано всего 17. Обычно воздушная армия состояла из 2—3 истребительных, 1—2 бомбарди­ровочных и 1 штурмовой авиационных дивизий. Боевой состав воз­душных армий непрерывно увеличивался. Если в 1942—1943 гг. в их составе было от 200 до 1000 самолетов, то в 1944—1945 гг. уже около 1,5 тыс., а в отдельных операциях (с учетом усиления соединения­ми резерва ВГК) — 2,5—3 тыс. самолетов.

В ходе войны изменялась организация авиационных соедине­ний и частей. В начале авиационные полки состояли из 4—5 эс­кадрилий и имели 60—63 самолета. С лета 1943 г. и до конца вой­ны авиационные полки по штату имели: бомбардировочные — 32, штурмовые и истребительные — по 40 самолетов.

Изменялся состав и совершенствовалась организационная структура авиации резерва ВГК. С осени 1942 г. началось форми­рование авиационных корпусов и отдельных дивизий резерва ВГК. Всего за 1942—1945 гг. было сформировано 30 бомбардиро­вочных, штурмовых, истребительных и смешанных корпусов и 27 отдельных дивизий резерва ВГК.

В годы войны получила развитие дальняя бомбардировочная авиация. В марте 1942 г. на базе частей и соединений дальнебомбар-дировочной авиации была создана авиация дальнего действия (АДД), одновременно ее вывели из подчинения командующего ВВС.

С мая 1943 г. вновь восстанавливается корпусное звено, а коли­чество дивизий увеличивается до 10 (вместо 7). В связи с необхо­димостью сосредоточения усилий АДД совместно с фронтовой авиацией для действий в интересах наступающих войск в конце 1944 г. она вновь была подчинена командующему ВВС и сведена в 18-ю воздушную армию. К концу войны в нее входило 4 авиаци­онных корпуса (19 дивизий).

Таким образом, развитие ВВС происходило по линии совер­шенствования и увеличения выпуска авиационной техники, при­нятия целесообразных организационных структур, обеспечения устойчивости управления ВВС. К концу войны советские ВВС, имея в своем составе крупные оперативные объединения фронто­вой и дальней авиации, были способны решать оперативно-стра­тегические задачи во взаимодействии с другими видами ВС и са­мостоятельно.

Военно-Морской Флот

Военно-Морской Флот (ВМФ) решал важные оператив­но-стратегические и оперативные задачи на морских театрах и приморских направлениях, взаимодействуя с Сухопутными вой­сками, ВВС и войсками ПВО. Он вел активные боевые действия по уничтожению сил флота и транспортов противника, обеспечи-

вал надежное прикрытие военных и народно-хозяйственных мор­ских, озерных и речных перевозок, содействовал приморским группировкам Сухопутных войск в оборонительных и наступате­льных операциях. Одной из задач флота являлось обеспечение внешних коммуникаций, связывающих порты Советского Союза с портами наших союзников по антигитлеровской коалиции. Боль­шую роль сыграл ВМФ в удержании совместно с Сухопутными войсками приморских плацдармов и военно-морских баз. Актив­ное участие советские моряки приняли в различных наступатель­ных и оборонительных операциях советских войск. Около 500 тыс. матросов и офицеров героически сражались на сухопутных ТВД. За годы войны флот высадил более 100 морских оперативных и тактических десантов.

К началу Великой Отечественной войны ВМФ в своем составе имел Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а также Дунайскую, Каспийскую, Пинскую, Амурскую и Северную Тихоокеанскую военные флотилии. Непосредственное руководство ВМФ осуществлял Народный комиссариат ВМФ.

Родами сил флота являлись: надводные корабли, подводные лодки, морская авиация и береговая оборона. В составе флотов насчитывалось около 1 тыс. боевых кораблей и катеров, в том чис­ле 3 линкора, 7 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных ка­теров.

Морская авиация состояла из бригад и отдельных полков. Они имели 2581 боевой самолет в основном устаревших типов — ист­ребители И-15 и И-153, разведчики МРБ-2 и КОР-2. Самолеты новых конструкций начали поступать на флоты непосредственно перед войной.

Береговая оборона имела на вооружении более 1 тыс. орудий калибром от 45 до 406 мм.

Наиболее сильными являлись Балтийский и Черноморский флоты.

Каждый флот располагал несколькими военно-морскими база­ми, которые представляли собой, с одной стороны, пункты (глав­ным образом прибрежные города) базирования флота (флотилии), с другой стороны, формирования ВМФ, предназначенные для всестороннего обеспечения сил флота и ведения боевых действий в установленной операционной зоне.

За годы войны советская промышленность дала флоту 2 легких крейсера, 25 эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей и тральщиков, 55 подводных лодок, 15 больших охотников за под­водными лодками, 873 различных боевых катера.

В ходе войны из надводного флота наиболее активно и успеш­но использовались легкие силы. Поэтому увеличению их состава Уделялось значительное внимание.

Ведущим родом сил флота стали подводные лодки. От одиноч­ных действий в пределах назначенных позиций они перешли к крейсерству в ограниченных районах, а затем к групповым действиям в составе нависающих и подвижных завес. Успешные дейст­вия подводных лодок в большой степени зависели от пополнения их новыми типами лодок — «Л» («Ленинец»), «С» («Сталинец»), «К» (крейсерская) и «М» (малая), а также от оснащения более со­вершенным оборудованием и обеспечения новыми высокоэффек­тивными торпедами. Всего флоты получили от промышленности 55 подводных лодок.

Развитие морской авиации шло по пути роста ее качественного и количественного состава. Основными типами самолетов стали торпедоносцы и бомбардировщики Ил-4 и Ту-2, пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2, истребители Як-3, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7.

Важную роль на приморских направлениях играла береговая оборона флотов. В ходе войны повысилась эффективность боево­го использования береговой артиллерии. Шел процесс совершен­ствования системы управления ею. В 1942 г. в Наркомате ВМФ бьшо создано управление береговой обороны.

К началу войны только в составе Балтийского флота была бри­гада морской пехоты. В ходе войны роль морской пехоты, особен­но в совместных действиях армии и флота на приморских направ­лениях, значительно возросла. Формировались отряды, батальоны, полки и бригады морской пехоты. Соединения и части ее, входившие в состав флотов и флотилий, общей численностью около 100 тыс. человек осуществляли сухопутную оборону воен­но-морских баз и островов, участвовали в десантных действиях. Морская пехота в годы войны превратилась в самостоятельный род сил флота. На различных фронтах сражались 21 бригада мор­ской пехоты и свыше 30 морских стрелковых бригад, несколько десятков отдельных полков и батальонов морской пехоты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.047 с.)