Профессиональные компетенции. Научно-исследовательская деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные компетенции. Научно-исследовательская деятельность



Научно-исследовательская деятельность

ПК- 1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства

ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства

ПК-7способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ

ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории

ПК-9 способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах

Педагогическая деятельность

ПК-11 способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства в общеобразовательных учреждениях

 

Организационно-управленческая деятельность

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

 

Культурно-просветительская деятельность

ПК-14 способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры

Экспертно-аналитическая деятельность

ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- периодизацию и основные этапы развития древнегреческого искусства

- характер и особенности древнегреческой художественной культуры

- наиболее значимые памятниками изобразительного искусства и архитектуры Древней Греции, историко-культурный контекст их создания, их формально-стилистические особенности, семантический и образный строй 

- основные источники и труды по истории древнегреческого искусства

- творчество наиболее выдающихся мастеров эпохи, произведения их круга

- крупнейшие античные собрания музеев мира

- специфику различных традиций зодчества и региональных школ скульптуры и живописи, локальное своеобразие памятников, созданных на периферийных или негреческих территориях

- виды древнегреческого изобразительного искусства, проблематику их взаимодействия.

Уметь:

- использовать в исследованиях по древнегреческому искусству базовые знания в области истории искусства; основ археологии; описания и анализа памятников (ПК-1; ПК-2; ПК-3);

- воспринимать и анализировать памятники Древней Греции в контексте современного им искусства и общей культурно-исторической ситуации.

- выявлять особенности и локальную специфику древнегреческого искусства различных регионов;

- анализировать мировоззренческие, философские, социо-культурные и художественные проблемы искусства Древней Греции (ОК-9);

- грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания о древнегреческом искусстве (ОК-2);

- понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории древнегреческого искусства, применять накопленный опыт для решения исследовательских задач (ПК-6);

- критически воспринимать научные концепции и методики, применяемые при изучении древнегреческого искусства (ПК-7);

-использовать знания, полученные в рамках дисциплины «Основы искусства Древней Греции», для возможной работы в музеях, галереях, художественных фондах, библиотеках (ПК-9); для составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); для педагогической деятельности (ПК-11); для разработки информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов (ПК-14); для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, в т.ч. по сохранению памятников архитектуры и искусства, художественного наследия (ПК-14, ПК-15).

 

Владеть:

- понятийным аппаратом истории искусства;

- основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства;

- основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствознания.

- навыками структурирования и обобщения данных, полученных в результате аналитической работы с текстами.

4. Структура и содержание дисциплины «Основы искусства Древней Греции» Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

        Лекции 64 а.ч. Семинар «Проблемы искусства Древнего Мира» 36 а.ч.

Самостоятельная работа студента, научно-исследовательская работа, выполнение курсовой работы, чтение литературы, подготовка к экзамену

44 а.ч.

Консультации, доклады в семинаре, коллоквиум, зачет, экзамен, письменная работа.
1 Раздел I Культура «гомеровской Греции». Искусство геометрического стиля. Тема 1. Введение. Особенности исторической ситуации в кон. XII-XII вв.: «новые греки» и греки-ахейцы. 2,3 1 4 2 1

Консультации, доклады в семинаре

2 Тема 2. Сложение типологии древнегреческого храма, основные типы ранних храмовых построек. 2,3 2 4 2 2

Консультации, доклады в семинаре

3 Тема 3 Греческая вазопись и пластика «геометрического стиля»   2,3 3 4 2 2

Консультации, оклады в семинаре

4 Раздел II Искусство эпохи архаики Тема 1 Архитектура раннеархаического периода. Сложение ордерных систем и принципов архитектурного декора. 2,3 4 4 2 4

Консультации, доклады в семинаре

5 Тема 2. Скульптура раннеархаического периода. Традиции «дедалической школы» 2,3 5 2 2 2

Консультации, доклады в семинаре

6 Тема 3. Вазопись «ориентализирующего стиля». Основные керамические центры 2,3 5–6 4 2 2

Консультации, доклады в семинаре

7 Тема 4 Архитектура периода зрелой и поздней архаики. 2,3 6 2 2 2

Консультации, доклады в семинаре

8 Тема 5 Скульптура зрелой и поздней архаики. Статуи, монументально-декоративная пластика. 2,3 7 4 2 4

Консультации, доклады в семинаре

9 Тема 6 Вазопись и монументальная живопись периода зрелой и поздней архаики 2,3 8 4 2 2

Консультации, доклады в семинаре

10   2 8     1

Коллоквиум по разделам I, II

11 Раздел III Искусство классического периода Тема 1 Ордерная архитектура V в. до н. э. Постройки Материка и Великой Греции 2,3 9–10 6 2 4

Консультации, доклады в семинаре

12 Тема 2 Греческая скульптура V в. до н. э. Сложение и утверждение нового стиля.   2,3 10–11 4 2 4

Консультации, доклады в семинаре

13 Тема 3 Монументальная живопись, вазопись, прикладное искусство V в. до н. э. 2,3 11 2 2 2

Консультации, доклады в семинаре

14 Тема 4 Архитектура периода поздней классики 2,3 12 4 2 2

Консультации, доклады в семинаре

15 Тема 5 Скульптура, вазопись, прикладное искусство позднеклассического периода 2,3 13 4 2 2

Консультации, доклады в семинаре

16 Раздел IV Искусство эпохи эллинизма Тема 1 Диалог культур и традиций в эпоху эллинизма. Эллинистическая архитектура. 2,3 14 4 2 2

Консультации, доклады в семинаре

17 Тема 2 Проблемы эллинистической скульптуры и живописи. Основные направления и школы 2,3 15–16 6 2 2

Консультации, доклады в семинаре

18  Тема 3 Расцвет прикладного искусства в эпоху эллинизма 2,3 16 2 2 2

Консультации, доклады в семинаре

19   3 17–18   2 1

Доклады в семинаре, зачет, письменная работа

20   2 сессия     1

Экзамен

                 

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Лекции по дисциплине «Основы искусства Древней Греции» сопровождается демонстрацией слайдов, цифровых воспроизведений памятников. Аудиторная работа включает также семинарские занятия, в рамках которых студенты готовят устные доклады по одной из тем к разделам курса, сопровождающиеся демонстрацией подобранного самостоятельно визуального материала. Предусматривается ознакомление студентов с существующими компьютерными базами данных по античному искусству, индивидуальные консультации, дискуссии, анализ и обсуждение самостоятельных семинарских работ. 

Внеаудиторная работа, проводимая с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предполагает посещение музейных экспозиций, выставок, фондов, библиотек, организацию зарубежных поездок с целью ознакомления с памятниками, позволяющих глубоко погрузится в изучаемую область. 

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы обучающегося

- работа в библиотеках, архивах, музейных фондах с целью освоения рекомендованной литературы и подготовки к самостоятельной исследовательской работе.

- работа на семинарских занятиях, участие в дискуссии;

- выступление с докладом на семинарском занятии;

- выполнение письменной работы (семинарская или курсовая работа);

- подготовка к устному экзамену, в ходе которой учащийся должен запомнить названия и датировки памятников, упоминавшихся в лекциях по изучаемому разделу, научится выявлять их типологические, иконографические и стилистические характеристики, а также общие характеристики основных этапов художественной культуры изучаемого периода.

В рамках дисциплины «Основы искусства Древней Греции» предусмотрены различные формы контроля знаний студентов. Форма текущего контроля освоения дисциплины – работа студента на семинарских занятиях. Форма промежуточных аттестаций – письменные работы, коллоквиумы. По результатам работы в семинаре (участие в дискуссии, выступление с докладом), учащийся получает оценку «зачет». В результате написания курсовой работы, учащийся получает за нее оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Итоговая форма контроля знаний – экзамен по курсу. По результатам устного экзамена учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Учебно-методическое обеспечение

Искусство Древней Греции // Труды исторического факультета МГУ. Отделение истории и теории искусства. Программы общих курсов / Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. Часть первая. М., изд.-во МГУ, 2009.

Примерные контрольные вопросы и задания:

 

Раздел I. Культура «гомеровской Греции». Искусство геометрического стиля.

1. Древнегреческая архитектура раннего периода. Назвать основные типы ранних храмовых построек, привести соответствующие примеры. Рассказать о памятниках IX-VIII вв. до н. э. на территории Балканской Греции и островах Эгейского моря (планы, конструкции, материалы), показать процесс зарождения типологии греческого периптера.

2. Вазопись геометрического стиля. Назвать важнейшие памятники и типы геометрических ваз, показать изобразительные принципы и характер декора. Перечислить основные сюжеты росписей, описать их стилистические особенности. На конкретных примерах выявить разнообразие локальных традиций геометрического стиля.  

3. Достижения пластики геометрического стиля. Охарактеризовать основные направления, описать иконографические и стилистические особенности произведений бронзовой и терракотовой пластики IX-VIII вв. до н. э.

 

Раздел II. Искусство эпохи архаики (конец VIII-VI вв. до н. э.)

 

1. Основные этапы развития архаического греческого искусства. Рассказать о периодизации архаического искусства, о художественном значении данного периода, его отношении к искусству предшествующего и последующего этапов, о культурно-исторических контактах греков с соседними территориями Древнего мира в этот период.

2. Архитектура раннеархаического периода. Назвать ранние каменные периптериальные постройки на территории Материковой Греции, Великой Греции. Рассказать о переходе к новому строительному материалу, сложении новой системы декора, ее соотношении с конструкцией.

3. Скульптура раннеархаического периода. Описать ранние масштабные изображения в скульптуре, выявить их связь с традициями древнеегипетской и переднеазиатской скульптуры. Рассказать о роли «дедалической школы» а этом раннем этапе. Привести конкретные примеры скульптур, выполненных в разных регионах, характеризующие дорийское и ионийское направления в пластике раннеархаического периода.

4. Декоративная храмовая скульптура и живопись раннеарахаической эпохи. Рассказать об основных видах скульптурного и живописного декора, показать специфику декорации в постройках дорического и ионического ордеров. Назвать важнейшие памятники, указать их датировки, описать стилистические особенности, иконографию.

5. Вазовая живопись ориентализирующего стиля в VII- 1 пол. VI вв. до н. э. Назвать основные направления и керамические центры, показать специфику аттической, ионийской, коринфской вазописи (привести примеры), охарактеризовать эволюцию стиля и иконографии ориентализирующих ваз на протяжении данного периода.

6. Архитектура периода зрелой и поздней архаики (2-ая, 3-я, последняя четверть VI в. до н. э.). Показать дальнейшее развитие ордерных систем и основных типов храмовых построек, назвать основные постройки Великой Греции, Ионии, Материковой Греции.

7. Скульптура зрелой и поздней архаики. Показать сложение и развитие типологии «куроса» и «коры» на примере конкретных памятников, выявить стилистическое своеобразие произведений, выполненных в разных регионах (Аттика, иония, Пелопоннес). 

8. Монументально-декоративная скульптура и рельеф. Назвать основные фронтонные, метопные и фризовые композиции указанного периода, даты их создания, охарактеризовать их стилистические и иконографические особенности.

9. Греческая вазопись «чернофигурного стиля». Рассказать об открытии чернофигурной техники в Коринфе, о становлении нового стиля, выразительных особенностях данного вида искусства. Назвать крупнейших мастеров-вазописцев, охарактеризовать их творчество, главные произведения.

10. Аттическая вазопись «краснофигурного стиля» конца VI начале V вв. до н. э. Рассказать о возникновении и эволюции нового изобразительного вазописного стиля на данном этапе, назвать основных «мастеров-пионеров», охарактеризовать их творчество, дать стилистическую и иконографическую характеристику главных произведений.

11. Прикладное искусство архаической эпохи. Назвать и охарактеризовать основные памятники нумизматики, глиптики, ювелирного искусства данной эпохи.

 

Раздел III. Искусство классического периода (V-IV вв. до н. э.)

1. Периодизация греческого искусства классического периода. Рассказать об особенностях классического искусства Греции на каждом из его этапов (ранняя, зрелая, поздняя классика), показать эволюцию классического стиля на примере наиболее значимых памятников, выявить характер изменений в историко-культурном, мировоззренческом контексте.  

2. Греческие храмы раннеклассического периода. Описать постройки дорического и ионического ордера греческого Материка и Великой Греции, показать на их примере дальнейшее развитие греческой ордерной архитектуры. Охарактеризовать храм Зевса в Олимпии как образец классического периптера дорического ордера.

3. Комплексы греческих святилищ в эпоху поздней архаики и ранней классики. Описать ансамбли общегреческих святилищ в Олимпии и Дельфах, показать их значение как центров религиозной, общественной и культурной жизни греков. Перечислить типы построек, выявить характер взаимодействия архитектуры, скульптуры, окружающей среды.

4. Греческая скульптура раннеклассического периода. На примере конкретных памятников показать новую реалистическую направленность пластического искусства, сложение принципов хиазма. Рассказать о техниках и материалах в греческой скульптуре данного периода. Охарактеризовать роль Мирона как представителя раннеклассическо искусств.

5. Монуметально-декоративная скульптура в раннеклассический период. Описать фронтоны и фризы греческих храмов первой половины V в. до н. э. Западный и восточный фронтоны храмов Афины Афайи на о. Эгина – дать сравнительную характеристику. Рассказать о пластическом декоре храма Зевса в Олимпии, его иконографической программе, стилистических особенностях. 

6. Вазопись первой половины V в. до н. э. Охарактеризовать выразительные возможности «строго» и «переходного» стилей, назвать крупнейших вазописцев данного периода, их наиболее значимые произведения.

7. Монументальная живопись раннеклассического периода. Охарактеризовать живописную систему Полигнота и мастеров его круга, показать ее влияние на другие виды изобразительного искусства в этот и последующий периоды.

8. Комплекс построек Афинского акрополя как образец классического архитектурного ансамбля. Охарактеризовать постройки, входящие в ансамбль, их художественные и конструктивные особенности, их религиозное, идейное содержание. Показать соединение и взаимопроникновение двух ордерных систем, рождение «всеэллинского» архитектурного стиля.

9. Парфенон в ансамбле афинского Акрополя. Описать объемно-пространственную композицию, художественные и конструктивные особенности, охарактеризовать элементы скульптурного декора, показать уникальность программы. 

10. Творчество Иктина. Назвать основные постройки, показать их роль в развитии греческой архитектуры зрелоклассического периода. Охарактеризовать особенности архитектурного и декоративного решения храма Аполлона Эпикурия в Бассах.

11. Аттическая архитектура второй половины V в. до н. э. Назвать и охарактеризовать постройки афинской Агоры, храмы в предместьях Афин, их отличительные особенности, сравнить их с постройками Акрополя. Рассказать о технике античной архитектуры на данном этапе. 

12. Греческая скульптура зрелоклассического периода. Показать на примере конкретных памятников особенности аттической, аргосско-сикионской, ионийской школ. Назвать крупнейших мастеров эпохи расцвета греческой скульптуры, охарактеризовать их стиль и художественное наследие.

13. Творчество Фидия. Рассказать о наиболее прославленных в древности работах мастера, назвать источники наших сведений о них, охарактеризовать стиль Фидия. Осветить проблему участия Фидия в скульптурном оформлении Парфенона и восстановлении комплекса Акрополя. Назвать учеников Фидия и мастеров его круга, охарактеризовать их работы, известные в подлинниках и копиях.

14. Творчество Поликлета. Охарактеризовать пластический стиль мастера и его эволюцию на примере наиболее известных работ. Рассказать о трактате «Канон», изучении Полкилетом возможностей и границ контрапоста, их теоретическом осмыслении, о системе пропорций Полкилета.

15. Греческая монументально-декоративная пластика второй половины V в. до н. э. Рассказать о скульптурном декоре наиболее значимых построек данного периода (элементы декора, характер пластики, стилистические и иконографические особенности), об их роли в образном решении отдельных сооружений и архитектурных ансамблей. Выявить влияние скульптуры «парфеноновского» стиля в разных областях греческого мира. 

16. Монументальная живопись второй половины V в. до н. э. Рассказать об источниках наших знаний о живописи данного периода, о новых открытиях в данной области, охарактеризовать творчество наиболее крупных мастеров: Аполлодора, Агатарха, Зевксиса, Паррасия.

17. Греческая вазопись второй половины V в. до н. э. Рассказать о краснофигурных вазах «свободного стиля», их особенностях и значении, охарактеризовать творчество крупнейших мастеров. Рассказать о белофонной технике и белофонных лекифах как оригинальных полихромных произведениях греческой вазописи данного периода.

18. Греческое прикладное искусство V в. до н. э. Охарактеризовать разные виды прикладного искусства, развивающиеся в данный период (коропластика, нумизматика, глиптика, торевтика, ювелирное ремесло). Описать и дать стилистическую характеристику греческих памятников из скифских курганов Северного Причерноморья.

19. Греческая архитектура IV в. до н. э. Описать архитектурную типологию, выявить черты традиционного и нового в греческой архитектуре, охарактеризовать градостроительную деятельность, описать основные постройки ионического и дорического ордеров. Рассказать о сложении коринфского ордера и его применении в архитектуре дано периода.

20. Архитектурный комплекс святилища в Эпидавре. Творчество Полкилета Младшего. Охарактеризовать пространственно-планировочное решение ансамбля и его основные постройки. Показать роль эпидаврского театра, построенного Поликлетом, в комплексе святилища, на его примере выявить характерные особенности греческой театральной архитектуры. 

21. Греческие постройки IV в. до н. э. на территории Малой Азии: второй Артемисион в Эфесе, храм Афины в Приене, Галикарнасский Мавзолей. Показать соединение восточных и греческих традиций в архитектуре малоазийских центров, затронуть проблемы реконструкции и атрибуции памятников архитектуры.  

22. Греческая скульптура позднеклассического периода. На конкретных примерах охарактеризовать творчество наиболее крупных мастеров – Праксителя и Скопаса, показать особенности и эволюцию их стиля, новаторство художественного метода и связь с традицией V в. до н. э.

23. Портретный жанр в греческой скульптуре IV в. до н.э. Охарактеризовать творчество Деметрия из Алопеки – мастера физиномического портрета; привести примеры греческой портретной скульптуры данного периода.

24. Греческая монументальная живопись IV в. до н. э. Рассказать об основных направлениях и школах в монументальной живописи данного периода, охарактеризовать творчество ведущих мастеров. Назвать важнейшие сохранившиеся подлинные произведения живописи IV в. до н. э., описать их стилистические и иконографические особенности.

25. Греческая вазопись конца V- первой половине IV вв. до н. э., вазы «роскошного» и «беглого» стилей. Назвать основные центры керамического производства в данный период, охарактеризовать созданные здесь памятники, выявить причины начинающегося упадка греческого искусства вазописи в этот период.

26. Искусство времени Александра Македонского. Дать характеристику предэллинистического этапа в развитии греческого искусства, рассказать о новых задачах и новых художественных методах в искусстве данного времени. Охарактеризовать творчество придворных художников Александра: Леохара, Лисиппа, Апеллеса, Пирготеля.

27. Творчество Лисиппа. Назвать источники наших знаний о Лисиппе, показать изменение в подходе к изображению человека на основе сравнения творчества Лисиппа и Поликлета. Охарактеризовать наиболее значимые произведения мастера.

Раздел III. Искусство эпохи эллинизма (последняя четверть IV- I в. до н. э.).

1. Хронология эллинистической истории. Дать внутреннюю периодизацию эллинистического искусства, рассказать о взаимодействии культурных традиций на разных территориях, о достижениях и противоречиях в искусстве эллинистической эпохи. Показать многообразие школ, стилистических направлений и жанров.  

2. Архитектура эллинистической эпохи. На конкретных примерах рассказать об основных тенденциях в градостроительстве, о роли инженерно-технических сооружений, построек-колоссов. Показать многообразие типов общественных сооружений, привести примеры храмовых, жилых и общественных сооружений, рассказать о строительной технике, о роли ордера в эллинистической архитектуре.

3. Скульптура эллинистического времени. Показать на конкретных примерах роль скульптуры в художественном решении архитектурных комплексов. Охарактеризовать основные школы эллинистической скульптуры и их особенности, произведения разных хронологических периодов.

4. Проблема портрета в эллинистической пластике. Охарактеризовать основные направления в области официального и частного портрета на примере конкретных памятников.

5. Эллинистическая монументальная живопись. Охарактеризовать основные направления и школы, выявить обилие жанров в живописном искусстве данного времени, раскрыть понятие «эллинистический импрессионизм».

6. Прикладное искусство эпохи эллинизма. Рассказать о появлении новых материалов и техник, охарактеризовать наиболее известные произведения ювелирного искусства, глиптики, торветики (памятники Панагюриштенского клада в Болгарии, произведения ювелирного искусства из Северного Причерноморья).

 

Примерные темы курсовых и семинарских работ для семинара «Проблемы искусства Древнего Мира».

1. Геометрические вазы Дипилонского некрополя. Типология, символика, принципы декора.

2. Погребальный кратер из Дипилонского некрополя в Афинах и Мелосская амфора с Аполлоном и Артемидой. Сравнительный стилистический анализ.

3. Образ божества, героя, атлета-победителя в скульптуре архаического периода. Развитие типологии «куроса» в искусстве VI в. до н. э.

4. Храм Артемиды в Эфесе. Проблема реконструкции архитектурно-пространственного решения и скульптурного декора.

5. Метопы архаических храмов Селинунта: стиль, сюжеты, иконография. Возникновение и эволюция рельефной метопной декорации на территории Великой Греции.

6. Сокровищница Сифносцев в комплексе Дельфийского святилища. Архитектурно-пластический ансамбль эпохи зрелой архаики.  

7. Экзекий – выдающийся мастер чернофигурного стиля.

8. Вазы-билингвы конца VI в. до н. э. Зарождение краснофигурной вазописной техники.

9. Луврский кратер «Мастера Ниобид». Монументальная живопись и вазопись раннеклассического периода: проблема взаимодействия.

10. Сюжеты троянского цикла в греческой вазописи раннего краснофигурного стиля.

11. Сюжетная программа росписи Полигнота в дельфийской лесхе Кидян.

12. «Афина и Марсий» - скульптурная группа Мирона. Проблема реконструкции и интерпретации.

13. Храм Афины Афайи на о. Эгина: западный и восточный фронтоны. Сравнительный анализ. 

14. Метопы храма «Е» в Селинунте и храма Зевса в Олимпии. Сравнительный стилистический и иконографический анализ.

15. Храм Афины-Ники в ансамбле афинского Акрополя. Особенности архитектурного решения и пластического декора.

16. Статуя Афины Парфенос Фидия. Проблема реконструкции памятника на основе анализа письменных источников, копий и реплик.

17. Статуя Нике Пеония – образец подлинной греческой скульптуры V в. до н. э. Стилистический анализ.

18. Аттические надгробия V в. до н. э. Иконография и стиль.

19. Скульптурный декор гробницы Мавсола в Галикарнасе. Проблема реконструкции и интерпретации.

20. Постройки Калликрата и Мнесикла в ансамбле афинского Акрополя.

21. «Монумент Нереид» в Ксанфе. Проблема реконструкции сюжетной программы.

22. Театральная архитектура классического и эллинистического времени. Сложение и эволюция принципов архитектурно-пространственного решения. 

23. Скопас как представитель «патетического» направления в скульптуре поздней архаики. Анализ произведений и письменных источников.

24. Храм Аполлона Эпикурия в Бассах: архитектурное решение и особенности декора.

25. Акротериальная скульптура и ее значение в архитектуре классического периода.

26. Древнегреческие кариатиды: возникновение и эволюция типологии.

27. Техника древнегреческой классической архитектуры: материалы, конструкции, организация труда.

28. Росписи аттических белофонных лекифов: стиль, сюжеты, иконография.

29. Типология толоса в греческой архитектуре IV в. до н.э.: Фимела в Эпидавре и Филиппейон в Олимпии.

30. Искусство греческой мозаики – техника, стилистические и иконографические особенности (на материале поздней классики и эллинизма)

31. Леохар – придворный скульптор Александра Великого. Греческое искусство на пороге эллинизма.

32. Пергамский алтарь и его скульптурный декор. Проблема художественного синтеза и синкретизма.   

33. Эллинистический город – характер планировки, жилая и общественная архитектура.

34. Образ Афродиты в эллинистической скульптуре.

35. Жанровые скульптурные группы позднеэллинистического периода.

36. Роспись Казанлыкского склепа во Фракии. Сюжетная программа, живописный стиль, принципы размещения декора.

37. Рельефная керамика и торевтка эпохи эллинизма (анализ произведений из Панагюриштеского клада, памятников Северного Причерноморья). 

 

Возможны также другие темы по выбору учащегося при согласовании с преподавателем.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, т. II. М., 1935.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

Колпинский Ю.Д. Искусство Древней Греции. М., 1961

Колпинский Ю.Д. Искусство Древней Эллады. М., 1963

Памятники мирового искусства, т. 2. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970

Полевой В.М. Искусство Греции, т.1-2. М., 1984

Ривкин Б.И. Античное искусство// Малая история искусств. М., 1972

Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966

Шуази О. История архитектуры, т. 1. М., 1935

J. Charbonneaux. LArt grec. Paris 1963

Boardman J. Greek Art. Cambridge 1973.

Robertson M. A History of Greek Art. Cambridge, 1975

 

б) дополнительная литература:

Античные мыслители об искусстве. М., 1938.

Античная лирика. М., 1968.

Античная скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. М., 1987.

Античное искусство из музея Метрополитен. Каталог выставки. М., 1978.

Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998.

Аристотель. Поэтика. М., 1957.

Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов. Л., 1966.Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Белов Г.Д. Пракситель. Л., 1973.

Белов Г.Д. Алтарь Зевса в Пергаме. Л., 1959.

Боннар А. Греческая цивилизация, т. I-II. М., 1958-1962 (2-е изд. 1993-1995) (пер. с франц.).

Витрувий. Десять книг об архитектуре, т. I. М., 1036 (пер. Ф.А.Петровского).

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции. М., 1988 (пер. с польского).

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995; 2002.

Геродот. История. М., 1993 (пер. Г.А.Стратановского).

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. М., 1994 (1-е изд. СПб., 1913) (пер. с франц.).

Головня В.В. История античного театра. М., 1972.

Гомер. Илиада (пер. Н.Гнедича). Одиссея (пер. В.Жуковского). М., 1996.

Греческая эпиграмма. М., 1996.

Данилова И.Е. Орнамент в древнегреческой вазописи V в. до н.э. М., 1960.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979 (пер. М.Л.Гаспарова).

Донтас Георгиос. Акрополь и его музеи. Афины, 1997.

Еврипид. Трагедии М., 1980 // Античная драматургия. Греция (пер. И.Анненского).

Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. Пг., 1918.

История Древнего мира (под ред. И.М.Дьяконова, В.Д.Нероновой, И.С.Свенцицкой), т. II. М., 1982 (2-е изд М., 1989).

Камир-Линд Ялис. Родос. Музеи Родоса. Афины, 1997.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990 (пер. с польского).

Кун. Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975 (5-е изд.).

Кунина Н. Античное стекло в собрании Эрмитажа. СПб., 1997.

Левек П. Эллинистический мир. М., 1989 (пер. с франц.).

Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963-1988.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Лукиан. Сочинения, т. 1-2. М.-Л., 1935 (пер. Б.Л.Богаевского).

Лукиан. Сочинения, т. 1-2. СПб., 1992 (пер. Б.Л.Богаевского).

Папастамос Димитриос. Афинский Акрополь. Афины, 2003.

Папхадзис Никос. Микены - Эпидавр, Тиринф - Навплион. Аргоссий герайон - Аргос - Асина - Лерна - Трезения. Афины, 1997.

Петракос Василиос. Дельфы. Афины, 1997.

Платон. Избранные диалоги. М., 1965.

Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994 (пер. Г.Тараняна).

Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 1-3 (под ред. С.И.Соболевского). М., 1961-1964.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982.

Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н.э. в собрании Эрмитажа. Оригиналы и римские копии. Л., 1986.

Сидорова Н.А., Тугушева О.В., Забелина В.С. Античная расписная керамика из собрания Гос. музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Л., 1985.

Соколов Г.И. Мирон и Поликлет. М., 1961.

Софокл. Трагедии. М., 1988 (пер. С.В.Шервинского).

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

Филострат. Картины. Каллистрат. Статуи. Л., 1936 (пер. С.П.Кондратьева).

Финогенова С. Каталог собрания античных гемм ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1993.

Харитониду Ангелики. Эпидавр, святилище Асклепия и музей. Афины, 1997.

Чубова А.П. Скопас. М.-Л., 1959.

Чубова А.П. Фидий. М.-Л., 1962.

Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. М., 1985 (пер. с франц.).

Эсхил. Орестея. М., 1961 (пер. С.Апта).

Ялурис Н. Древнее искусство греческих островов Эгейского моря. Каталог выставки. М., б/г.

Ashmole B. Architect and Sculptor in Classical Greece. London, 1972.

Barletta B. The origins of the Greek architectural orders. Cambrige. 2001, 

Beazley J.D. Attic Red-figure Vase-painters. Oxford, 1942 (1963).

Beazley. The Divelopment of Attic Black-Figure. Oxford, 1951. 

Beazley J.D. Attic Blackfigure Vase-painters. Oxford, 1956.

Boardman J., Dörig J., Fuchs W., Hirmer M. The Art and Architecture of Ancient Greece. London, 1966

Boardman J. Greek Sculpture, 1-3. London, 1993.

Boardman J. Athenian black-figure Vases. London, 1993.

Boardman J. Athenian red figure Vases, 1-2. London, 1993.

Boardman J. Early Greek vase painting. London, 1994.

Boardman J. The Diffusion of Classical Art in Antiquity. London, 1994.

Boardman J. The History of Greek Vases, London, 2001

Butzi G. Magna Greca a Sizilia. Roma, 1995.

Carpenter R. Art and Myth in Anciant Greece. London, 1999.

Castriota D. Myth, Ethos and Actuality – Official art in fifth century BC Athens. Vadison, 1992.

Charbonneaux J. La sculpture greque archaique. Paris, 1945.

Charbonneaux J., Martin R., Villard F. Archaic Greek Art. London, 1968.

Charbonneaux J., Martin R., Villard F. Greece Hellenistique. Paris, 1970.

Coulton J.J. Ancient Greek Architects at Work. Ithaka-New York, 1982.

Dinsmoor W.B. The Architecture of Ancient Greece. London-New-York, 1950.

Frel Y. Greek architecture. Praha, 1964.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.2 с.)