Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вооруженный конфликт на квжд

Поиск

В 1924 г. между СССР и Китаем была достигнута договорен­ность об установлении дипломатических отношений. Одновре­менно с этим обе стороны согласились, что Китайско-Восточная железная дорога, построенная незадолго до Русско-японской вой­ны царской Россией через территорию Маньчжурии в восточном направлении, будет находиться под совместным управлением со­ветской и китайской администрации. Однако китайские власти очень скоро встали на путь нарушения соглашений, подготовки захвата КВЖД.

С середины 1920-х гг. становятся регулярными нарушения со­ветской границы и военные провокации со стороны китайских милитаристов. С 1925 по 1928 г. число антисоветских вылазок пре­высило 2 тыс. Особенно участились провокации с 1927 г. 10 июля 1929 г. китайцы совершили вооруженное нападение на управление КВЖД в Харбине и захватили всю линию дороги от станции Маньчжурия в Забайкалье до станции Пограничная в Приморье. Более 200 советских граждан были арестованы, учреждения, где они работали, — разгромлены. Одновременно вдоль советско-ки­тайской границы начала сосредоточиваться 130-тысячная группи­ровка китайских войск.

Главным направлением своих действий китайское правитель­ство выбрало маньчжурское. Это определялось прежде всего, тем, что Маньчжурия обладала достаточно развитыми экономикой и транспортной системой. Учитывалось и то, что в этом районе осела значительная часть русских эмигрантов и бывших белогвардей­ских войск адмирала Колчака, атамана Семенова, генерала Хорва­та, поддерживавших китайских милитаристов в планах по захвату КВЖД.

18 августа 1929 г. произошло столкновение между китайскими и советскими пограничниками на советско-маньчжурской грани­це. В сентябре — октябре количество пограничных столкновений резко возросло. Создавалась угроза вторжения в пределы СССР китайских войск. В этих условиях советское правительство приня­ло меры по обеспечению безопасности дальневосточных границ.

В августе приказом Реввоенсовета СССР все вооруженные силы на Дальнем Востоке были объединены в Особую Дальнево­сточную армию (ОДВА) под командованием В.К. Блюхера. В со­став армии вошли 18-й стрелковый корпус, сосредоточенный в Забайкалье, и 19-й стрелковый корпус, дислоцированный в При­морье. В оперативном подчинении командования ОДВА находи­лась Дальневосточная (Амурская) военная флотилия. Для усиления авиационной группировки на восток страны из европейской части СССР перебазировались 2 авиационные эскадрильи (40-я и 26-я).

Противник в начале октября привел в боевую готовность Мукденскую армию, Сунгарийскую военную флотилию и белогвар­дейские отряды. Общая численность его группировки, сосредото­ченной в районе Лахасусу (Тунцзян), составляла 2,2 тыс. солдат и офицеров, 12 пулеметов, 10 минометов и 6 — 8 орудий.

Командующий ОД В А В. К. Блюхер решил упредить противни­ка, разгромить его войска и флотилию, высадив десант, захватить главную базу врага в Лахасусу, уничтожить береговые укрепления. В упреждающем ударе должны были принять участие корабли Да­льневосточной военной флотилии (командующий Я.И. Озолин) и выделенные для десанта два стрелковых полка. Всего советские войска имели свыше 1,1 тыс. штыков, 78 пулеметов, 21 орудие, действия которых поддерживала авиация, насчитывавшая 21 са­молет. Общее руководство возлагалось на начальника штаба ОДВА А.Я. Лапина.

Боевые действия в районе КВЖД начались 12 октября и про­должались до 29 ноября 1929 г. В ходе их войска ОДВА нанесли ряд последовательных ударов, в результате которых разгромили тунцзянскую, фугдинскую, чжалайнор-маньчжурскую и мишаньскую группировки противника.

На рассвете 12 октября первый удар был нанесен по базе про­тивника Лахасусу (Тунцзян) у впадения р. Сунгари в р. Амур.

Учитывая, что в районе Фугдина (Фуцзинь) противник сосре­доточил группировку войск в составе 2 пехотных бригад и до 3 ка­валерийских полков, насчитывавшую около 3,6 тыс. солдат и офи­церов, 12 пулеметов и 10 полевых орудий, было принято решение о нанесении второго удара.

Ликвидация фугдинской группировки была возложена на Да­льневосточную военную флотилию и десант (стрелковый полк, два стрелковых батальона, кавэскадрон). Всего к операции привлекалось свыше 1 тыс. штыков и сабель, 66 пулеметов, 24 поле­вых орудия. Действия флотилии и десанта поддерживали 8 само­летов. Общее руководство боевыми действиями возлагалось на командующего флотилией.

Утром 31 октября советские корабли с десантом, преодолев за­граждения на Сунгари, подошли к Фугдину. После удара авиации по кораблям на рейде под прикрытием огня на берег высадился десант. Под угрозой окружения противник начал постепенно оставлять город. К рассвету следующего дня Фугдин был полно­стью в руках советских войск. Взорвав военные объекты, 2 ноября войска ОДВА погрузились на корабли и вернулись на свою терри­торию.

В середине ноября китайское командование сосредоточило две крупные группировки войск в районе городов Маньчжурия и Чжалайнор в Забайкалье и в районе Мишаньфу в Приморье. Толь­ко в районе городов Маньчжурия и Чжалайнор находилось около

15 тыс. солдат и офицеров, располагавших 26 пулеметами, 34 ми­нометами, 25 орудиями и 2 бронепоездами.

В связи с прямой угрозой нападения на территорию СССР рев­военсовет ОДВА в ноябре 1929 г. принял решение нанести упреж­дающий удар по этой группировке. Для проведения Маньчжу-ро-Чжалайнорской операции привлекалась Забайкальская группа войск ОДВА под командованием С.С. Вострецова. В состав груп­пы входили 3 стрелковые дивизии, в том числе 21-я, переброшен­ная по железной дороге из центральных районов Сибири осенью 1929 г., отдельная кавалерийская бригада, отдельные части и подразделения. Всего — около 7,6 тыс. штыков и сабель, 166 руч­ных пулеметов, 331 станковый пулемет, 88 орудий, 9 танков, 3 бронепоезда, 32 самолета.

Наступление Забайкальской группы войск началось на рассве­те 17 ноября. Отдельная кавалерийская бригада под командовани­ем К. К. Рокоссовского обошла Чжалайнор с востока и перерезала железную дорогу, связывавшую его с центральными районами Маньчжурии. Одновременно 2 полка 35-й стрелковой дивизии (командир П.С. Иванов) наносили удар по Чжалайнору с севера, один полк обходил город с востока. С северо-востока на город на­ступала 36-я стрелковая дивизия (без стрелкового полка) под командованием Е.В. Барановича, усиленная танковой ротой. Один полк 36-й дивизии имел задачу перерезать железную дорогу между станцией Маньчжурия и Чжалайнором.

К исходу 18 ноября советские войска овладели Чжалайнором, разгромив оборонявший его гарнизон. После перегруппировки 35-я и 36-я стрелковые дивизии, а также кавалерийская бригада по­вели наступление с юго-востока на город и станцию Маньчжурия, по которым с севера наносили удар полки 21-й стрелковой дивизии (командир Г.И. Ашахманов). Китайский гарнизон в течение двух дней оказывал ожесточенное сопротивление, неоднократно пере­ходя в контратаки, но 20 октября был вынужден капитулировать.

Противник потерял убитыми около 1,5 тыс. солдат и офицеров. В плен сдалось свыше 8 тыс. человек (в том числе командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжудзян со своим шта­бом), была захвачена почти вся артиллерия противника, 2 броне­поезда, много пулеметов, винтовок и боеприпасов.

Одновременно с Маньчжуро-Чжалайнорской операцией совет­ские войска провели операцию по разгрому угрожавшей советско­му Приморью группировки противника в районе города Мишань­фу (Мишань). Здесь было сосредоточено около 5,5 тыс. китайских солдат и офицеров, 24 пулемета, 24 миномета и 6 — 8 орудий. Основная задача возлагалась на специальную группу в составе стрелковой дивизии (командир А.И. Черепанов) и кавалерийской бригады (командир Д.А. Вайнерх), насчитывавших 2,8 тыс. шты­ков и 960 сабель, 131 пулемет, 36 орудий и поддерживаемых авиа­цией (25 самолетов). Руководил операцией начальник штаба ОДВА А.Я. Лапин. Утром 17 ноября советская авиация нанесла бомбовые удары по войскам и укреплениям противника. Затем без артиллерийской подготовки 2 стрелковых полка перешли в наступление с юга на Мишаньфу, а кавалерийская бригада, усиленная стрелковым бата­льоном на подводах, вышла в тыл оборонявшейся группировке противника. Противник, стремясь избежать окружения, начал по­спешный отход. К 17 часам Мишаньфу был занят советскими вой­сками.

В результате успешных действий войск ОДВА конфликт завер­шился подписанием 22 декабря 1929 г. в Хабаровске советско-китай­ского протокола о восстановлении мира и урегулировании конфлик­та. Протоколом предусматривалось восстановление положения на КВЖД, существовавшего до начала конфликта. К концу декабря все советские войска покинули китайскую территорию.

За героизм и мужество, проявленные во время боевых действий на КВЖД, Особая Дальневосточная армия и Дальневосточная (с 27 января 1931 г. — Амурская) военная флотилия были награж­дены орденами Красного Знамени. 589 бойцов и командиров по­лучили ордена Ленина и Красного Знамени. Среди награжденных — В.К. Блюхер и К.К. Рокоссовский.

Военные действия на КВЖД явились первым серьезным боевым испытанием для советских Вооруженных Сил. Военное искусство обогатилось опытом планирования и проведения операций и боев на окружение, организации и поддержания тесного взаимодействия между сухопутными войсками, речной флотилией и авиацией, испо­льзования десантов и обеспечения их высадки огнем корабельной артиллерии и ударами авиации, разгрома превосходящего противни­ка малыми силами и его преследования специально созданными по­движными группами из различных родов войск. Отметим, что Мань-чжуро-Чжалайнорская операция проводилась на глубину до 200 км.

В ходе боев была подтверждена правильность основных поло­жений Боевого устава пехоты 1927 г. и Полевого устава 1929 г.

Полученный в ходе боевых действий на КВЖД опыт изучался, обобщался и использовался при подготовке командиров, штабов и войск, а также учитывался при разработке новых уставов, настав­лений и инструкций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.012 с.)