Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русское художественное стекло.
Петербургский центр стеклоделия, его стилеобразующая роль в развитии отечественного художественного стекла. Изменение стилевых тенденций в формообразовании и декорировании стеклянных изделий. Организация Назьинского завода и стекольное производство кн. Потёмкина. Создание Императорского стеклянного завода. «Цветная материя», как феномен отечественного стеклоделия. Новые формы декоративного и столового стекла. Расцвет живописного декора на цветном и бесцветном стекле. Особенности орнаментальной структуры. Первые стеклянные сервизы. Завод А.Бахметева и развитие провинциальной школы живописи на стекле. Роль стекла в интерьере классицизма. Типология осветительных приборов екатерининской эпохи: конструкция и материал (бронза. хрусталь, цветное стекло).
16. - Искусство фарфора «Золотой век» Екатерины II и фарфор императорского завода (ИФЗ – 1765г) Специфика влияния саксонского, затем французского фарфора на формы и роспись императорских изделий. Особенности интерпретации орнаментальной структуры в стиле Людовика ХVI. Деятельность выпускников Академии художеств и западноевропейских мастеров на ИФЗ. Проявление национальных черт в эстетике русского фарфора. Технология изготовления и декорирования. Живописные и графические источники сюжетной росписи фарфора. Декоративные вазы в интерьере классицизма. Дворцовые сервизы, их роль в организации парадного стола. Изделия для «вседневного обихода». Деятельность Ж.-Д. Рашетта и бисквитная пластика. Скульптурные аллегорические композиции – настольные украшения - как идеологический акцент в ансамбле парадных сервизов. Развитие мелкой фарфоровой пластики и серии фигур «Народы России» и «Торговцы и ремесленники». Расцвет деятельности ИСЗ в последние десятилетия ХVIII века. «Античная строгость» Павловского фарфора. Типология форм и декора, характер бытования. Императорский фарфоровый завод - ведущее предприятие в сфере отечественной художественной промышленности. Первое частное фарфоровое производство – завод купца Ф.Гарднера в Вербилках. Орденские сервизы. Фарфоровая пластика.
Обязательная литература. Ашарина Н.А.-Русское стекло. М.: Галарт, 19998, 255 с., ил. Ашарина Н.А., Дулькина Т.И.-Русская керамика и стекло. М., 1978
Бартенев И.А., Батажкова В.Н.-Русский интерьер XVIII-XIX в. Л., 1977 Бернякович З А -Русское художественное серебро ХVII – начала ХХ вв. в собрании Гос. Эрмитажа. Л.: 1977 Бубнова З.А.-Старинный русский фаянс. М., 1973 Виппер Б.Р.-Архитектура русского барокко. М., 1978 Воронов Н.В., Дубова М.М.-Невский хрусталь. Л., 1984. Евангулова О.С.-Светский интерьер Москвы к. XVII – н. XVIII в. // Русский город вып. 4. М., 1981 Долгих Е.В.-Русское художественное стекло XVII – н. XVIII в. М., 1985 Демиденко Ю.-Интерьер в России Традиции. Мода.. Стиль. СПб.: 2000 Ефимова Е.М.-Русский резной камень в Эрмитаже. Л.: 1961 Калязина Н.В., Дорофеева Л.П., Михайлов Г.В.-Дворец Меншикова. Художественная культура эпохи. М..: 1986 Калязина Н.В., Комелова Г.И., -Русское искусство петровской эпохи. Л.:1986 Кирсанова Р.М.-Костюм в русской художественной культуре (опыт энциклопедии) М., 1995 Коваленская Н.А.-История русского искусства XVIII в. М.-Л,. 1940, М., 1962 Коварская С.Я., Костина И.Д.-Русские ювелирные украшения ХVIII – начала ХХ веков. М.: 1988 Коршунова Т.Г.-Костюм в России XVIII – н. ХХ в. из собрания ГЭ. М., 1979 Коршунова.Т.Т. -Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура. Л.: 1975 Кучумов А.М.-Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л.:1981 Лансере А.К.-Русский фарфор. Л., 1968 Лотман Ю.М.-Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII – н. XIX в. СПб., 1994 Никифорова Л.Р.-Русский фарфор в Эрмитаже. Л., 1973 Попов В.А.-Русский фарфор. Частные заводы. М., 1980 Русский фарфор. 250 лет истории. Каталог выставки. ГТГ, ч. 1 – 2. М.: 1995. Салтыков А.Б.-Русская керамика..М.: 1960-Русское искусство барокко. М., 1977 Салтыков А.Б.-Майолика Гжели. М., 1956 Соболев Н.Н.-Стили в мебели. М., 1966, М., 1996 Соколова Т.М., Орлова К.А.-Русская мебель. Л., 1973 Соловьев К.Н.-Русская осветительная арматура XVIII-XX вв. М., 1950 Суханова И.М.-Художественное стеклоделие XVII – XVIII вв. В кн. Русское декоративное искусство т.2 М., 1965 с.575-593 Черный Н.В.-Фарфор Вербилок. М., 1969 Шелковников Б.А.-Русское художественное стекло. Л., 1969
Дополнительная литература Давыдова С.А.-Очерки кружевной промышленности России. СПб., 1913 Ефимова Л.В., Белгородская Р.М.-Русская вышивка и кружево. ГИМ. М.: 1985
Земцов С.-Русский интерьер 1-й пол. ХVIII века/Декоративное искусство СССР, 1965, № 5 Русский интерьер сер. ХVIII в./ Декоративное искусство СССР, 1965, № 3 Калязина Н.В.-Интерьер 1-й четв. ХVIII в. Л. 1971 Калязина Н.В., Дорофеева Л.-Уникальный памятник Петровского времени. / Декоративное искусство СССР, 1983, № 1 Комелова Г.Н.-Русская миниатюра на эмали ХVII – начала ХIХ века. СПб.:1995 Ланциманис И.-Рундальский дворец. / Декоративное искусство СССР, 1987, № 10 Мартынова М.В.-Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве ХII – ХVIII веков. 1973 Моисеенко Е.Ю.-Русская вышивка ХVII – начала ХХ века. Из собр. Гос.Эрмитажа. Л.: 1978 Павловский Б.В.-Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М.:1975 Пронина И.А. Декоративно-прикладное искусство в Академии художеств.М.: 1998. Русское искусство эпохи барокко XVII – 1-й пол. XVIII в. Каталог выставки. Л., 1984 Русское искусство барокко. М., 1977 Фалеева В.А.-Русское плетёное кружево М.: 1983. Фомин Ю.В.-Русское наборное дерево ХVIII века (мебель, панно, паркет). М.: 1989 Эмме Б.Н.-Русский художественный фарфор. Л.-М.: 1950 Художественный фарфор (каталог) Л., 1938 Уханова И.Н. -Резьба по кости в России ХVIII – ХIХ вв. М.: 1981
Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Художественное ремесло древних славян. 1 – 10 вв. Художественное ремесло Киевской Руси X–XII в. Художественное ремесло Среднерусских земель ХI – ХIII веков. Художественное ремесло Великого Новгорода XII–XVI вв. Художественное ремесло Московского княжества XIV – XVI вв. Древнерусская керамика и развитие гончарства в Московском государстве Декоративно-прикладное искусство ХVII Керамика и стеклоделие ХVII в. Искусство шитья ХVII в. Декоративно-прикладное искусство эпохи барокко. Первая половина ХVIII века. Искусство стекла ХVIII в. Декоративно-прикладное искусство середины ХVIII века. Русское художественное стекло середины – 2-й пол. ХVIII века. Искусство фарфора ХVIII века.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, экран). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки история искусств.
Разработчики Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Кафедра истории отечественного искусства м.н.с. Е.В. Долгих Эксперты
Программа одобрена на заседании Ученого совета исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Председатель УМС по истории и истории искусства С.П.Карпов
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины
Методология истории искусства
Рекомендуется для направления подготовки по специальности
035400 «История искусств» Квалификация (степень) выпускника бакалавр
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Методология истории искусства» являютсязнакомство студентов с этапами развития архитектуры и изобразительного искусства в контексте истории и культуры ХХ века, с историей направлений и региональными особенностями эволюции искусства ХХ века, с творчеством выдающихся мастеров, стилистической характеристикой и иконографическими особенностями их произведений. Формирование необходимого уровня профессиональной рефлексии на опыт изучения отечественного искусства ХХ века. Задачи дисциплины: 1. дать представление об основных этапах развития методологии искусствознания 2. охарактеризовать индивидуальности основных теоретиков и практиков искусствознания 3. познакомить с основными методологически значимыми текстами мирового искусствознания 4. дать представление о взаимоотношении теории искусства и методологии истории искусства; 5. раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентирами создавшей его эпохи / культуры; 6. проследить формирование основных научных традиций 7. проследить концептуальные достижения и проблемы отечественного искусствознания 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Методология истории искусства» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр). Курс представляет собой часть учебной программы по всеобщей истории искусства и является необходимым продолжением курсов «Теория искусства», «История эстетических учений», «История художественной критики». Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с изучаемым параллельно курсом «Теория искусства». Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать основами знаний по истории, истории культуры, всеобщей истории искусства, истории литературы, истории философии. Изучение дисциплины должно основываться на следующих общекультурных и профессиональных компетенциях студента: - владении культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); - умении логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).
Изучение истории отечественного искусства ХХ века создает необходимые предпосылки для успешного освоения следующих базовых дисциплин профессионального цикла: теория искусства, психология искусства, методология истории искусства, художественная критика. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Студент, осваивающий дисциплину: Общекультурные компетенции ОК-1 владеет культурой мышления: способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-2 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК-7 способен применять основные положения и инструментарий (методы) социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ОК-8 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности ОК-9 владеет одним из иностранных языков на уровне делового (профессионального) общения; ОК-12владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией ОК-13 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способен использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности приемы работы с компьютером (включая создание баз данных), способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач ОК-18 готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия ОК-19 способен создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.028 с.) |