Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Искусства профессор,
Заведующий кафедрой И.И.Тучков
Исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Кафедра всеобщей истории
искусства профессор В.Д.Дажина
Эксперты
Государственный институт искусствознания
| Директор,
доктор искусствоведения профессор
| Д.В. Трубочкин
| Российский Государственный Гуманитарный Университет
| Заведующий кафедрой Всеобщей истории искусств, кандидат искусствоведения, доцент
| К.Л.Лукичева
|
Программа одобрена на заседании Ученого совета исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Председатель УМС по истории и истории искусства С.П.Карпов
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины
Основы искусства эпохи Барокко и Классицизма
Рекомендуется для направления подготовки по специальности
История искусств»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Основы искусства эпохи Барокко и Классицизма» являются:
- знакомство студентов с основными этапами развития европейского искусства XVII-XVIII веков как части единого процесса развития искусства через изучение творчества ведущих мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры,
- создание представлений о множественности путей развития, разнообразии стилистических принципов и художественных направлений эпохи (барокко, классицизм, реализм и других);
- создание представлений о формировании разных национальных школ, их исторических, идейных и художественных особенностях;
- осознание многообразия жанровой специфики различных видов искусства в сочетании с единством основных принципов синтеза искусств.
Обозначенные цели, задачи и темы получат дальнейшее развитие и тщательную проработку в семинаре «Проблемы искусства эпохи Барокко и Классицизма».
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Основы искусства эпохи Барокко и Классицизма» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр).
Курс представляет собой составляющую часть учебной программы по истории зарубежного искусства и является необходимым продолжением курса «Основы искусства эпохи Возрождения». Дисциплина связана логически и содержательно-методически с курсом отечественного искусства «Основы русского искусства XVIII века».
Для успешного овладения дисциплиной студент должен располагать знанием истории, истории философии и культуры и обладать основами следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
· владением культурой мышления и ведения дискуссий; умением обобщать, анализировать, воспринимать информацию; умением ставить цели и выбирать пути к их достижению (ОК-1);
· умением грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать мысли на русском языке, владения навыками публичной и научной речи (ОК-2);
· способностью осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышать свою квалификацию и мастерство (ОК-6);
· способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знанием основных положений и методов гуманитарных, социальных и экономических наук, способностьюиспользовать их при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализироватьсоциально-значимые и художественные проблемы и процессы (ОК-9).
Изучение зарубежного европейского искусства XVII-XVIII веков создает необходимую основу для последующего изучения таких дисциплин базового профессионального цикла как: «Основы искусства XIX века», «Основы искусства XX века», а также «Теория искусства» и «Методология истории искусства».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на частичное формирование и совершенствование следующих компетенций:
ОК1; ОК2; ОК6; ОК8; ОК9; ОК12; ОК14; ОК18; ОК19.
ПК1; ПК3; ПК 4; ПК5; ПК6; ПК7; ПК9; ПК10; ПК11; ПК13; ПК14; ПК15.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные источники и научные труды по истории европейского искусства XVII-XVIII века (ПК6);
· основные этапы творчества и характерные особенности произведений ведущих мастеров (ПК 1);
· понимать специфику формирования и развития национальных художественных школ в изучаемую эпоху, представлять себе их идейные и художественные особенности в историческом контексте (ОК 18, ПК5);
· содержание разделов крупнейших отечественных и мировых музейных коллекций по искусству XVII-XVIII веков, а также состояние интернет-ресурсов в этой области (ПК9);
· сущность общих теоретических концепций и современных научных подходов, связанных с изучаемым периодом, понимать их проблематику и связь с мировым художественным процессом (ПК 7).
Уметь:
· воспринимать, обобщать и анализировать информацию (ОК1), понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, а также общие художественные проблемы и процессы (ОК 9), понимать движущие силы и закономерности исторического процесса развития европейского искусства XVII-XVIII веков (ПК 5);
· грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать мысли на русском языке (ОК2), создавать и редактировать тексты и библиографию докладов, рефератов и курсовых работ по зарубежному искусству XVII-XVIII веков (ОК19, ПК 10);
· применять знания общих проблем и особенностей западноевропейского искусства XVII-XVIII веков для решения конкретных задач, связанных с сохранением художественного наследия, памятников архитектуры и искусства, а также в педагогической и культурно-просветительной деятельности (ПК 11, ПК 14).
Владеть:
· понятийным аппаратом и основными методами анализа произведений изобразительного искусства (ПК 3, ПК 4);
· как минимум, одним из иностранных языков (ОК 14), ориентироваться в многообразии современных взглядов и концепций в научной литературе по истории искусства XVII-XVIII веков (ПК 7);
· основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации по истории европейского искусства Нового времен, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12).
4. Структура и содержание дисциплины «Основы искусства эпохи Барокко и Классицизма». Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в а.часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|
|
|
| Лекции 172 а.ч.
| Семинар «Проблемы искусства эпохи Барокко и Классицизма
32 а.ч.
| Самостоятельная работа студента, научно-исследовательская работа, чтение литературы, подготовка к зачету и экзамену
84 а.ч.
| Консультации, доклады в семинаре, коллоквиум, зачет, экзамен, письменная работа.
| 1
| Введение. Общие проблемы искусства XVII века, историография, периодизация
| 7
| 1
| 4
|
| 2
| Консультации, дискуссии
| 2
| Искусство Италии XVII века
| 7
| 1-4
| 20
|
| 6
| Консультации, дискуссии
| 3
| Искусство Испании XVII века
| 7
| 5-6
| 12
|
| 4
| Консультации, дискуссии
| 4
|
|
| 6
|
|
| 1
| Коллоквиум
| 5
| Искусство Фландрии XVII века
| 7
| 7-8
| 12
|
| 4
| Консультации, коллоквиум
| 6
| Искусство Голландии XVII века
| 7
| 9-12
| 24
|
| 10
| Консультации, дискуссии
| 7
| Искусство Франции XVII века
| 7
| 13-18
| 36
|
| 10
| Консультации, дискуссии
| 8
|
| 7
| сессия
|
|
| 1
| экзамен
| 9
| Общие проблемы искусства и культуры XVIII века, историография.
| 8
| 1
| 2
| 2
| 4
| Консультации, доклады в семинаре
| 10
| Искусство Италии XVIII века
| 8
| 1-5
| 18
| 8
| 12
| Консультации, доклады в семинаре
| 11
| Искусство Франции XVIII века
| 8
| 5-10
| 20
| 10
| 12
| Консультации, доклады в семинаре
| 12
|
|
| 10
|
|
| 1
| Коллоквиум
| 13
| Искусство Англии XVII-XVIII веков
| 8
| 10-15
| 20
| 10
| 12
| Консультации, доклады в семинаре
| 14
| Искусство Германии, Австрии и стран Восточной Европы в XVIII веке
| 8
| 16
| 4
| 2
| 3
| Консультации, доклады в семинаре
| 15
|
| 8
| 16
|
|
| 1
| Зачет, письменная работа
| 16
|
| 8
| сессия
|
|
| 1
| Экзамен
|
5. Рекомендуемые образовательные технологии
Аудиторные занятия: Лекции, сопровождаемые демонстрацией цифровых фотографий памятников, видеоматериалов и трехмерных компьютерных моделей. Предполагается ознакомление студентов с основными интернет-ресурсами: сайтами музеев, базами данных, архивными банками данных, касающимися сохранения и реставрации памятников.
Семинары предполагают самостоятельную подготовку и демонстрацию студентами презентаций по избранной теме, анализ и обсуждение представленных работ;
Текущий контроль успеваемости осуществляется в режиме консультаций по ходу подготовки студентами письменных работ, а также на коллоквиумах в виде интерактивного опроса.
Внеаудиторная работа: проводимая с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся: выездные семинары в экспозиции музеев, посещение выставок.
Итоговый контроль успеваемости осуществляется в форме экзаменов по итогам 7 и 8 семестра, зачета, а также оценки письменных работ.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля.
- самостоятельная работа учащегося в библиотеках и музейных фондах: чтение и конспектирование литературы из предложенного перечня, самостоятельный подбор библиографии и подготовка письменных работ;
- работа на семинарских занятиях: оппонирование докладов, участие в дискуссии;
- выступление с докладом на семинарском занятии по предложенной теме;
- выполнение письменной работы (семинарская или курсовая работа);
- подготовка к устному экзамену.
По результатам работы в семинаре (участие в дискуссии, выступление с докладом), учащийся получает оценку «зачет».
В результате написания курсовой работы, учащийся получает за нее оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
По результатам устного экзамена учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Учебно-методическое обеспечение.
Самостоятельная подготовка учащегося может осуществляться по опубликованной программе курса дисциплины «Западноевропейское искусство эпохи Барокко и Классицизма». Труды ист. ф-та МГУ. Отд. ист. и теории искусства. Программы общих курсов. Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. Часть первая. М., изд. МГУ, 2009. С.187-233.
Примерные темы курсовых и семинарских работ для семинара «Проблемы искусства эпохи Барокко и Классицизма»
- Ансамбль Капеллы Киджи в Санта Мария дель Пополо – от Рафаэля до Бернини.
- Проекты и постройки овальных церквей XVI века в Риме и Сант Андреа аль Квиринале Бернини.
- Площадь Св. Петра Бернини (история ее создания, конкурентные проекты, отражение ее композиции в европейской архитектуре XVIII века).
- Борромини: Сан Карло алле Куатро Фонтане.
- Сант Иво алла Сапиенца Борромини: структура архитектурного образа и его символика.
- Архитектурный язык Борромини.
- Пьетро да Кортона как архитектор.
- «Возрождение готики» в церковных постройках Гварино Гварини.
- Романтические архитектурные фантазии на античные темы в офортах и рисунках Пиранези. К римским истокам европейского Неоклассицизма.
- Архитектура и театральная сценография XVIII века (от декораторов-перспективистов семейства Бибиена и Филиппо Ювары до Пьетро Гонзага).
- Венецианская вилла XVIII века и ее художественный мир.
- Рисунки и терракотовые эскизы (bozzetti) в творчестве Бернини-скульптора.
- Скульптурный портрет в творчестве Бернини.
- Скульптурный портрет в творчестве Альгарди.
- «Экстаз Св.Терезы» Бернини в ансамбле капеллы Корнаро.
- «Блаженная Лудовика Альбертони» Бернини и образы смерти в творчестве автора.
- Алтарные скульптурные композиции римского барокко.
- «Ангелы» Бернини и скульпторов его круга, населяющие Рим.
- Римские фонтаны эпохи барокко.
- Римский скульптор Мелькиоре Каффа (1635-1667).
- Галерея Фарнезе Аннибале Карраччи: композиция росписи и ее иконология.
- Наследие Корреджо в живописи Аннибале Караччи.
- Пейзажи Аннибале Карраччи (и болонских мастеров его круга – Доменикино, Альбани)
- Рисунки Гверчино.
- Пейзажный рисунок в Риме во второй трети XVII века в кругу итальянских, голландских и французских мастеров (Мола, Теста, Гримальди, Бренберг, Пуссен, Клод Лоррен, Гаспар Дюге, Дезидерии).
- Две картины Джованни-Бенедетто Кастильоне в ГМИИ и Гос. Эрмитаже («Пастораль. Фавн и пастушка» и «Сатиры, приносящие дары»).
- Цикл картин Джузеппе-Мария Креспи «Семь таинств» в Дрезденской картинной галерее.
- Живописная композиция как театральная сцена: вариации темы «Пир Клеопатры» в творчестве Тьеполо 1740-х годов (Мельбурн. Национальная Галерея; Париж. Музей Коньяк; Венеция. Палаццо Лабиа; Стокгольм. Университетский музей; Архангельское. Музей-усадьба).
- Картины Дж.-М.Креспи с изображением бытовых сцен.
- Пейзажи Алессандро Маньяско.
- Поэзия античных руин: Панини и Гюбер Робер в Риме.
- Гаспаре Траверси и проблема бытового жанра в итальянской живописи первой половины XVIII века.
- Живописные эскизы Тьеполо и их роль в творческом методе автора.
- Цикл офорта Тьеполо «Scherzi di fantasia».
- Повествование о жизни Пульчинеллы от рождения до смерти в серии рисунков Доменико Тьеполо.
- От ведуты к капирччо: два венецианских вида Франческо Гварди из собрания Д.И.Щукина в ГМИИ и проблема образного строя пейзажей мастера.
- Повседневная и праздничная жизнь венецианцев, запечатленная в произведениях Доменико Тьеполо, Пьетро Лонги, Каналетто и Франческо Гварди.
- Большой Трианон в Версале: архитектура и принципы декорации интерьера.
- Парижские отели рубежа XVII-XVIII веков и стиль Регентства.
- Традиции маньеризма во французской живописи XVII века.
- Гравюры и рисунки Жака Белланжа.
- Валантен де Булонь и особенности французского караваджизма.
- Шпалеры по картонам Симона Вуэ.
- Лоран де Ла Ир – художник Парижской школы второй трети XVII века.
- «Бамбаччаты во французском вкусе» (братья Ленен, художники их круга и Себастьян Бурдон.
- Пуссен и венецианская живопись XVI века.
- Тема Св. Семейства в живописи Пуссена 1640-1650-х годов.
- Клод Лоррен: серия картин «Четыре времени суток» в Гос. Эрмитаже.
- Роль рисунка в творческом методе Клода Лоррена.
- Шарль Лебрен и стиль Людовика XIV.
- И. Ларжильер и французский портрет рубежа XVII-XVIII веков.
- Луи Токке и французский портрет середины XVIII века.
- Аллегорически и мифологические портреты во французской живописи XVIII века.
- Художники-орнаменталисты в стиле рококо.
- «Экзотизм» во французской живописи XVIII века (Китай, Россия, Турция).
- Жанровая живопись Шардена и традиция голландского бытового жанра XVII века.
- Военные сцены в творчестве Ватто.
- Ранний период творчества Франсуа Буше.
- Римская архитектура в интерпретации Гюбера Робера.
- Пейзажные рисунки Фрагонара.
- Тема счастливого семейства во французской живописи XVIII века.
- Натюрморт с атрибутами искусств и проблема аллегорического натюрморта у Шардена.
- Буальи и жанровая живопись Франции 1730-1790-х годов.
- Хроника современной жизни Парижа в графике Жана Мишеля Моро-младшего.
- Французский регулярный парк.
- Изображение архитектуры в живописи Пуссена.
- Эволюция творчества Симона Вуэ.
- Картины Гюбера Робера в России.
- Воображаемые портреты Фрагонара.
- Раннее творчество Леду.
- Тема «Сад любви» в творчестве Рубенса.
- Сцены сельской жизни в живописи Рубенса.
- Алтарные картины Рубенса.
- Рисунки и живописные эскизы в творческом методе Рубенса.
- «Корпоративное искусство» фламандских живописцев XVII века.
- Застольные сцены Йорданса.
- Пословицы Якоба Катса в произведениях Йорданса.
- Натюрморты Франца Снейдерса.
- «Галереи живописи» в Антверпене XVII века.
- Рисунки Гольциуса.
- Гравюры Сегерса.
- Ян Бот и первое поколение голландских живописцев в Италии.
- Утрехтские караваджисты.
- Натюрморты Яна Давидса де Хема.
- Изображение церковных интерьеров в живописи Делфта около 1650 года.
- Творческий метод Халса.
- «Жанровые портреты» Франца Халса.
- Домашний интерьер в голландской живописи – от Харлема к Делфту.
- Пасторальная тема в живописи Блумарта.
- Рисунки Рима и его окрестностей у Бартоломейса Бренберга.
- «Домашнее хозяйство» Яна Стена.
- Театр редерейков в творчестве Яна Стена и его современников.
- Терборх – портретист.
- Зимние сцены Хендрика Аверкампа.
- Символический смысл пейзажей Якоба Рейсдаля.
- Жанровые сцены в рисунках Рембрандта.
- Библейские темы в живописи позднего Рембрандта.
- Две «Флоры» Рембрандта середины 1630-х годов в Эрмитаже и Лондонской Национальной галерее.
- Офорты Рембрандта 1650-х годов.
- Скрытый символизм музыкальных сцен в голландской живописи XVII века.
- Портреты Эль Греко.
- Цикл святого Бонавентуры Эрреры и Сурбарана.
- Поздний период творчества Рибальты.
- Цикл пророков для Сан Мартино Риберы.
- Античная тематика у Риберы и Сурбарана.
- Античная тематика у Веласкеса.
- Женские образы Сурбарана.
- Работы Сурбарана для монастыря Иеронимитов.
- Фигурные бодегонес Веласкеса.
- Портреты серии «труанес» Веласкеса.
- Портреты Филиппа IV Веласкеса.
- Английский пейзажный парк в теории и практике У.Кента.
Примерные контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
А). Раздел I. Искусство XVII века:
- Современная концепция барокко.
- Архитектура раннего Барокко в Риме.
- Дж.Л. Бернини – архитектор.
- Дж.Л. Бернини – скульптор.
- Портретное творчество Бернини.
- Архитектура Фр.Борромини.
- Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале и церковь Сант-Андреа-алле-кватро-Фонтане в Риме.
- Ансамбль площади Св. Петра в Риме.
- Архитектура Барокко в Турине и Венеции.
- Творчество М. Меризе да Караваджо.
- Ансамбли капеллы Контарелли в Ц.Сан-Луиджи-деи-Франчези и капеллы Черази в церкви Санта-Мария-дель –Пополо в Риме.
- Ансамбли площадей Навона и дель Пополо в Риме.
- Караваджизм в итальянской живописи XVII века.
- Творчество братьев Карраччи.
- Творчество представителей болонского академизма (Гвидо Рени, Доменикино, Гверчино, Альбани).
- Монументально-декоративная живопись барокко (Пьетро да Кортона, Ланфранко, Гаули и Поццо).
- Неаполитанская школа живопис XVII века (М.Стационе, М.Прети, Караччоло, Лука Джордано – его работы в Неаполе).
- Живопись Северной Италии (Фетти, Строцци).
- Творчество Сальватора Розы.
- Испанская архитектура и живопись рубежа XVI-XVII вв. Ансамбль Эскориала.
- Испанская скульптура XVII века.
- Творчество Эль Греко.
- Испанский натюрморт XVII века.
- Творчество Х.Риберы.
- Творчество Ф.Сурбарана.
- Творчество Д.Веласкеса. Общая характеристика.
- Раннее творчество Веласкеса.
- Зрелое и позднее творчество Веласкеса
- Портрет в творчестве Веласкеса.
- Мифологические образы в творчестве Веласкеса.
- Творчество Бартоломео Эстебана Мурильо.
- Французское искусство эпохи Ренессанса и рубежа XVI-XVII веков.
- Французская архитектура первой половины XVII века.
- Площади Парижа XVII века.
- Творчество Фр. Мансара.
- Творчество Л. Лево.
- Архитектура Лувра в XVII веке.
- Замок Во-ле-Виконт.
- Версаль: этапы перестройки замка.
- Садово-парковый ансамбль Версаля.
- Архитектура Парижа второй половины XVII века.
- Творчество Ж. Калло.
- Творчество Ж. де ла Тура.
- Академизм и караваджизм во французской живописи 1620-1640-х годов.
- Творчество братьев Ленен.
- Творчество К.Лоррена.
- Основные этапы творчества Н.Пуссена.
- Мифологический жанр в творчестве Пуссена.
- Пейзажи Пуссена.
- Шарль Лебрен и живопись французского классицизма.
- Французская скульптура XVII века.
- Общая характеристика Творчества П.П.Рубенса.
- Алтарные картины Рубенса.
- Творчество Рубенса 1620-х годов.
- Классические образы и темы в живописи Рубенса.
- Пейзаж в живописи Рубенса.
- Творчество А.Ван Дейка.
- Творчество Я.Йорданса.
- Творчество Брауэра и Остаде.
- Фламандский натюрморт.
- Фламандский пейзаж.
- Голландский групповой портрет.
- Голландский натюрморт.
- Голландский пейзаж.
- Творчество Ф.Халса.
- Творчество Рембрандта в 1630-е годы.
- Портреты Рембрандта.
- Библейская тема в творчестве Рембрандта.
- Поздний Рембрандт.
- Сцены в интерьере в голландской живописи XVII века.
- Творчество Я.Вермера Делфтского.
Б). Раздел II: Искусство XVIII века:
- Основные проблемы, школы и этапы развития европейского искусства 18 века.
- Французская архитектура первой половины XVIII века.
- Парижские отели стиля рококо.
- Площадь Станислава в Нанси и площадь Согласия в Париже.
- Ж.А. Габриэль.
- Архитектура французского неоклассицизма.
- «Пантеон» Ж.Ж. Суффло.
- Никола Леду.
- Утопическая архитектура конца XVIII века (Н.Леду, Э.-Л. Булле).
- Французская скульптура XVIII века.
- А. Гудон и скульптурный портрет XVIII века.
- Антуан Ватто.
- «Паломничество на остров Цитеры» Ватто.
- «Вывеска Жерсена» Ватто.
- Рисунки Ватто.
- Французский портрет XVIII века (Н. Ларжильер, Ж.-М.Наттье, Л.Токке, М.Кантен дела Тур, Ж.-Б.Перонно и др.)
- Франсуа Буше.
- Французская монументально-декоративная живопись XVIII века.
- Жан-Батист-Симеон Шарден. Основные этапы творчества.
- Бытовой жанр в творчестве Шардена.
- Натюрморты Шардена.
- Жан-Оноре Фрагонар.
- Гюбер Робер.
- Ж.Б. Грез.
- Особенности живописи французского неоклассицизма (1760-1780-e годы).
- Раннее творчество Ж. Л. Давида.
- Айниго Джонс.
- Кристофер Рен.
- Английская архитектура 17 века (включая Венбру и Хоксмура).
- Английское палладианство.
- Неоклассицизм и неоготика в Англии.
- Английский пейзажный парк.
- Уильям Хогарт.
- Сатирические циклы Хогарта.
- Портреты Хогарта.
- Английская живопись второй половины 18 века.
- Т.Гейнсборо.
- Портреты Гейнсборо.
- Пейзажи Гейнсборо.
- Дж.Рейнольдс.
- Архитектура Рима 18 в.
- Ансамбль площади ди Спанья.
- Скульптурные фонтаны Рима 18 в. (на примере фонтана Треви).
- Архитектура Пьемонта. Творчество Ф.Ювары.
- Ансамбль Палаццо Реале в Казерте.
- Творчество А.Маньяско.
- Творчество Джузеппе Мария Креспи.
- Творчество Витторе Гисланди.
- Особенности развития римской художественной школы 18 в. (на примере творчества П.Батони и Бенефиала).
- Творчество Ф.Солимены.
- Мастера венецианской школы 18 в. (М. и С.Риччи, Дж.Пелегрини, Розальба Карьера, Дж. Пьяццетта, П.Лонги).
- Развитие жанра ведуты в итальянском искусстве 18 в.
- Творчество А.Каналетто и Б.Беллотто.
- Творчество Ф.Гварди.
- Творчество Дж.-Б. Пиранези – гравера и архитектора.
- Творчество Дж.Б. Тьеполо. Общая характеристика.
- Монументально-декоративная живопись Тьеполо.
- Религиозная живопись Тьеполо – развитие типологии барочной алтарной картины.
- Декоративный ансамбль во дворце князя-епископа Франконии в Вюрцбурге.
- Творчество Антонио Кановы.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
- J.Bialostocki. Barock: Stil, Spocho, Haltung [1956]: J.Bialostocki. Stil und Ikonographie. Dresden, 1966, S. 77 - 108.
- J.R.Martin. Baroque. London, 1977 ("Style and Civilization").
- Б.Р.Виппер. Искусство XVII века и проблема стиля барокко. - В кн.: Ренессанс. Барокко. Классицизм. М.,1966,с.248-263.
- А.К.Якимович. Барокко и духовная культура ХУП века.—Советское искусствознание,76, вып.2. М.,1977,с.91-133.
- M.GreenhaIgh. The Classical Tradition in Art. From the fall of the Roman empire to the time of Ingres. New-York.1976.
- J.S. Held, D. Posner. 17th and 18th Century Art. Bareque Painting, Sculpture. Architecture. New-York, 1971; 1979.
- H.Honour. Neo-classicism. Harmondsworth, 1968; 1973; 1979 ("Style and Civilization")
- X.Hubala. Die Kunst des 17 Yahrhunderte. Berlin, 1970 ("Propyläen Kunstgeschichte", Bd. 9).
- H.Keller. Die Kunat dea 18Jahrhunderta. Berlin, 1971 ("Propyläen Kunstgeschichte", Bd. 10).
- R.Rosenblum.Transformations in Late Eighteenth Century Art. Princeton, 1967.
- Всеобщая история искусств, т.1У: Искусство 17-18 веков. М.,1963.
- А.М.Кантор, Е.Ф.Кожина, Н.А.Лившиц, Б.А.Зернов, Л.Н.Воронихина, Е.А.Некрасов. Искусство XVIII века. М., 1977 ("Малая история искусств").
- Е.И. Ротенберг. Западноевропейское искусство XVIIвека. М., 1971 ("Памятники мирового искусства").
б) дополнительная литература (литература по отдельным странам и видам искусства):
Архитектура и градостроительство
1. B. Kaufmann. Architecture in the Age of Reason. Baroque and Post-Baroque in England, Italy and France. Cambridge(Mass.),1955; New York,1966.
2. А.Э.Бринкман. Площадьи монумент как проблема художественной формы [1903]. М., 1935.
3. А.В. Бунин,Т.Ф. Саваренская. Истории градостроительного искусства, т.1. М.,1979.
4. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т.7. М., 1969.
5. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935.
6. Ч.Мак-Коркодейл. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М., 1990.
Живопись и графика
1. М.Алпатов. Этюды по истории западноевропейского искусства. (статьи о Рубенсе, Браувере, Рембрандте, Вермере, Эль Греко, Веласкесе, Сурбаране, Пуссене, Ватто, Версале, французской живописи XVII века).
2. Б.Р.Виппер. Западноевропейское искусство первой трети XVII века. в кн. Б.Р.Виппер. Статьи об искусстве. М.,1970,с.453-508.
3. П.Кристеллер. История европейской гравюры XVII-XVIII века. М.-Л.,1939.
4. В.Н.Лазарев. Старые европейские мастера. М.,1974 (статьи о Рубенсе, Браувере, Галсе, Рембрандте, Вермере, Ленэне, Габриэле де Сент-Обэне, Шардене).
5. Е.И.Ротенберг. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М., 1989 (Караваджо, Рубенс, Пуссен, Рембрандт, Веласкес, Вермер).
|