Профессиональные компетенции. Научно-исследовательская деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные компетенции. Научно-исследовательская деятельность



Научно-исследовательская деятельность

ПК- 1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства

ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства

ПК-7способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ

ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории

ПК-9 способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах

Педагогическая деятельность

ПК-11 способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях

 

Организационно-управленческая деятельность

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

 

Культурно-просветительская деятельность

ПК-14 способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры

Экспертно-аналитическая деятельность

ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные источники и труды по истории искусства;

- содержание фундаментальных концепций, их общекультурные основания;

- суть и специфику процессов и явлений, характерных для новоевропейской фазы отечественного искусства;

- типичные для периода школы, направления произведения архитектуры и изобразительного искусства, исторический контекст их создания;

- творчество наиболее значимых для эпохи и /или школы мастеров;

- иметь представление о крупнейших коллекциях музеев мира и художественных галерей;

- проблематику взаимосвязей и взаимовлияния европейского и русского изобразительного искусства и архитектуры.

Уметь:

- выявлять типологические особенности художественных направлений и региональных школ;

- различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места возникновения.

 - анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры, интерпретировать их художественно-стилистические и содержательные аспекты, исторический и идейный контекст их создания;

анализировать и содержательные аспекты произведения искусства;

- выявлять контекстуальные связи произведения искусства в историческом, философском, эстетическом, социокультурном аспектах.

Владеть:

- понятийным аппаратом истории искусства;

- основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства;

- основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствознания.

4. Структура и содержание дисциплины «Основы русского искусства XIX – начала XX века».

 Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в а.часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лекции 64 а.ч. Семинар, «Проблемы русского искусства XIX –начала XX века» 32 а.ч. Самостоятельная работа студента, научно-исследовательская работа, выполнение курсовой работы, чтение литературы, подготовка к экзамену, 48 а.ч. Консультации, дискуссии, устный опрос, доклады в семинаре, коллоквиум, зачет, экзамен, письменная работа.
1 Общая периодизация и проблемы изучения истории отечественного искусства и место в нем искусства XIX-начала XX века.   7 1-2 4   3 Консультации, дискуссии
2 Раздел 1. Искусство первой трети XIX века. Ампир. Романтизм, его этапы и преломления в разных видах искусства. Национальные особенности.     7 3-6 8   7 Консультации, дискуссии, устный опрос
3 Раздел 1.1. Русское искусство второй трети XIX века. Поздний романтизм. Типология и траектория эволюции. Видовая и жанровая системы. Основные мастера.   7 7-17 20   11 Консультации, дискуссии, устный опрос
4   7 18     1 Коллоквиум
5 Раздел 2. Середина, 60-е-70е годы XIX века. Искусство в эпоху реформ. Реализм.Шестидесятники и передвижники. Эклектика в архитектуре и проблема стилеобразования.   8 1-7 14 14 9 Консультации, дискуссии, доклады в семинаре
6 Раздел 3. Искусство последних десятилетий XIX века. Реакция на стилевые метаморфозы европейского искусства. Стиль модерн. Искусство и художественная жизнь. Направления, группировки, мастера.   8 8-10 6 6 5 Консультации, дискуссии, доклады в семинаре
7 Раздел 4. Искусство на рубеже XIX- XX веков. Художественные реакции на ситуацию конца века. Убыстрение темпов художественной эволюции. Соотношение видов и жанров в художественной систематике рубежного времени. 8 11-14 8 6 5 Консультации, дискуссии, устный опрос, доклады в семинаре
8 Раздел 5. Искусство накануне авангардистских реформ. Между первой русской революцией и началом первой мировой войны. Роль художественных выставок и журналов. Судьба художественных традиций.      8 15-16 4 6 5 Консультации, дискуссии, доклады в семинаре
9   8 16     1 Зачет, письменная работа
10   8 сессия     1 Экзамен

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Работа в аудитории: лекции; семинары; индивидуальные консультации; обсуждение самостоятельных работ; подготовка демонстрационного визуального материала для презентаций.

Внеаудиторная работа, проводимая с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся: выездные семинары в экспозициях и фондах музеев, посещение выставок, реставрационных мастерских, осмотр памятников архитектуры.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля

- научно-исследовательская работа учащегося, работа в библиотеках, архивах, музейных фондах;

- работа на семинарских занятиях, участие в дискуссии;

- выступление с докладом на семинарском занятии;

- выполнение письменной работы (семинарская или курсовая работа);

- подготовка к устному экзамену.

 

По результатам работы в семинаре (участие в дискуссии, выступление с докладом), учащийся получает оценку «зачет».

По результатам написания курсовой работы учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

По результатам устного экзамена учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Учебно-методическое обеспечение.

Самостоятельная подготовка учащегося может осуществляться по опубликованной программе курса дисциплины «Русское искусство XIX-начала XX века», включающей об. Труды ист. ф-та МГУ. Отд. ист. и теории искусства. Программы общих курсов. Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. Часть первая. М., изд. МГУ, 2009.

 

Содержание разделов дисциплины

 

Основные периоды и стадии в истории русского искусства XIX-начала XX века.

 

Раздел 1.

       Периодизация искусства первой половины XIX века. Пространственные искусства в общекультурном контексте. Основные тенденции и достижения. Историография. Отношение к наследию XVIII века. Классицизм и романтизм. Институт пенсионерства и его состояние в первой половине XIX века. Роль Франции и Италии. Колония русских художников в Риме.         

 

       Искусство первой трети XIX века. “Дней Александровых прекрасное начало”, наполеоновские войны и судьба русского “европеизма”. Ситуация в Академии художеств. Нововведения в образовательном цикле. Основные события художественной жизни. Выставки. Основание и деятельность “Общества Поощрения художников”. Направления и стили. Классицизм - романтизм: соотношение теории и практики.

       Архитектура. Доминанта градостроительной проблемы. Ампир в Москве и Петербурге. А.Воронихин. Черты “переходной” стилистики. Феномен Казанского собора: программа, проект и осуществление. Здание Горного института и его роль в градообразующем ландшафте. Программа скульптурного оформления. Поздние проекты: Исаакиевский собор и храм Христа-Спасителя. Траектория стилевой эволюции.

Тома де Томон. Здание Биржи Д.Кваренги и идея Т. де Томона. Варианты плана. Символика ансамбля. Архитектура и скульптура. Мавзолей “Супругу-благодетелю” в Павловске. Архитектура малых форм. Характер связи с пейзажной и городской средой.         

Творчество А.Захарова. Здание Адмиралтейства и композиция петербургского центра. Отношение нового Адмиралтейства к историческому облику здания. Роль и символическая программа скульптурного оформления. 

К.Росси. Апогей ампира. Здание Главного Штаба и ансамбль Дворцовой площади. Парадоксы планировочной схемы. Ансамбль Александринского театра в Петербурге  

Здание Сената и Синода в контексте градостроительных акций ампирного Петербурга. Принцип “архитектурного цитирования”. Симптомы кризиса классицистического формообразования в ампире.

       В.Стасов. Характерные особенности его стилистики в соотношении с архитектурой раннего ампира и Росси. Здание Императорских конюшен. Интерпретация классицистических стереотипов. Троицкий собор и Московские ворота в Петербурге. Провиантские склады в Москве. Проблема авторства мавзолея в Суханове под Москвой.

       Московский ампир. Восстановительные и градоустроительные работы после пожара 1812 года. Деятельность “Комиссии для строений”. Классическое регулярство и проблема исторического города. Основные памятники и ансамбли послепожарной Москвы.  

О.Бове. Ансамбли центральных площадей. Общественные сооружения. Новый тип частного дома. Перепланировка Красной площади. Ансамбль Петровской (Театральной) площади. Переработка петербургского проекта. Московские особенности ансамбля сравнительно с театральным ансамблем Росси в Петербурге.           

Александровский сад и Манеж. Дом Гагариных на Новинском бульваре.

Триумфальная арка у Тверской заставы и ее судьба.     

Д.Жилярди. Перестройка здания Московского университета. Своеобразие композиционных решений общественных и частных зданий. Здание Опекунского совета на Солянке. Дом Луниных на Никитском бульваре. Усадьба Усачевых-Найденовых и усадьба в Кузминках.

А.Григорьев. Образ московского частного дома. Особняк Хрущевых-Селезневых и особняк Станицкой на Пречистенке. Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот; проблема авторства.

           

А.Витберг. Храм Христа Спасителя на Воробьевых горах. Программа, проект и его судьба. Рецидив “бумажной архитектуры”.

Скульптура первой четверти XIX века. Скульптура и синтез искусств в ампире. Жанры скульптуры. Классицизм и проблема романтизма в скульптурной пластике.         

И.Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Другие монументальные работы.

Ф.Щедрин. Скульптура в декоративном ансамбле Адмиралтейства. Программа и стиль. И.Теребенев.

Ф.Толстой. Его место в скульптуре классицизма. Медали в память Отечественной войны 1812 и европейского похода 1813-14 гг.. Антикизирующий романтизм. Восковые рельефы на сюжеты “Одиссеи”, Автопортрет с семьей.

С.Гальберг. Его портреты. Портрет И.Мартоса, Портрет А.С.Пушкина. Кризисные тенденции в скульптуре.

В.Демут-Малиновский и С.Пименов-Старший. Монументально-декоративные ансамбли ампира: Горный институт, Биржа, Казанский собор, здание Главного штаба.

 

       Живопись и графика. Соотношение видов. Их роль в бытовом ансамбле. Рисунок и живопись в системе Академии. Рисунок в натурном классе. Ситуация рубежа веков.Формирование жанровой системы в живописи.

       Историческая живопись начала XIX века. Национальная сюжетика в контексте просветительского дидактизма. А.И.Иванов, Д.Иванов, А.Егоров, В.Шебуев.

       О.Кипренский. Соотношение с предшествующей традицией. Романтизм как метод и тема. Типология и эволюция. Парадный портрет. Парные портреты. Детский портрет. (Портрет отца художника; портрет А.А.Челищева, портреты Растопчиных, Портрет Евгр.Давыдова, портреты Хвостовых, портрет Г.Ольденбургского, портрет С.С.Уварова, портрет В.А.Жуковского). Портретный рисунок. Метаморфозы стиля. (Портреты В.Д.Давыдова, Прейс (?) с ребенком; Слепой музыкант; Калмычка Баяуста; П.А.Оленин; Портреты Н.М.Муравьева 1813 и 1815 года; А.П.Бакунин; Н.В.Кочубей; Портреты Н.П. и А.П.Ланского; портрет А.Р.Томилова; портрет Е.И.Чаплица; К.Н.Батюшков). Произведения первого итальянского периода. Стилизаторские тенденции. Парижские работы: портрет Е.С.Авдулиной, графические портреты Растопчиных. Возвращение в Россию. Видоизменение концепции парадного портрета: портрет Д.Н.Шереметева; Н.П.Трубецкой; А.Ф.Шишмарев; К.И.Альбрехт. Портрет А.С.Пушкина. Графические портреты петебургского периода: С.П.Бутурлин; Е.Е.Комаровский; А.А.Оленина. Поздние итальянские произведения: портрет М.А.Потоцкой и С.А.Шуваловой; Читатели газет в Неаполе; Сивилла Тибуртинская.       А.Орловский и его роль в формировании образа “романтического художника”. Литография. Графические портреты. Карикатуры.

       Соотношение видописи и пейзажа. Сильвестр Щедрин. Петербургские виды. “Вид с Петровского острова на Тучков мост”. Эволюция творчества в итальянский период. Типология мотивов: гроты, террасы, веранды. Особенности пленеризма. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим “культом Италии”.

       В.Тропинин. Разработка типа “жанризированного портрета” и его генезис. Связь его живописной и портретной концепции с искусством XVIII века, рококо и сентиментализмом. “Портрет семейства Морковых” и этюды к нему. “Портрет сына”. “Кружевница”.Тропинин в Москве и проблема “местного колорита”: “Портрет К.Г.Равича”, “Портрет Булакова”, “Портрет А.И.Барышникова”, “Портрет Н.А.Зубовой. Романтические тенденции в его творчестве. “Портрет К.П.Брюллова”, “Портрет А.С.Пушкина”, “Портрет П.И.Шереметевской”, “Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль”.

       А.Венецианов. Его роль и место в развитии русской жанровой живописи. Ранние портреты и офорты. Первые опыты в изображении бытовых сцен: “Очищение свеклы”, “Гумно”. Своеобразие изображения крестьянского мира. Бытийственное и бытовое. Роль пейзажа. “Спящий пастушок”, “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”. Проблема датировки. Поэтика названий. “Утро помещицы”, “Крестьянка с васильками”, “Захарка”, “Крестьянский мальчик, надевающий лапти”. Сюжеты поздних произведений. Эволюция стиля. “Жнецы”,, “Девушка на сеннике”, “Гадание на картах”, “Первые шаги”, “Причащение умирающей”, “Проводы рекрута”, “Возвращение солдата”. Опыты в изображении “прекрасной наготы”: “Вакханка”, “Туалет Дианы”.

       Школа Венецианова. Педагогические установки. Содержание тезиса “писать a la Натура”. Соотношение с академической системой. Художники венециановской школы: А.Тыранов. “Мастерская братьев Чернецовых”. Г.Сорока. “Кабинет в Островках”, “Рыбаки”, “Вид усадьбы Молдино”, “Автопортрет”. Л.Плахов. “В столярной мастерской”; Н.Крылов. “Зимний пейзаж”. Жанр “в комнатах”. К.Зеленцов. “Комната в антресолях”; В.Денисов “Матросы в сапожной мастерской”; Е.Крендовский. “Сборы на охоту”; Ф.Славянский. “Кабинет Венецианова”, “В комнатах у А.Семенского в Тверской губернии”. Дальнейшая эволюция жанра.

       Академическая живопись и графика. А.И.Иванов. “Подвиг молодого киевлянина”, “Битва Мстислава Удалого с Редедею”. А.Е.Егоров. “Истязание Спасителя”, “Отдых на пути в Египет”. Егоров-рисовальщик. В.К.Шебуев. “Подвиг купца Иголкина”. Рисунки Шебуева.

       Гравюра первой четверти XIX века. Н.Уткин. Ф.Толстой. Книжная иллюстрация. Карикатура и лубок времен Отечественной войны. Литография и ее достижения. Издания Общества поощрения художников. Ландшафтная и городская видопись.

 

Раздел 1.1

Искусство второй трети XIX века. Николаевский режим и процесс демократизации культуры. Поздний романтизм и академизм. Изменения в художественном образовании. Академия художеств и Московское училище. Проблема академизма: стиль, направление, образовательная доктрина.

       Архитектура. Кризис монументальных жанров. Начало стилизации и эклектики. Эклектика и “историзм”. Неостили: классицизм, готика, рококо. А.Брюллов, А.Штакеншнейдер. А.Плавов, Е.Тюрин, М.Быковский.

        О.Монферран. Исаакиевкий собор. История создания. Программа и осуществление.

       К.Тон: псевдорусское и византийское направление в эклектике. Храм Христа-Спасителя в Москве. Программа. Судьба памятника. Постройки в Кремле. Николаевский вокзал в Петербурге.

       Скульптура. Кризис синтетических концепций. Пластическое и живописное в скульптуре. Позднеромантические стилизации. И.Витали, П.Клодт. Монумент в городской среде. Б.Орловский. Римские работы. “Сатир и вакханка”, “Отдыхающий сатир”. Памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли.

       Живопись. Общая эволюция. Изменения в соотношении жанров. Отношение к академической традиции.

       К.Брюллов. Эволюция творчества. Жанровая структура. Работы петербургского и раннеитальянского периода. “Нарцисс”, “Явление Арааму трех странников”; “Итальянское утро”,“Итальянский полдень” и концепция “итальянского жанра”. “Дафнис и Хлоя”. Замысел картины “Гилас и нимфы”. Рисунки к ней. Копия “Афинской школы”.

       Картина “Последний день Помпеи” как художественное событие. История создания. Эскизы.Компромисс между классицизмом и романтизмом. Реакция современников. Другие опыты в области исторической живописи.“Смерть Инессы де Кастро”, “Нашествие Гензериха на Рим”, “Осада Пскова Стефаном Баторием”.

       Портретное творчество. Рисунок и акварель. Парадный портрет: “Всадница”, “Портрет гр. Самойловой с Дж.Паччини и арапчонком”, “Портрет Самойловой, удаляющейся с бала”, “Портрет сестер Шишмаревых”. Камерный портрет: “Портрет Н.Кукольника”, “Портрет А.Н.Струговщикова”, “Портрет В.А.Жуковского”, “Автопортрет” 1848 г.. Брюлловские ученики. Брюллов в оценке современников и в последующей критике.      

       Ф.Бруни и его версия исторической картины. “Смерть Камиллы, сестры Горация”, “Медный змий”.

       Позднеромантический пейзаж. М.Воробьев и его ученики. М.Лебедев. И.Айвазовский.

       Александр Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики. Формирование магистральной темы. “Приам у Ахилла”, “Иосиф толкует сны в темнице виночерпию и хлебодару”, “Беллерофонт, отправляющийся в поход против Химеры”.      

       Раннеитальянские произведенияКартина “Аполлон, Гиацинт и Кипарис”. Работа над сюжетом “Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина”. Замысел и концепция картины “Явление Мессии”. Форма плана и ее кристаллизация в эскизах. Знакомство с Н.В. Гоголем; проблема творческого взаимодействия. Гоголь в изображении Иванова и Иванов в изображении Гоголя. Этюдный метод Иванова и его особенности. Роль двойных этюдов.

       Пейзажные этюды. Мотивы. Панорамные виды: “Неаполитанский залив у Кастелламаре”, “Понтийские болота”. Этюды деревьев: “Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц”, “Дерево в парке Гиджи”, “Парк Аричча”, “Листва”, “Дерево в тени у Кастель Гандольфо”, “Ветка”. Этюды почвы и камней: “Аппиева дорога”, “Вода и камни под Палаццуоло”, “Подножие Виковары”, “Камень”. Поздние акварельные пейзажи.Человек и природа. Поздний цикл “пейзажей с мальчиками”. Особенности пленеризма.

       Жанровые акварели: “Ave Maria”, “Жених, выбирающий кольцо для невесты”, “Октябрьские праздники”. Эволюция стиля. Путь к “библейским эскизам”. В поисках корня “русской иконной живописи”.. “Протобиблейские” эскизы. Стиль “библейских эскизов” и большая картина Иванова. Выставка картины “Явление Христа народу” в Петербурге. Проблема Иванова в историографии.

       Бытовой жанр в живописи и графике. Рисовальщики-иллюстраторы. В.Тимм, Г.Гагарин, А.Агин. Сатирическая графика.

       П.Федотов. Ранние рисунки и характер наблюдения “натуры”. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта. Ее источники. Первые живописные произведения: “Свежий кавалер”, “Разборчивая невеста”, “Сватовство майора”. Траектория эволюции. “Нравственно-критическая” серия. Изображение и словесный комментарий. Последний период творчества. Варианты картины “Вдовушка”. Второй вариант “Сватовства майора”. “Анкор, еще, анкор!”. Картина “Игроки” и рисунки к ней. Портретное творчество. Судьба федотовского наследия.           

      

Раздел 2.

Русское искусство второй половины XIX века. Пространственные искусства в общекультурном контексте второй половины века.

Периодизация. Историография. “Шестидесятники”, “семидесятники” и традиция представления социально-культурной истории по десятилетиям. Особенности художественной жизни. Роль Московского училища. Отношение к традициям искусства первой половины XIX века. Ситуация 1850-х годов. “Бунт 14-ти” в Академии и образование “Артели”. “Товарищество передвижных художественных выставок”. Организация, цели, программа и форма деятельности. Роль В.Стасова, И.Крамского и П.Третьякова.

Критический реализм. Содержание и границы термина. Соотношение видов и жанров. Роль графики. Н.Шмельков.

       Жанр 1850-х годов.

       Живопись 60-х годов. В.Перов. Обличительный жанр начала 60-х годов: “Проповедь в селе”, “Сельский крестный ход на Пасхе”, “Чаепитие в Мытищах”. Парижские работы. Видоизменение манеры. Зрелый период. “Проводы покойника”, “Тройка”, “Утопленница”, “Последний кабак у заставы”: характер эволюции. Жанровая и историческая живопись 70-х - 80-х годов: “Птицеловы”, “Голубятник”, “Рыболов”, “Охотники на привале”, “Созерцатель”, “Суд Пугачева”, “Никита Пустосвят”. Религиозные композиции. Аллегории. “Богоматерь у моря житейского”, “Христос в Гефсиманском саду”. Портреты: “Портрет Ф.М.Достоевского”, “Портрет А.Н.Островского”, “Портрет купца Камынина”.

        Жанристы-шестидесятники: И.Прянишников. ”Шутники. Гостиный двор в Москве”, “Обратный”, А.Волков “Прерванное обручение”. Н.Неврев “Воспитанница”. Жанр 1860-х годов и реалитический театр. В.Пукирев. “Неравный брак”. Пейзажный жанр: А.Попов “Балаганы в Туле”; А.Морозов. “Отдых на сенокосе”, “Выход из церкви во Пскове”. Преломление федотовских уроков: Н.Шильдер “Искушение”, А.Юшанов. “Проводы начальника”. Творчество Соломаткина и его место в жанре 60-х годов. “Славильщики-городовые”, “У питейного дома”, “Свадьба”.

       Живопись 70-х - 80-х годов. Соотношение жанров и изменение тематики в 70-е годы. Крестьянский жанр. Г.Мясоедов. “Земство обедает”, К.Савицкий. “Ремонтные работы на железной дороге”, “Встреча иконы”. В.Максимов. “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу”, “Все в прошлом”. В.Маковский и городской жанр. “Крах банка”, “На бульваре”. Проблема типического в изображении характеров и “обстоятельств”. Н.Ярошенко. “Кочегар”, “Заключенный”, “Студент”, “Курсистка”, “Портрет П.Стрепетовой”, “Всюду жизнь”.

       В.В.Верещагин. “Этнографический жанр” и баталистика. Принцип серийности и его смысл.

       И.Крамской. Крамской как лидер Петербургской Артели и Товарищества передвижных художественных выставок. Портретная концепция. Эволюция. “Автопортрет”, “Портрет Л.Н.Толстого”, “Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина”, “Портрет П.М.Третьякова”, “Портрет Д.В.Григоровича”, “Портрет И.И.Шишкина”,“Полесовщик”; “Портрет А.С.Суворина”, “Портрет В.С.Соловьева”. Типическое и индивидуально-характерное. Красота и правда – антитеза и попытки примирения: “Русалки”, “Лунная ночь”, “Неизвестная”, “Неутешное горе. Картины “Христос в пустыне”и “Хохот (Радуйся, царь иудейский!)”. Принцип правдоподобия и возможности символической образности. Роль евангельской темы в русском искусстве второй половины XIX века.

       Н.Ге. Картина “Тайная вечеря” 1863 года и особенности трактовки евангельской темы. Историческая живопись Ге: “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, “Екатерина у гроба Елизаветы”. Особенности портретной концепции: портреты А.И.Герцена, Л.Н.Толстого, Н.И.Петрункевич, М.П.Свет, Автопортрет. Поздний “страстной” цикл начала 1890-х годов: “Христос и Никодим”, “Выход с тайной вечери”, “Что есть истина”, “Суд Синедриона”, “Голгофа”, “Распятие”. Своеобразие живописной стилистики.

       Пейзаж 60- х - 80-х годов. А.Саврасов («Лосиный остров”, “Грачи прилетели”, “Проселок”) и И.Шишкин ( “Рубка леса”, “Рожь”, Лесные дали”, “Афонасовская корабельная роща близ Елабуги”, “Дубы”, “Сосны, освещенные солнцем”): две концепции национального пейзажа. Истоки, эволюция. Ф.Васильев ( “Оттепель”, “Перед грозой”, “Мокрый луг”, “В крымских горах”), А.Куинджи: (“Чумацкий тракт”, “Забытая деревня”, “После дождя”, “Березовая роща”, “Ночь на Днепре”): варианты преобразования романтической традиции.

 

       Раздел 3. Граница между искусством второй половины и конца XIX века. Проблема 80-х годов: концы и начала.   И.Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества. Картина “Бурлаки на Волге”, ее место и значение в живописи 70-х годов. Парижские работы. Картина “Крестный ход в Курской губернии”. Этюды. “Не ждали” как завершение цикла картин, посвященных судьбе народника (“Сходка”, “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”). История и современность в картинах на исторические сюжеты: “Царевна Софья”, “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 грода”, “Запорожцы”. Репин-портретист. Типология, эволюция, стилистика. “Заседание Государственного совета” и этюды к картине. Кризисные моменты в позднем творчестве. Уроки Репина.

       В.Суриков. Особенности биографии. Роль сибирских впечатлений. Академические работы. Сюжет и тема: проблема художественного цикла. “Трилогия” 80-х годов и ее отношение к последующему этапу творчества. Исторически-документальное и вымышленное. Впечатления заграничных путешествий и их отражение в творчестве Сурикова. Суриков-колорист. Акварельные работы. Портреты и пейзажи. Суриков в оценке современников.

       В.Васнецов. Раннее творчество: “С квартиры на квартиру, “Чтение военной телеграммы”, “Преферанс”. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: проблема изобразительной метафоры. Монументальные работы. Князь-Владимирский собор в Киеве, его программа; росписи Исторического музея в Москве. Деятельность абрамцевского кружка: “проект нового стиля”.

       В.Поленов. Его роль в эволюции русской пейзажной живописи. Утверждение самоценности этюда. Связь с академической традицией. Евангельская тема в творчестве Поленова.  Оживление Академии. П.Чистяков - художник и педагог. Его роль в русском искусстве. Основоположения читяковской методики. Рисунок и колорит.

Г.Семирадский и проблема салонного искусства. “Художественная середина”: К.Маковский. П.П.Соколов. Живопись и иллюстрация. Н.Боголюбов. Продолжение пейзажных традиций первой половины и середины XIX века. Возрастание стилеобразующей роли пейзажа в живописи конца XIX века. Творчество И.Левитана. Скульптура. Академизм и реализм. С.Иванов. Ф.Каменский. М.Антокольский. Скульптура как историческая иллюстрация. Крестьянская тематика в скульптуре Чижова, Позена. Монументальная скульптура: Микешин, Опекушин и др..

       Архитектура. “Национальный стиль” в контексте эклектики. Гартман. Ропет. Технические нововведения в строительной практике и возникновение новых типов сооружений. Монигетти. Померанцев.

           

Раздел 4.

 

Искусство конца XIX - начала XX века. Граница между искусством второй половины и конца XIX века. Проблема 80-х годов: концы и начала. Промышленный подъем 90-х годов и его влияние на художественную ситуацию. Искусство на Нижегородской выставке 1896 года и русский раздел на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Особенности художественной жизни.

Идея синтеза искусств. Проблема стиля модерн в русском искусстве рубежа столетий. Эклектика и модерн. Модерн и символизм. Реорганизация Академии художеств и приход в нее передвижников. Московское училище в конце XIX - начале XX века. Стилистическое самоопределение московской и петербургской “школ”. “Мир искусства”. Роль меценатов и коллекционеров: С.Мамонтов, Морозовы, К.Тенишева, С.Щукин.

           

Живопись и графика.

       М.Врубель. Становление мастера. Роль П.Чистякова, характер усвоения его методики. Киевский период. Монументальные работы: росписи и иконостас Кирилловской церкви в Киеве. Источники и образцы. Мозаика и венецианские впечатления. “Девочка на фоне персидского ковра”. Акварели. Этюды цветов 1886-1887 гг.. Эскизы для росписей Владимирского собора. Сюжетный и тематический репертуар: лейтмотивы.”Гамлет и Офелия”. Тема Демона. Идея цикла и ее воплощение. Иллюстрации к Лермонтову. Декоративные панно и картины (“Испания”, “Венеция”, “Гадалка”, “Суд Париса”, панно для готического кабинета в особняке А.В.Морозова). Врубель-портретист (портреты Арцыбушевых, С.И.Мамонтова, Н.И.Забелы-Врубель, В.Брюсова, автопортреты). Скульптурные, архитектурные, театрально-декорационные и прикладные работы. Позднее творчество. Ночные сцены (“Сирень”, “Пан”, “К ночи”, “Царевна-Лебедь”, “Лебедь”). Врубель-рисовальщик. Врубель и стиль модерн. Врубелевское творчество и врубелевская легенда в контексте русского символизма.

       В.Серов. Ученичество у Репина. Первые пленерные работы: “Девочка с персиками”, “Девушка, освещенная солнцем”. Артистический портрет в творчестве Серова: портреты К.Коровина, Ф.Таманьо, А.Мазини, М.Горького, М.Ермоловой, Ф.Шаляпина. Концепция светского парадного портрета: портреты вел. кн. Павла Александровича, С.Боткиной, М.Морозова, З.Юсуповой, Ф.Юсупова. Поздниий период. Портреты Г.Гиршман, О.Орловой, Иды Рубинштейн, И.Морозова, В.Гиршмана, кн. Щербатовой. Произведения на историческую тему:”Петр I на псовой охоте”, “Петр II и Елизавета в царском селе”, “Петр I”. Античная тема: варианты композиций “Одиссей и Навзикая”, “Похищение Европы”. Пейзаж: “Заросший пруд”, “Зимой”, “Октябрь. Домотканово”. Рисунки Серова. Басенный цикл. Проблематика творчества. Серов и старые мастера. Творчество Серова в контексте современных художественных направлений. Серов и стиль модерн.

       К.Коровин и особенности русского импрессионизма. Северные пейзажи. “Парижские огни”. Декоративная живопись.Театральные работы.

       Жанровая живопись. Наследие передвижничества и новые тенденции. С.Коровин. Н.Касаткин. Особенности тематического репертуара. Роль пейзажа и этюдности. С.Иванов. Современный быт и история в его произведениях. А.Архипов. Пленеризм и декоративизм в пейзажном жанре. А.Степанов - деревенская тематика и анималистический жанр. А.Васнецов. Создание исторического пейзажа. М.Нестеров. Особенности трактовки религиозной темы. Роль пейзажа. Религиозные росписи. Историко-бытовая живопись А.Рябушкина.

       “Мир искусства ”. Происхождение. Состав. Журнальная и выставочная деятельность. Эстетическая программа. Первые выставочные акции. “Выставка русских и финляндских художников”. Основание журнала, его идея, структура и осуществление. Декларации и художественная практика. Культурный европеизм. Возрождение забытых страниц искусства XVII - начала XIX века.

 

Раздел 5.

 

Ретроспективизм и стилизация как метод. Отношение к современному европейскому искусству. Петербургская тема в творчестве художников «Мира искусства». Иллюстративные циклы и театральная декорация. С.Дягилев и его организаторская деятельность. “Парижские сезоны”: идея и осуществление. Ретроспективная выставка русского искусства в Париже и Берлине 1906 года.

       К.Сомов. “Галантный жанр”. Первые произведения. “Дама в голубом”. Природа в пейзажах и картинах Сомова. Акварели. Картины “Конфиденции”, “Купальщицы”, “Вечер”, “Эхо прошедшего времени”, “Дама в розовом”,“Осмеянный поцелуй”, “Арлекин и дама”, “Любовное письмо”. Сомов-портретист. Графические портреты А.Блока, М.Кузмина, М.Добужинского, Г.Гиршман. Лицо и маска.           

А.Бенуа. Первая и вторая версальские серии: “У Курциуса”, “Прогулка короля”, “Оранжерея”, “Купальня маркизы”, “Фантазия на версальскую тему”. Иллюстративные циклы: “Азбука в картинках”, “Медный всадник”, “Пиковая дама”. Театральные работы: декорации к “Павильону Армиды”, “Петрушке”. Картины “Итальянская комедия”, “Парад при Павле I”. Бенуа – художественный критик и историк русского искусства. “Художественные письма”: современное искусство в оценке Бенуа.

        Л.Бакст. Картина “Древний ужас”. Работы в области театральной декорации и костюма. Портреты.

       М.Добужинский. Тема современного урбанизма. “Человек в очках”, “Окно парикмахерской”, “Домик в Петербурге”. Е.Лансере. Исторические ретроспекции: “Петербург начала XVIII века. Здание Двенадцати коллегий”, “Императрица Елизавета Петровна в Царском селе”. Политическая карикатура. Иллюстрации в “Хаджи Мурату” Л.Толстого.

       А.Головин - мастер театральной декорации. Портреты и натюрморты.

       Б.Кустодиев. Своеобразие сюжетов и стилизаторских приемов.

       З.Серебрякова. Монументальное и камерное в стилизации.

       Н.Рерих. Языческий мир как объект стилизации.

       Графика “Мира искусства”. А.Остроумова-Лебедева. И.Билибин. Участие художников “Мира искусства” в сатирических журналах 1905 года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.14.164 (0.085 с.)