Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональные компетенции. Научно-исследовательская деятельностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Научно-исследовательская деятельность ПК- 1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства ПК-7способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории ПК-9 способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, редакциях печатных и интернет- изданий, радио, телевидении, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах. Педагогическая деятельность ПК-11 способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях
Организационно-управленческая деятельность ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления
Культурно-просветительская деятельность ПК-14 способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры Экспертно-аналитическая деятельность ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные источники и труды по истории отечественного искусства XVIII-XX веков; - содержание художественных концепций различных периодов, их общекультурные основания и связь с художественной жизнью эпохи; - суть и специфику процессов и явлений, характерных для развития художественной критики XVIII -ХХ веков; - имена и творческие биографии наиболее ярких представителей русской художественной критики: - содержание и специфические особенности знаковых текстов, характерных для того или иного периода развития русской художественно-критической мысли, исторический контекст их создания; - основные историко-художественные, литературно-художественные и непосредственно искусствоведческие издания, их художественную программу; представлять специфику их художественного оформления, круг авторов; - проблематику взаимосвязей и взаимовлияния западноевропейской и русской художественной критики. Уметь: - узнавать специфические особенности художественно-критических сочинений разных периодов, обосновывать свои суждения; - используя опыт предшественников, различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места возникновения; - основываясь на знаниях приобретенных при освоении и исторических дисциплин в области отечественного искусства и используя методологию художественной критики, анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры, вписывать их в контекст художественной эпохи и творческий процесс их создателя; - анализировать текстовые источники, интерпретировать их художественно- стилистические и содержательные аспекты, исторический и идейный контекст их создания.
Владеть: - понятийным аппаратом истории, теории искусства и художественной критики; - основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства; - основами научных подходов, выработанных в прошлом и получивших развитие на современном этапе развития искусствознания и художественной критики как его составной части. 4. Структура и содержание дисциплины «История художественной критики». Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 з.е. зачетных единиц 72 часа.
5. Рекомендуемые образовательные технологии Работа в аудитории: лекции; индивидуальные консультации; анализ и обсуждение рефератов; знакомство с текстами критиков, опубликованными в различных изданиях; знакомство с периодическими изданиями искусствоведческой проблематики; Внеаудиторная работа, проводимая с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся: встречи с современными художественными критиками, кураторами, журналистами, издателями и редакторами современных изданий; выездные семинары, участие в обсуждениях современных выставок, издательских проектов, экспозиции музеев и т.п., посещение выставок. «Проба пера»: предложение своих текстов в современные специальные издания, публикация материалов на интернет-сайтах. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля. - научно-исследовательская работа учащегося, работа в библиотеках, архивах, музейных фондах; знакомство с наследием критиков и художников (дневники, письма, статьи); - изучение периодических изданий, связанных с вопросами изобразительного искусства; - участие в дискуссиях, коллоквиумах; - подготовка к устному зачету.
По результатам работы и устного зачета учащийся получает оценку «зачет» или «незачет».
Учебно-методическое обеспечение. Самостоятельная подготовка учащегося может осуществляться на основании опубликованной программы курса дисциплины «История русской художественной критики XVIII- ХХ вв.» // Труды исторического факультета МГУ. Отделение истории и теории искусства. Программы общих курсов. Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. Часть первая. М., изд. МГУ, 2009.
Содержание разделов дисциплины Введение. Определение понятия «художественная критика». Художественная критика как составная часть искусствознания, наряду с историей и теорией искусства. Функции художественной критики, ее роль в обществе, связь с философией, эстетикой, литературой и журналистикой. Основная проблематика курса, периодизация истории развития отечественной художественной критики ХУШ-ХХ веков, историография. Зарубежная художественная критика и ее влияние на процессы в России. Методология изучения художественно-критического наследия.
Раздел 1. Русская критика XVIII столетия. Условия и предпосылки развития русской художественной критики. Вопросы развития русского искусства в трудах писателей и философов петровской эпохи. Разработка понятий «критик», «критика», «критическое суждение» в 30-40-е годы XVIII века. М.В.Ломоносов и «вопросы художеств». Связь художественной критики с журналистикой своего времени. Отражение просветительских настроений передового дворянства в журналах 1750-60-х годов. Теоретические концепции эпохи просвещения и их роль в развитии художественно-критического мышления. Академия художеств как школа профессионального мастерства и центр художественной жизни. Теоретические трактаты художников академического круга – сочинения А. Иванова (1789), И. Урванова (1793), П. Чекалевского (1792). Особенности классицистической критики, ее панегирический характер. Н.М. Карамзин. «Письма русского путешественника». Издательская деятельность.
Раздел 2. Русская критика первой половины XIX века. 1800-1810-е гг. Формирование системы жанров критических выступлений - статья, рецензия, обозрение; нового языка, терминологического аппарата и другие важные факторы развития критики на рубеже XVIII-XIX веков. Развитие журналистики. Цензурный Устав (1804 г.). Ведущие журналы: «Вестник Европы» (1802-1830 гг., Москва, редакторы Н.М. Карамзин (1802-03), П.П. Сумароков (1804), М.Т. Каченовский (1805-07), В.А. Жуковский (1808-10), М.Т. Каченовский (1811-30)) и «Русский вестник» (1808-1824 гг., Москва, издатель С.Н. Глинка). Проблематика художественно-критических публикаций, их форма, стиль речи, особенности языка и литературных приемов. Статьи В.А. Жуковского, А.И. Тургенева и других. Соотношение различных течений в искусстве этого периода, их отражение в статьях разных авторов. Сохранение просветительских идей в культуре начала нового столетия. Роль литературно-художественных салонов, кружков, объединений в формировании мысли об искусстве. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», его члены и их деятельность в области российских художеств. Первые значительные результаты: «Журнал изящных искусств» (1807 г., Москва, проф. И.Ф. Буле). Критика 1810-х годов. Статья К.Н. Батюшкова «Прогулка в Академию художеств» (1814 г.) в журнале «Сын Отечества» - первый обзор художественной выставки. 1820-е гг. Академическая выставка 1820 года и ситуация полемики вокруг нее. Статьи Н.И. Гнедича и А.А. Бестужева в журнале «Сын Отечества». «Журнал изящных искусств» (1823-1825 гг., Санкт-Петербург, В.И. Григорович). Другие издания 1820-х годов: «Полярная звезда», «Мнемозина», «Северные цветы». Критические рассуждения К. Рылеева, В. Кюхельбекера, Д. Веневитинова и др. Разработка концепции романтизма русскими авторами. А.И.Галич и его трактат «Опыт науки изящного» (1825 г.). 1830-1840-е гг. «Художественная газета» (1836-1841 гг., СПб., Н. Кукольник, А. Струговщиков). Санкт-Петербург А.С. Пушкин об искусстве. Творческая концепция Н.В. Гоголя и его отношение к современному искусству. Приемы «писательской» художественной критики. Обострение полемической ситуации на страницах журналов в 40-е годы. Роль ведущих журналов: «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения» - в литературном процессе и процессе дальнейшего развития художественно-критического мышления. Споры «западников» и «славянофилов» и их оценки русского искусства. Специальные художественные журналы «Памятник искусств» (1840-1843 гг., СПб., редакторы А. Баласогло и А. Норев) и «Иллюстрация» (1845-1849 гг., СПб., издатель Н.В. Кукольник). Основные направления и проблематика художественной критики 1850-х годов. Факты художественной жизни и их воздействие на развитие художественной критики. Открытие императорского художественного собрания для публичного обозрения. Начало коллекционерской деятельности П.М. Третьякова. Выставочная практика в Петербурге и Москве. Взаимоотношения русского и западноевропейского искусства, всемирные выставки и участие в них русских мастеров. Разработка разнообразных концепций самой художественной критики. «Реальная критика» Н.А. Добролюбова, «эстетическая критика» А.В. Дружинина, «органическая критика» А.А. Григорьева. Деятельность Н.Г. Чернышевского. Новые проблемы в художественной критике: взаимоотношения художника и зрителя, выставочная публика и ее вкусы, кумиры в искусстве, поиск положительного героя, генезис романтических идей, жанровое своеобразие и содержательные задачи современного искусства и др.
Раздел 3. Русская критика второй половины XIX века. 1860-е гг. Активизация общественной жизни. «Бунт 14-ти» в Академии художеств (1863 г.) и возможности (а точнее, отсутствие возможностей) его освещения в прессе. Создание Петербургской артели художников. Профессионализация художественной критики, ее окончательное отделение от критики литературной. Возрождение идей просветительства в 60-е годы. Противостояние академической и демократической критики. Острые полемические ситуации. Появление многочисленных иллюстрированных периодических изданий («Искра», «Гудок», «Заноза», «Будильник» и др.) Широкое распространение печатной сатирической графики. Карикатура как одна из форм художественной критики 1860-х гг. Новые жанры: памфлеты, фельетоны. Изменение характера текстов в «толстых» журналах. Ведущий тип статьи – аналитический. Сочинения П.М. Ковалевского, П.Н. Петрова, И.И. Дмитриева, Л.М. Жемчужникова. Критическая деятельность В.В. Стасова. Ф.И. Буслаев – сторонник «эстетической» критики. Специфика развития критики в 1870-е годы. 1870-е – время реформ, время острых общественных противоречий, активизации освободительного движения и «хождения в народ». Создание Товарищества передвижных художественных выставок. Оценки современного искусства в статьях и письмах И.Н. Крамского. Художественно-критическая и педагогическая деятельность А.В. Прахова. Журнал «Пчела» (1875-1878 гг., Санкт-Петербург). Критика 1880-х гг. «Художественный журнал» Н.А. Александрова (1881-1887 гг., Санкт-Петербург). Деятельность А.И. Сомова, журналы «Вестник изящных искусств» и «Художественные новости» (1883-1890 гг., Санкт-Петербург).
Раздел 4. Русская критика рубежа XIX-XX веков. Новые тенденции в художественной жизни Москвы. Журнал «Артист» (1889-1895 гг., Москва) - специальное художественное издание, вышедшее в Москве после длительного перерыва. Критические статьи А.А. Киселева, С.Глаголя (С.С. Голоушева), В.М. Михеева и других сотрудников журнала. Многообразие стилевых поисков в художественной ситуации рубежа XIX-XX вв. Отражение этих явлений в критике. Петербургское художественное объединение «Мир искусства». Эстетическая программа, направления деятельности, стилистические поиски, мастера. Журнал «Мир искусства» (1899-1904 гг., Санкт-Петербург). Утверждение концепции «искусства ради искусства», индивидуализма в творчестве. Критическая деятельность А.Н. Бенуа, С.П.Дягилева, И.Э. Грабаря и других авторов. Программная статья «Сложные вопросы» («Мир искусства», № 1-2, 1898). Журнал «Искусство и художественная промышленность» (1898-1902 гг., Санкт-Петербург, редактор Н.П. Собко). Московские журналы «Весы» (1904-1909 гг., издательство «Скорпион») и «Золотое руно» (1906-1909 гг., редактор-издатель П. Рябушинский). Символистская направленность эстетической программы изданий. Тесное сотрудничество живописцев, графиков и литераторов – характерная черта времени. Выставка «Голубая роза» (1907 г., Москва) в зеркале критики. Журнал «Аполлон» (1909-1917 гг., Петербург - Петроград): его художественная программа, проблематика статей, круг авторов. Отношение к историческому наследию русского искусства. Новаторские поиски русского искусства 1910-х годов в оценках критиков «Аполлона». Журналы, отражающие ретроспективные интересы времени: «Старые годы» (1907-1916), «Столица и усадьба» (1913-1917 гг.) и др. Прошлое и настоящее как проблема художественно-критических сочинений. Искусство и война. Вандалы и вандализмы. Высокий профессиональный уровень художественно-критического мышления. Многообразие индивидуальных концепций и стилей. Творческая деятельность П.П. Муратова, С. К. Маковского, М.А. Волошина, Н.Э. Радлова, Вс.В. Дмитриева, Н.Н. Пунина, Н.К. Рериха, А.А. Ростиславова, К.А. Сюнненберга, Я.А. Тугендхольда, А.М. Эфроса, С.П. Яремича и др.
Раздел 5. Русская художественная критика XX в. 1910-е гг. Художники первой волны русского авангарда как теоретики искусства и критики. Д.Д. Бурлюк, В.В. Кандинский, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, Н.И. Кульбин, К.С. Малевич, М.В. Матюшин, К.С. Петров-Водкин, П.Н. Филонов, А.В. Шевченко и др. 1920-е гг. Новый этап отечественного искусствознания. Основные художественно-идеологические течения и их проявления в развитии русской критики. Роль журналов в формировании новой методологии художественной критики. Журналы Пролеткульта: «Творчество», «Грядущее», «Гудки», «Горн» и «Пролетарская культура». Органы футуризма – газета «Искусство коммуны» (1918 г.), журнал «ЛЕФ» (1923-1925, 1927 гг.) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928 гг.). Критическое наследие В.В. Маяковского. Программа журнала «Искусство» (1923-1925 гг., 1927 г.). Эстетическая платформа журнала «Маковец» (1922 г.). Журнал «Русское искусство» (1923 г.). «Советское искусство» (1925-1928 гг., Москва). Орган АХР – журнал «Искусство и массы» (1928 г.). Теория и критика на страницах журнала «Печать и революция» (1921-1930 гг., Москва). Художественная критика на страницах эмигрантских периодических изданий. П.Н. Милюков и газета «Последние новости» (1920-1940 гг., Париж). Струве П.Б. и газета «Возрождение» (1925-1940 гг., Париж). «Поздняя» критическая деятельность А.Н. Бенуа («Художественные письма») и С.К. Маковского. Г.К. Лукомский и журнал «Жар-птица» (1921-1926 гг., Берлин – Париж). Наследие крупнейших представителей отечественной художественной критики 1920-х гг.: А.В. Бакушинского, Б.Р. Виппера, В.В. Воинова, А.Г. Габричевского, А.В. Луначарского, Н.Н. Пунина, Ф.С. Рогинской, А.А. Сидорова, Н.М. Тарабукина, Я.А. Тугендхольда, А.А. Федорова-Давыдова, А.М. Эфроса и др. 1930-1950-е гг. Художественная критика в контексте советского искусства. Критическая деятельность в условиях идеологической борьбы. Отражение жанровых проблем изобразительного искусства в художественной критике первой половины 20 века. Орган Союза Советских художников – журнал «Искусство» (с 1933 г. с перерывами, Москва). Основные тенденции художественной критики 1960-х, 1970-х и 1980-х годов. Выставки – дискуссии – имена – проблемы. Журналы «Творчество» (с 1957 г., Москва) и «Декоративное искусство СССР» (с 1957 г., Москва). 1990- гг. Художественная критика в условиях формирования арт-рынка. Новые жанры, новый язык, новые способы взаимодействия с художниками и зрителями. Разные грани современного художественного процесса в периодических изданиях «Арт-хроника», «Новый мир искусства», «Пинакотека», «Художественный журнал», «Собрание», «Русское искусство», «Третьяковская галерея» и др. Российская художественная критика на рубеже XX – XXI вв. Формирование новой искусствоведческой парадигмы и роль художественной критики в современных условиях.
Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
1. Предпосылки возникновения художественной критики в России во второй половине XVIII столетия. 2. Н.М.Карамзин и его роль в развитии русской критики. 3. В.А.Жуковский. Статья «О критике» в журнале «Вестник Европы» за 1809 г. и др. тексты. 4. К.Н.Батюшков. «Прогулка в Академию Художеств» 1814 г. (статья в журнале «Сын Отечества»). 5. Художественная критика времени декабристов (статьи Н.И.Греча и А.А.Бестужева 1820 г. в журнале «Сын Отечества»). 6. «Журнал изящных искусств» 1807 года И.Ф.Буле (Москва). 7. «Журнал изящных искусств» 1823-1825 гг. В.И.Григоровича (СПб). 8. И.С. Мальцов. Статья 1828 г. «Письмо к редактору «Московского вестника»». 9. «Художественная газета» Н.В. Кукольника - А.Н. Струговщикова 1836-41 гг. 10.Журналы 1840-х годов: «Памятник искусств», «Иллюстрация». 11.Основные проблемы русской художественной критики 1840-х гг. 12.Критика 1850-гг. Общая характеристика. Основные направления. 13.Н.Н. и А.Н. Майковы - художественные критики. 14.Александр Иванов в зеркале художественной критики. 15.Карл Брюллов в зеркале художественной критики. 16.Развитие русской критики на рубеже 1850-60-х гг. 17.Основные проблемы критики 1860-х гг. 18.В.В.Стасов - критик и историк русского искусства. 19.Образование ТПХВ и отражение этого факта в русской художественной критике 20.Основные направления развития художественной критики 1870-х гг. 21.И.Н.Крамской. Статьи и письма об искусстве. 22.Журнал «Пчела» 1875-78 гг. А.В. Прахова. 23.«Художественный журнал» 1881-87 гг. 24.А.И.Сомов и его издания «Вестник изящных искусств» и «Художественные новости» (1883-1890 гг., Санкт-Петербург). 25. Художественная критика на страницах журнала «Артист» 1889-1895 гг. (Москва). 26. Журнал «Мир искусства» 1899-1904 гг.(Санкт-Петербург). 27. Выставка «Голубая роза» (Москва, 1907 г.) и отзывы о ней. 28. Критика на страницах журналов «Весы» (1904-1909 гг.) и «Золотое руно» (1906-1909 гг.). 29. Художественная программа журнала «Аполлон» (1909-1917, Петербург – Петроград). 30. Творческие портреты русских критиков Серебряного века: А.Н.Бенуа С.П.Дягилев И.Э.Грабарь С.К. Маковский М.А. Волошин Вс. Дмитриев и другие 31. Новое поколение русских критиков: В.В. Розанов Н.Н. Пунин Я.А. Тугендхольд А.М. Эфрос и другие 32. Авангард 1910-х: его теоретики и критики. Д.Д. Бурлюк, В.В. Кандинский, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, Н.И. Кульбин, К.С. Малевич, М.В. Матюшин, В.В. Маяковский К.С. Петров-Водкин, П.Н. Филонов, А.В. Шевченко и др. 33. Основные художественно-идеологические течения и их проявления в развитии русской критики 1920-х гг. 34. Роль журналов в формировании новой методологии художественной критики 1920-х гг. 35. Теория и критика на страницах журнала «Печать и революция» (1921-1930, Москва). 36. Наследие крупнейших представителей отечественной художественной критики 1920-х гг.: А.В. Бакушинского, Б.Р. Виппера, В.В. Воинова, А.Г. Габричевского, А.В. Луначарского, Н.Н. Пунина, Ф.С. Рогинской, А.А. Сидорова, Н.М. Тарабукина, Я.А. Тугендхольда, А.А. Федорова-Давыдова, А.М. Эфроса и др. 37. 1930-1950-е гг. Художественная критика в контексте советского искусства. Критическая деятельность в условиях идеологической борьбы. 38. Основные тенденции художественной критики 1960-х годов. 39. Основные тенденции художественной критики 1970-х годов. 40. Основные тенденции художественной критики 1980-х годов. 41. Критика на страницах журнала «Творчество» (с 1957 г., Москва). 42. Художественная критика на страницах журнала «Декоративное искусство СССР» (с 1957 г., Москва). 43. 1990- гг. Художественная критика в условиях формирования арт-рынка. 44. Позиции и творческие программы современных художественных изданий на примере журналов: «Арт-хроника», «Новый мир искусства», «Пинакотека», «Художественный журнал», «Собрание», «Русское искусство», «Третьяковская галерея» и др.
45. Российская художественная критика на рубеже XX – XXI вв. Основные проблемы.
Возможны также другие темы по выбору учащегося при согласовании с преподавателем.
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: Беспалова Н.И., Верещагина А.Г. Русская прогрессивная художественная критика второй половины Х1Х века. Очерки. М., 1979. Верещагина А.Г. Русская художественная критика середины – второй половины ХУШ века. Очерки. М., 1991. Верещагина А.Г. Русская художественная критика конца ХУШ – начала Х1Х века. Очерки. М., 1991. Верещагина А.Г. Критики и искусство. Очерки истории русской художественной критики середины XVIII - первой трети XIX века. М., 2004. Грачева С.М. История русской художественной критики. XX век. Учебное пособие. СПб., 2008. Грачева С.М. Отечественная художественная критика XX века: вопросы тории, истории, образования. СПб., 2010. Кауфман Р.С. Русская и советская художественная критика. С середины Х1Х века до 1941 г. М., 1978. Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики Х1Х века. М., 1985. Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. М., «Искусство», 1990 Кулешов В.И. История русской критики ХУШ – Х1Х веков. Изд. 2-е, М., 1978.
Русская прогрессивная художественная критика второй половины Х1Х – начала ХХ века. Хрестоматия. Под ред. В.В. Ванслова. М., 1977.
б) дополнительная литература: Ко всему курсу Базен Жермен. История истории искусства. От Вазари до наших дней. Перевод с франц. М., 1995. (Раздел «Рождение художественной критики»). Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. СПб., 1902; 2-е изд. – М., 1998. «Золотой век» художественных объединений в России и СССР. (1820 – 1932). Справочник. Составили Д.Я. Северюхин и О.Л. Лейкинд. Петербург, 1992. История европейского искусствознания. XVIII век. М., 1963. История европейского искусствознания. Первая половина XIX века. М., 1965. (Раздел «Россия», с. 190 – 315). История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века. М., 1966, (Раздел «Россия», с. 212 –319). История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века – начало XX века. 1871-1917. Т. 2, М., 1969. (Раздел «Россия», с. 5 – 184). История русской журналистики XVIII – XIX веков. Под ред. проф. А.В. Западова. М., 1973. Каменский А.А. Апология критики. – В кн.: Каменский А.А. Вернисажи. М., 1974. Каменский А.А. Художественная критика в системе искусствознания // «Декоративное искусство СССР», 1978, № 6. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX века. М., 1983. Лемке М. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. СПб, 1904. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. XVIII – начало XIX века. СПб., 1994. Методологические проблемы художественной критики. М., 1987. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми тт. Т. 6. Искусство народов СССР XIV – XIX вв. М., 1969. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми тт. Т. 7. Искусство народов СССР XIX - XX вв. М., 1970. Очерки по истории русской журналистики и критики. Тт. 1-2, Л., 1950-1965/ Пигарев К.П. Русская литература и изобразительное искусство. XVIII - первая четверть XIX века. Очерки. М., 1966. Прокофьев В.Н. Художественная критика, история искусства, теория общего художественного процесса // Советское искусствознание - 77, № 2. М., 1978. Русская периодическая печать. 1702 – 1894. Справочник. М., 1959. Русские писатели. XIX век. Биобиблиографический словарь. Тт. 1 - 2. 2-е изд. М., 1996. Русские писатели об изобразительном искусстве. М., 1976. Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти / Библиотека журнала «Искусствознание». М., 1998. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980. Собко Н.П. Что представляли собой русские художественные журналы 1807–1897 гг. // «Искусство и художественная промышленность», 1898, № 1. Турчин В.С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII – XIX веков. Франция. Англия. Германия. М., 1987. Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М., 1975. Щукина Т.С. Критика и художественный процесс // Советское искусствознание - 75. М., 1976.
К разделу «Русская критика XVIII века» Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983. Книга для чтения по истории русского искусства. Вып. II. Искусство XVIII века. Составил Н. Машковцев. М., 1950. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч., тт. 1-10. М.- Л., 1952- 1959. Орлов В. Русские просветители 1790 – 1800-х годов. М.,1953. Очерки русской культуры XVIII века. Ч. IV. (Художественная культура). М., 1990. Радищев А.Н. Избранные философские произведения. Госполитиздат, 1949. Русская академическая художественная школа века. М.-Л., 1934. Университет для России. Взгляд на историю культуры XVIII столетия. М., 1997. Чекалевский П. Рассуждения о свободных художествах с описанием произведений российских художников. СПб, 1792 // Совр. переиздание: Послесловие И.В. Рязанцева, указатель Е.Б. Мозговая. М., 1997. Штелин Якоб. Записки об изящных искусствах в России / Сост., перевод, вступ. ст., комм. К.В. Малиновского. Тт. 1-2. М., 1990.
К разделу «Русская критика первой половины XIX века» Алпатов М. Гоголь о Брюллове // Русская литература, 1958, № 3. Базанов В. Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза. Критика. М., 1953. Бестужев А.А. О романтизме. – В кн.: Литературно-критические работы декабристов. М., 1978, с. 79-82. Веневитинов Д.В. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1934. Галич А.И. Опыт науки изящного. СПб., 1825. Герцен А.И. Об искусстве. М., 1954. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. В 14-ти тт. М., 1937 – 1952. Т. 8. Гоголь Н.В. Статьи и материалы. Л., 1954. Гоголь Н.В. Арабески. М., 1990. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений. В 9-ти тт. М. – Л., 1962. Декабристы. Эстетика и критика. М., 1991. Дурылин С.Н. Гоголь об искусстве // Вопросы философии, М., 1952, № 3, с. 65-79. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX в. Л., 1982. Егоров Б.Ф. «Реальная критика» Н.А. Добролюбова // Ученые записки Тартусского ун-та, 1985, вып. 65. Труды по рус. и слав. филологии, №1, с. 28 - 42. Евгеньев-Максимов В.Е. «Современник» в 40-50-х годах. Л., 1934. Жуковский В. А. Эстетика и критика. М., 1985. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. Книга для чтения по истории русского искусства. Вып. 3. Искусство первой половины Х1Х века. Составил Н.Г. Машковцев. М. – Л., 1949. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1964. Кукольник Н. Картины русской живописи. СПб, 1846. Макарова Т.В. Основные направления в русских журналах первой четверти XIX века // Проблемы развития русского искусства. Вып. 6. Л., 1974. Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников. Очерки. М., 1955. Машковцев Н.Г. Н.В. Гоголь и изобразительное искусство. Русская живопись 30-40-х годов XIX в. и художественное мастерство писателя // Искусство, М., 1959, № 12, с. 46 – 51. Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX века. М.-Л., 1959. Нарышкина Н.А. Русская искусствоведческая мысль 40-х годов // Вестник ЛГУ, историческая серия. Вып. 1, № 2. Л., 1986. Нарышкина Н.А. Художественная критика Пушкинской поры. Л., 1987. Нарышкина Н.А. Декабрист, писатель, критик (о Бестужеве А.А.) // «Художник», 1973, № 4, с. 21. Нарышкина Н.А. Роль А.И. Герцена в становлении русского искусствознания. – «Герценовские чтения», ЛГПИ им. А.И. Герцена, вып. XXIV. Л., 1971. Одиноков В.Г. Эстетические и литературно- критические взгляды Д.И. Писарева. Новосибирск, 1961. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. М., 1982. Пушкин А.С. Об искусстве. Тт. 1-2. М., 1990. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. Тт. 1-2. М.,1974. Соболев В. Периодическая печать в России в начале XIX века и журналистика декабристов. Лекции. М., 1952. Соколов А.Н. От романтизма к реализму, М., 1957, с. 52 – 84. Сорокин Ю.С. К истории термина «реализм» в русской критике // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка, т. 16, вып. 311. М., 1957. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 30-40-х годов XIX века. М.. 2005. Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М., 1981. Шевырев С.П. Очерк истории живописи. (Составлен из 4-х публичных лекций). М., 1852.
К разделу «Русская критика второй половины XIX века» Белявский Н. Гаршин и передвижники // Искусство, М.-Л., 1939, № 1, с. 103 – 111. Буслаев Ф. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990. Г
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.014 с.) |