Раздел 1. Теоретические проблемы эстетики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теоретические проблемы эстетики.



1. Эстетика как философия искусства. Эстетическая сущность искусства. Искусство как подражание и как выражение. Искусство и познание. Эстетическая ценность. Эстетическое суждение.

2. Основные эстетические категории. Гармония (мера, совершенство). Прекрасное - безобразное. Возвышенное (героическое, патетическое, монументальное, фантастическое, чудесное) - низменное. Трагическое - ужасное. Драма. Трагикомедия. Комическое (юмор, сатира, сарказм, пародия, фарс, буффонада). Гротеск. Происхождение термина катарсис и его значение у античных мыслителей. Пифагорейская теория очистительного воздействия музыки. Аристотелевская трактовка катарсиса. Концепция катарсиса у Ницше. Проблема катарсиса в романтическом и классическом искусстве. Психологическая теория Выготского. Трагическое и катарсис (В. Шаламов). Катарсис в искусстве постмодернизма: шок, отрицание.

3. Направления и стили в искусстве. Виды и жанры искусства.Проблема художественного стиля. Антитезы Вёльфлина при анализе оппозиции «Ренессанс – Барокко». Ф. Ницше об аполлоническом и дионисийском началах в античной культуре. О. Шпенглер об аполлонической, фаустовской и магической душе. Основы систематизации искусств. Синтез искусств. Эстетические проблемы синестезии.

4. Содержание и форма в произведении искусства. Роль сюжета и фабулы в искусстве. Уровни композиции. Язык искусства (изобразительность, экспрессивность изображение, изобразительно-выразительное средство, знак, аллегория, метафора, символ). Канон и его роль в искусстве. Проблема нормы, новизны в искусстве. Произведение искусства как система. Происхождение искусства из игры.

5. Эстетические проблемы композиции в изобразительных искусствах. Основные исторические композиционные схемы. Трактовки композиции философами и искусствоведами. (Трактовка П.А. Флоренским и Жегиным Л.Ф. смысла обратной перспективы и храмового синтеза искусств. Е.Н. Трубецкой об иконописи как «умозрении в красках». Анализ М. Алпатовым исторических типов композиции. Анализ Ю.М. Лотманом семиотики композиции. Понятия конструкции и композиции у В. Фаворского. Г. Вельфлин о методах видения. Гештальтпсихология и проблема целостности композиции (Р. Арнхейм). Значение различных систем перспективы в подходе Б. Раушенбаха. Монтаж как композиционный прием.“Beautiful line” у У. Хогарта и «волнообразная линия» в трактовке Жегина Л.Ф.) Психофизиологические предпосылки композиции. «Золотое сечение» как универсальный композиционный принцип. Геометрия и композиция. Линейное и живописное начала в композиции. Эстетическая функция геометрических образов, мотивов (круг, треугольник и др.). Эстетическая функция формата, вертикальных и горизон­тальных построений. Эстетический смысл четырех разнонаправленных диаго­нальных построений (концепция Н.М. Тарабукина). Проблема симметрии и асимметрии в искусстве. Мотив «зеркала» в картине. Перспектива и планы. Проблема точки зрения в композиции. Различные системы художественной перспективы (ортогональная проекция, параллельная, обратная, прямая перспективы) и их роль в реализации эстетического смысла произведения.

6. Религия, нравственность и искусство. Мифотворчество, архетипы и искусство. Воздействие религиозного мифа на искусство. Понятия аполлонического и динисийского у Ф. Ницше. Учение Шпенглера о пра-символе (фаустовский, магический, аполлонический). Бинарные оппозиции в искусстве. Архетип и миф в искусстве. Эстетическое и нравственное развитие личности. Морализм и имморализм в искусстве. Роль сопереживания в эстетике. Воспитательная роль катарсиса.

7. Искусство и наука. Проблема объективности красоты. Функциональная асимметрия головного мозга и художественное творчество. Социологические теории становления художественных стилей (И. Тэн). Семиотика искусства. Психоаналитическая концепция искусства у З. Фрейда.Коллективное бессознательное в искусстве (подход К.Г. Юнга). От аффекта - к катарсису (концепция Л.С. Выготского). Экспериментальные исследования в психологии и эстетике, эстетика простых форм. Гештальтпсихология и проблема равновесия композиции. Творческий процесс в искусстве. Психология творчества. Ремесло. Исполнение. Мастерство. Отчуждение. Дистанция. Идеализация. Типизация. Одушевление. Прием в искусстве. Формалистиский принцип «остранения». Личность художника как эстетическая проблема.

8. Современные проблемы эстетики. Судьба понятий классической эстетики в эпоху постмодернизма. Место художника в современном социуме. Искусство как коммуникация.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.02 с.)