Древнерусская керамика и развитие гончарства в Московском государстве



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнерусская керамика и развитие гончарства в Московском государстве



 Эволюция формообразования изделий из глины от ручной лепки к ручному гончарному кругу. Появление горнового обжига при высокой температуре и ножной гончарный круг. Распространение цветного глазурного покрытия гончарных изделий в художественном ремесле Киевской Руси. Развитие новых технологий в гончарном деле ХVI века: чернолощеная и морёная керамика, терракота. «Ценинное дело»: роль белорусских мастеров в развитии искусства керамики Московского государства. Памятники изразцового убранства. Ведущие школы изразцового производства.

 

7. - Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье XIV–XVII вв.                      
Лицевое шитьё: зарождение, техники, центры, школы, особенности развития. Лицевое шитье в Новгороде и Москве ХV века, «живописный стиль». Расцвет этого вида искусства в конце ХV века, царские мастерские Софьи Палеолог и Елены Волошанки. Расцвет лицевого шитья в ХVI веке. Мастерская Соломонии Сабуровой, её художественные особенности. Расширение диапазона художественных средств, приёмов шитья, изобразительной тематики. Царские мастерские Анастасии Романовны, Ирины Фёдоровны и Ксении Годуновых. Княжеские мастерские Ефросиньи Старицкой.

 

8. - Декоративно-прикладное искусство ХVII

Централизация Московского государства после Смутного времени. Кремлёвские мастерские как художественный центр русского декоративно-прикладного искусства ХVII века. Орнамент и его роль в сложении национального стиля. «Фряжские травы», «цироты», «цветочный стиль». Особенности художественного ремесла в Москве первой половины столетия. Влияние западноевропейского искусства маньеризма и барокко. Художественная обработка металла, ведущие техники (чеканка и эмаль). Памятники церковного искусства работы мастеров Золотой Серебряной палат, монументально-декоративные произведения. Стилистический характер искусства середины – второй половины ХVII века. Понятия «Московское барокко», «дивное узорочье». Характерные черты декоративно-прикладного искусства московской школы. Белорусские и украинские мастера, их влияние на московское художественное ремесло. Расцвет техник художественной обработки металла (чеканка, эмаль по скани, по литью, выемчатые эмали, искусство черни.)

Развитие местных художественных школ. Сльвычегодские расписные эмали, особенности технологии, специфика выразительных средств. Искусство холмогорской резьбы по кости. Производство серебряной утвари (ковши, братины чарки, корчики) в Москве. Развитие посудных форм под влиянием западноевропейской культуры.

Русский дом, эволюция теремного убранства: царские и боярские палаты. Великая роль дерева

в русской культуре. Предметы домашнего обихода. Ткани в интерьере, влияние восточного текстиля на развитие русского орнамента. Парадная и повседневная одежда. Роль традиционного костюма в формировании народного костюма Х VIII – Х I Х

 

Керамика и стеклоделие.

Архитектурная и бытовая керамика, глиняная игрушка. Гончарная слобода в Москве.

«Красные» и «муравленые» изразцы, технология формования и художественной обработки.

Изразцовый декор в архитектуре, храмовом убранстве и жилом пространстве.

Пути развития стеклоделия в Московском государстве ХVII века. Приглашенные европейские

и украинские мастера, передача «черкасских» традиций» гутного производства и влияние

стекла «фасон де венис». Попытки организации стекольного дела вокруг Москвы и роль

первых заводов в дальнейшем развитии стекольного производства. Царский завод в

Измайлове и стиль русского стекла времён «московского барокко». Характер бытования

стеклянных изделий. Роль и значение первого этапа развития отечественного стекольного

производства в русской культуре последуюших столетий.

 

Искусство шитья

Особенности развития искусства лицевого шитья в ХVII веке. Московские мастерские Е.Л.Стрешневой, А.И.Строгановой, царевны Софьи. Сложение стиля лицевого шитья под влиянием иконописи. Новые художественные приёмы («кованый шов») и связь с ювелирным искусством. Развитие орнаментальной культуры в московской школе лицевого шитья.

 

Обязательная литература

Гольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М.-Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1968

Коварская С., Костина И., Шакурова Е.-Русское серебро XIV – н. ХХ вв. М., 1984

Коварская С., Костина И., Шакурова Е.-Русское золото XIV – н. ХХ вв. М., 1987

Ефимова Л.-Русский народный костюм. М., 1989

Макарова Т.И.-Черневое дело Древней Руси. М., 1986

Макарова Т.И.-Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975--Русское изразцовое искусство. М., 1976

Маясова И.А.-Древнерусское шитье. М., 1971

Маслих С.А.-Русское изразцовое искусство. М., 1976

Николаева Г.В.-Прикладное искусство Московской Руси. М., 1975

Овсянников Ю.-Русское изразцовое искусство. М., 1976

Пронина Н.А.-Россия XVII в. Ансамбль русского дворцового интерьера // Художественные модели мироздания. М., 1997

Писарская Л., Платонова Н., Ульянова Б.-Русские эмали XI-XVII вв. М., 1974

Постникова-Лосева М.-Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. М., 1974

Постникова-Лосева М.-Русская золотая и серебряная скань. М., 1981

Постникова-Лосева М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л.-Русское черневое искусство. М., 1972

-Русская эмаль ХII – начала ХХ веков тз собрания Гос.Эрмитажа. Л.: 1987

-Русские ювелирные украшения XVI-XX вв. из собр. ГИМ. М., 1994

-Русское золото ХIV – начала ХХ веков из фондов Гос. Музеев Московского Кремля. М.: 1987

Силкин А.В.-Строгановское лицевое шитьё. М.: 2002

Свирин А.Н.-Древнерусское шитье. М., 1963

Соснина Н., Шангина И.-Русский традиционный костюм. СПб., 1998

Дополнительная

литература

-Государственная оружейная палата Московского Кремля. М., 1998

Мнева Н.Е.-Искусство московской Руси XV-XVII вв. М., 1965

Мерцалова М.Н.-Поэзия народного костюма. М., 1975

Мерцалова М.-В интерьере классицизма. / Наше наследие. 1989, № :

-Русское искусство XVII в. Л., 1929

Свидерская М.Н.-Барокко XVII столетия. Система художественного видения и стиля. // Художественные модели мироздания. М., 1997

Селезнёва И.А. -Золотая и Серебряная палаты. Кремлёвские дворцовые мастерские ХVII века. М.: 2001

Якунина Л.И.-Русские набивные ткани ХVI – ХVII веков. М.: 1954.

11.-Декоративно-прикладное искусство эпохи барокко. Первая половина ХVIII века.

Значение коренных преобразований петровской эпохи в истории и культуре Русского

государства. Развитие европейских художественных стилей на русской почве. Роль

приглашённых мастеров в формировании искусства «петровского барокко» (голландские,

итальянские, английские, французские влияния). Роль декоративно-прикладного искусства в сложение светской культуры. Значение национальных традиций в процессе освоения

европейских художественных стилей. Закрытие Оружейной палаты, новые формы

профессиональной подготовки мастеров Зарождение мануфактурного производства, его

специфика (стеклянные, фаянсовые, шелковые, суконные и др. предприятия). Императорские Шпалерная и Гранильная фабрики, их роль в развитии отечественного декоративно-прикладного искусства. Изготовление предметов роскоши. Новая архитектура и художественная организация петербургского дворцового интерьера петровской эпохи, создание ансамбля внутреннего пространства. Стиль шинуазри и развитие лакового дела. Резьба по кости и дереву (Холмогоры). Организация мебельного дела (охтинские мастера), английские и голландские влияния. Декоративная роль голландских изразцов в русском интерьере. Развитие интерьера барокко в период царствования Анны Иоанновны.

Особенности развития художественного ремесла, сохранение древнерусских традиций и

роль европейских новаций. Цех как новая форма организации золотого и серебряного дела,

пробирная палата. Появление миниатюры на эмали. Начало искусства художественной

обработки стали в бытовых предметов. Проявление западноевропейских тенденций в светском платье. Особенности развития декоративно-прикладного искусства эпохи русского барокко.

 

Искусство стекла

Стекольные заводы под Санкт-Петербургом (Ямбургский и Жабинскский) – начало производство русского художественного стекла. Приглашенные мастера и обучение русских стеклоделов. Стекло эпохи Петра и кубки «большого орла» Создание Петербургского стекольного завода на Фонтанке, рождение национальных кадров в стекольном производстве. Русский кубок с гравированным декором – тип репрезентативного стекла эпохи барокко и рокайля, сложение школы русской гравировки по стеклу.

 Организация частных стекольных мануфактур (Мальцовы и Немчиновы). Так назывемое народное стекло «зеленой материи». Поташный хрусталь (калиевое стекло). Опыты М.В.Ломоносова в производстве цветного стекла и смальты. Стеклянная мозаика. Значение деятельности великого учёного в дальнейшем развитии отечественного стеклоделия.

Зеркала и осветительные приборы времён имп. Елизаветы Петровны: типология видов, конструкция, материалы.

 

13 – Декоративно-прикладное искусство середины ХVIII века.

Художественная культура эпохи царствования Елизаветы Петровны. Особенности проявления стилей барокко и рококо в русском искусстве сер. ХVIII века. Творчество архитекторов В.В.Растрелли и А.Ринальди в создании ансамбля дворцовых интерьеров. Декоративные приёмы оформления внутреннего пространства и колористические решения. Мебель середины ХVIII века, характер французских влияний, работы охтинских мастеров. Моды в стиле рокайль: развитие костюма. Художественная обработка металла. Парадные сервизы. Ювелирное искусство, применение цветного камня. Придворные мастера. Основание фарфорового производства в Санкт-Петербурге. Творчество Д.И.Виноградова. Первые дворцовые сервиз.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.01 с.)