Художественное ремесло древних славян. 1 – 10 вв.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественное ремесло древних славян. 1 – 10 вв.



Ранний славянский этнос, язычество древних славян, верования и мифология. Консолидация племён как предпосылки образования Древнерусского государства. Этапы развития древнеславянской культуры. Материальная культура и художественное ремесло древних славян (обработка камня, глины, кости, дерева). Художественный металл: типы изделий из бронзы и серебра (фибулы, подвески, гривны); технологии формообразования и художественной обработки (ковка литьё; выемчатая эмаль, зернь скань, позолота). Геометрический орнамент, его магическая и эстетическая роль в искусстве древних славян. Связь славянской культуры с окружающими племенами, влияние западного и восточного искусства на художественное ремесло древних славян. Значение и роль древнеславянской культуры в развитии искусства домонгольской Руси и формировании традиционной художественной культуры.

 

2. Художественное ремесло Киевской Руси X–XII в.      

Образование Древнерусского государства. Принятие христианства. Киев – центр древнерусской художественной культуры. Ремесло Киевской Руси и художественная культура Византии, взаимосвязь и влияния. Понятие "синкретизм" в искусстве Древней Руси. Появление и развитие монументальных форм искусства – мозаики Софии Киевской. Развитие стеклоделия как нового вида художественного ремесла (изготовление смальты и выдувных сосудов). Деревенское и городское ремесло, княжеские заказы. Специализация в художественном ремесле. Художественный металл (серебро, медь, билон – сплав серебра и меди): технология формообразования и декорирования (литьё, чеканка, ковка; зернь, скань, резьба, чернь, басма, позолота, огневое золочение). Перегородчатая эмаль - новый вид искусства художественного металла.

Типология форм ювелирных украшений, «полный женский убор». Региональные особенности художественного ремесла как отражение родовой памяти славянских племён. Специфика развития орнамента, его виды. Значение киевского художественного центра в развитии искусства древнерусских городов.

 

3.Художественное ремесло Среднерусских земель ХI – ХIII веков.

Сложение и развитие региональных художественных центров Древнерусского государства: особенности художественного ремесла в Чернигове, Смоленске, Полоцке. Перегородчатая эмаль Рязанского княжества – её значение в развитии художественного ремесла Древней Руси.

Искусство Владимиро-Суздальской земли: архитектура и расцвет белокаменной резьбы. Монументальность как характерная черта владимиро-суздальского искусства Златокузнечество (ковка, чеканка, литьё). Шлем Ярослава Всеволодовича, его история, художественные особенности. Потир Юрия Долгорукого как крупнейший памятник домонгольской торевтики. Влияние романского искусства Европы. Изготовление поливной керамики.

 

4.Художественное ремесло Великого Новгорода XII–XVI вв.

Особенности художественной культуры вольного города, влияние искусства Киева, Византии, Западной Европы. Периоды развития новгородского искусства, ХI – сер. ХII – расцвет художественного ремесла (золотой век). Значение и роль местных традиций. Монументальный характер искусства Древнего Новгорода. Техника художественной обработки металла (ведущая роль чеканки). Памятники новгородского искусства – сокровища ризницы Софийского собора (кратиры, Сионы, серебряные чеканные оклады) Новгородская скань, Перегородчатая эмаль. Использование драгоценных камней в украшении церковной утвари. Художественная обработка цветного камня Техника золотой наводки (13-14 вв.). Медное литьё. Формирование собственной школы новгородского искусства.

Особая роль новгородской земли в сохранении художественных традиций домонгольского периода. Новый подъём новгородского искусства в 15 веке, его причины и значение в развитии культуры древнерусского государства. Разделение ремесла по социальному признаку. Ювелирное искусство. Особенности новгородской скани. Техника эмали по скани. Серебряная утварь. Развитие орнаментальной культуры (плетёнка, тератологический стиль). Новгородская школа древнерусского лицевого шитья. Значение искусства древнего Новгорода в сохранении и развитии киевских традиций.

 

Обязательная литература к темам 1 – 4

Бочаров Г.Н.-Художественный металл Древней Руси. М., 1984

Бочаров Г.Н.-Прикладное искусство Новгорода Великого. М., 1969

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф.-Искусство Древней Руси. М., 1993

Василенко В.М.-Русское прикладное искусство (истоки и становление I в. до н. э. – XIII в. н. э.). М., 1977

Гущин А.С.-Памятники художественного ремесла Древней Руси. М., 1936

Качалов Н.Н.-Стекло. М., 1959

Лазарев В.Н.-Византийское и древнерусское искусство. М., 1978

Лазарев В.Н.-Мозаики Софии Киевской. М., 1960

Лихачёв Д.С.-Культура Руси эпохи образования русского национального государства. Ленинград: ОГИЗ ГОСПОЛИТ, 1946. 140 с., ил.

Макарова Т.И.-Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975

Монгайт А.А.-Художественные сокровища Старой Рязани. М., 1967

Плешакова И.И., Лихачева И.Д.-Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., 1985

Писарская Л., Платонова Н., Ульянова Б.-Русские эмали ХI – ХVII веков. М.: 1974

Рыбаков Б.А.-Ремесло Древней Руси. М., 1948

Рыбаков Б.А.-Русское прикладное искусство X-XIII вв. Л., 1971

Рындина А.В.-Древнерусская мелкая пластика. М., 1978

Свирин А.Н.-Древнерусское шитьё. Л.: 1963

Свирин А.Н.-Ювелирное искусство Древней Руси. М.: 1972.

Седова М.В.-Ювелирные изделия Древнего Новгорода X-XV вв. М., 1981

Щапова Ю.Л.-Стекло Киевской Руси. М., 1972

Дополнительная литература-

Бочаров Г.Н.-Клад 1822 из Старой Рязани. // Музей 1983, №4

Бочаров Г.Н.-Из истории искусства Древнего Владимира./Памятники истории и культуры. Ярославль, Верхнее-волжское книжное издательство, 1983, с. 32 – 44.

-Древний Новгород: прикладное искусство и археология. М., 1985

-Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI-XV вв. М., 1996

Василенко В.М.-Славянское язычество / Декоративное искусство СССР. 1068, №2.

Голейзовский Н.К -Семантика новгородского тератологического орнамента / Древний Новгород. М.: 1981

Кондаков Н.П.-Русские клады. СПб., 1896

Манушина Т.-Художественное шитьё Древней Руси в собрании Загорского музея. М.: 1983

Корзухина Г.Ф.-Русские клады IX-XIII в. М.-Л., 1954

Некрасов А.И.-Очерки декоративного искусства Древней Руси. М., 1924

Пуцнос В. -Византия и Русь. / Декоративное искусство СССР, 1976, №8.

Русская культура X-XVIII в. М., 1968

Стерлигова И.А.-Драгоценный убор древнерусских икон ХI – ХIV веков. М.: 2000

Толочко П.П.-Древний Киев. М.:1976.

Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII вв. М., 1996

Щапова Ю.Л.-Очерки истории древнего стеклоделия М.: 1968.

 

5.Художественное ремесло Московского княжества XIV – XVI вв.

Образование Московского княжества, особенности его развития, связь с другими русскими землями. Возвышение Москвы после победы в Куликовской битве (1380 г.) Формирование художественного центра древней Руси в Москве. Возрождение традиций искусства домонгольского периода. Особенности московской торевтки (скань, чернь, басма, эмаль по резьбе на серебре, чеканка, литьё). Создание культовых изделий (оклады икон и книг). Влияние восточного искусства в развитии техник художественной обработки металла Особенности орнаментальной культуры. Новые художественные тенденции в московском искусстве начала ХV века. Мастерские митрополита Фотия. Появление нового художественного цента в Троице-Сергиевом монастыре. Творчество мастера Ивана Фомина и инока Амвросия. Расцвет московского искусства в середине ХV века
Превращение Москвы в общекультурный центр русского государства в ХVI веке. Москва – третий Рим. Княжеские мастерские. Декоративные особенности искусства московской школы. Оружейная палата, организация серебряного дела, развитие черни, эмали, их особенности. Иностранные мастера. Роль мастеров – выходцев из региональных земель московского государства. Особенности московской эмали по скани, черни по золоту. Церковная утварь. Сложение орнаментальной культуры на основе растительных элементов – «травы». Роль и значение искусства московской Руси ХVI века в развитии русской культуры следующего столетия.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.011 с.)