Структурный анализ в искусствознании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурный анализ в искусствознании



Х. Янтцен и влияние феноменологии и экзистенциализма («О понятии пространства в истории искусства», «Ценность и оценка произведения искусства»). Х. Зедльмайр: гештальт-структурализм. Герменевтическая программа «Возникновения собора». Духовная критика современности («Утрата середины». «Революция современного искусства» и «Смерть света»). Методологический сборник «Искусство и истина». Другие представители венского структурализма: К.-М. Свобода, О. Пэхт и Фр. Новотны. «Северонемецкая школа» структурного анализа (В. Дрост и К. фон Лорк). Традиция структурного анализа в отечественной науке об искусстве (ранние работы Брунова и Алпатова: «Барокко в России»и «Автопортрет Пуссена»).

Раздел 4 СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Иконография

Движение «мавристов» и начало научной иконографии как исследования изобразительных исторических источников (Иоанн Моланус «Об изображении и воплощении святых», Ж. Болланд и болландисты, Бернар де Монфокон, Ф. Кройцер). Традиция «церковной археологии» и понятие «монументальной теологии» (Ф. Пипер, Дж. де Росси, Р. де Флери, Фр. Кс. Краус, Й. Вильперт, Й. Зауэр, Й. Браун).). Современная христианская археология (Фр.-В. Дайхманн) и ее теологическое расширение (А. Шток). Начало иконографического метода в рамках истории искусства (А.-Н. Дидрон, Анна Джеймсон и Элизабет Истлейк). Значение А. Шпрингера («Иконографические очерки»). Венская школа и «иконографический поворот» искусствознания. Французская иконографическая школа (Э. Маль, Л. Рео и А. Грабарь). Иконографические словари XX века: «Словарь христианской археологии и литургии» Ф. Каброля и А. Леклерка, Словарь Э. Киршбаума (O.J.) «Христианская иконография». Р. Мори и начало «Индекса христианского искусства» при Принстонском университете. Иконографические аспекты семантического анализа архитектуры (Р. Краутхаймер и его «Введение в иконографию архитектуры»). Изучение древнерусской живописи и отечественная иконографическая школа. Начало изучения древнерусского искусства («Исторические рассуждения» митр. Евгения (Болховитинова), «О значении отечественной иконописи» И.М. Снегирева). Ф.И. Буслаев и его «Общие понятия древнерусской иконописи»: христианское искусство как «символическое толкование» Писания. Граф А.С. Уваров как археолог, коллекционер, ученый («Христианская символика»). Н. П. Кондаков и его труды («История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей», «О научных задачах истории древнерусского искусства», «Лицевой иконописный подлинник…», «Иконография Богоматери»). Seminarium Kondakovianum и его участники. Н.В. Покровский: «Происхождение древнехристианской базилики» и «Евангелие в памятниках иконографии…». Покровский как церковный археолог (цикл лекций «Очерки памятников христианского искусства и иконографии») и как историк архитектуры (цикл лекций «Памятники христианской архитектуры»). А.П. Голубцов («Из чтений по церковной археологии и литургике»). Е.К. Редин и Д.В. Айналов.

Иконология

Происхождение термина «иконология» (трактат Чезаро Рипы и его последующая рецепция.). А. Варбург: лекция о «Змеином ритуале» в истории иконологии. Проект «Атласа Мнемозины». Варбургский кружок, Библиотека Варбурга и Институт Варбурга и Курто. Фр. Заксль и его «Наследие образов…». Э. Панофский: основные тексты и идеи («Об отношении истории искусства к теории искусства», «Идея», «Перспектива как символическая форма», «Геркулес на распутье»). Основные постулаты иконологии в понимании Панофского («К проблеме описания и толкования произведений изобразительного искусства», «Исследования по иконологии», 1939). Англоязычные и поздние работы «(«Готика и схоластика», «Ранненидерландская живопись. Ее истоки и характер» «Ящик Пандоры. Переходные аспекты мифических символов», «Надгробная скульптура», «Сатурн и Меланхолия»). Э. Винд («Эксперимент и метафизика», «Языческие мистерии в эпоху Возрождения», «Искусство и анархия», «Религиозный символизм у Микеланджело: Сикстинская капелла»). Г. И. Хоогеверф («Иконология и ее значение для систематического изучения христианского искусства»). Э. Гомбрих («Истории искусства», «Искусство и иллюзия», «Размышления о скакалочке», «Норма и форма», «Аби Варбург. Интеллектуальная биография», «Символические образы», «Наследие Апеллеса», «Чувство порядка», «Идеи и идолы», «Узусы и образы. Очерки социальной функции искусства и визуальной коммуникации»). Иконология в истолковании Я. Бялостоцкого («Пять веков мысли об искусстве», «Теория и творчество», «Искусство и гуманистическая мысль», «Стиль и иконография»). Тема смерти как пограничный иконологический сюжет («От героической гробницы к крестьянским похоронам. Мотивы смерти в искусстве 18-19 веков» и посмертная книга «Гендер смерти»). Р. Виттковер («Архитектурные принципы в эпоху гуманизма», «Аллегория и миграция символов»). «Иконология архитектуры» Г. Бандманна. Иконология в понимании Х. Зедльмайра (иконология как система образных символически значимых отношений). В. Хофманн: иконологический метод применительно к постклассическому искусству XIX-XX вв. («Земной рай», «Основы современного искусства», «Раздвоенный век»). Герменевтика П. Рикёра и история искусства. Критика иконологии как редукционистского метода: О. Пэхт, Э. Гомбрих, Дж. Кублер. К. Бадт и Л. Диттманн как критики искусствоведческой иконологии. Проект «иконики» М. Имдала («Фрески Капеллы дель’Арена Джотто: иконография, иконология, иконика»).

Семиотика в искусствознании

История искусства у М. Фуко («Слова и вещи. Археология гуманитарных наук»). Р. Барт («Мифологии», «Риторика образа», «Система моды», «Camera lucida»). У. Эко о семиотике архитектуры (глава «Функция и знак. Семиология архитектуры» в «Отсутствующей структуре»). Отечественная семиотическая традиция. «Тартуско-московская школа» и искусствознание: Ю.М. Лотман («Семиотика культуры и понятие текста», «Символ в системе культуры», «О природе искусства», «Каноническое искусство как информационный парадокс», «Портрет»). Б.А. Успенский («Поэтика композиции», «Семиотика иконы»). С.М. Даниэль («Картина классической эпохи», «Искусство видеть»). Постструктуралистские подходы в искусствознании: В. Хофманн («Земной рай»), Х. Бельтинг («Конец истории искусства», «Образ и культ», «Антропология образов»).

Раздел 5 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА: ЕЕ ПОДХОДЫ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ (ЖАНР ЭССЕИЗМА)

Английский эссеизм, его происхождение и основные представители (Дж. Рёскин: «Современная живопись», «Камни Венеции», «Оксфордские лекции»; У. Патер: «Ренессанс: очерки по искусству и поэзии», «Воображаемые портреты»; Вернон Ли: «Belcaro», «Juvenilia», «Genius loci» и «Hortus vitae»). К. Кларк и его сочинения («Готическое возрождение», «Пейзаж в искусстве», «Нагота в искусстве», «Моменты видения», «Цивилизация»). Эстетическая проза французских литераторов (К.-Ж. Гюйсманс: «Современное искусство», «Наоборот» и «Собор»). М. Пруст как переводчик-комментатор Дж. Рёскина и критик (цикл «Памяти убитых церквей»). П. Клодель и его сборники «Глаз слушает» и «Положения и предложения»). П. Валери: поэт, философ, критик («Введение в систему Леонардо да Винчи», «Эвпалинос, или Архитектор», «Душа и танец», «Проблема музеев», «Вокруг Коро»). А. Мальро и его «Психология искусства». И. Бонфуа и тема искусства в сборнике «Невероятное». Немецкий литературно-философский эссеизм (А. Штифтер: проблемы искусства в «Бабьем лете» и «Пестрых камешках», Р.-М. Рильке и его тексты: «Ворпсведе», «Огюст Роден», «Письма о Сезанне», Э. Юнгер и его сборники «Листья и камни», «Сердце искателя приключений. Фигуры и каприччо», «О линии», Г. Брох и философифя искусства в «Лунатиках»). Философский эссеизм. Х. Ортега-и-Гассет и его сочинения по теории искусства («Дегуманизация искусства», «Заметки о Веласкесе и Гойи» и «Воля к барокко»). М. Хайдеггер как философ искусства («Исток художественного творения» и поздние тексты: «Вещь», «О Сикстинской Мадонне», «Искусство и пространство»). «Поэтика пространства» Г. Башляра. Художественная критики и апология современного искусства (Р. Мутер и его «История живописи в XIX веке» и «История живописи», Ю. Мейер-Грефе и его «История развития современного искусства»). С. Зонтаг («Против интерпретации»). Р. Краус («Подлинность авангарда и другие модернистские мифы»). Традиция отечественного эссеизма: А.Н. Бенуа («Русская школа живописи», «История живописи всех времён и народов», «Жизнь художника. Воспоминания»). Н.Н. Врангель («Русская женщина в искусстве»). П. П. Муратов и его «Образы Италии». Н.Н. Пунин («Новейшие течения в русском искусстве. Предмет и культура»). А. А.Эфрос и его «Профили» (1930). Я. А. Тугенхольд («Художественная культура Запада»).

Раздел 6 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.004 с.)