Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обеспечение устойчивости функционирования экономики и территорийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Анализ обстановки, сложившейся в настоящее время в экономике РФ, свидетельствует о том, что состояние технической безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных предприятий, производств и объектов при снижении объемов и темпов производства, продолжает ухудшаться, а уровень аварийности возрастает. Пожары, взрывы, выбросы взрывопожароопасных и токсичных продуктов, другие инциденты и аварийные ситуации на производстве все чаще становятся причиной гибели людей и травматизма, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Негативное влияние техногенных катастроф на природу и население страны в ближайшие годы будет расти. И, все это, вызовет увеличение ежегодных затрат на ликвидацию их последствий с 1-2% валового национального продукта (ВНП) сейчас до 4-5% в ближайшем будущем, а это больше, чем расходует Россия на здравоохранение и охрану окружающей среды. По данным Российской Академии наук смерть и увечья на объектах экономики ежегодно составляют 300 тысяч человек. Прямые материальные потери составляют -3-5% валового национального продукта, а косвенные превышают их в среднем вдвое. В последние годы материальные потери возрастают ежегодно на 10-30% и несмотря на резкий спад производства, в несколько раз превосходят потери в промышленно развитых странах. По данным прогноза, даже после стабилизационного периода в развитии России возможный прирост ВНП будет не в состоянии компенсировать ежегодные 10-12% его потери, от аварий и катастроф. Основные причины роста количества чрезвычайных ситуаций (ЧС): - изношенность и старение значительной части основных фондов; - падение технологической и производственной дисциплины; - распад технической сферы СССР; - несовершенная, необходимая нормативная база; -отсталость и несоответствие применяемых технологий современным требованиям; - ослабление органов государственного надзора. Общие положения по устойчивости функционирования экономики и территорий На современном этапе функционирования экономики, возрастают требования к безопасности и устойчивости функционирования его объектов, особенно в чрезвычайных ситуациях. Проблемы повышения устойчивости функционирования экономики в экстремальных условиях, главным образом, в военное время, привлекают внимание исследователей уже не один десяток лет. И в предвоенные годы, и в последствии, когда всесторонне осмысливался опыт работы промышленности и сельского хозяйства в Великую Отечественную войну, было приложено много усилий для определения наиболее рациональных направлений и методов подготовки различных звеньев народного хозяйства к работе в условиях войны. Причем, главное внимание в этот период уделялось вопросам совершенствования гражданской обороны, обеспечения населения средствами коллективной и индивидуальной защиты от оружия массового поражения. В 70-80 годы исследование проблемы повышения устойчивости приобрело значительные масштаб, охватило основные территориальные и отраслевые звенья экономики. В этот период была создана достаточно разветвленная система научно-исследовательских организаций для разработки различных аспектов проблемы, актуальность которой на нынешнем этапе развития еще более возрастает. Актуальность задачи повышения устойчивости, обуславливается следующими обстоятельствами: -во-первых, несмотря на некоторое ослабление международной напряженности в связи с заключением ряда договоров, продолжается совершенствование средств вооруженной борьбы и не устранена опасность развязывания новой войны; -во-вторых, как свидетельствует опыт последнего времени, и, прежде всего, события на Чернобыльской АЭС, другие крупные аварии и катастрофы, с ускорением научно-технического прогресса, усложнением структуры экономики, внедрением в производство все более дорогостоящих и мощных, сложных технологических систем и машин, возрастает ущерб, наносимый экономике в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций мирного времени, приводящих к сбоям в работе предприятий и организаций, территорий. К настоящему времени определились теоретические и практические рекомендации по повышению устойчивости функционирования различных отраслевых и территориальных звеньев экономики в военное время. Накопленный опыт позволяет в определенной степени развивать направления и мероприятия по этой проблеме применительно к ЧС мирного времени, к деятельности Министерства по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (МГО ЧС) РФ и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Исходя из сказанного, становится ясным нацеленность государственных механизмов на повышение устойчивости Функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях как мирного, так и в военное время. Одной из основных задач РСЧС, является: осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов экономики, при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотии (инфекционные болезни животных) и эпифитотий (инфекционные болезни растений). Для решения этих задач, прежде всего, необходимо сформулировать сущность понятий "устойчивость", "повышение устойчивости" функционирования экономики и территорий в чрезвычайных условиях. Пол устойчивостью функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях, понимается ее способность удовлетворять оборонные и экономические потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и его жизнедеятельность. Под устойчивостью функционирования территории (автономная республика в составе РФ, край, область, город, район) понимается её способность обеспечивать производство продукции в установленных номенклатуре и объеме, а также обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях в чрезвычайных ситуациях. В "Каталоге основных понятий РСЧС", исходя уже из новых подходов в решении задач самой системой, даются следующие понятия: Устойчивость функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях: Способность территориальных и отраслевых звеньев экономики удовлетворять основные, жизненно важные интересы общества при уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызываемых источниками ЧС природного и антропогенного характера. Устойчивость функционирования территории в ЧС: Способность территориального звена экономики удовлетворять основные, жизненно важные интересы общества на уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызванных источниками ЧС природного и антропогенного характера на определенной территории. Под устойчивостью работы (функционирования) отрасли, объединения, объекта в чрезвычайных ситуациях, понимается их способность производить продукцию, в установленной номенклатуре и объеме (для отраслей и объектов непроизводственной сферы - способность выполнять заданные функции). Подготовка экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (это же касается и отрасли, территории, объекта, независимо от формы собственности и сферы деятельности), это комплекс экономических, организационных мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости его функционирования в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования экономики, ев территориальных и отраслевых звеньев, достигается осуществлением ряда мероприятий, направленных на: -предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий; -снижение возможных потерь и разрушений, в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов; создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения. В соответствии с действующими руководящими документами, были утверждены требования по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время. В настоящее время, общее руководство подготовкой экономики к устойчивому функционированию, осуществляет правительство РФ, правительства республик в составе РФ, органы государственной власти, края, области, города, района. Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости осуществляют министерства, госкомитеты и ведомства, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) территориальных органов исполнительной власти, руководители объединений и объектов экономики. На них возлагается ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств. Применительно к решению задачи не только для военного, но и мирного времени, с учетом возможных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, основными направлениями повышения устойчивости функционирования экономики и его территорий являются: -обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. -рациональное размещение производительных сил на территории соответствующей республики, края, области, города, района. -подготовка к работе в чрезвычайных ситуациях отраслей экономики. -подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях. -подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях. Для отраслевого звена объединения, объекта, основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом: -обеспечение защиты населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. -рациональное размещение производительных сил отрасли, подотрасли, объединения, производственных фондов объекта на соответствующей территории. -подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в чрезвычайных ситуациях. -подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях. -подготовка системы управления отраслью, подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных ситуациях. По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости: -в территориальных звеньях (республика, край, область, город, район) с учетом природных, экономических и других особенностей этих звеньев; -в экономике - по отрасли в целом, по ее подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив дальнейшего развития. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики, разрабатываются и осуществляются, в основном, заблаговременно, а также с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время. Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в чрезвычайных ситуациях (например, эвакуационные мероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.). Предложения по повышению устойчивости функционирования экономики разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта мобилизационной подготовки и выполнения задач РСЧС. Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости. Во-первых, это специальные исследования, проводимые, главным образом, силами инженерно-технического персонала объектов и местных органов управления экономикой. Второй вид исследований - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые НИИ в общегосударственном, республиканском в составе РФ (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах. Оба вида исследований дополняют друг друга, являются важной составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости, поэтому необходимо совершенствовать методику и организацию их проведения. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономикой, требующие капиталовложений и материально-технических средств, предусматриваются в планирующих документах. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики, включенные в план экономического и социального развития, рекомендуется выделять в отдельное приложение, которое может называться планом по повышению устойчивости функционирования экономики. Часть мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики и территорий предусматривается в соответствующих планах ГО (на мирное и на военное время). Контроль, за выполнением мероприятий и заданий по повышению устойчивости функционирования экономики и территорий, предусмотренных планами социально-экономического развития, мобилизационными планами, осуществляется плановыми органами, вторыми управлениями и отделами, другими функциональными управлениями и отделами в установленном порядке. Контроль, за выполнением мероприятий, предусмотренных в планах ГО ЧС, осуществляют соответствующие штабы и органы по делам ГО ЧС. С целью оценки эффективности мероприятий по подготовке экономики и территорий к устойчивому функционированию в чрезвычайных условиях проводятся специальные учения ГО. В целом, на основании накопленного опыта, общую схему организации работы по повышению устойчивости функционирования экономики и территорий, можно разделить на 3 основных этапа: - исследовательский, на котором выявляются "слабые", "узкие" места в деятельности экономики и территорий, вырабатываются предложения по устранению этих "слабых", "узких" мест; -этап проверки и оценки предлагаемых мероприятий на эффективность и выбора наиболее целесообразных решений для данных условий. В этой связи трудно переоценить учения ГО, на которых можно проверить предложения и рекомендации по повышению устойчивости функционирования любого звена народного хозяйства, получить по ним объективные заключения; -этап реализации обоснованных и проведенных мероприятий через установленную систему планирования и контроля. Таким образом, мы определились в содержании понятий "устойчивость" и "повышение устойчивости" функционирования экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях. Типовые перечни мероприятий, включаемые в планы подготовки территорий, порядок их разработки и оформления. При построении алгоритма действий по выработке плана основных мероприятий, органы управления должны исходить из требований базовых нормативных документов, таких как "Общие требования по повышению устойчивости функционирования отраслей промышленности, транспорта, энергетики и сельскохозяйственного производства в чрезвычайных ситуациях". Настоящие требования содержат принципиальные положения, которыми должны руководствоваться органы управления экономикой, независимо от форм собственности, при разработке и осуществлении мероприятий, направленных на повышение устойчивости их функционирования. Эти требования должны конкретизироваться и дополняться нормативно-правовыми, нормативно-техническими и методическими документами. Основные этапы выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения аварий и катастроф: - выявление возможных источников возникновения ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости со СДЯВ, оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.) -анализ риска возникновения чрезвычайной ситуаций, на каждом элементе - источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий; -выбор основных направлений предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС; -выбор мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения ЧС; по направлениям: а) защита персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения; б) рациональное размещение объектов и их элементов; в) снижение тяжести (локализация) последствий ЧС; г) подготовка к работе в условиях ЧС; д) подготовка системы управления, сил и средств ведомственных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС; Рассмотрим каждое из перечисленных направлений: а) Защита персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения; Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовке системы его жизнеобеспечения, выделим С этой целью необходимо: - выявлять источники ЧС; - прогнозировать последствия; -уменьшать количество источников ЧС; 1. совершенствование основных фондов и производственных процессов; 2. разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийности. 3. эффективный контроль, за состоянием ОПФ и режимов производства; 4.проведение регулярного технического обслуживания и ремонта ОПФ; 2. повышение квалификации персонала в области безаварийности производства. В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС, еобходимо обеспечить защиту производственного персонала путем: * своевременного оповещения персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе); * создания и подготовки сил и средств, для защиты персонала в условиях ЧС; * обучения персонала способам защиты в условиях ЧС; * подготовки к оказанию первой медицинской помощи; -подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС; Типовые мероприятия по обеспечению своевременного оповещения персонала: * создание объектовой системы оповещения; * поддержание систем оповещения в постоянной готовности; Создание и подготовка сил и средств по защите персонала включает: * создание объектовых формирований для проведения СА и ДЫР; * обеспечение формирований необходимой техникой и имуществом; * подготовку к обеспечению их продуктами питания и предмета ми первой необходимости в условиях ЧС; * обучение их действиям в условиях ЧС; * поддержание формирований в необходимой степени готовности; Обучение персонала способам защиты в условиях ЧС предусматривает: * изучение поражающих факторов ЧС; * изучение способов защиты от ЧС; * проведение тренировок и учений; Подготовка к оказанию первой медицинской помощи осуществляется: * накопления медицинских средств защиты; * подготовки к их рациональному использованию; Подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС включает в себя: * организацию коммунально-бытового обслуживания персонала в условиях ЧС; * защиту продовольствия, водоисточников и систем водоснабжения от порчи, заражения (загрязнения); * создание резервных источников хозяйственного и питьевого водоснабжения; * подготовку временных (стационарных и передвижных) средств очистки воды; * определение режимов деятельности людей в зависимости от степени РА и ХИМ заражения; * организация дозиметрического и химического контроля; * подготовку технических средств к проведению работ по обеззараживанию территорий, сооружений, оборудования, транспорта, сырья и материалов; * подготовку техники и инвентаря к проведению работ в холодное время года; * подготовку мест и создание условий для нормального отдыха людей, занятых ликвидацией последствий ЧС; * организацию информационного обеспечения персонала в условиях ЧС; * морально-психологическую подготовку персонала к действиям в ЧС; б) Рациональное размещение объектов и их элементов; При создании новых, реконструкции (расширении существующих) объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению, I а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, можно выделить наиболее общие (универсальные) типовые мероприятия, аименно: - размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, фунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности; - исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности; - рассредоточение элементов крупных объектов и их разукрупнение, ограничение расширения крупных производств; - ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов; - строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта в загородной зоне. Более подробно вопросы размещения объектов изложены в СНИП 2.01.51-90 (ИНВ.N02715). Снижение тяжести (локализация) последствий ЧС; На основе требований по снижению тяжести (локализации) последствий ЧС можно сформулировать цель планирования и ряд типовых мероприятий в этой области. Заблаговременные мероприятия по снижению тяжести последствий ЧС направлены на уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижению экономического ущерба и ограничению (исключению) негативного воздействия на окружающую среду. Эти цели должны достигаться путем: - защиты основных производственных фондов (ОПФ) от поражающих факторов ЧС; . принятия специальных природоохранных мероприятий. Защита ОПФ: - повышение физической стойкости ОПФ; - установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения; - внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ВФП; - защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации. Природоохранные мероприятия: - очистка стоков, газов; - герметизация оборудования, трубопроводов; - снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы. Подготовка к работе в условиях ЧС; Учитывая, что подготовка объектов экономики к работе в условиях ЧС должна осуществляться путем: - обеспечения выпуска важнейших видов продукции (услуг) в условиях ЧС; - устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой; - обеспечения безопасности работающей смены, то типовые мероприятия в этой области можно представить в следующем виде: 1. - оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции; - совершенствование производственных связей с поставщиками; - подготовка к независимому, функционированию отдельных производств; -подготовка к работе по упрощенной технологии. 2. - создание минимально необходимых запасов материально технических ресурсов; - подготовка к использованию местных ресурсов; - обеспечение автономных источников энергией и водой; - использование кабельных линий электрических передач; - электрическое снабжение объекта от двух и более источников; - подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей; - обеспечение аварийного освещения территории и помещений; - обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами. 3. - своевременного оповещения персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе); -создания и подготовки сил и средств, для защиты персонала в условиях ЧС; - обучения персонала способам защиты в условиях ЧС; - подготовки к оказанию первой медицинской помощи; - подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС; Подготовка системы управления, сия и средств ведомственных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС; Подготовка системы управления, сил и средств ведомственных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС должна быть направлена, на: - создание условий для своевременного оповещения персонала и населения; - проведение СА и ДНР. Эти цели достигаются путем: а) заблаговременной подготовки сия и средств РСЧС, которая включает в себя: - создание и обучение формирований, материально техническое обеспечение; - создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов; - подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля; - подготовка к использованию местных ресурсов; - обеспечение автономными источниками энергией и водой; - создание и сохранность страхового фонда документации. б) подготовкой системы управления ведомственных подсистем РСЧС.которая включает в себя следующие типовые мероприятия; - разработка и постановка задач отраслевым звеньям на ЛПА.ЧС; - обеспечение отраслевых органов управления и нормативно-технической документации; - создание СНЛК на территории объектов отрасли и прилегающей местности; - создание и поддержание в готовности систем оповещения; - создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС; - создание системы пунктов управления; - развитие системы связи в отрасли; - уточнение прогнозов возможных ЧС и планов действий; - подготовка отраслевых и объектовых АСУ к работе в ЧС; - подготовка персонала органов управления отрасли и объекта; - обеспечение контроля, за безопасным функционированием объектов и их готовностью; рущественные различия в отраслевом планировании не позволяют дать абсолютно четкие рекомендации, что обусловлено в первую очередь специфическими особенностями отраслей. Здесь, видимо, придется исходить из особых требований к отраслям промышленности, транспорта и энергетики. Начать изучение типовых мероприятий логично с наиболее потенциально опасных производств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.20.66 (0.01 с.) |