Профессиональные компетенции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные компетенции



Научно-исследовательская деятельность

ПК- 1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства

ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства

ПК-7способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ

ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории

ПК-9 способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах

Педагогическая деятельность

ПК-11 способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях

 

Организационно-управленческая деятельность

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

 

Культурно-просветительская деятельность

ПК-14 способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры

Экспертно-аналитическая деятельность

ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные источники и труды по истории искусства;

- содержание фундаментальных концепций, их общекультурные основания;

- суть и специфику процессов и явлений, характерных для истории искусствастран ислама;

- типичные для этих регионов произведения архитектуры и изобразительного искусства, исторический контекст их создания;

- деятельность наиболее значимых художественных центров;

- иметь представление о крупнейших коллекциях музеев мира и художественных галерей;

- проблематику взаимосвязей и взаимовлияния восточного, западноевропейского и русского изобразительного искусства и архитектуры.

Уметь:

- выявлять типологические особенности художественных направлений и региональных школ;

- различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места возникновения.

 - анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры, интерпретировать их художественно-стилистические и содержательные аспекты, исторический и идейный контекст их создания;

анализировать и содержательные аспекты произведения искусства;

- выявлять контекстуальные связи произведения искусства в историческом, философском, эстетическом, социокультурном аспектах.

Владеть:

- понятийным аппаратом истории искусства;

- основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства;

- основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствознания.

4. Структура и содержание дисциплины «Основы искусства Стран Ислама»

 Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в а.часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лекции, 64 а.ч. Самостоятельная работа студента, научно-исследовательская работа, чтение литературы, подготовка к экзамену, 8 а.ч. Консультации, дискуссии, коллоквиум, экзамен
1 Общая периодизация и проблемы изучения истории искусства стран ислама   4   1 4   Консультации, дискуссии, устный опрос
2 Раздел 1. Искусство арабских стран 4   2–6 20 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
3 Раздел 2. Искусство Ирана, государств Средней Азии и мусульманских государств в Индии 4   7–12 24 3 Консультации, дискуссии, устный опрос
4 Раздел 3. Искусство Турции 4   13–16 16 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
5     сессия   1  экзамен.

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Работа в аудитории: лекции; индивидуальные консультации;

Внеаудиторная работа, проводимая с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся: выездные посещения экспозиции музея, посещение выставок.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля.

- научно-исследовательская работа учащегося, работа в библиотеках, архивах, музейных фондах;

- участие в дискуссии;

- подготовка к коллоквиуму

- подготовка к устному экзамену.

 

По результатам устного экзамена учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Учебно-методическое обеспечение.

Самостоятельная подготовка учащегося может осуществляться по опубликованной программе курса дисциплины «Искусство стран ислама». Труды ист. ф-та МГУ. Отд. ист. и теории искусства. Программы общих курсов. Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. Часть вторая. М., изд. МГУ, 2009.

 

Содержание разделов дисциплины

(Вводная часть) .Общая периодизация и проблемы изучения истории искусства стран ислама

 

Раздел 1.

Искусство древнего Йемена.

Архитектура Арабского халифата при Омейядах.

Мозаики и монументальные росписи эпохи Омейядов.

Арабская миниатюра 10-13 вв. Сирийская школа.

Арабская миниатюра 10-13 вв. Багдадская школа.

Основные почерки арабской каллиграфии.

Архитектура Каира 7-12 вв.

Архитектура Египта 13-14 вв.

Египетская средневековая миниатюра.

Архитектура средневекового Магриба.

Архитектура Гранадского эмирата.

Архитектура Кордовского эмирата.

Декоративно-прикладное искусство Мавританской Испании.

 

Раздел 2.

Архитектура Ирана 7-13 вв. Мечети.

 Иранские мавзолеи 7-14 вв.

Декоративно-прикладное искусство Ирана 7-15 вв.

Иранская миниатюра. Тебризская школа в 13-14 вв.

Ширазская школа миниатюры в 13-14 вв.

Гератская школа миниатюры в 13-14 вв.

Архитектура Средней Азии эпохи Тимуридов.

Архитектура Ирана эпохи Сефевидов.

Миниатюра эпохи Сефевидов.Тебриз.

 Миниатюра эпохи Сефевидов. Шираз.

 Миниатюра эпохи Сефевидов. Мешхед, Казвин, Исфахан.

Портреты Реза йи Аббаси.

Текстильное искусство Ирана эпохи Сефевидов.

Архитектура Индии в эпоху Делийского султаната.

Архитектура эпохи Великих Моголов. Крепости.

Архитектура эпохи Великих Моголов. Мечети и мавзолеи.

Могольская школа индийской миниатюры.

 

Раздел 3.

Архитектура и резьба по камню турок-сельджуков.

Искусство Турции конца 14-конца 15 вв.

Архитектура Турции 16 века.

Архитектура Турции 17 века.

Турецкая миниатюра 16-17 вв.

Турецкая керамика и изразцы.

 Текстильное искусство Турции 15-17 вв.

 Турецкие художественные изделия из металла 15-17 вв.

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (ключевые памятники).

 

АРАБСКИЕ СТРАНЫ

 

Мечеть Омейядов в Дамаске. Колонный зал.

                                                           Мозаика интерьера.

Мечеть Скалы в Иерусалиме..

Музыканты. Всадник. Роспись замка Каср аль Хайр.

Мечеть Мутаваккиля с минаретом аль Мальвия в Самарре.

Миниатюра из Фармакологии Диоскорида. Сирийская школа.

Отборнейшие мудрые изречения и красоты говорящего. Фронтиспис. Сирийская школа.

Калила и Димна. Сирийская школа.

Миниатюра к Макамам аль Харири. 1325-35.Сирийская школа. (Санкт-Петербург).

 Аль Васити.Восточный остров. Миниатюра к Макамам аль Харири.Багдадская школа.1237.(Париж).

Послания братьев чистоты. Багдадская школа.

Коптские ткани.

Мечеть ибн Тулуна в Каире.

Маристан султана Калауна в Каире.

Миниатюра к Макамам аль Харири. Египет.

Мечеть Сиди Укбы в Кайруане.

Мечеть Кутубия в Марракеше.

Медресе Аттарин в Фесе.

Мечеть в Кордове.

Гранада. Альгамбра. Миртовый двор.

                      Львиный двор.

Ваза Фортуни.

                

       ИРАН

Мечеть в Наине .

Джума-мечеть в Исфахане.

Башня Кабуса близ Горгана.

Пятничная мечеть в Исфахане

Дворец Али-Капу в Исфахане.

       Фирдоуси. Шах-намэ.1330-36.Тебриз.

       Фирдоуси. Шах-намэ.. Ок.1444. Шираз.

       Калила и Димна Байсонкура. Герат.1430.

Бехзад. Низами. Хамсэ.

       Джами. Прибытие влюбленных на необитаемый остров.

       Реза Аббаси. Портрет старика.

       Ковер молельный.

       Ковер звериный.

Ковер охотничий.

 

     СРЕДНЯЯ АЗИЯ

Мавзолей Саманидов в Бухаре.

Ансамбль Шаз-и-Зинда в Самарканде

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде.

Мечеть Биби-Ханым в Самарканде.

 

                    ИНДИЯ

Минарет Кутуб минар в Дели.

       Мавзолей Хумаюна в Дели.

Форт Агры.

Красный форт в Дели.

Тадж-Махал в Агре.

Иллюстрации к “Бабур-намэ”

 

       ТУРЦИЯ

Купольные постройки турок-сельджуков в Эрзеруме.

Мечеть Алаэтдина в Конъе.

Инже-минаре в Конъе.

Мечеть Улу-джами в Бурсе.

Мавзолей Мевляны в Конъе.

Медресе Каратай в Конъе.

“Зеленый мавзолей” (Ешиль Тюрбе) в Бурсе.

 Мечеть Шах-заде в Стамбуле.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле.

Мечеть Селима II в Эдирне.

“Голубая мечеть” (Ахмедие) в Стамбуле.

Дворец Топ-Капы в Стамбуле.

Синан-бей.Портрет Мехмеда II. Миниатюра.

 Керамические изделия из Изника.16 в.

Ковер анатолийский: “Борьба дракона и феникса”.15 в.

Ковер молельный.

Ковер звездчатый типа “Гольбейн”.  

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Акимушкин, О.Ф., Иванов А.А. Персидские миниатюры 14-17 вв. М., 1968.

Альбом индийских и персидских миниатюр 16-18 вв. Вступительные статьи А.А.Иванова, Т.В.Грек и О.Ф. Акимушкина. М., 1962.

Ашрафи, Мукаддима. Миниатюры 16 века в списках произведений Джами из собраний СССР.,М., 1962.

 Бакланов, Н.Г. Герих. Геометрический орнамент средней Азии и методы его построения. “Советская археология”. Т.9, М.-Л., 1947Ю с.101-120.

Веймарн, Б., Каптерева, Т., Подольский, А. Искусство арабских народов (средневековый период) М., 1960.

Виноградова, Н.А. и Стародуб, Т.Х. (ред.)

Денике, Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. М.-Л., 1939.

Додхудоева Л.А. Каталог художественно оформленных восточных рукописей Академии наук Таджикской ССР. Душанбе, 1986.

Кази-Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках. 1596-97/ 1005. Введение, перевод и комментарии проф. Б.Н. Заходера. М.-Л., 1947.

Коран. Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского.

Миллер, Ю. Искусство Турции. М.-Л., 1965.

Миллер, Ю. Художественная керамика Турции. Л., 1972.

Миниатюры к “Хамсэ” Низами. Сост. И автор предисловия Ф. Сулейманова. Ташкент, 1985.

Персидские миниатюры 14-17 вв. Вступ. Статья О.Ф.Акимушкина и А.А.Иванова. М., 1968.

Пугаченкова,Г.А., Ремпель, Л.И. История искусства Узбекистана с древнейших времен до середины 19 века. М.,1965.

Ремпель, Л.И. Искусство Руси и Восток как историко-культурная и художественная проблема. Ташкент, 1969.

Сазонова, Н.В. Искусство Ирана. М.. 1994.

Среднеазиатские миниатюры 16-18 вв. Вступительная статья Н.В.Дьяконовой. М., 1964.

Каптерева, Т.П.. Искусство Магриба.

Шукуров, Ш.М. “Шах-намэ” Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция. М., 1983..

Arnold, Th.W. Painting in Islam. Oxford, 1928,2nd ed. New York, 1965.

Atil, E. The age of Sultan Suleiman the Magnificent. Washington, the National Gallery of Art, Washington, 1986.

Atil, E. “The Brush of the Masters”, Drawing from Iran and India. Freer Gallery of Art, Washington, 1978.

Barret, Douglas. Islamic Metalworks in the British Museum. London. 1949.

Brand, M., Lowry, G. Akbar’s India/ London, 1986.

Creswell, K.A.C. A Bibliography of the Architecture, Arts and Crafts of Islam. Cairo, 1973.

Diez, E. Islamische Kunst. West Berlin, 1964/

Dilley, Arthur Urbane. Oriental Rugs and Carpets. Philadelphia - New York, 1959.

Erdmann, Kurt. Oriental carpets.New York, 1960.

Ettinghausen, Richard. Arabische Malerei. Skira, Geneva, 1962.

Gray, Basil. La penture Persane. Skira, Geneve, 1961.

 Hillenbrand, Robert. Islamic architecture. Form, function and meaning.Edinburgh, 1994/

Lane, Arthur. Early islamic pottery, Late Islamic pottery. London, 1958, 1959.

May, Florence L. Silk Textiles of Spain (8 to 15th cent.).

Pugachenkova, G.A. The Art of Central Asia. Leningrad, 1988.

Robinson, B.W. Islamic Painting and the Art of the Book. London, 1976.

Titley, N. Miniatutes from Persian Manuscripts, a Catalogue in the British Library and Museum. London, 1977.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, экран).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки история искусств.

 

Разработчики

 

Исторический факультет

МГУ имени М.В. Ломоносова,

Кафедра всеобщей истории

искусства                                           доцент                                Е.А.Сердюк

Эксперты:

 

Государственный институт искусствознания Директор, доктор искусствоведения профессор Д.В. Трубочкин
Российский Государственный Гуманитарный Университет Заведующий кафедрой Всеобщей истории искусств, кандидат искусствоведения, доцент К.Л.Лукичева

Программа одобрена на заседании Ученого совета исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Председатель УМС по истории и истории искусства                    С.П. Карпов


 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины

 

Основы древнерусского искусства

 

Рекомендуется для направления подготовки по специальности

История искусств»

 

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы древнерусского искусства» являются:

получение теоретических знаний о архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве средневековой Руси (X-XVII вв.), а также о традициях древнерусского искусства в русской культуре Нового времени;

формирование представлений о месте древнерусского искусства в системе средневековой культуры христианского мира;

формирование навыков интерпретации произведений средневекового искусства, работы с источниками и научной литературой.

 

Обозначенные цели, задачи и темы получат дальнейшее развитие и тщательную проработку в семинаре «Проблемы древнерусского искусства».

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «Основы древнерусского искусства», читающийся в четвертом семестре, относится к базовой части профессионального цикла учебного плана по подготовке бакалавра.

Курс находится в содержательной и методической взаимосвязи с дисциплинами «Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии» и «Основы западноевропейского искусства Средних веков», а также с дисциплиной «Основы русского искусства XVIII века». От слушателей курса требуются знание общих закономерностей развития мирового искусства (дисциплина «Введение в историю искусства»), владение приемами формально-стилистического и иконографического анализа, знакомство с дисциплинами «Основы искусства Древней Греции», «Основы искусства Древнего Рима».

Курс «Основы древнерусского искусства» необходим для ознакомления с историей русского искусства Нового и Новейшего времени.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные

ОК-1 - владение культурой мышления и ведения дискуссий, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-2 - способность грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать мысли на русском языке, владение навыками публичной и научной речи;

ОК-6 - способность осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышать свою квалификацию и мастерство;

ОК-7 - способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ОК-8 - сознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-9 - способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знание основных положений и методов гуманитарных наук, способностьиспользования их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализироватьсоциально-значимые и художественные проблемы и процессы;

ОК-12 - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

ОК-13 - способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

ОК-17 - способность критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности;

ОК-18 - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;

ОК-19 - способность создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний;

 

б) профессиональные

в научно-исследовательской деятельности:

ПК-1-4 – способность использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства; основ археологии; описания и анализа памятников истории искусства, истории эстетических учений, истории художественной критики, техник изобразительного искусства, основ консервации и реставрации, музееведения; теории искусства и методологии истории искусства;

ПК-5 - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства; роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

ПК-6 – способность понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства;

ПК-7 – способность к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ;

ПК-8 – способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории;

ПК-9 – способность к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах;

ПК-10 – способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

в педагогической деятельности:

ПК-11 – способность применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательной школе;

в организационно-управленческой деятельности:

ПК-12 – способность к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления;

ПК-13 – способность к работе с базами данных и информационными системами;

в культурно-просветительской деятельности:

ПК-14 – способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры.

в экспертно-аналитической деятельности:

ПК-15 – способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

историографию древнерусского искусства;

периодизацию истории древнерусского искусства;

основные тенденции развития древнерусского искусства;

ведущие художественные центры Древней Руси;

основные явления и памятники архитектуры, иконописи и монументальной живописи, искусства книги и декоративно-прикладного искусства средневековой Руси;

характер взаимоотношений древнерусского искусства с искусством Византии и средневекового Запада;

роль древнерусского искусства в дальнейшей эволюции русской художественной культуры

Уметь:

применять полученные знания в самостоятельной научно-исследовательской, преподавательской, музейной, организационной и общественной работе

Владеть:

терминологией и методологией науки о древнерусском искусстве;

базовыми и специальными знаниями в области древнерусского искусства;

навыками работы с научной литературой по древнерусскому искусству и письменными источниками;

навыками иконографической и стилистической интерпретации памятников древнерусского искусства

4. Структура и содержание дисциплины «Основы древнерусского искусства»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лекции 64 а.ч. Семинар «Проблемы древнерусского искусства» 32 а.ч. Самостоятельная работа – изучение литературы к курсу, научно-исследовательская работа, посещение музеев, подготовка к экзамену, письменная работ 48 а.ч.   доклады в семинаре; обсуждение основных проблем; опрос; дискуссии; консультации  
1 Периодизация и история изучения древнерусского искусства 4 1 2 1   доклады в семинаре; обсуждение основных проблем; опрос; дискуссии; консультации  
2 Искусство домонгольской Руси 4 1-6 18 8 12 доклады в семинаре; обсуждение основных проблем; опрос; дискуссии; консультации  
3 Русское искусство второй половины XIII – XIV в. 4 6-9 14 8 10 доклады в семинаре; обсуждение основных проблем; опрос; дискуссии; консультации  
4   4 9     1 Коллоквиум
5 Русское искусство конца XIV – XV в. 4 10-13 16 8 12 доклады в семинаре; обсуждение основных проблем; опрос; дискуссии; консультации  
6 Русское искусство эпохи позднего Средневековья 4 13-16 14 7 11 доклады в семинаре; обсуждение основных проблем; опрос; дискуссии; консультации  
7   4 16     1 Зачет, письменная работа
8   4 сессия     1 Экзамен

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Работа в аудитории: лекции; семинары; индивидуальные консультации; обсуждение самостоятельных работ; подготовка демонстрационного визуального материала для презентаций.

Внеаудиторная работа, проводимая с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся: выездные семинары в экспозициях и фондах музеев, посещение выставок, реставрационных мастерских, осмотр памятников архитектуры.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля

- научно-исследовательская работа учащегося, работа в библиотеках, архивах, музейных фондах;

- работа на семинарских занятиях, участие в дискуссии;

- выступление с докладом на семинарском занятии;

- выполнение письменной работы (семинарская или курсовая работа);

- подготовка к устному экзамену.

 

По результатам работы в семинаре (участие в дискуссии, выступление с докладом), учащийся получает оценку «зачет».

По результатам написания курсовой работы учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

По результатам устного экзамена учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Учебно-методическое обеспечение

Самостоятельная подготовка учащегося может осуществляться по опубликованной программе курса дисциплины «Древнерусское искусство». Труды ист. ф-та МГУ. Отд. ист. и теории искусства. Программы общих курсов. Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. Часть первая. М., изд. МГУ, 2009

Примерные темы курсовых и семинарских работ для семинара «Проблемы древнерусского искусства»:

Архитектура

1. Успенский собор Киево-Печерской лавры как архитектурный и идейный прототип Успенских соборов домонгольской Руси.

2. Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде и его место в русской архитектуре XI - начала XII в.

3. Церковь Петра и Павла в Смоленске. Типология и образ русского позакомарного храма.

4. Церковь Покрова на Нерли. Программа скульптурного декора.

5. Церкви Спаса на Нередице и Рождества Богородицы в Перынском скиту в Новгороде. Эволюция новгородской архитектурной традиции в конце XII – первой трети XIII в.

6. Собор и княжеский дворец. По материалам русской домонгольской архитектуры.

7. Стиль скульптурного убранства Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

8. Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде (1374 г.) и становление новгородской архитектурной традиции.

9. Архитектура Новгорода первой половины – середины XV в. в контексте новгородской культуры своего времени.

10. Московское зодчество XIV – первой трети XV в. и архитектура византийского мира палеологовской эпохи.

11. Церковь Исидора Блаженного (Вознесения) в Ростове Великом: типология и стиль.

12. Храм Св. Софии в Вологде и тип шестистолпного собора в XVI в.

13. Спасо-Преображенская церковь в селе Остров: к проблеме происхождения и эволюции шатровых храмов XVI в.

14. Ансамбль в Вяземах и церковь Троицы в Хорошеве как памятники “годуновского” зодчества.

15. Храмы Троицы в Голенищеве и Покрова в Медведкове в Москве: судьба традиций шатрового зодчества в первой половине XVII в.

16. Церковь Николы в Пыжах и посадские храмы Москвы середины – второй половины XVII в.

17. Храмы Успения на Покровке и Николы Большой Крест: варианты «нарышкинского» стиля в архитектуре приходских храмов Москвы.

18. Роль скульптурного декора в формировании «нарышкинского» стиля.

19. Церковь Иоанна Предтечи в Толчковой слободе в Ярославле как памятник ярославского зодчества XVII в.

20. Ансамбль Архиерейского дома в Ростове Великом: к типологии архиерейских резиденций XVII в.

21. Крутицкое подворье в Москве: типология, традиции и новаторство.

 

Живопись

1. Образы архангела Гавриила в иконах «Благовещение» начала XII в. (ГТГ) и «Ангел Златые власы» конца XII в. (ГРМ).

2. Храмовая икона Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (ГТГ) и изображения св. воинов в византийском и русском искусстве XI-XII вв.

3. «Св. Николай Чудотворец с избранными святыми» - икона конца XII в. из Новодевичьего монастыря (ГТГ). Иконографическая программа и проблемы стиля

4. Икона «Богоматерь Умиление» конца XII в. из Успенского собора Московского Кремля.

5. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде и Дмитриевского собора во Владимире. Проблемы стиля в византийской и древнерусской живописи позднего XII в.

6. Икона «Спас Вседержитель» из Успенского собора в Ярославле первой половины – середины XIII в. (Ярославский художественный музей).

7. Иконы Спаса Нерукотворного конца XIII – начала XIV в. из Введенской церкви в Ростове Великом (ГТГ) и конца XIV в. из Успенского собора Московского Кремля: пути развития русского искусства в палеологовскую эпоху.

8. Васильевские врата 1336 г. в Александрове. Иконографическая программа. Адаптация стиля византийского искусства XIV в.

9. Образы монахов в русской монументальной живописи второй половины XIV – начала XV в.

10. Росписи церкви Рождества на Кладбище в Новгороде как памятник позднепалеологовского периода.

11. Икона «Покров Богоматери» из Зверина монастыря (Новгородский музей). 1399 г. Иконография и стиль.

12. Иконы «Богоматерь Донская» и «Богоматерь Пименовская» (ГТГ): варианты образа Богоматери в палеологовской живописи и становление московского искусства.

13. Стилистические течения в московской живописи начала XV в. на примере икон из праздничного ряда Успенского собора во Владимире.

14. Царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры как памятник московской живописи эпохи Андрея Рублёва.

15. Образ Иоанна Предтечи в деисусной иконе из Николо-Песношского монастыря (МИАР).

16. Две иконы «Успение» - храмовые образы Успенского собора Московского Кремля и Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ГТГ). «Облачная» иконография сюжета и стилистические течения в русском искусстве второй половины XV в.

17. Икона «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля конца XV в. Проблемы стиля.

18. «Распятие» из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., Кирилловский музей) и «Распятие» Дионисия из Павло-Обнорского монастыря (1500 г., ГТГ).

19.  Икона Спасителя из деисусного чина из села Гуменец (Ростовский музей) и палеологовские мотивы в русской живописи первой половины XVI в.

20. Храмовая икона собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (Ярославский музей-заповедник). Проблемы атрибуции.

21. Иконографические типы Богоматери в XVI в.: иконы «Богоматерь Гора Нерукосечная» и «Богоматерь Неопалимая Купина» из местного ряда Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря (Музей-заповедник “Коломенское”).

22. Икона «Достойно есть» из Успенского собора Московского Кремля и московская живопись середины XVI в.

23. Икона «Иже херувимы» (ГТГ) из Благовещенского собора в Сольвычегодске и иконография Великого Входа.

24. Цикл «Символ веры» в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля.

25. Иконы Истомы Савина «Митрополит Петр с житием» и «Богоматерь Боголюбская (Моление о народе), с избранными святыми» (ГТГ).

26. Росписи паперти Благовещенского придела церкви Николы Надеина в Ярославле и проблема традиции в культуре первой половины XVII в.

27. Иконостас собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Проблемы стиля.

28. Иконы Богоматери письма Симона Ушакова. Проблемы иконографии.

Возможны также другие темы по выбору учащегося при согласовании с преподавателем.

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

1. Архитектура Киевской Руси конца X – середины XI в.

2. Архитектура Киевской Руси последней трети XI – первой четверти XII в.

3. Архитектура Южной и Западной Руси XII – первой трети XIII в.

4. Архитектура Новгорода XII – первой трети XIII в.

5. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси XII – первой трети XIII в.

6. Живопись Киевской Руси конца X – XI в.

7. Живопись Новгорода XII в.

8. Живопись Южной и Западной Руси XII в.

9. Живопись Владимиро-Суздальской Руси XII – первой трети XIII в.

10. Русская иконопись XI – первой трети XIII в.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

 

Общие труды и справочники:

История русского искусства. Том 1. Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века. М., 2008.

Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

Лифшиц Л.И. История русского искусства. Т. 1. Русское искусство X–XVII веков. М., 2007.

Православная энциклопедия. Т. 1-24. М., 2000–2010.

Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2007.

Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. Изд. 2. М., 2009.

 

Монографии:

Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996.

Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М., 2008.

Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – начала XV веков. М., 1980.

Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

Вздорнов Г.И. История реставрации и изучения русской средневековой живописи. М., 1986.

Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. Т. I–II. М., 1961–1962.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII веков. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987.

Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. M., 1993.

Лифшиц Л.И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М., 1987.

Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII – начало XV века. Становление местной художественной традиции. М., 2004.

Лифшиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI – первая четверть XII в. СПб., 2004.

Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971.

Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40-х – 70-х годов XVI века. М., 1972.

Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI века. М., 1975.

Попов Г.В. Андрей Рублев. М., 2007.

Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века. Его связи с Византией. М., 1980.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.250.137 (0.053 с.)