Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусства   профессор,

Поиск

Заведующий кафедрой      И.И.Тучков

 

Исторический факультет

МГУ имени М.В. Ломоносова,

Кафедра всеобщей истории

искусства                                            профессор                          В.Д.Дажина 

Эксперты

Государственный институт искусствознания Директор, доктор искусствоведения профессор Д.В. Трубочкин
Российский Государственный Гуманитарный Университет Заведующий кафедрой Всеобщей истории искусств, кандидат искусствоведения, доцент К.Л.Лукичева

Программа одобрена на заседании Ученого совета исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Председатель УМС по истории и истории искусства                                С.П.Карпов    

 


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины

Основы искусства эпохи Барокко и Классицизма

Рекомендуется для направления  подготовки по специальности

История искусств»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы искусства эпохи Барокко и Классицизма» являются:

  • знакомство студентов с основными этапами развития европейского искусства XVII-XVIII веков как части единого процесса развития искусства через изучение творчества ведущих мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры,
  • создание представлений о множественности путей развития, разнообразии стилистических принципов и художественных направлений эпохи (барокко, классицизм, реализм и других);
  • создание представлений о формировании разных национальных школ, их исторических, идейных и художественных особенностях;
  • осознание многообразия жанровой специфики различных видов искусства в сочетании с единством основных принципов синтеза искусств.

 

Обозначенные цели, задачи и темы получат дальнейшее развитие и тщательную проработку в семинаре «Проблемы искусства эпохи Барокко и Классицизма».

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

 

Дисциплина «Основы искусства эпохи Барокко и Классицизма» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр).

Курс представляет собой составляющую часть учебной программы по истории зарубежного искусства и является необходимым продолжением курса «Основы искусства эпохи Возрождения». Дисциплина связана логически и содержательно-методически с курсом отечественного искусства «Основы русского искусства XVIII века».

Для успешного овладения дисциплиной студент должен располагать знанием истории, истории философии и культуры и обладать основами следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

· владением культурой мышления и ведения дискуссий; умением обобщать, анализировать, воспринимать информацию; умением ставить цели и выбирать пути к их достижению (ОК-1);

· умением грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать мысли на русском языке, владения навыками публичной и научной речи (ОК-2);

· способностью осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышать свою квалификацию и мастерство (ОК-6);

· способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знанием основных положений и методов гуманитарных, социальных и экономических наук, способностьюиспользовать их при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализироватьсоциально-значимые и художественные проблемы и процессы (ОК-9).

Изучение зарубежного европейского искусства XVII-XVIII веков создает необходимую основу для последующего изучения таких дисциплин базового профессионального цикла как: «Основы искусства XIX века», «Основы искусства XX века», а также «Теория искусства» и «Методология истории искусства».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на частичное формирование и совершенствование следующих компетенций:

 

ОК1; ОК2; ОК6; ОК8; ОК9; ОК12; ОК14; ОК18; ОК19.

 

ПК1; ПК3; ПК 4; ПК5; ПК6; ПК7; ПК9; ПК10; ПК11; ПК13; ПК14; ПК15.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Знать:

· основные источники и научные труды по истории европейского искусства XVII-XVIII века (ПК6);

· основные этапы творчества и характерные особенности произведений ведущих мастеров (ПК 1);

· понимать специфику формирования и развития национальных художественных школ в изучаемую эпоху, представлять себе их идейные и художественные особенности в историческом контексте (ОК 18, ПК5);

· содержание разделов крупнейших отечественных и мировых музейных коллекций по искусству XVII-XVIII веков, а также состояние интернет-ресурсов в этой области (ПК9);

· сущность общих теоретических концепций и современных научных подходов, связанных с изучаемым периодом, понимать их проблематику и связь с мировым художественным процессом (ПК 7).

 

Уметь:

· воспринимать, обобщать и анализировать информацию (ОК1), понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, а также общие художественные проблемы и процессы (ОК 9), понимать движущие силы и закономерности исторического процесса развития европейского искусства XVII-XVIII веков (ПК 5);

· грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать мысли на русском языке (ОК2), создавать и редактировать тексты и библиографию докладов, рефератов и курсовых работ по зарубежному искусству XVII-XVIII веков (ОК19, ПК 10);

· применять знания общих проблем и особенностей западноевропейского искусства XVII-XVIII веков для решения конкретных задач, связанных с сохранением художественного наследия, памятников архитектуры и искусства, а также в педагогической и культурно-просветительной деятельности (ПК 11, ПК 14).

Владеть:

· понятийным аппаратом и основными методами анализа произведений изобразительного искусства (ПК 3, ПК 4);

· как минимум, одним из иностранных языков (ОК 14), ориентироваться в многообразии современных взглядов и концепций в научной литературе по истории искусства XVII-XVIII веков (ПК 7);

· основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации по истории европейского искусства Нового времен, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12).

 

4. Структура и содержание дисциплины «Основы искусства эпохи Барокко и Классицизма». Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в а.часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лекции 172 а.ч. Семинар «Проблемы искусства эпохи Барокко и Классицизма  32 а.ч. Самостоятельная работа студента, научно-исследовательская работа, чтение литературы, подготовка к зачету и экзамену 84 а.ч. Консультации, доклады в семинаре, коллоквиум, зачет, экзамен, письменная работа.
1 Введение. Общие проблемы искусства XVII века, историография, периодизация 7 1 4   2 Консультации, дискуссии
2 Искусство Италии XVII века 7 1-4 20   6 Консультации, дискуссии
3 Искусство Испании XVII века 7 5-6 12   4 Консультации, дискуссии
4     6     1 Коллоквиум
5 Искусство Фландрии XVII века 7 7-8 12   4 Консультации, коллоквиум
6 Искусство Голландии XVII века 7 9-12 24   10 Консультации, дискуссии
7 Искусство Франции XVII века 7 13-18 36   10 Консультации, дискуссии
8   7 сессия     1 экзамен
9 Общие проблемы искусства и культуры XVIII века, историография. 8 1 2 2 4 Консультации, доклады в семинаре
10 Искусство Италии XVIII века 8 1-5 18 8 12 Консультации, доклады в семинаре
11 Искусство Франции XVIII века 8 5-10 20 10 12 Консультации, доклады в семинаре
12     10     1 Коллоквиум
13 Искусство Англии XVII-XVIII веков 8 10-15 20 10 12 Консультации, доклады в семинаре
14 Искусство Германии, Австрии и стран Восточной Европы в XVIII веке 8 16 4 2 3 Консультации, доклады в семинаре
15   8 16     1 Зачет, письменная работа
16   8 сессия     1 Экзамен

 

 

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Аудиторные занятия: Лекции, сопровождаемые демонстрацией цифровых фотографий памятников, видеоматериалов и трехмерных компьютерных моделей. Предполагается ознакомление студентов с основными интернет-ресурсами: сайтами музеев, базами данных, архивными банками данных, касающимися сохранения и реставрации памятников.

Семинары предполагают самостоятельную подготовку и демонстрацию студентами презентаций по избранной теме, анализ и обсуждение представленных работ;

Текущий контроль успеваемости осуществляется в режиме консультаций по ходу подготовки студентами письменных работ, а также на коллоквиумах в виде интерактивного опроса.

Внеаудиторная работа: проводимая с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся: выездные семинары в экспозиции музеев, посещение выставок.

Итоговый контроль успеваемости осуществляется в форме экзаменов по итогам 7 и 8 семестра, зачета, а также оценки письменных работ.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля.

- самостоятельная работа учащегося в библиотеках и музейных фондах: чтение и конспектирование литературы из предложенного перечня, самостоятельный подбор библиографии и подготовка письменных работ;

- работа на семинарских занятиях: оппонирование докладов, участие в дискуссии;

- выступление с докладом на семинарском занятии по предложенной теме;

- выполнение письменной работы (семинарская или курсовая работа);

- подготовка к устному экзамену.

 

По результатам работы в семинаре (участие в дискуссии, выступление с докладом), учащийся получает оценку «зачет».

В результате написания курсовой работы, учащийся получает за нее оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

По результатам устного экзамена учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Учебно-методическое обеспечение.

Самостоятельная подготовка учащегося может осуществляться по опубликованной программе курса дисциплины «Западноевропейское искусство эпохи Барокко и Классицизма». Труды ист. ф-та МГУ. Отд. ист. и теории искусства. Программы общих курсов. Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. Часть первая. М., изд. МГУ, 2009. С.187-233.

 

 

Примерные темы курсовых и семинарских работ для семинара «Проблемы искусства эпохи Барокко и Классицизма»

  1. Ансамбль Капеллы Киджи в Санта Мария дель Пополо – от Рафаэля до Бернини.
  2. Проекты и постройки овальных церквей XVI века в Риме и Сант Андреа аль Квиринале Бернини.
  3. Площадь Св. Петра Бернини (история ее создания, конкурентные проекты, отражение ее композиции в европейской архитектуре XVIII века).
  4. Борромини: Сан Карло алле Куатро Фонтане.
  5. Сант Иво алла Сапиенца Борромини: структура архитектурного образа и его символика.
  6. Архитектурный язык Борромини.
  7. Пьетро да Кортона как архитектор.
  8. «Возрождение готики» в церковных постройках Гварино Гварини.
  9. Романтические архитектурные фантазии на античные темы в офортах и рисунках Пиранези. К римским истокам европейского Неоклассицизма.
  10. Архитектура и театральная сценография XVIII века (от декораторов-перспективистов семейства Бибиена и Филиппо Ювары до Пьетро Гонзага).
  11. Венецианская вилла XVIII века и ее художественный мир.
  12. Рисунки и терракотовые эскизы (bozzetti) в творчестве Бернини-скульптора.
  13. Скульптурный портрет в творчестве Бернини.
  14. Скульптурный портрет в творчестве Альгарди.
  15. «Экстаз Св.Терезы» Бернини в ансамбле капеллы Корнаро.
  16. «Блаженная Лудовика Альбертони» Бернини и образы смерти в творчестве автора.
  17. Алтарные скульптурные композиции римского барокко.
  18. «Ангелы» Бернини и скульпторов его круга, населяющие Рим.
  19. Римские фонтаны эпохи барокко.
  20. Римский скульптор Мелькиоре Каффа (1635-1667).
  21. Галерея Фарнезе Аннибале Карраччи: композиция росписи и ее иконология.
  22. Наследие Корреджо в живописи Аннибале Караччи.
  23. Пейзажи Аннибале Карраччи (и болонских мастеров его круга – Доменикино, Альбани)
  24. Рисунки Гверчино.
  25. Пейзажный рисунок в Риме во второй трети XVII века в кругу итальянских, голландских и французских мастеров (Мола, Теста, Гримальди, Бренберг, Пуссен, Клод Лоррен, Гаспар Дюге, Дезидерии).
  26. Две картины Джованни-Бенедетто Кастильоне в ГМИИ и Гос. Эрмитаже («Пастораль. Фавн и пастушка» и «Сатиры, приносящие дары»).
  27. Цикл картин Джузеппе-Мария Креспи «Семь таинств» в Дрезденской картинной галерее.
  28. Живописная композиция как театральная сцена: вариации темы «Пир Клеопатры» в творчестве Тьеполо 1740-х годов (Мельбурн. Национальная Галерея; Париж. Музей Коньяк; Венеция. Палаццо Лабиа; Стокгольм. Университетский музей; Архангельское. Музей-усадьба).
  29. Картины Дж.-М.Креспи с изображением бытовых сцен.
  30. Пейзажи Алессандро Маньяско.
  31. Поэзия античных руин: Панини и Гюбер Робер в Риме.
  32. Гаспаре Траверси и проблема бытового жанра в итальянской живописи первой половины XVIII века.
  33. Живописные эскизы Тьеполо и их роль в творческом методе автора.
  34. Цикл офорта Тьеполо «Scherzi di fantasia».
  35. Повествование о жизни Пульчинеллы от рождения до смерти в серии рисунков Доменико Тьеполо.
  36. От ведуты к капирччо: два венецианских вида Франческо Гварди из собрания Д.И.Щукина в ГМИИ и проблема образного строя пейзажей мастера.
  37. Повседневная и праздничная жизнь венецианцев, запечатленная в произведениях Доменико Тьеполо, Пьетро Лонги, Каналетто и Франческо Гварди.
  38. Большой Трианон в Версале: архитектура и принципы декорации интерьера.
  39. Парижские отели рубежа XVII-XVIII веков и стиль Регентства.
  40. Традиции маньеризма во французской живописи XVII века.
  41. Гравюры и рисунки Жака Белланжа.
  42. Валантен де Булонь и особенности французского караваджизма.
  43. Шпалеры по картонам Симона Вуэ.
  44. Лоран де Ла Ир – художник Парижской школы второй трети XVII века.
  45. «Бамбаччаты во французском вкусе» (братья Ленен, художники их круга и Себастьян Бурдон.
  46. Пуссен и венецианская живопись XVI века.
  47. Тема Св. Семейства в живописи Пуссена 1640-1650-х годов.
  48. Клод Лоррен: серия картин «Четыре времени суток» в Гос. Эрмитаже.
  49. Роль рисунка в творческом методе Клода Лоррена.
  50. Шарль Лебрен и стиль Людовика XIV.
  51. И. Ларжильер и французский портрет рубежа XVII-XVIII веков.
  52. Луи Токке и французский портрет середины XVIII века.
  53. Аллегорически и мифологические портреты во французской живописи XVIII века.
  54. Художники-орнаменталисты в стиле рококо.
  55. «Экзотизм» во французской живописи XVIII века (Китай, Россия, Турция).
  56. Жанровая живопись Шардена и традиция голландского бытового жанра XVII века.
  57. Военные сцены в творчестве Ватто.
  58. Ранний период творчества Франсуа Буше.
  59. Римская архитектура в интерпретации Гюбера Робера.
  60. Пейзажные рисунки Фрагонара.
  61. Тема счастливого семейства во французской живописи XVIII века.
  62. Натюрморт с атрибутами искусств и проблема аллегорического натюрморта у Шардена.
  63. Буальи и жанровая живопись Франции 1730-1790-х годов.
  64. Хроника современной жизни Парижа в графике Жана Мишеля Моро-младшего.
  65. Французский регулярный парк.
  66. Изображение архитектуры в живописи Пуссена.
  67. Эволюция творчества Симона Вуэ.
  68. Картины Гюбера Робера в России.
  69. Воображаемые портреты Фрагонара.
  70. Раннее творчество Леду.
  71. Тема «Сад любви» в творчестве Рубенса.
  72. Сцены сельской жизни в живописи Рубенса.
  73. Алтарные картины Рубенса.
  74. Рисунки и живописные эскизы в творческом методе Рубенса.
  75. «Корпоративное искусство» фламандских живописцев XVII века.
  76. Застольные сцены Йорданса.
  77. Пословицы Якоба Катса в произведениях Йорданса.
  78. Натюрморты Франца Снейдерса.
  79. «Галереи живописи» в Антверпене XVII века.
  80. Рисунки Гольциуса.
  81. Гравюры Сегерса.
  82. Ян Бот и первое поколение голландских живописцев в Италии.
  83. Утрехтские караваджисты.
  84. Натюрморты Яна Давидса де Хема.
  85. Изображение церковных интерьеров в живописи Делфта около 1650 года.
  86. Творческий метод Халса.
  87. «Жанровые портреты» Франца Халса.
  88. Домашний интерьер в голландской живописи – от Харлема к Делфту.
  89. Пасторальная тема в живописи Блумарта.
  90. Рисунки Рима и его окрестностей у Бартоломейса Бренберга.
  91. «Домашнее хозяйство» Яна Стена.
  92. Театр редерейков в творчестве Яна Стена и его современников.
  93. Терборх – портретист.
  94. Зимние сцены Хендрика Аверкампа.
  95. Символический смысл пейзажей Якоба Рейсдаля.
  96. Жанровые сцены в рисунках Рембрандта.
  97. Библейские темы в живописи позднего Рембрандта.
  98. Две «Флоры» Рембрандта середины 1630-х годов в Эрмитаже и Лондонской Национальной галерее.
  99. Офорты Рембрандта 1650-х годов.
  100. Скрытый символизм музыкальных сцен в голландской живописи XVII века.
  101. Портреты Эль Греко.
  102. Цикл святого Бонавентуры Эрреры и Сурбарана.
  103. Поздний период творчества Рибальты.
  104. Цикл пророков для Сан Мартино Риберы.
  105. Античная тематика у Риберы и Сурбарана.
  106. Античная тематика у Веласкеса.
  107. Женские образы Сурбарана.
  108. Работы Сурбарана для монастыря Иеронимитов.
  109. Фигурные бодегонес Веласкеса.
  110. Портреты серии «труанес» Веласкеса.
  111. Портреты Филиппа IV Веласкеса.
  112. Английский пейзажный парк в теории и практике У.Кента.

Примерные контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

А). Раздел I. Искусство XVII века:

  1. Современная концепция барокко.
  2. Архитектура раннего Барокко в Риме.
  3. Дж.Л. Бернини – архитектор.
  4. Дж.Л. Бернини – скульптор.
  5. Портретное творчество Бернини.
  6. Архитектура Фр.Борромини.
  7. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале и церковь Сант-Андреа-алле-кватро-Фонтане в Риме.
  8. Ансамбль площади Св. Петра в Риме.
  9. Архитектура Барокко в Турине и Венеции.
  10. Творчество М. Меризе да Караваджо.
  11. Ансамбли капеллы Контарелли в Ц.Сан-Луиджи-деи-Франчези и капеллы Черази в церкви Санта-Мария-дель –Пополо в Риме.
  12. Ансамбли площадей Навона и дель Пополо в Риме.
  13. Караваджизм в итальянской живописи XVII века.
  14. Творчество братьев Карраччи.
  15. Творчество представителей болонского академизма (Гвидо Рени, Доменикино, Гверчино, Альбани).
  16. Монументально-декоративная живопись барокко (Пьетро да Кортона, Ланфранко, Гаули и Поццо).
  17. Неаполитанская школа живопис XVII века (М.Стационе, М.Прети, Караччоло, Лука Джордано – его работы в Неаполе).
  18. Живопись Северной Италии (Фетти, Строцци).
  19. Творчество Сальватора Розы.
  20. Испанская архитектура и живопись рубежа XVI-XVII вв. Ансамбль Эскориала.
  21. Испанская скульптура XVII века.
  22. Творчество Эль Греко.
  23. Испанский натюрморт XVII века.
  24. Творчество Х.Риберы.
  25. Творчество Ф.Сурбарана.
  26. Творчество Д.Веласкеса. Общая характеристика.
  27. Раннее творчество Веласкеса.
  28. Зрелое и позднее творчество Веласкеса
  29. Портрет в творчестве Веласкеса.
  30. Мифологические образы в творчестве Веласкеса.
  31. Творчество Бартоломео Эстебана Мурильо.
  32. Французское искусство эпохи Ренессанса и рубежа XVI-XVII веков.
  33. Французская архитектура первой половины XVII века.
  34. Площади Парижа XVII века.
  35. Творчество Фр. Мансара.
  36. Творчество Л. Лево.
  37. Архитектура Лувра в XVII веке.
  38. Замок Во-ле-Виконт.
  39. Версаль: этапы перестройки замка.
  40. Садово-парковый ансамбль Версаля.
  41. Архитектура Парижа второй половины XVII века.
  42. Творчество Ж. Калло.
  43. Творчество Ж. де ла Тура.
  44. Академизм и караваджизм во французской живописи 1620-1640-х годов.
  45. Творчество братьев Ленен.
  46. Творчество К.Лоррена.
  47. Основные этапы творчества Н.Пуссена.
  48. Мифологический жанр в творчестве Пуссена.
  49. Пейзажи Пуссена.
  50. Шарль Лебрен и живопись французского классицизма.
  51. Французская скульптура XVII века.
  52. Общая характеристика Творчества П.П.Рубенса.
  53. Алтарные картины Рубенса.
  54. Творчество Рубенса 1620-х годов.
  55. Классические образы и темы в живописи Рубенса.
  56. Пейзаж в живописи Рубенса.
  57. Творчество А.Ван Дейка.
  58. Творчество Я.Йорданса.
  59. Творчество Брауэра и Остаде.
  60. Фламандский натюрморт.
  61. Фламандский пейзаж.
  62. Голландский групповой портрет.
  63. Голландский натюрморт.
  64. Голландский пейзаж.
  65. Творчество Ф.Халса.
  66. Творчество Рембрандта в 1630-е годы.
  67. Портреты Рембрандта.
  68. Библейская тема в творчестве Рембрандта.
  69. Поздний Рембрандт.
  70. Сцены в интерьере в голландской живописи XVII века.
  71. Творчество Я.Вермера Делфтского.

 

Б). Раздел II: Искусство XVIII века:

  1. Основные проблемы, школы и этапы развития европейского искусства 18 века.
  2. Французская архитектура первой половины XVIII века.
  3. Парижские отели стиля рококо.
  4. Площадь Станислава в Нанси и площадь Согласия в Париже.
  5. Ж.А. Габриэль.
  6. Архитектура французского неоклассицизма.
  7. «Пантеон» Ж.Ж. Суффло.
  8. Никола Леду.
  9. Утопическая архитектура конца XVIII века (Н.Леду, Э.-Л. Булле).
  10. Французская скульптура XVIII века.
  11. А. Гудон и скульптурный портрет XVIII века.
  12. Антуан Ватто.
  13. «Паломничество на остров Цитеры» Ватто.
  14. «Вывеска Жерсена» Ватто.
  15. Рисунки Ватто.
  16. Французский портрет XVIII века (Н. Ларжильер, Ж.-М.Наттье, Л.Токке, М.Кантен дела Тур, Ж.-Б.Перонно и др.)
  17. Франсуа Буше.
  18. Французская монументально-декоративная живопись XVIII века.
  19. Жан-Батист-Симеон Шарден. Основные этапы творчества.
  20. Бытовой жанр в творчестве Шардена.
  21. Натюрморты Шардена.
  22. Жан-Оноре Фрагонар.
  23. Гюбер Робер.
  24. Ж.Б. Грез.
  25. Особенности живописи французского неоклассицизма (1760-1780-e годы).
  26. Раннее творчество Ж. Л. Давида.
  27. Айниго Джонс.
  28. Кристофер Рен.
  29. Английская архитектура 17 века (включая Венбру и Хоксмура).
  30. Английское палладианство.
  31. Неоклассицизм и неоготика в Англии.
  32. Английский пейзажный парк.
  33. Уильям Хогарт.
  34. Сатирические циклы Хогарта.
  35. Портреты Хогарта.
  36. Английская живопись второй половины 18 века.
  37. Т.Гейнсборо.
  38. Портреты Гейнсборо.
  39. Пейзажи Гейнсборо.
  40. Дж.Рейнольдс.
  41. Архитектура Рима 18 в.
  42. Ансамбль площади ди Спанья.
  43. Скульптурные фонтаны Рима 18 в. (на примере фонтана Треви).
  44. Архитектура Пьемонта. Творчество Ф.Ювары.
  45. Ансамбль Палаццо Реале в Казерте.
  46. Творчество А.Маньяско.
  47. Творчество Джузеппе Мария Креспи.
  48. Творчество Витторе Гисланди.
  49. Особенности развития римской художественной школы 18 в. (на примере творчества П.Батони и Бенефиала).
  50. Творчество Ф.Солимены.
  51. Мастера венецианской школы 18 в. (М. и С.Риччи, Дж.Пелегрини, Розальба Карьера, Дж. Пьяццетта, П.Лонги).
  52. Развитие жанра ведуты в итальянском искусстве 18 в.
  53. Творчество А.Каналетто и Б.Беллотто.
  54. Творчество Ф.Гварди.
  55. Творчество Дж.-Б. Пиранези – гравера и архитектора.
  56. Творчество Дж.Б. Тьеполо. Общая характеристика.
  57. Монументально-декоративная живопись Тьеполо.
  58. Религиозная живопись Тьеполо – развитие типологии барочной алтарной картины.
  59. Декоративный ансамбль во дворце князя-епископа Франконии в Вюрцбурге.
  60. Творчество Антонио Кановы.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. J.Bialostocki. Barock: Stil, Spocho, Haltung [1956]: J.Bialostocki. Stil und Ikonographie. Dresden, 1966, S. 77 - 108.
  2. J.R.Martin. Baroque. London, 1977 ("Style and Civilization").
  3. Б.Р.Виппер. Искусство XVII века и проблема стиля барокко. - В кн.: Ренессанс. Барокко. Классицизм. М.,1966,с.248-263.
  4. А.К.Якимович. Барокко и духовная культура ХУП века.—Советское искусствознание,76, вып.2. М.,1977,с.91-133.
  5. M.GreenhaIgh. The Classical Tradition in Art. From the fall of the Roman empire to the time of Ingres. New-York.1976.
  6. J.S. Held, D. Posner. 17th and 18th Century Art. Bareque Painting, Sculpture. Architecture. New-York, 1971; 1979.
  7. H.Honour. Neo-classicism. Harmondsworth, 1968; 1973; 1979 ("Style and Civilization")
  8. X.Hubala. Die Kunst des 17 Yahrhunderte. Berlin, 1970 ("Propyläen Kunstgeschichte", Bd. 9).
  9. H.Keller. Die Kunat dea 18Jahrhunderta. Berlin, 1971 ("Propyläen Kunstgeschichte", Bd. 10).
  10. R.Rosenblum.Transformations in Late Eighteenth Century Art. Princeton, 1967.
  11. Всеобщая история искусств, т.1У: Искусство 17-18 веков. М.,1963.
  12. А.М.Кантор, Е.Ф.Кожина, Н.А.Лившиц, Б.А.Зернов, Л.Н.Воронихина, Е.А.Некрасов. Искусство XVIII века. М., 1977 ("Малая история искусств").
  13. Е.И. Ротенберг. Западноевропейское искусство XVIIвека. М., 1971 ("Памятники мирового искусства").

 

б) дополнительная литература (литература по отдельным странам и видам искусства):

 

Архитектура и градостроительство

1. B. Kaufmann. Architecture in the Age of Reason. Baroque and Post-Baroque in England, Italy and France. Cambridge(Mass.),1955; New York,1966.

2. А.Э.Бринкман. Площадьи монумент как проблема художественной формы [1903]. М., 1935.

3. А.В. Бунин,Т.Ф. Саваренская. Истории градостроительного искусства, т.1. М.,1979.

4. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т.7. М., 1969.

5. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935.

6. Ч.Мак-Коркодейл. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М., 1990.

Живопись и графика

1. М.Алпатов. Этюды по истории западноевропейского искусства. (статьи о Рубенсе, Браувере, Рембрандте, Вермере, Эль Греко, Веласкесе, Сурбаране, Пуссене, Ватто, Версале, французской живописи XVII века).

2. Б.Р.Виппер. Западноевропейское искусство первой трети XVII века. в кн. Б.Р.Виппер. Статьи об искусстве. М.,1970,с.453-508.

3. П.Кристеллер. История европейской гравюры XVII-XVIII века. М.-Л.,1939.

4. В.Н.Лазарев. Старые европейские мастера. М.,1974 (статьи о Рубенсе, Браувере, Галсе, Рембрандте, Вермере, Ленэне, Габриэле де Сент-Обэне, Шардене).

5. Е.И.Ротенберг. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М., 1989 (Караваджо, Рубенс, Пуссен, Рембрандт, Веласкес, Вермер).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.016 с.)