Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совершенствование вооруженных сил СССРСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сухопутные войска С первых дней Великой Отечественной войны главные события развернулись на континентальном ТВД и основная тяжесть борьбы легла на Сухопутные войска. Они имели в своем составе стрелковые войска, артиллерию, бронетанковые и механизированные войска, войска ПВО, кавалерию, а также специальные войска: воздушно-десантные, инженерные, связи, противохимической защиты, автомобильные и дорожные. Стрелковые войска являлись самым многочисленным родом войск. В них находилось почти 2/3 личного состава Сухопутных войск. На стрелковые войска ложилась и основная тяжесть ведения вооруженной борьбы. Они решали самые разнообразные задачи и в наступлении, и в обороне. Их огневая мощь значительно возросла за счет новых автоматов А.И. Судаева, станковых пулеметов П.М. Горюнова, новых карабинов, противотанковых ружей В.А. Дегтярева и С.Г. Симонова, новых систем артиллерийских орудий. Основным тактическим соединением стрелковых войск была стрелковая дивизия. Получив средства усиления, она могла самостоятельно вести общевойсковой наступательный и оборонительный бой и решать основные тактические задачи: в наступлении — в установленные сроки прорывать первую (основную) полосу тактической зоны обороны противника и развивать наступление в глубину; в обороне — стойко удерживать главную полосу обороны. Высшим тактическим соединением стрелковых войск являлся стрелковый корпус (боевые возможности корпуса значительно превосходили суммарные возможности входящих в него дивизий). Он был в состоянии решать тактические задачи: в наступлении — на всю глубину прорывать тактическую зону обороны противника; в обороне — стойко удерживать обе полосы тактической зоны обороны. Уже в 1942 г. общее количество корпусов достигло 34, а в конце 1943 г. их было уже более 160, в том числе 36 гвардейских. Во 2-м периоде Великой Отечественной войны в состав стрелкового корпуса обычно входили три стрелковые дивизии, артиллерийский полк, батальон связи, инженерный батальон и другие подразделения. В 3-м периоде войны в состав стрелкового корпуса включались артиллерийская бригада, самоходно-артиллерийский полк, полк реактивной артиллерии, зенитно-артиллерийский дивизион. Артиллерия корпуса могла насчитывать 300—400 орудий, 450—500 минометов. Нововведением в стрелковых войсках стали гвардейские дивизии. В сентябре 1941 г. первыми гвардейскими стали 100, 127, 153 и 161-я стрелковые дивизии, преобразованные соответственно в 1, 2, 3 и 4-ю гвардейские. К концу войны их насчитывалось 117. Гвардейские стрелковые дивизии в отличие от обычных имели большую численность личного состава, большее количество автоматического оружия и артиллерии. Артиллерия в годы Великой Отечественной войны являлась главной огневой силой Сухопутных войск, основным средством огневого подавления и уничтожения противника в наступлении и обороне. На вооружении артиллерии находились пушки, гаубицы, минометы, боевые машины реактивных снарядов. Важным достижением в развитии артиллерийского вооружения явились разработка и массовое производство реактивных установок БМ-8, БМ-13, БМ-31-12. Советская реактивная артиллерия по боевым качествам, эффективности и масштабам использования не имела себе равных во всем мире. Под влиянием качественных и количественных изменений совершенствовалась организационная структура артиллерии. Она подразделялась на артиллерию войсковую и резерва ВГК. В октябре 1942 г. были сформированы первые артиллерийские дивизии (по 8 полков в каждой). С апреля 1943 г. начали создаваться артиллерийские дивизии прорыва. Они имели по 6—7 бригад, в составе которых насчитывалось более 360 орудий, минометов и боевых машин реактивной артиллерии. Одновременно формировались дивизии реактивной артиллерии, одновременный залп которой состоял из 3456 снарядов общим весом около 320 тонн. Для усиления общевойсковых соединений и объединений формировались отдельные артиллерийские бригады резерва ВГК: пушечные, тяжелые гаубичные, гаубичные большой мощности и минометные, в каждой из которых могло быть от 24 до 76 единиц артиллерийского вооружения (122-мм пушки, 122-мм гаубицы, 152-мм пушки-гаубицы, 203-мм гаубицы, 120- и 160-мм минометы). Существенные изменения произошли в войсковой артиллерии, то есть артиллерии, организационно входящей в состав соединений, частей и подразделений стрелковых, кавалерийских, бронетанковых и механизированных войск. На вооружение артиллерии дивизии поступили 76-мм САУ, 57-мм противотанковые пушки, 160-мм минометы, 37-мм зенитные пушки. Заметно усилилась войсковая истребительно-противотанковая артиллерия. Значительно увеличилось количество артиллерии в танковых и механизированных корпусах (с 90 до 152 и со 146 до 252 единиц соответственно). Таким образом, развитие артиллерии в ходе Великой Отечественной войны обеспечило существенное повышение огневой мощи Сухопутных войск. Было достигнуто полное огневое господство на поле боя, что оказывало большое влияние на ход и исход боевых действий.Бронетанковые и механизированные войска стали главной ударной силой Сухопутных войск. Они состояли из танковых армий, танковых и механизированных корпусов, танковых, тяжелых танковых, механизированных, самоходно-артиллерийских и мотострелковых бригад, отдельных полков и батальонов. Объединения и соединения этих войск использовались для создания подвижных групп фронтов, армий в целях развития тактического успеха в оперативный. Танковые бригады, полки, батальоны использовались для усиления стрелковых частей и соединений, для создания групп танков непосредственной поддержки пехоты. Их техническую базу составляли легкие танки Т-60, Т-70; средние танки Т-34 различных модификаций; тяжелые танки KB, ИС-2; САУ: легкие СУ-76, средние СУ-85, СУ-100, СУ-122 и тяжелые ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152. В годы войны количество бронетанковой техники постоянно увеличивалось: в ноябре 1942 г. по сравнению с декабрем 1941 г. — в 3,7 раза, в январе 1945 г. — в 6 раз. Высокими темпами изменялся качественный состав бронетанковых и механизированных войск. Если в 1942 г. они имели лишь 20 % новых танков, то уже в 1943 г. - 40 %, в 1944 г. - 50 %, а в 1945 г. - 80 %. Войска ПВО являлись важным компонентом Сухопутных войск. Основным средством решения боевых задач противовоздушной обороны являлась зенитная артиллерия, на вооружении которой находились 37-мм малокалиберные автоматические зенитные пушки, 76-мм и 85-мм зенитные пушки. В ходе войны арсенал зенитной артиллерии пополнился 25-мм спаренной зенитной установкой и усовершенствованной 85-мм зенитной пушкой. В результате значительно повысилась эффективность войсковой противовоздушной обороны. Организационно войска ПВО Сухопутных войск состояли из отдельных дивизионов смешанного типа в дивизиях и однородных дивизионов зенитной артиллерии среднего калибра — в корпусах. Полки и дивизии зенитной артиллерии составляли в войсках ПВО основу зенитных артиллерийских групп, создававшихся для прикрытия от воздушного нападения противника наиболее важных объектов фронта, армии, корпуса и дивизии. Кавалерия являлась подвижным родом войск. В июне 1941 г. она организационно состояла из кавалерийских корпусов и кавалерийских дивизий. В обороне кавалерийские корпуса применялись для нанесения контрударов (контратак) по флангам и тылу прорвавшейся группировки противника, в наступлении — для развития прорыва, действий в тылу противника, борьбы с его оперативными резервами, ведения преследования. В 1942 г. в Сухопутных войсках насчитывалось 17 кавалерийских корпусов. Однако в связи с большой уязвимостью кавалерии от огня артиллерии, ударов авиации и танков, а также затруднениями с пополнением конским составом их количество к 1 сентября 1943 г. сократилось до восьми. К этому времени боевой состав кавалерийского корпуса был существенно усилен. Кроме трех кавалерийских дивизий он получил самоходно-ар-тиллерийский, истребительно-противотанковый артиллерийский, зенитно-артиллерийский и гвардейский минометный полки, минометный и отдельный истребительно-противотанковый дивизионы. Воздушно-десантным войскам, по предвоенным взглядам, отводилась важная роль в воздействии на оборону противника на большую глубину. Накануне войны было принято решение о формировании пяти воздушно-десантных корпусов 3-бригадного состава по 10 тыс. человек. На вооружении корпуса находились легкие танки и бронемашины. Однако завершить формирование корпусов не удалось. Начавшаяся война, тяжелые условия, в которых оказались советские войска, вынудили командование использовать воздушно-десантные корпуса в качестве обычных стрелковых соединений. В последующем были сформированы еще пять корпусов. Во 2-й половине 1942 г. часть из них была преобразована в гвардейские стрелковые дивизии. К началу 1943 г. ВДВ в своем составе имели 10 гвардейских воздушно-десантных дивизий и гвардейскую воздушно-десантную бригаду. Поскольку эти дивизии использовались как обычные стрелковые соединения, весной 1943 г. их передали в состав стрелковых войск, а вместо них сформировали 20 гвардейских воздушно-десантных бригад. В октябре 1944 г. из большинства соединений ВДВ создали отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию, соединения которой в январе 1945 г. вошли в состав 9-й гвардейской армии. Оставшиеся соединения и части ВДВ приняли участие в кампании на Дальнем Востоке. Инженерные войска в годы Великой Отечественной войны получили значительное развитие. Повысилась их техническая оснащенность. На их вооружение поступила новая переправочно-де-сантная техника, большое количество минно-взрывных средств, различных машин и механизмов. Под влиянием самых разнообразных задач, решаемых инженерными войсками в годы войны, постоянно увеличивался их численный состав, изменялась организация. Организационно инженерные войска состояли из частей и подразделений, входивших в состав стрелковых, танковых и механизированных соединений, инженерных соединений и частей армейского и фронтового подчинения и инженерных войск резерва ВГК. Основной организационной единицей инженерных войск являлся батальон (саперный, инженерный, понтонный). Высшим войсковым формированием инженерных войск в 1941—1942 гг. была саперная армия. С весны 1942 г. началось формирование специализированных бригад (инженерных, понтонно-мостовых, инженерно-саперных), что обусловливалось переходом советских войск к крупномасштабным наступательным действиям и необходимостью решения различных задач их инженерного обеспечения. Для этих же целей формировались армейские инженерные, мин-но-саперные и понтонно-мостовые батальоны. В последующем развитие инженерных войск шло в направлении усиления общевойсковых объединений инженерными частями, подразделениями. Возросла численность личного состава инженерных войск, значительно изменилась их техническая оснащенность, стали более совершенными организационные формы. На базе армейских инженерных батальонов началось формирование инженерно-саперных бригад, предназначенных для усиления общевойсковых армий, и моторизованных инженерных бригад для танковых армий. Все это позволило создавать высокие оперативные плотности инженерных войск в наступательных операциях на заключительном этапе войны. Войска связи Сухопутных войск в годы Великой Отечественной войны предназначались для установления и поддержания устойчивой связи, обеспечивавшей непрерывное управление войсками в бою и операции. Их развитие носило динамичный и всесторонний характер. Только численный состав войск связи увеличился более чем в четыре раза. Совершенствовалась организация войск. В мае — августе 1943 г. создаются отдельные дивизионы связи резерва ВГК и узлы связи особого назначения для обеспечения связью представителей Ставки ВГК с Генеральным штабом и со штабами фронтов. С этой же целью одновременно были созданы специальные части связи, а для усиления фронтовых объединений — 9 радиодивизионов и 5 радиорот, оснащенных мощными радиостанциями. Четко определилась потребность в силах и средствах связи общевойсковой и танковой армий. Каждая из них имела отдельный полк связи, отдельный линейный батальон связи, телеграфно-строительную, ка-бельно-шестовую и резервную роты, а также авиационный полк связи, что способствовало обеспечению бесперебойного управления войсками и поддержанию устойчивого взаимодействия во всех звеньях управления. Последующий ход боевых действий показал, что наличие большого количества частей связи значительно усложняет управление ими. Это обусловило создание более крупных формирований отдельных бригад связи резерва ВГК. Войска связи стали получать на вооружение все более совершенную телефонную и телеграфную аппаратуру, новые радиостанции. Радио становилось основным средством связи. Химические войска предназначались главным образом для ведения химической разведки и ликвидации последствий применения противником отравляющих веществ. Вместе с тем на них возлагалась задача организации и применения огнеметных средств в бою. С началом войны химические войска организационно были представлены отдельными дегазационными батальонами и батальонами химзащиты. В августе 1941 г. они были реорганизованы в отдельные батальоны химической защиты. В то же время началось формирование рот фугасных огнеметов, отдельных огнемет-но-танковых батальонов и отдельных огнеметно-танковых бригад. Для постановки дымовых завес и маскировки войск создавались технические бригады. Автомобильные войска в годы войны получили значительное развитие. Численность автомобильного парка возросла за это время с 272,6 тыс. до 664,5 тыс. автомобилей. В начале войны вместо автомобильных полков создавались отдельные роты и батальоны, а в 1944 г. приступили к формированию автобригад 3-полко-вого состава, обеспечивавших фронтовые перевозки. Железнодорожные войска осуществляли строительство, восстановление, эксплуатацию, заграждение и прикрытие железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок. С началом войны они перешли на штаты военного времени. На базе железнодорожных полков были созданы бригады, на базе рот — батальоны. Развитие оперативных объединений Сухопутных войск шло в направлении повышения их ударной и огневой мощи и увеличения маневренности. Общевойсковая армия являлась основным оперативным объединением Сухопутных войск. Наиболее оптимальным признавался состав армии из трех стрелковых корпусов и нескольких отдельных армейских частей и соединений. Армии, предназначавшиеся для действий на главном направлении, имели больше сил и средств и назывались ударными. Летом 1941 г. стали создаваться небольшие по составу армии без корпусных управлений. Они имели 5—8 стрелковых дивизий, 1—3 отдельные танковые бригады, несколько артиллерийских частей резерва ВГК, инженерные и другие части и подразделения — всего до 60 тыс. человек. В последующем совершенствование организационной структуры общевойсковых армий шло в основном по линии улучшения управления, повышения маневренности, ударной и огневой мощи. В 1942—1943 гг. было восстановлено корпусное звено управления в армиях. В зависимости от роли и места общевойсковой армии в наступательной (оборонительной) операции фронта она могла получить на усиление значительные силы и средства.Количество армейских управлений Сухопутных войск за годы войны достигло 70, из них 11 армий были преобразованы в гвардейские. Танковая армия являлась оперативным объединением бронетанковых и механизированных войск. Первые танковые армии стали создаваться в 1942 г. Вначале они были смешанного состава (2—3 танковых корпуса, стрелковые, иногда кавалерийские соединения и армейские части). С весны 1943 г. танковые армии стали иметь однородный состав. И тем не менее боевой состав каждой танковой армии зависел прежде всего от конкретных условий обстановки и поставленной задачи. В армии могло быть от 200 до 1000 танков и САУ, 500—800 и более орудий и минометов, 4,5—5,5 тыс. автомашин. Создание крупных танковых объединений значительно повысило ударную мощь и маневренность Сухопутных войск, что позволило проводить операции с более решительными целями, на большую глубину и в высоком темпе. Саперная армия являлась оперативным объединением инженерных войск. Она позволяла осуществлять решительное массирование сил и средств инженерных войск в целях заблаговременного строительства в короткие сроки тыловых оборонительных рубежей, строительства и ремонта автомобильных дорог, мостов, устройства заграждений и решения других неотложных задач. К середине января 1942 г. насчитывалось 10 саперных армий. Однако в последующем часть саперных армий была расформирована, другая передана в состав фронтов, затем также расформирована. Фронт в годы Великой Отечественной войны являлся оперативно-стратегическим объединением. По мере увеличения размаха и напряженности военных действий, появления новых операционных направлений количество фронтовых объединений возрастало (с 5 в начале до 15 в конце войны). Фронт, как правило, выполнял оперативные задачи в операции группы фронтов и лишь в отдельных случаях — самостоятельно стратегические задачи. Состав фронтового объединения не был постоянным и в каждом конкретном случае зависел от роли и места фронта в операции группы фронтов, целей, поставленных Ставкой ВГК при проведении фронтовой операции. Наиболее крупными по составу были фронты, действовавшие на решающих направлениях в операциях групп фронтов 3-го периода Великой Отечественной войны. Они включали 5—9 общевойсковых армий (40—70 стрелковых дивизий и более), 1—3 танковые армии, 1—2 воздушные армии, 2—5 отдельных танковых и механизированных корпусов, 1—2 кавалерийских корпуса, соединения и части артиллерии и другие части и соединения фронтового подчинения. Таким образом, Сухопутные войска в годы Великой Отечественной войны развивались в направлении усиления огневой и ударной мощи, что обеспечивалось прежде всего ростом бронетанковых и механизированных войск и артиллерии. К концу войны Сухопутные войска обладали большими возможностями по осуществлению прорыва подготовленной обороны противника, стремительного наступления в глубину, создания при необходимости непреодолимой обороны. Военно-воздушные силы Военно-воздушные силы (ВВС) в годы Великой Отечественной войны, обладая большой мощью удара, высокой мобильностью, дальностью и маневренностью действий, решали многие оперативно-стратегические задачи совместно с другими видами Вооруженных Сил или самостоятельно. Без участия ВВС не проводилась ни одна крупная операция. В наступательных операциях ВВС прикрывали советские войска с воздуха, оказывали эффективную поддержку общевойсковым (танковым) объединениям и соединениям при прорыве обороны и развитии наступления, при окружении и уничтожении группировок войск противника, при форсировании рек, захвате и удержании важных плацдармов. В оборонительных операциях ВВС изматывали и обескровливали ударные группировки противника, уничтожали подходящие резервы, содействовали войскам фронтов в удержании оборонительных полос, прикрывали их от ударов авиации противника. Советские ВВС сыграли главную роль в разгроме немецкой авиации и завоевании господства в воздухе. Они наносили мощные и эффективные удары по объектам оперативного и стратегического тыла противника, являлись основным средством ведения оперативной разведки, широко применялись для транспортировки войск и грузов и оказания помощи партизанскому движению. В годы Великой Отечественной войны качественно совершенствовалась авиационная техника, стремительно увеличивался выпуск самолетов. Было прекращено производство старых самолетов, все в большем количестве поступали новые, более совершенные образцы машин. Уже к концу 1942 г. удельный вес новых самолетов в авиационном парке ВВС составлял 71,8 %. На вооружение поступали истребители Як-3, Як-7Б, Як-9, Ла-5, Ла-7, штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщики Ту-2, Пе-8, которые по большинству параметров превосходили немецкие самолеты. Всего в годы войны было создано и запущено в серийное производство (включая модификации) 25 новых типов самолетов и более 30 типов двигателей. Непрерывно увеличивался и самолетный парк ВВС. Авиационная промышленность уверенно наращивала темпы выпуска авиационной техники. Среднемесячный выпуск самолетов в 1942 г. составлял 2120, а в 1945 г. уже 3483. В составе ВВС получили развитие истребительная, бомбардировочная, штурмовая, разведывательная авиация.Основную часть ВВС составляла фронтовая авиация. С мая 1942 г. она была сведена в воздушные армии, которые являлись основным оперативным объединением ВВС и подчинялись командующим фронтами. Каждый фронт имел, как правило, одну воздушную армию. За годы войны их было создано всего 17. Обычно воздушная армия состояла из 2—3 истребительных, 1—2 бомбардировочных и 1 штурмовой авиационных дивизий. Боевой состав воздушных армий непрерывно увеличивался. Если в 1942—1943 гг. в их составе было от 200 до 1000 самолетов, то в 1944—1945 гг. уже около 1,5 тыс., а в отдельных операциях (с учетом усиления соединениями резерва ВГК) — 2,5—3 тыс. самолетов. В ходе войны изменялась организация авиационных соединений и частей. В начале авиационные полки состояли из 4—5 эскадрилий и имели 60—63 самолета. С лета 1943 г. и до конца войны авиационные полки по штату имели: бомбардировочные — 32, штурмовые и истребительные — по 40 самолетов. Изменялся состав и совершенствовалась организационная структура авиации резерва ВГК. С осени 1942 г. началось формирование авиационных корпусов и отдельных дивизий резерва ВГК. Всего за 1942—1945 гг. было сформировано 30 бомбардировочных, штурмовых, истребительных и смешанных корпусов и 27 отдельных дивизий резерва ВГК. В годы войны получила развитие дальняя бомбардировочная авиация. В марте 1942 г. на базе частей и соединений дальнебомбар-дировочной авиации была создана авиация дальнего действия (АДД), одновременно ее вывели из подчинения командующего ВВС. С мая 1943 г. вновь восстанавливается корпусное звено, а количество дивизий увеличивается до 10 (вместо 7). В связи с необходимостью сосредоточения усилий АДД совместно с фронтовой авиацией для действий в интересах наступающих войск в конце 1944 г. она вновь была подчинена командующему ВВС и сведена в 18-ю воздушную армию. К концу войны в нее входило 4 авиационных корпуса (19 дивизий). Таким образом, развитие ВВС происходило по линии совершенствования и увеличения выпуска авиационной техники, принятия целесообразных организационных структур, обеспечения устойчивости управления ВВС. К концу войны советские ВВС, имея в своем составе крупные оперативные объединения фронтовой и дальней авиации, были способны решать оперативно-стратегические задачи во взаимодействии с другими видами ВС и самостоятельно. Военно-Морской Флот Военно-Морской Флот (ВМФ) решал важные оперативно-стратегические и оперативные задачи на морских театрах и приморских направлениях, взаимодействуя с Сухопутными войсками, ВВС и войсками ПВО. Он вел активные боевые действия по уничтожению сил флота и транспортов противника, обеспечи- вал надежное прикрытие военных и народно-хозяйственных морских, озерных и речных перевозок, содействовал приморским группировкам Сухопутных войск в оборонительных и наступательных операциях. Одной из задач флота являлось обеспечение внешних коммуникаций, связывающих порты Советского Союза с портами наших союзников по антигитлеровской коалиции. Большую роль сыграл ВМФ в удержании совместно с Сухопутными войсками приморских плацдармов и военно-морских баз. Активное участие советские моряки приняли в различных наступательных и оборонительных операциях советских войск. Около 500 тыс. матросов и офицеров героически сражались на сухопутных ТВД. За годы войны флот высадил более 100 морских оперативных и тактических десантов. К началу Великой Отечественной войны ВМФ в своем составе имел Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а также Дунайскую, Каспийскую, Пинскую, Амурскую и Северную Тихоокеанскую военные флотилии. Непосредственное руководство ВМФ осуществлял Народный комиссариат ВМФ. Родами сил флота являлись: надводные корабли, подводные лодки, морская авиация и береговая оборона. В составе флотов насчитывалось около 1 тыс. боевых кораблей и катеров, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров. Морская авиация состояла из бригад и отдельных полков. Они имели 2581 боевой самолет в основном устаревших типов — истребители И-15 и И-153, разведчики МРБ-2 и КОР-2. Самолеты новых конструкций начали поступать на флоты непосредственно перед войной. Береговая оборона имела на вооружении более 1 тыс. орудий калибром от 45 до 406 мм. Наиболее сильными являлись Балтийский и Черноморский флоты. Каждый флот располагал несколькими военно-морскими базами, которые представляли собой, с одной стороны, пункты (главным образом прибрежные города) базирования флота (флотилии), с другой стороны, формирования ВМФ, предназначенные для всестороннего обеспечения сил флота и ведения боевых действий в установленной операционной зоне. За годы войны советская промышленность дала флоту 2 легких крейсера, 25 эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей и тральщиков, 55 подводных лодок, 15 больших охотников за подводными лодками, 873 различных боевых катера. В ходе войны из надводного флота наиболее активно и успешно использовались легкие силы. Поэтому увеличению их состава Уделялось значительное внимание. Ведущим родом сил флота стали подводные лодки. От одиночных действий в пределах назначенных позиций они перешли к крейсерству в ограниченных районах, а затем к групповым действиям в составе нависающих и подвижных завес. Успешные действия подводных лодок в большой степени зависели от пополнения их новыми типами лодок — «Л» («Ленинец»), «С» («Сталинец»), «К» (крейсерская) и «М» (малая), а также от оснащения более совершенным оборудованием и обеспечения новыми высокоэффективными торпедами. Всего флоты получили от промышленности 55 подводных лодок. Развитие морской авиации шло по пути роста ее качественного и количественного состава. Основными типами самолетов стали торпедоносцы и бомбардировщики Ил-4 и Ту-2, пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2, истребители Як-3, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7. Важную роль на приморских направлениях играла береговая оборона флотов. В ходе войны повысилась эффективность боевого использования береговой артиллерии. Шел процесс совершенствования системы управления ею. В 1942 г. в Наркомате ВМФ бьшо создано управление береговой обороны. К началу войны только в составе Балтийского флота была бригада морской пехоты. В ходе войны роль морской пехоты, особенно в совместных действиях армии и флота на приморских направлениях, значительно возросла. Формировались отряды, батальоны, полки и бригады морской пехоты. Соединения и части ее, входившие в состав флотов и флотилий, общей численностью около 100 тыс. человек осуществляли сухопутную оборону военно-морских баз и островов, участвовали в десантных действиях. Морская пехота в годы войны превратилась в самостоятельный род сил флота. На различных фронтах сражались 21 бригада морской пехоты и свыше 30 морских стрелковых бригад, несколько десятков отдельных полков и батальонов морской пехоты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.195 (0.013 с.) |