Профессиональные компетенции. Научно-исследовательская деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные компетенции. Научно-исследовательская деятельность



Научно-исследовательская деятельность

ПК- 1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства

ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства

ПК-6Ввладеет достаточным историко-культурным и методологическим фундаментом для продолжения образования в теоретико-методологической сфере и области актуального искусства

ПК-7способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ

ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории

ПК-9 способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах

Педагогическая деятельность

ПК-11 способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях

ПК-11Вспособен к реализации в преподавании мировой художественной культуры, истории искусства следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия; формирование у учащихся ценностных ориентиров

Организационно-управленческая деятельность

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

ПК-12Вспособен применять в организационно-управленческой деятельности современный уровень знаний и представлений об искусстве, социальной роли и функциях художественного наследия

Культурно-просветительская деятельность

ПК-14 способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры

ПК-14Вспособен к утверждению и пропаганде социальной и научной значимости культурного наследия, памятников искусства в средствах массовой информации, готов к культурно-просветительской деятельности в музеях

Экспертно-аналитическая деятельность

ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные источники и труды по истории искусства;

- содержание фундаментальных концепций, их общекультурные основания;

- суть и специфику процессов и явлений, характерных для ХХ столетия;

- типичные для периода школы, направления произведения архитектуры и изобразительного искусства, исторический контекст их создания;

- творчество наиболее значимых для эпохи и /или школы мастеров;

- иметь представление о крупнейших коллекциях музеев мира и художественных галерей;

- проблематику взаимосвязей и взаимовлияния европейского и русского изобразительного искусства и архитектуры.

Уметь:

- выявлять типологические особенности художественных направлений и региональных школ;

- различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места возникновения.

- анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры, интерпретировать их художественно-стилистические и содержательные аспекты, исторический и идейный контекст их создания;

анализировать и содержательные аспекты произведения искусства;

- выявлять контекстуальные связи произведения искусства в историческом, философском, эстетическом, социокультурном аспектах.

Владеть:

- понятийным аппаратом истории искусства;

- основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства;

- основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствознания.

4. Структура и содержание дисциплины «Методология истории искусства».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 а.ч.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

        Лекции, 36 а.ч. Самостоятельная работа студента, научно-исследовательская работа, чтение литературы, подготовка к зачету, зачет 36 а.ч.
1 Введение: Общетеоретические (эпистемологические и когнитологические) предпосылки и истоки методологии 7 1 2 1
2 Раздел 1. История науки как история ее методов (пути сложения современного искусствознания) 1.1 Первоначальный период истории искусства (античность и средние века) 7 2 2 2
3 1.2. Эпоха Возрождения и Вазари 7 3 2 2
4 1.3. Барокко и классицизм в истории искусствознания 7 4 2 2
5 1.4 Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана) 7 5 2 2
6 1.5. Искусствознание в пределах всеобщей истории 7 6 2 2
7 1.6 Культурно-историческая школа в истории искусства и начало самостоятельной науки об искусстве 7 7 2 2
8 Раздел 2 «Археология искусства». Методы первичной «обработки» художественного памятника(знаточество) 7 8 2 2
9 Раздел 3 Анализ формы (Морфология искусства) 3.1 Формально-стилистический метод 7 9 2 2
10 3.2 Венская школа искусствознания 7 10 2 2
11 3.3 Традиции французского, англо-американского и отечественного формализма 7 11 2 2
12 3.4 Структурный анализ в искусствознании 7 12 2 2
13 Раздел 4 Семантический подход 4.1 Иконография 7 13 2 2
14 4.2 Иконология 7 14 2 2
15 4.3 Семиотика в искусствознании 7 15 2 2
16 Раздел 5 Художественная критика:ее подходы и литературные формы(эссеизм) 7 16 2 2
17 Раздел 6 Междисциплинарные тенденции 6.1 Психологические и социологические подходы к искусству 7 17 2 2
18 6.2 Религиозные подходы 7 18 2 2
  Зачет 7     1

 

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Работа в аудитории: лекции; семинары; индивидуальные консультации; анализ и обсуждение самостоятельных работ; подготовка демонстрационного визуального материала для презентаций.

Внеаудиторная работа, проводимая с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся: встречи с современными художниками, выездные семинары в экспозиции музея, посещение выставок.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля.

- научно-исследовательская работа учащегося, работа в библиотеках, архивах, музейных фондах;

– участие в дискуссии;

- подготовка к зачету.

По результатам работы (участие в дискуссии, выступление), учащийся получает оценку «зачет».

Учебно-методическое обеспечение.

Самостоятельная подготовка учащегося может осуществляться по опубликованной программе курса дисциплины «Теория искусства». Труды ист. ф-та МГУ. Отд. ист. и теории искусства. Программы общих курсов. Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. Часть первая. М., изд. МГУ, 2009 и «Введение в психологию искусства. Методологические проблемы. Учебно-методическое пособие (учебное пособие)». М., 2010.

 

Содержание разделов дисциплины

Основные периоды развития русского и советского искусства ХХ века.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ (ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ И КОГНИТОЛОГИЧЕСКИЕ) ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОЧНИКИ МЕТОДОЛОГИИ

Общая структура науки об искусстве (теория искусства, художественная критики, история искусства) и типология ее методов (методы описательно-дискурсивные, аналитические и обобщающе-синтетические). Междисциплинарный характер всякой истории искусства и связь со смежными дисциплинами (историей, психологией, социологией, лингвистикой, литературоведением, религиоведением и т.д.). Понимание методологии не как теоретической, а как практической дисциплины. Критерии и признаки научного знания. Некоторые универсальные философские парадигмы и их отношение к методологии искусствознания. Феноменология и ее влияние на гуманитарные науки. Методологические проблемы истории как концептуального ядра истории искусства. Проблема систематизации и классификации методов искусствознания (по целям и предметам). Структура художественного творения и система методологических установок.

Раздел 2. ИСТОРИЯ НАУКИ КАК ИСТОРИЯ ЕЕ МЕТОДОВ (ПУТИ СЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ)

 

2.1 Первоначальный период истории искусства (античность и средние века)

«Литература об искусстве» и наука об искусстве. Периодизация истории искусства как научной дисциплины. Ранние донаучные формы науки об искусстве от античности до Нового времени. Витрувий и «витрувианская триада» (прочность, польза, красота). Неоплатонизм и искусство (красота как благо, понятие эманации и интеллектуального созерцания применительно к искусству). Основные темы античной эстетической традиции: красота, идея, форма, имитация. Экфрасис в Средние века Проблемы искусства в схоластической мысли.

Эпоха Возрождения и Вазари

Источниковедческий аспект ранней истории науки об искусстве. Начало науки об искусстве в эпоху Возрождения. Данте о 4-частном толковании. Боккаччо о Джотто. Художники у Петрарки и Сакетти (Симоне Мартини, Орканья, Таддео Гадди). Жизнеописания художников у Филиппо Виллани в его «Истории Флоренции». «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини. Лоренцо Гиберти и его «Комментарии». Леон Баттиста Альберти «О живописи» и «Об искусстве зодчества». Гуманисты XV в. как историки искусства. Тексты художников («О божественной перспективе» Пьеро делла Франческо). Леонардо да Винчи, его сочинения («Трактат о живописи») и его концепция истории искусства. Рафаэль Санти и начало классической археологии. Бенедетто Варки и спор об искусствах. Пьетро Аретино и начало художественной критики. Начало истории искусства на Севере: Альбрехт Дюрер, Иоганн Нойдорфер и Иоганн Бутцбах. Предшественники Вазари (Кристофоро Ландино, Антонио Манетти, Маркантонио Микиель и др.). Джорджо Вазари. История искусства как история художников. Проблема жанра «Жизнеописаний…»: Изобразительное искусство как «свободное искусство» и теория видов искусств. Концепция «манеры» у Вазари. Последователи Вазари и его оппоненты Вазари: Бенвенуто Челлини и Лодовико Дольчи. История искусства с точки зрения Севера: Иоганн Фишарт как критик Вазари. Карел ван Маандер - «Вазари Севера». Иоахим фон Зандрарт и его «Немецкая Академия».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.018 с.)