Психологические и социологические подходы к искусству



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические и социологические подходы к искусству



Гештальт-подход в понимании структуры художественного произведения у Р. Арнхейма («Искусство и визуальное восприятие», «Визуальное мышление», «Сила центра. Исследование композиции изобразительных искусств», «Динамика архитектурных форм»). Развитие и ревизия гештальт-теории (Р. Грегори, Дж. Гибсон). Психоанализ и искусство. З. Фрейд как интерпретатор искусства и критик культуры. История искусства в интерпретации О. Ранка. Д. Винникот как теоретик фантазийной и игровой деятельности. Юнгианская аналитическая психология: архаические и мифологические корни искусства и методы их истолкования (влияние на иконологический подход). «Структурный психоанализ» Ж. Лакан: искусство как «фикция». Психологически ориентированные историки искусства: Э. Крис («Психоаналитические исследования в искусстве»), А. Эренцвейг («Психоанализ художественного видения и слышания» и «Скрытый порядок искусства»), Р. Юиг («Человек и искусство», «Символы времени и современное искусство). Психологические аспекты иконологии («Сатурн и меланхолия» Э. Панофского, Р. Клибанского и Заксля; «Рожденные под Сатурном» Р. и Д. Виттковеров). Психология искусства у Э. Гомбриха (в «Искусстве и иллюзии»). Искусство и психиатрия (Чезаре Ломброзо: «Гениальность и помешательство», М. Нордау: «Вырождение»). Художественная активность душевнобольных: проблемы анализа и оценки у Х. Принцхорна («Художественная деятельность душевнобольных»). Э. Кречмер («Строение тела и характер» и «Гениальные люди»): нравственно-психологические аспекты творчества. Г. Роршах и эстетические аспекты его «Психодиагностики».

Эстетика и теория искусства в контексте неомарксизма (Ф. Анталь: «Флорентийская живопись и ее социальный фон» и А. Хаузер: «Социальная история искусства»). Критика со стороны М. Мисса и Э. Гомбриха. Хаузер глазами П. Бурдье и Т. Адорно. В. Беньямин: «Искусство в эпоху технической воспроизводимости». «Искусство и общество» (1936) Г. Рида. М. Вакернагель и его «Жизненное пространство художников флорентийского Ренессанса». М. Мис и его «Живопись Флоренции и Сиены после Черной смерти». Фр. Хаскелл («Покровители и живописцы», «Вкус и древность», «История и ее образы»). М. Бэксандалл («Живопись и жизненный опыт в Италии 15 века. Введение в социальную историю стиля в живописи», «Паттерны интенции: об историческом объяснении картин»). Феномен «вульгарной социологии» в советском искусствознании (В. М. Фриче – «Социология искусства» и И.И. Иоффе – «Синтетическая история искусства»). А.А. Федоров-Давыдов как социолог искусства («Русское искусство промышленного капитализма»).

Религиозные подходы

Русская религиозная мысль и вопросы искусства: В.С. Соловьев («Общий смысл искусства»), В.В. Розанов («Итальянские впечатления», «Среди художников»). О. Павел Флоренский («Иконостас» и «Храмовое действо как синтез искусств», Е. Трубецкой («Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи»), свящ. Сергий Булгаков («Церковь и культура», «Икона и ее почитание»), Н. А. Бердяев («Смысл творчества» и «Смысл истории»), Вяч. Иванов «О веселом ремесле и умном веселии»). В. В. Вейдле («Умирание искусства»), Ф. А. Степун («Искусство и современность»). Неотомистская эстетика и история искусства: Э. Жильсон и его «Живопись и реальность». Ж. Маритен и проблемы современного искусства в «Творческой интуиции в искусстве и поэзии». Г. Марсель – искусство с точки зрения католического экзистенциализм. Современное христианское «богословие образа» (кард. Кристоф Шёнборн: «Икона Христа. Богословские основания», Алекс Шток и его проект «Поэтической догматики») Л. А. Успенский и его «Богословие иконы православной церкви». П. Н. Евдокимов: «Священное искусство и икона».

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

  1. Методология в системе искусствоведческого знания;
  2. Науковедческие проблемы искусствознания;
  3. Античные представления об искусстве. Античный экфрасис;
  4. Представление об искусстве в Средние века;
  5. Литература об искусстве в эпоху Возрождения;
  6. Джорджо Вазари и последующая традиция;
  7. Начало истории искусства на Север (ван Мандер, фон Зандрарт и др.);
  8. Эпоха барокко в истории науки об искусстве;
  9. Эпоха Просвещения и Винкельман;
  10. Гёте, Лессинг и романтизм в истории искусствознания;
  11. Гегель и берлинская школа истории искусства;
  12. Позитивизм и культурно-историческое направление;
  13. Якоб Буркхардт;
  14. История искусства как самостоятельная наука;
  15. «Археология искусства» как первичная форма научного анализа (знаточество);
  16. Джованни Морелли;
  17. Основные представители знаточеского метода (Кроу и Кавальказелле, Истлейк, фон Боде, А.Вентури и др.);
  18. М.Фридлендер о знаточестве;
  19. Теоретические основы формально-стилистического метода (морфология искусства);
  20. Генрих Вельфлин;
  21. Некоторые представители немецкого формализма (Шмарзов, Пиндер, Гантнер и др.);
  22. Французский формализм (Фор, Фоссийон);
  23. Традиции английского формализма (Р.Фрай, К.Белл и др.);
  24. Традиция венского искусствознания. Ранние представители «венской школы»;
  25. А.Ригль и историческая грамматика изобразительного искусства;
  26. М.Дворжак: история искусства как история духа;
  27. Й.Стржиговский: антиклассицизм как метод;
  28. Ю. фон Шлоссер и последующая судьба венского искусствознания;
  29. Теоретические основы структурного подхода в истории искусства;
  30. Х.Зедльмайр;
  31. Общие свойства иконографического метода;
  32. Ранняя история иконографии (традиция церковной археологии);
  33. Важнейшие представители иконографического подхода (А.Шпрингер, Э.Маль, А.Грабар и др.);
  34. Иконография архитектуры Р.Краутхаймера;
  35. История и основные представители отечественной иконографической школы (А.С.Уваров, Н.П.Кондаков, Н.В.Покровский и др.);
  36. Особенности иконологического метода;
  37. Аби Варбург и варбургский кружок;
  38. Э.Панофский об иконологической интерпретации;
  39. Я. Бялостоцкий;
  40. Р.Виттковер о проблемах интерпретации «визуальных символов»;
  41. Иконология архитектуры (Г.Бандманн и др.);
  42. Семиотика в искусствознании;
  43. Э.Гомбрих;
  44. Методологические основы художественной критики. Жанр эссеизма;
  45. Традиции английского эссеизма. Дж. Рёскин;
  46. У.Патер и Вернон Ли;
  47. Г. Рид и К.Кларк;
  48. Художественная критика и современное искусство (Р.Мутер, Мейер-Грефе, С.Зонтаг, Р.Краус и др.);
  49. Французские литераторы об искусстве (Валери, Пруст, Бонфуа);
  50. Немецкий эссеизм (Рильке, Брох, Беньямин, Хайдеггер)
  51. Традиции отечественного эссеизма (А.Н. Бенуа, Н. Врангель, П. Муратов, А. Эфрос, Я. Тугенхольд, В. Вейдле);
  52. Основания междисциплинарных подходов;
  53. Психология искусства: основные проблемы и направления;
  54. Искусство и психиатрия;
  55. Социологический метод в искусствознании (А. Хаузер, Фр. Анталь, П. Франкастель и др.);
  56. Религиозный взгляд на искусство: особенности и аспекты;
  57. Теория искусства и методология искусствознания.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ (ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ И КОГНИТОЛОГИЧЕСКИЕ) ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОЧНИКИ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

 

1. Алпатов, М.В. Задачи научного анализа искусства и художественной критики. // М.Алпатов. Этюды по истории западноевропейского искусства. М.-Л., 1939, с. 3-10.

2. Базен, Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней [1986]. М., 1995.

3. Бергсон, А. Творческая эволюция. М., 1998.

4. Богаевский, Б.Л. Задачи искусствознания. // Задачи и методы изучения искусства. Пг., 1924, с. 9-61.

5. Ванеян, С.С. Искусствознание как наука и как поэзия. // Русский исторический вестник. № 3.

6. Волкова, Е.В. Встреча искусства с эстетикой. М., 2005.

7. Габричевский, А.Г. Морфология искусства. М., 2002.

8. Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

9. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

10. Гарден, Ж.-К. Теоретическая археология. М., 1983.

11. Гилберт, К. и Кун, Г. История эстетики [1956]. М., 1960.

12. Гращенков, В. Н. История и историки искусства. М., 2005.

13. Гращенков, В.Н., Ванеян С.С. История искусства. // Историческая наука в Московском университете. 1755-2004. М., 2004. С. 550-580.

14. Зедльмайр, Х. Искусство и истина. О теории и методе истории искусства. Пер. и комм. С.С. Ванеяна. М., 1999.

15. История европейского искусствознания. 1-4. М., 1963-1969.

16. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1-5. М., 1962-

17. Коллингвуд, Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999.

18. Кроче, Б. Эстетика. – в кн. Б. Кроче. Антология сочинений по философии. СПб, 1999.

19. Лазарев, В.Н. О методологии современного искусствознания. // Советское искусствознание’77, вып. 2, М., 1978, с. 311-316.

20. Лангер, С. Философия в новом ключе. М., 2000.

21. Лекции по истории эстетики. Кн. 1-4. Изд. ЛГУ, Л., 1973-1980.

22. Мастера искусств об искусстве. Т. 1-7. М., 1965-

23. Михайлов, А.В. Языки культуры. М., 1997.

24. Недович, Д.С. Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств. М., 1927.

25. Панофский, Э. Idea. СПб., 1999.

26. Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб., 1999.

27. Поппер, К.-Р. Нищета историзма. М., 1995.

28. Романов, Н.И. Введение в историю искусства. М., 1915 (1972).

29. Самосознание европейской культуры XX века. Сборник под ред. Р. А. Гальцевой. М., 2008.

30. Современная западно-европейская и американская эстетика. М., 2002.

31. Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957 (тексты Белла, Воррингера, Рида и др.).

32. Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII-XVII вв. Очерки. М., 1977.

33. Тучков И.И., Ванеян С.С. Из истории Отделения истории и теории искусства. М., 2009.

34. Хайдеггер, М. Исток художественного творения. // Его же. Работы и размышления разных лет. М., 1993, с. 47-119.

35. Эстетика и теория искусства ХХ века. Отв. редакторы Н. Хренов, А. Мигунов. М., 2005.

 

36. Ackerman, J.S. Western Art History. // J.S. Ackerman, P. Carpenter. Art and Archeology. Englewood Cliffs New Jersey, 1963, p. 123-231.

37. Altmeister moderner Kunstgeschichte. Hrsg. von H. Dilly. Berlin, 1990.

38. Art History and Its Methods: A Critical Anthology. Ed. by E. Ferni. London, 1995.

39. Art History. An Anthology of Modern Criticism. Ed. by Wylke Sypher. New York, 1963.

40. Art of Interpretating. Ed. by S. Scott, Pennsylvania, 1995.

41. Badt, Kurt. Kunsttheoretische Versuche. Köln, 1968.

42. Belting, H. Das Ende der Kunstgeschichte? München, 1983 (19942, H. Belting. The End of the History of Art? Chicago and London, 1987).

43. Betthausen, P.; Feist P.H.; Fork, Chr. Metzler Kunsthistoriker Lexikon. Stuttgart-Weimar, 1999.

44. Danto, Arthur C. The Transfiguration of the Commonplace. A Philosophy of Art. Cambridge (Mass.), 1981.

45. Das Kunstwerk zwischen Wissenschaft und Weltanschauung. Hrsg. v. M. Warnke. Gutersloh, 1970.

46. Deconstruction and the Visual Arts: Art, Media, Architecture. Ed. by P. Brinette, D.Wills. Cambridge (Mass.), 1994.

47. Dittmann, Lorenz. Stil, Symbol, Struktur. Studien zu Kategorien der Kunstgeschichte. München, 1967.

48. Gombrich, E.H. Ideals and Idols. Essays on Values in History and in Art. Oxford, 1979.

49. Gosebruch, Martin. Methode der Kunstwissenschaften. // Enzyklopaedie der geisteswissenschaftlichen Arbeitsmethoden. 6. Lieferung: Methoden der Kunst- und Musikwissenschaften. München-Wien, 1970.

50. Hauser, A. The Philosophy of Art History. New York, 1959.

51. Kleinbauer, W. E. Modern Perspectives in Western Art History: An Anthology of 20th-Century Writings on the Visual Arts. New York, 1971.

52. Kleinbauer, W.E., Slavens Th.P. Research Guide to the History of Western Art. Chicago, 1982.

53. Kultermann, Udo. Geschichte der Kunstgeschichte: der Weg einer Wissenschaft. München, 1990.

54. Kultermann, Udo. Kleine Geschichte der Kunsttheorie. Darmstadt, 1987.

55. Metzler Kunsthistoriker Lexikon: zweihundert Portrats deutschsprachiger Autoren aus vier Jahrhunderten. Stuttgart, 1999.

56. Language of Art History. Ed. by S. Kemal, I. Gaskell. New York, 1991.

57. Lützeler, H. Kunsterfahrung und Kunstwissenschaft. Systematische und entwicklunggeschichtliche Darstellung und Dokumentation des Umgangs mit der bildenden Kunst. 3 Bde., Freiburg-München, 1975.

58. Pächt, O. Methodisches zur kunsthistorischen Praxis. Ausgewahlte Schriften. München, 1977.

59. Podro, M. The critical Historians of Art. New Haven and London, 1982.

60. Preziosi, D. Rethinking Art History. Meditation on a Coy Science. New Haven and London, 1989.

61. Sedlmayr, H. Kunst und Wahrheit. Zur Theorie und Methode der Kunstgeschichte. Hamburg, 1958 (Mittenwald, 1978).

62. The Dictionary of Art. Ed. by Jane Turner. Vol. 1-29. London-New York, 1996.

63. Tietze, Н. Die Methode der Kunstgeschichte. Lpz., 1913.

64. Venturi, L. Storia della critica dell’arte. Torino, 1964 (Venturi, L. History of Art Criticism. New York, 1936).

65. Waetzold, W. Deutsche Kunsthistoriker. Leipzig, 1921.

 

ИСТОРИЯ НАУКИ КАК ИСТОРИЯ ЕЕ МЕТОДОВ ПУТИ СЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ

 

66. Адо, И. Свободные искусства и философия в античной мысли. Пер. Е.Ф. Шичалиной. М., 2002.

67. Буркхардт, Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М., 1996.

68. Буркхардт, Я. Рубенс. СПб., 2001.

69. Буслаев, Ф.И. Задачи эстетической критики. // Ф. Буслаев. Мои досуги. Ч. 1, М., 1986, с. 291-407.

70. Винкельман, И.-И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.

71. Гёте, И.-В. Об искусстве. М., 1975.

72. Дидро, Д. Об искусстве. Т. 1-2. Л.-М., 1936.

73. Дидро, Д. Салоны. Т. 1-2. М., 1989.

74. Земпер, Г. Практическая эстетика. М., 1970.

75. Куглер, Ф. Руководство к истории искусства. Четвертое издание, обработанное В. Любке, ч. 1-2, М., 1869-1870.

76. Лессинг, Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.

77. Маандер, ван К. Книга о художниках. СПб., 2007.

78. Плиний Старший. Естествознание об искусстве. М., 1994.

79. Тэн, И. Философия искусства. М.-Л., 1933, 1995.

80. Фромантен, Э. Старые мастера. М., 1966.

 

81. Haskell, F. Rediscoveries in Art. Some Aspects of Taste, Fashion and Collecting in England and France. New York, 1976.

82. Rosenberg, R. Von der Ekphrasis zur wissenschaftlichen Bildbeschreibung: Vasari, Agucchi, Filibien, Burckhardt. – Zeitschrift für Kunstgeschichte, 1995, 58, 3, 297-318.

 

АРХЕОЛОГИЯ ИСКУССТВА. ПРИЕМЫ ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПАМЯТНИКА (ЗНАТОЧЕСТВО)

 

83. Бернсон, Б. Основы художественного распознавания. // София, 1914, № 1.

84. Бернсон, Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965.

85. Виппер, Б.Р. К проблеме атрибуции. // Б.Р. Виппер. Статьи об искусстве. М., 1970, с. 541-560.

86. Гращенков В.Н. Макс Фридлендер – знаток, историк искусства, писатель. // Музей. Художественные собрания СССР, вып. 6. М., 1986, с. 29-32.

87. Кузнецов, Ю. Загадки «Данаи». К истории создания картины Рембрандта. Л., 1970.

88. Лазарев, В. Н. О знаточестве и методике атрибуции. // Искусствознание, 1/98. М., с. 1998, с. 43-59.

89. Левинсон-Лессинг, В. Ф. Вильгельм фон Боде и его книга о голландской живописи XVII века. // Музей. Художественные собрания СССР, вып. 9. М., 1988, с. 252-257.

90. Либман, М. Я., Островский Г. С. Поддельные шедевры. М., 1966.

91. Линник, И. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. Л., 1980, с. 5-38.

92. Лонги, Р. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984.

93. Немилова, И. С. Загадки старых картин. М., 1973.

94. Сидоров, А. А. Записки собирателя. Книга о рисунках старых и новых. Л., 1969.

95. Фридлендер, М. Знаток искусства. М., 1923 (то же в кн.: Музей. Художественные собрания СССР, вып. 6. М., 1986, с. 32-36).

96. Фридлендер, М. Об искусстве и знаточестве [1942, 1946]. СПб., 2001.

97. Фридлендер, М. Подлинник и подделка. Берлин, 1929.

 

98. Kurz, O. Falsi e falsari. Venezia, 1961.

99. Berenson, B. Aesthetics and History in the Visual Arts. London, 1948.

 

АНАЛИЗ ФОРМЫ (МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА)

 

ФОРМАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД

 

100. Бенеш, О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973.

101. Бринкман, А. Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения. М., 1935.

102. Бринкман, А. Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. М., 1935.

103. Вёльфлин, Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. М.-Л., 1934.

104. Вёльфлин, Г. Истолкование искусства. М., 1922.

105. Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусства. М.-Л., 1930.

106. Вёльфлин, Г. Ренессанс и барокко. СПб, 1912.

107. Виппер, Б. Р. Проблема и развитие натюрморта (Жизнь вещей). Казань, 1922.

108. Габричевский А.Г. Морфология искусства. М., 2002.

109. Гершензон-Чегодаева, Н.М. Теории развития искусства в западноевропейском искусствознании 1900-1940 гг. – Современное искусствознание за рубежом. М., 1964, с. 40-61.

110. Гильдебранд, А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914 (1994).

111. Дворжак, М. История искусства как история духа. СПб., 2001.

112. Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1-2. М., 1978.

113. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935 (тексты Г. Вёльфлина, П. Франкля, М. Дворжака, Г. Янтцена. Х. Зедльмайра, Э. Кауфмана и др.).

114. Кроче, Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика [1902], ч. 1. М., 1920.

115. Некрасов, А.И. Теория архитектуры. М., 1994.

116. Раппапорт, А. Г., Сомов, Г. Ю. Форма в архитектуре. Проблемы теории и метода. М., 1990.

117. Фор, Э. Дух форм. СПб., 2001.

118. Фосийон, А. Жизнь форм [1934]. М., 1995.

119. Чечот, И.Д. Проблема классического искусства и барокко в работах Г. Вёльфлина о художниках XVII и ХIХ вв. // Проблемы искусствознания и художественной критики. Л., 1982, с. 51-108.

120. Шапиро, М. Стиль [1953]. // Советское искусствознание. Вып. 24, М., 1988, с. 385-425.

 

121. Bell, Cl. Art [1914], London, 1961.

122. Dvořak, M. Idealismus und Naturalismus in der gotischen Skulptur und Malerei [1917]. // M.Dvorak. Studien zur Kunstgeschichte. Leipzig, 1989, S. 160-268 (М.Дворжак. Очерки по искусству Средневековья. М.-Л., 1934).

123. Frankl, Paul. Das System der Kunstwissenschaft [1938]. Berlin, 1998.

124. Fray, D. Kunstwissenschaftliche Grundfragen: Prolegomena zu einer Kunstphilosophie. Wien, 1946.

125. Fry, R. Vision and Design [1920]. London, 1961.

126. Kubler, G. The Shape of Time. Remarks on the History of Things. New Haven-London, 1962.

127. Pinder, W. Das Problem der Generation. Berlin, 1926.

128. Read, H. The Meaning of Art. London, 1931.

129. Riegl, A. Historische Grammatik der bildenden Künste. Hrsg. von O. Pacht, K. Swoboda. Graz- Köln, 1966.

130. Schlosser von, Julius. Präludien. Vorträge und Aufsätze. Berlin, 1927.

131. Schmarsow, August. Grundbegriffe der Kunstwissenschaft am Übergang vom Altertum zum Mittelalter [1905], Berlin, 1998.

132. Stil und Überlieferung in der Kunst des Abendlandes. Akten des XXI. Kongresses für Kunstgeschichte in Bonn. Berlin, 1967, Bd. 3.

133. Wien und die Entwicklung der kunsthistorischen Methode. Akten des XXV. Internationalen Kongresses fur Kunstgeschichte. Bd. 1. Wien, Köln, Graz, 1984.

134. Zevi, B. Saper vedere l’architettura. Saggio sull’interpretazione spaziale dell’architettura. Torino, 1948.

 

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ В ИСКУССТВОЗНАНИИ

 

135. Зедльмайр, Х. Утрата середины. Пер. и комм. С.С. Ванеяна. М., 2008.

136. Бибихин, В.В. Ганс Зедльмайр: искусство видеть; Утрата середины. // В.В. Бибихин. Новый ренессанс. М., 1998, с. 60-126.

137. Ванеян, С.С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Ханса Зедльмайра. М., 2004.

138. Граблева, А.Н. Феноменологическая эстетика Ганса Зедльмайра. // Современная буржуазная эстетика. Критические очерки. М., 1978, с. 165-192.

139. Тасалов, В.И. Ганс Зедльмайр. Дилемма хаоса и порядка в постмодернизме 50-х-70-х гг. // Искусствознание Запада об искусстве ХХ в. М., 1988, сс.43-71.

 

140. Köhler, H. Strukturale Bildlichkeit. Studien zum Begriff der Struktur in der Kunstgeschichte. München, 1984.

141. Sedlmayr, Hans. Epochen und Werke. Gesammelte Schriften zur Kunstgeschichte. Bd. I-III. Wien-München, 1959, 1960, 1982.

 

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

 

ИКОНОГРАФИЯ

 

142. Буслаев, Ф.И. Общие понятия о русской иконописи. – Ф.И. Буслаев. Сочинения. Т. 1, СПб., 1908.

143. Ванеян С.С. Архитектура и иконография. М., 2010.

144. Вздорнов, Г. И. Научная проза В.Н. Лазарева. // Там же, с. 35-42.

145. Вздорнов, Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986.

146. Гращенков, В.Н. Виктор Никитич Лазарев: жизнь, творчество, научное наследие. // Искусствознание, 1/98. М., 1998, с. 7-34.

147. Иконография архитектуры. Сб. ст. под ред. А.Л. Баталова. Пред. А.Г. Раппопорта. М., 1990.

148. Иеротопия. Создание сакрального пространства в Византии и Древней Руси. Сборник статей. М., 2006.

149. Кондаков, Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1-2. СПб., 1914-1915.

150. Краутхаймер, Р. Три христианские столицы. Топография и политика. СПб., 2000.

151. Кызласова, И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И. Буслаев, Н.П. Кондаков: методы, идеи, теории). М., 1985.

152. Лазарев, В.Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1986.

153. Лазарев, В.Н. Никодим Павлович Кондаков. – В.Н.Лазарев. Византийская живопись М., 1971, с. 7-19.

154. Лазарев, В.Н. О некоторых проблемах в изучении древнерусского искусства. // В.Н.Лазарев. Русская средневековая живопись. М., 1970.

155. Покровский, Н.В. Евангелие в памятниках архитектуры. М., 2001.

156. Покровский, Н.В. Очерки памятников христианского искусства. М., 2000.

157. Уваров, А.С. Христианская символика. СПб., 2001.

158. Шалина, И.А. Реликвии в восточно-христианской иконографии. М., 2005.

159. Щекотов, Н.М. Иконопись как искусство. // Русская икона. Сб. 2, СПб., 1914, с. 115-142 (там же, с. 143-149: Л. Мацулевич. Ответ Щекотову).

160. Этингоф, О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000.

 

161. ИКОНОЛОГИЯ (ГЕРМЕНЕВТИКА ИСКУССТВА)

 

162. Бялостоцкий, Я. «Польский всадник» Рембрандта. // Классическое искусство Запада. М., 1973, с. 211-226.

163. Варбург, А. Великое переселение символов. СПб., 2008.

164. Вдовин. Г.В. Персона, индивидуальность, личность. Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. М., 2005.

165. Верильо, П. Машина зрения. СПб., 2004.

166. Гинзбург К. Мифы–эмблемы–приметы. Морфология и история. Пер. с ит. М., 2004.

167. Гомбрих, Э.Х. О задачах и границах иконологии [1972]. // Советское искусствознание, вып. 25, М., 1989, с. 275-305.

168. Гращенков, В. Н. «Свод небесный». О сакральном символизме ренессансного храма и его монументальной декорации. // Вопросы искусствознания, 4/94. М., 1994, с. 231-267.

169. Гращенков, В.Н. Эрнст Гомбрих – историк и теоретик искусства, исследователь и скептик. // Советское искусствознание, вып. 25. М., 1989, с. 268-274.

170. Дамиш, Ю. Теория облака. Набросок истории живописи. СПб., 2003.

171. Диди-Юберман, Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб., 2001.

172. Либман, М.Я. Иконология. // Современное искусствознание за рубежом. Очерки. М., 1964, с. 62-76.

173. Панофский, Э. Готическая архитектура и схоластика. // Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992, с. 49-78.

174. Панофский, Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса. // Его же. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб., 1999, с. 43-73.

175. Панофский, Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998.

176. Панофский, Э. Перспектива как «символическая форма». СПб., 2004.

177. Рубцов, Н.Н. Иконология: история, теория, практика. М., 1990.

178. Соколов, М.Н. Вечный ренессанс. М., 1999.

179. Соколов, М.Н. Границы иконологии и проблемы единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э. Панофского). // Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII-XVII вв. Очерки. М., 1977, с. 227-249.

180. Соколов, М.Н. Природа торжествующая. Иконология бытовых образов Возрождения и Барокко. М., 1993.

181. Соколов, М.Н. Христос у подножия мельницы-Фортуны. К интерпретации одного пейзажно-жанрового мотива Питера Брейгеля Старшего. // Искусство западной Европы и Византии. М., 1978, с. 132-156.

182. Хофманн, В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб., 2004.

 

183. Bialostocki, J. Iconography and Iconology. // Encyclopedia of World Art. Vol. VII. New York, 1963, cols. 369-385.

184. Bialostocki J. Iconography. – Dictionary of the History of Ideas. Vol. II. New York, 1973, p. 524-541.

185. Bildende Kunst als Zeichensystem. Hrsg. von Ekkehard Kaemmerling. Bd. I, Köln, 1979.

186. Haskell, Francis. History and its Images: Art and the Interpretation of the Past. New Haven-London, 1993.

187. Norberg-Schulz, Chr. Existence, Space and Architecture. New York, 1971.

188. Panofsky, E. Zum Problem der Beschreibung und Inhaltsdeutung von Werken der Bildenden Kunst. // Logos XXI, 1932, SS. 103-119.

189. Saxl, Fritz. Lectures. Vol. 1-2, London, 1957.

190. Warburg, Aby. Ausgewählte Schriften und Würdigungen. Baden-Baden, 1979.

191. Wind, Edgar. Art and Anarchy [1963]. London, 1985.

192. Wind, E. The Eloquence of Symbol: Studies in Humanist Art. Ed. by J. Andersson, Oxford, 1993.

193. Wittkower, R. Interpretation of Visual Symbols in Art. – Studies in Communication. London, 1955, p. 109-124.

 

СЕМИОТИКА В ИСКУССТВОЗНАНИИ

 

194. Барт, Р. Избранные работы. М., 1989.

195. Барт, Р. Мифологии. М., 2000.

196. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003.

197. Даниэль, С.И. Картина классической эпохи. Л., 1986.

198. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.

199. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

200. Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

201. Семиотика. М., 1983.

202. Успенский, Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

203. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб. 1994.

204. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА: ЕЕ ПОДХОДЫ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ
(ЖАНР ЭССЕИЗМА)

 

205. Бенуа, А. Н. Художественные письма. 1930-1936. М., 1997.

206. Беньямин, В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб., 2004.

207. Бодлер, Ш. Об искусстве. М., 1986.

208. Бонфуа, И. Невероятное. Избранные эссе. М., 1998.

209. Валери, П. Об искусстве. М., 1976.

210. Валери, П. Рождение Венеры. СПб., 2000.

211. Вейдле, В.В. Вечерний день. Отклики и очерки на западные темы. Нью-Йорк. 1952.

212. Вентури, Л. От Мане до Лотрека. М., 1958.

213. Вентури, Л. Художники Нового времени. М., 1956.

214. Вернон Ли. Италия. Genius Loci. М., 1914.

215. Врангель, Н.Н. Свойства века. Статьи по истории русского искусства. СПб., 2001.

216. Зонтаг, С. Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-х-1970-х годов. М., 1997.

217. Кларк, К. Пейзаж в искусстве. СПб., 2004.

218. Кларк, К. Нагота в искусстве. СПб., 2004.

219. Клодель, П. Глаз слушает. М., 2006.

220. Краус, Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003.

221. Мейер-Грефе, Ю. Импрессионисты. М., 1913.

222. Муратов, П. Образы Италии. Т. 1-3. М., 1993-1994.

223. Ортега-и-Гассет, Х. Веласкес. Гойя. М., 1997.

224. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

225. Патер, В. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 1912 (пер. В.Д. Дажиной с послесловием В.П. Головина: М. 2006).

226. Пруст, М. Памяти убитых церквей. М., 1999.

227. Пунин, Н.Н. Русское и советское искусство. М., 1976.

228. Рёскин, Дж. Лекции об искусстве. М., 1900, СПб., 1907 (М., 2006).

229. Рёскин, Дж. Прогулки по Флоренции. Заметки о христианском искусстве для английских путешественников. СПб., 2007.

230. Рёскин, Дж. Семь светочей архитектуры. СПб., 2007.

231. Рильке, Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма, Стихи. М., 1971.

232. Рильке, Р.-М. Флорентийский дневник. М., 2001.

233. Роден, О. Беседы об искусстве. СПб., 2006.

234. Розанов, В.В. Среди художников [1914]. М., 1994.

235. Рыков, А.В. Постмодернизм как радикальный консерватизм. СПб., 2007.

236. Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957 (тексты К. Бэлла, Р. Фрая, Г. Рида и др.).

237. Тугендхольд, Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М., 1987.

238. Турчин, В.С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-XIX веков: Франция, Англия, Германия. М., 1987.

239. Турчин, В.С. Образ двадцатого… в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Произведения и теории. М., 2003.

240. Фишер, Дж. Оценивание без наслаждения [1968]. // Американская философия искусства. Антология. Екатеринбург, 1997, с. 181-190.

241. Фуко, М. Это не трубка. М., 1999.

242. Элюар, П. Письма к Гала. М., 1999.

243. Эфрос, А. Профили. М., 1930 (репринт – М., 1994).

244. Юнгер, Э. Сердце искателя приключений. Фигуры и каприччо [1937]. М., 2004.

245. Юнгер, Э. Сады и дороги. М., 2008.

 

246. Fisherman, Solomon. The Interpretation of Art: Essays on the Art of Criticism of John Ruskin, Walther Pater, Clive Bell, Roger Fry and Herbert Read. Berkeley, 1963.

247. Junger, Ernst. Steine und Blätter. Hamburg, 1934.

248. Malraux, Andre. The Voices of Silence [1953]. St Albans, 1974.

249. Read, H. The Art Criticism [1952]. // H. Read. The Tenth Muse. Essays in Criticism. London, 1957, p. 5-30.

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСКУССТВУ

 

250. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

251. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984.

252. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

253. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. М., 1987.

254. Винникот, Д. Игра и реальность [1971]. М., 2002.

255. Волков, Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.

256. Вундт, В. Фантазия как основа искусства. СПб.-М., 1914.

257. Выготский, Л. С. Психология искусства. М., 1968.

258. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

259. Грегори, Р.Л. Глаз и мозг. Л., 1990.

260. Грегори, Р.Л. Разумный глаз. М., 1972.

261. Даниэль, С.М. Искусство видеть. Л., 1990.

262. Евангулова, О.С. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западно-европейских школ. М., 2007.

263. Кречмер, Э. Строение тела и характер [1922]. М., 2001.

264. Кречмер Э. Гениальные люди [1958]. М., 1999.

265. Нордау, М. Вырождение. М., 1995.

266. Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980.

267. Раушенбах, Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. М., 1986.

268. Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллинн, 1985.

269. Фрейд, З. Художник и фантазирование. М., 1995.

270. Шапиро, М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972, с. 136-163.

271. Юнг, К.-Г. и др. Человек и его символы. М., 1998.

272. Gombrich, E.H. Art and Illusion. A Study in the Psychology of Pictorial Representation. New York, 1960, London, 1977.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСКУССТВА: ПРОБЛЕМА ИХ АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

 

273. Адорно, Т. Эстетическая теория. М., 1999.

274. Беньямин, В. Озарения [1977]. М., 2000.

275. Гаузенштейн, В. Искусство и общество. М., 1923.

276. Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000. Под ред. Л.М. Бредихиной и К. Дипуэлл. М., 2005.

277. Головин, В.П. Мир художника раннего Возрождения. М., 2002.

278. Иоффе, И.И. Синтетическая история искусства. Л., 1933.

279. Тасалов, В.И. Очерки эстетических идей архитектуры капиталистического общества. М., 1979.

280. Федоров-Давыдов, А.А. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929.

281. Феномен артистизма в современном искусстве. Отв. ред. О. Кривцун. М., 2008.

282. Фриче, В. Социология искусства. М.-Л., 1930.

 

283. Antal, Fr. Florentine Painting and its Social Background: the Bourgeois Republic before Cosimo de’Medici’s Advent to Power: Fourteenth and Early Fifteenth Centuries. London, 1948.

284. Baxandall, M. Paintings and Experience in Fifteenth-Century Italy: A Primer in the Social History of Pictorial Style. Oxford, 1972.

285. Bianchi-Bandinelli, R. Archeologia e cultura. Milano-Napoli, 1961.

286. Burke, P. The Italian Renaissance. Culture and Society in Italy. Cambridge, 1987.

287. Duvignaud, J. The Sociology of Art [1967]. London, 1972.

288. Francastel, P. Art et tecnique aux XIX-e et XX-e siecles. Paris, 1956.

289. Haskell, Fr. Patrons and Painters: A Study in the Relations between Italian Art and Society in the Age of the Baroque. New York, 1963.

290. Hauser, A. Soziologie der Kunst. München, 1974 (A. Hauser. The Sociology of Art. Chicago and London, 1982).

291. Hauser, A. The Social History of Art. Vol. 1-2. London, 1951.

292. Meiss, M. Painting in Florence and Siena after the Black Death. Princeton, 1951.

293. Read, H. Art and Society [1934]. London, 1967.

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОДХОДЫ

 

294. Безансон, А. Запретный образ. Интеллектуальная история иконоборчества. М., 1999.

295. Булгаков, о. Сергий. Икона и иконопочитание. М., 1996.

296. Буркхардт, Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М., 1998.

297. Вейдле, В.В. Умирание искусства [1937, 1948]. СПб., 1996.

298. Евдокимов, Павел. Искусство иконы. Богословие красоты [1970]. Клин, 2005.

299. Жильсон, Э. Живопись и реальность. М., 2004.

300. Иванов, Вяч. Лики и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995.

301. Карпушин, И.И. Философия христианского зодчества. М., 2005.

302. Лепахин, В. Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев. М., 2005.

303. Маклюэн, Маршалл. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.-Жуковский, 2003.

304. Маритен, Жак. Творческая интуиция в искусстве и поэзии. М., 2004.

305. Нибуры, Рихард и Райнхольд. Христос и культура. Избранные труды. М., 1996.

306. Озолин, прот. Николай. Православная иконография Пятидесятницы. Об истоках и эволюции византийского извода. М., 2001.

307. Петренко, В.И. Богословие иконы. Протестантский взгляд. М., 2000.

308. Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе [1916]. Новосибирск, 1991.

309. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной церкви [1980]. М., 1997.

310. Флоренский, о. Павел. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб., 1993.

311. Шёнборн, К. Икона Христа. Богословские основы. М., 1999.

312. Шукуров, Ш.М. Образ храма. М., 2002.

313. Языкова, И.К. Богословие иконы. М., 1995.

 

314. Grassi, Ernesto. Kunst und Mythos. Hamburg, 1957.

315. Stock, Alex. Bilderfragen. Theologische Gesichtspunkte. Padeborn u.a. 2004.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, экран).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки история искусств.

Разработчики

 

Исторический факультет

МГУ имени М.В. Ломоносова,

кафедра всеобщей истории искусства        профессор С.С. Ванеян

 

Эксперты

Государственный институт искусствознания Директор, доктор искусствоведения профессор Д.В. Трубочкин
Российский Государственный Гуманитарный Университет Заведующий кафедрой Всеобщей истории искусств, кандидат искусствоведения, доцент К.Л.Лукичева

 

Программа одобрена на заседании Ученого совета исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Председатель УМС по истории и истории искусства                                С.П.Карпов    


 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование дисциплины

 

Теория искусства

 

Рекомендуется для направления подготовки по специальности

 

История искусств»


Квалификация (степень) выпускника бакалавр


 


 

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теория искусства»познакомить учащихся с основными концептуальными контекстами, определяющими современное понимание, восприятие и толкование изобразительного искусства и составить необходимое смысловое расширение и углубление чисто исторических курсов искусствоведческой специальности и описать обязательную философскую, эстетическую, литературоведческую, психологическую и религиозную аксиоматику, которую следует принимать в качестве необходимого ядра чисто исторических подходов.

Формирование необходимого уровня профессиональной рефлексии на опыт изучения теоретического искусствознания.

Задачи дисциплины:

1. дать представление об основных этапах развития теории искусства с древнейших времен до наших дней;

2. охарактеризовать основные понятия и концепции теоретического искусствознания в их историческом контексте;

3. познакомить с главными теоретическими текстами, относящихся к той или иной эпохи истории искусства;

4. дать представление о структуре теоретического знания в границах искусствоведческого знания;

5. раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и семантическими измерениями;

6. проследить формирование основных понятий и концептуальных общностей;

7. изучить основные параметры искусствоведческого дискурса как вербальной системы.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Теория искусства» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр).

Курс является необходимым продолжением курсов «Методология истории искусства», «История художественной критики»», «История эстетических учений» и «Введение в музееведение».

Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с изучаемым параллельно курсом «Основы искусства ХХ века».

Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать основами знаний по истории, истории культуры, всеобщей истории искусства, истории литературы.

Изучение дисциплины должно основываться на следующих общекультурных и профессиональных компетенциях студента:

- владении культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- умении логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).

Изучение истории отечественного искусства ХХ века создает необходимые предпосылки для успешного освоения следующих базовых дисциплин профессионального цикла: теория искусства, психология искусства, методология истории искусства, художественная критика.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Студент, осваивающий дисциплину:

Общекультурные компетенции

ОК-1 владеет культурой мышления: способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-2 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-7 способен применять основные положения и инструментарий (методы) социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-8 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-9 владеет одним из иностранных языков на уровне делового (профессионального) общения;

ОК-12владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средств



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.016 с.)