Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Искусство поздней готики

Поиск

 

Архитектура.

Типология готического строительства в разных странах в середине 14-15 веках. Церковное строительство: планировочные, объемно-пространственные и декоративные решения поздней готики. Новые или изменившиеся типы светских построек. Предистория поздней готики во Франции: церковь Сент Урбен в Труа и памятники сходного стиля. Роль английской готики в сложении позднеготического архитектурного языка. Английская готика "украшенного" стиля: капелла Богоматери в Или, церковь аббатства в Тьюксбери и Бристольский собор. Инновации в соотношении конструкции и декора, закладывающие основы новой стилистики. Глостерский собор и перпендикулярная готика как другая версия видоизменения архитектуры зрелой готики. Франция: консерватизм классической готики и постепенные ее изменения в Тулузском соборе, в Родесе, в Се. Новые принципы конструктивного и ордерного решения в церкви яковитов в Тулузе. Французские памятники после окончания столетней войны: Нант, Тур, Туль. Вертикализм поздней готики и особенности ее ордерных форм. Нормандские памятники – Руанские церкви и Руанский собор, Кодебек-ан-Ко, собор в Эвре; «пламенеющая» готика во Франции и ее использование в последних строительных работах «великих» готических соборов – Шартра, Амьена, Бове. Собор в Вендоме. Переход к сложным сводам в самой поздней стилистике французской готики: сакристия собора в Сенлисе. Крыльцо собора в Альби. Последняя фаза готики в Англии. Неф Кентерберийского собора, собор в Винчестере. Капеллы поздней готики в Англии – капелла Королевского колледжа в Кембридже, капелла Виндзорского замка, капелла Генриха VII в Вестминистере. Технические новации и декоративное своеобразие последнего этапа готики в Англии. Нидерланды: смешение английских и французских влияний и сложение на этой основе своей версии поздней готики. Изменение системы пропорций: церковь в Юи. «Брабантская готика». Мехеленский собор. Либфрауенкирхе в Антверпене, Лувенская церковь св.Павла: особенности ярусного и декоративного решения. Церковь в Бру как пример завершающей стилистики поздней готики у нидерландских мастеров. Германия: переход к новым формам в памятниках кирпичной готики конца 13-начала 14 века. Мариенкирхе в Любеке, ц. св.Николая в Штральзунде, Пельплин, Доберан. Развитие поздней готики в рейнских землях: фасад Страсбургского собора, Кельн. Ц.Св.Креста в Швабском Гмюнде. Собор Св.Вита в Праге и архитектурные новации Петера Парлера. Зальные церкви поздней готики в Германии: хор приходской церкви в Зальцбурге. Санкт-Мартин в Ландсхуте, Фрауенкирхе в Мюнхене: декорация сводов и решение ордера в зальных церквях Виттельсбахов. Нефы собора в Брауншвайге. Санкт-Лоренц в Нюрнберге и Сант-Анна в Аннаберге: дальнейшее развитие зальных церквей. Декоративные решения поздних сетчатых сводов. Владиславский зал в Праге и другие примеры светского строительства поздней готики. Поздняя готика в Италии: Фасад Сиенского Баптистерия. Санта Мария делла Спина в Пизе, Сан Джовании э Паоло, Санта Мария Глориоза Деи Фрари в Венеции. Тосканская готика второй трети 14 века: неф флорентинского собор и церковь Санта Тринита. Пропорциональные особенности и ордерные решения поздней готики в Тоскане. Собор Сан Мартино в Луке. Сан Петронио в Болонье и Миланский собор. Испания и Португалия: начало художественных изменений в 14 веке; Барселонский собор и церковь Санта Мария дель Маар в Барселоне. Планировочные и пропорциональные особенности собора в Жероне. Собор в Пальма да Майорка. Поздняя готика: собор в Севилье: планировочная и пространственная структура, ордерные решения, формы сводов, особенности наружного декора. Испано-мавританские и испано-фламандские художественные течения в зрелом и позднем средневековье. Капелла Коннетабля в Бургосе и памятники этой типологии. Сан Хуан де лос Рейес в Толедо и последняя фаза готики в Испании. Саламанка, Сеговия. Португалия: архитектурный ансамбль монастыря Санта Мария Витториа в Баталье, монастырь иеронимитов в Белене, монастырь рыцарей Христа в Томаре. Переходные памятники «готики после готики»: собор в Пьенце, Чертоза в Павии, ц. Сен-Пьер в Кане, ц. Сен-Жан в Льеже, ц.Св.Евстафия в Париже. Вторжение ренессансных декоративных форм в готическую конструктивную схему. Сент-Этьен дю Мон в Париже. Ордер ренессансный и ордер готический. Вырождение готического стиля в набор декоративных приемов и сложение новой регулярной объемно-пространственной структуры в светском строительстве. Первый французские замки ренессансной стилистики, фасад университета в Саламанке. Светская архитектура поздней готики. Светские постройки поздней готики во Франции – дом Жака Кера в Бурже, епископский дворец в Руане, замковое строительство. Ратуши поздней готики в Нидерландах – Лувен, Аррас, Брюссель, Гент. Иные светские постройки этого времени в Нидерландах. Позднеготические светские постройки Италии: Палаццо Веккио во Флоренции, Палаццо Публико в Сиене, палаццо делла Раджионе в Падуе, дворец Дожей в Венеции. Дом, дворец, замок, общественные здания позднего средневековья.  

Скульптура.

 Сближение различных национальных стилей после 1350 года: понятие "интернациональной готики" в изобразительном искусстве; термин, его хронологическое содержание и смысловые границы. Основные изобразительные приемы позднеготической скульптуры: отношение к человеческому телу и лицу, границы готического натурализма, характер движения, трактовка поверхности. Виды, жанры, техники позднеготической пластики, расцвет створчатого скульптурно-ж-вописного алтаря, иконография готического надгробия, алтарной преграды, кафедры. История стилей. Петер Парлер и скульптурные работы его круга в соборе св.Вита в Праге. «Мягкий стиля» в Германии и его распространение. «Интернациональная готика» в Италии и за Альпами. Слютер и бургундское искусство конца 14 – первой половины 15 века. "Колодец Моисея" в его иконографии и стиле; надгробия бургундских герцогов; портал Шартрез де Шанмоль. Бургундская пластика и живопись “ars nova”. Типология позднеготического надгробия в его дальнейшем развитии; гробница Филиппа По, великого сенешаля Бургундии. Ганс Мульчер и немецкая скульптура этого времени. Западный портал собора в Ульме. Поздняя готика в германских землях. Николаус Герхарт: гробница архиепископа Якоба фон Сирка из Трира, cтрасбургские работы, гробница императора Фридриха III в соборе Св.Стефана в Вене. Скульптуры сидений хора собора в Ульме и дальнейшая эволюция после Мульчера и Герхардта. Михаель Пахер, Алтарь св. Вольфганга. Фейт Штос, алтарь церкви Св.Марии в Кракове. Общая эволюция створчатого алтаря, начиная с алтарей Жака де Барзе для Шартрез де Шанмоль; сочетание живописи и скульптуры в створчатом алтаре. Позднеготическая эволюция в сторону преимущественно скульптурного (Тильман Рименшнайдер, алтарь Крови Христовой) и преимущественно живописного (Матиас Грюневальд, Изенгеймский алтарь) решения створчатого алтаря. Переходные стилистические формы в позднеготической пластике Германии: Рака св.Зебальда в Нюрнберге Петера Фишера. Изощренная декоративная стилистика поздней готики: Ганс Виттен, кафедра собора во Фрайберге; синтез архитектуры и скульптуры в поздней готике: алтарная преграда собора в Альби, ансамбль алтарной преграды, алтаря и надгробий в церкви в Бру. Поздняя готика в скульптуре Испании и Португалии: разнородные влияния в 14 веке. Саркофаг Св.Евлалии в крипте Барселонского собора; гробница Педро I и Инессы да Кастро в Алькобасе и особенности их иконографической программы. Скульптура портала Сан Грегорио в Вальядолиде и позднеготические порталы. Алтарь в Севилье. Хор собора в Леоне и декорация сидений в поздней готике; мизерикордии и их иконография. Ансамбль капеллы Св.Иакова в соборе в Толедо, капеллы Коннетабля в Бургосе, капеллы в Картуха дель Мирафлорес, портал монастыря иеронимитов в Белене. Готика, "ars nova", Ренессанс в 15 веке на севере и итальянское Возрождение. 

Живопись.

Монументальная и станковая живопись Италии второй трети 14 века. Художественное наследие Джотто и его судьба в искусстве поздней готики. Таддео Гадди; его фрески в Санта Кроче во Флоренции. Светские заказы: росписи Лоренцетти в Палаццо Пубблико в Сиене, подробный иконографический анализ и образная система. Фрески Барна да Сиена в Сан Джиминьяно. Система повествования и стиль фресок Кампосанто в Пизе. Андреа Орканья и живопись Флоренции его времени. Андреа Бонаюти, фрески «Испанской капеллы» в их иконографическом и стилистическом своеобразии. Система построения аргументации; аллегорические принципы демонстрации смысла и натуралистическая подробность детали. Последняя четверть столетия; фрески Альтикьеро в Падуе. Джусто да Менабуои и искусство поздней готики в Италии; стилистические особенности «интернациональной готики» в живописи. Лоренцо Монако. Джентиле да Фабриано. Стефано да Верона и готическое наследие в североитальянской живописи первой половины 15 века. Книжная миниатюра. Темы и сюжеты иллюстраций 14 века; иллюстрации к светской литературе: хронике, античным авторам, роману. Итальянская книжная миниатюра первой половины 14 века, отражение в ней процессов, происходивших в монументальной живописи. Иллюстрации к «Il Biadaiolo” Доменико Ленци. Иллюстрации Симоне Мартини к Вергилию. Миниатюра «интернациональной готики»: Микелино да Безоццо и Джованнино ди Грасси. Север: «Псалтирь Латрелла» и светские сюжеты в английской книжной миниатюре. Натурализм и гротеск как две формы выражения художественного сознания поздней готики. Парижская школа: Жан Пюселль и итальянские влияния на французское искусство. Бревиарий Белльвилль. Часослов Жанны д’Эвре. Жан ле Нуар: Бревиарий Карла V и Малый Часослов Герцога Беррийского. Продолжение итальянских заимствований и сложение позднеготической стилистики во второй половине 14 века. Освобождение композиционных схем от канона византийской и раннеготической иконографии. Элементы портрета и пейзажа; новые формы иллюстрирования. Иллюстрации к светской литературе. Иллюстрации к «Лекарству от Фортуны» Гийома де Машо и другим его сочинениям. Монументальное искусство шпалеры: Апокалипсис из Арраса. Становление портрета как самостоятельного жанра во второй половине 14 века. Проблема искусства "интернациональной готики". «Нарбоннская пелена» и миниатюры этого же художника в «Прекраснейшем часослове Богоматери» герцога Беррийского. Кульминация «интернациональной готики» в миниатюрах «Больших французских хроник Карла V» и характеристика этого стиля. Позднеготическая книжная миниатюра: часослов маршала Бусико и "Роскошнейший часослов герцога Беррийского" (ранние миниатюры) как лучшие образцы стиля. Пространственный, предметный, сюжетно-повествовательный натурализм в этом искусстве. Другие книги, исполненные по заказу герцога Беррийского. Позднеготический консерватизм в «Часослове Рогана» и «Часослове Бедфорда». Судьба готической традиции в искусстве 15 века на Севере. 

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

1. Периодизация искусства западноевропейского средневековья.

2. Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности              национальных школ.

3. Мозаики Рима 6-9 веков.

4. Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.

5. Каролингское возрождение: общая характеристика.

6. Каролингская архитектура.

7. Каролингская книжная миниатюра.

8. Оттоновское возрождение: общая характеристика

9. Оттоновская книжная миниатюра.

10. Книжная иллюстрация 950-1050 годов: типология, стилистика, особенности национальных школ.

11. Формирование романской архитектурной системы в европейской архитектуре 950-1050 годов.    

12. Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы.

13. Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ.

14. Клюни и клюнийская школа в архитектуре, скульптуре и живописи.

15. Романская архитектура Франции.

16. Романская архитектура Италии.

17. Романская архитектура Германии.

18. Романский скульптурный портал: иконография.

19. Романская скульптура Франции.

20. Романская скульптура Италии.

21. Романская скульптура и архитектура Испании.

22. Романская монументальная живопись.

23. Книжная иллюстрация второй половины 11 - 12 веков.

24. Изобразительное искусство около 1200 года и проблема византийского влияния.

25. Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл.  Готический собор, его конструкция и декорация.

26. Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.

27. Сложение готики в архитектуре Франции. Ранняя готика.

28. Великие готические соборы Франции 1190-1230 годов. Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики.

29. Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.

30. Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики.

31.Ранняя готика в архитектуре Германии.

32.Зрелая готика в архитектуре Германии.

33.Готическая архитектура Италии.

34.Готическая архитектура Англии.

35.Готическая архитектура Испании.

36.Позднеготическая архитектура Англии, Франции, Германии, Испании, Португалии.

37.Готический скульптурный портал: иконография.

38.Французская скульптура 1150х-1210х годов.

39. Французская скульптура 13 века.

40. Немецкая скульптура 13 века.

41. Позднеготическая скульптура Франции и Германии.

42. Готическая скульптура Англии.

43. Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ.

44. Живопись Италии второй половины 12- 13 веков.

45. Витраж второй половины 12 - 13 веков.

46. Книжная иллюстрация 13-14 века.

47. Античность и искусство западноевропейского средневековья.

48.Византия и искусство западноевропейского средневековья.

49.Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.

50.Декоративно-прикладное искусство зрелого средневековья: типология, техники, стилистика.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

Библиография на русском языке

1.1. По истории культуры западноевропейского средневековья

1.    Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Одесса. 1919 (есть переиздания).

2.    Богословие в культуре средневековья. Киев.1992.

3.    Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в Средние века. Спб. 1997.

4.    Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.1984.

5.    Гуревич А.Я. Культуры и общество средневековой Европы глазами современников. М.1989.

6.    Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М. 1990.

7.    Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М. 1988.

8.    Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Пародия в литературе и искусстве 9-16 веков. М. 1992.

9.    Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск. 1994.

10.  Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М.1912 (есть переиздания).

11.  Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии 12-13 веков. СПб. 1912.

12.  Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в 12-13 веках. СПб. 1915 (новое изд. Спб. 1997).

13.  Карсавин Л.П. Католичество. М. 1918 (есть переиздания)

14.  Карсавин Л.П. Культуры средних веков. М. 1918 (есть переиздания).

15.  Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М. 1992.

16.  Памятники средневековой латинской литературы 4-9 веков. М. 1979.

17.  Памятники средневековой латинской литературы 10-12 веков. М. 1972.

18.  Памятники средневековой латинской литературы 4-7 веков. М. 1988.

19.  Хёйзинга И. Осень средневековья. М. 1988 (есть переиздания).

20.  Ястребицкая А.Л. Западная Европа 11-13 веков.М.1978.

 

1.2. По истории искусства западноевропейского средневековья

21.  Арган Дж.К. История итальянского искусства. М. 1990. т.1.

22.  Всеобщая история архитектуры. Т.4. М. 1966.

23.  Всеобщая история искусств. Т.2. Кн.1. М. 1960.

24.  Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Кельн. 2000.

25.  Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. Л. 1934.

26.  Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т.1-2. М. 1956.

27.  Либман М.Я. Немецкая скульптура. 1350-1550. М. 1980.

28.  Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра в советских собраниях. Т.1-2. М. 1983-1984.

29.  Муратова К.М. Средневековый бестиарий. М. 1984.

30.  Муратова К.М. Мастера французской готики. М. 1989.

31.  Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб. 2000.

32.  Панофский Э. Ренессанс и “ренессансы” в искусстве Запада. М. 1998.

33.  Романское искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись. Кельн. 2001.

34.  Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в западной и центральной Европе. М.1981.

35.  Ювалова Е.П. Королевский портал Шартрского собора. — В сб.: Античность, Средние века, Новое время. М. 1977. С. 18-33.

36.  Ювалова Е.П. О некоторых интерпретациях ранней и высокой готики в современном искусствознании. — В сб.: Современное искусствознание Запада о классическом искусстве. М. 1977. С.30-54.

37.  Ювалова Е.П. Немецкая скульптура. 1200-1270. М. 1980.

38.  Ювалова Е.П. Чешская готика эпохи расцвета. 1350-1420. М. 1998.

39.  Ювалова Е.П. Сложение готики во Франции. СПб. 2000.

40.  Шуази О. История архитектуры. Т.2. М. 1937.

Библиография на иностранных языках:

1. Источники

Davis-Weyer C. Early Medieval Art 300-1150. Sources and Documents. Engelwood Cliffs, 1971

Frankl P. The Gothic. Literary Sources and Interpretations through Eight Centuries. Princeton, 1960.

Frisch G. Gothic Art 1140-c.1450. Sources and Documents. Engelwood Cliffs, 1971.

 

2.Раннее средневековье

Grabar A., Nordenfalk K. Early Medieval Painting from the Fourth to the Eleventh Century. Geneve, 1957.

Henry H. Irish Art in the Early Christian Period to 800 A.D. London, 1968.

Hubert J. et al. L’Europe des invasions. Paris, 1967. (L’Univers des Formes, v.).

Oakeshott W. The Mosaics of Rome. New York, 1967 /Die Mosaken von Rom. Leipzig, 1968.

 

3.Каролингское искусство.

Beckwith J. Early Medieval Art. Carolingian, Ottonian, Romanesque. London. 1964.

Braunfels W. Die Welt der Karolingen und ihre Kunst. Munchen, 1958.

Conant K.J. Carolingian and Romanesque Architecture. 800 to 1200. (Pelican History of Art). Harmondsworth, 1959.

Dodwell C.R. Painting in Europe. 800-1200. (Pelican History of Art). Harmondsworth, 1971.

Dodwell C.R. The Pictorial Arts of the West. 800-1200. New Haven and London, 1993. (Yale University Press. Pelican History of Art).

Hubert J. et al. L’Empire carolingien. Paris, 1968. (L’Univers des Formes, v.).

Mutterich F., Gaehde J.E. Carolingian Painting. New York, 1976.

 

4.Оттоновское искусство и его век.

Grodecki L. et al. Le siece de l’an mil. Paris, 1973. (L’Univers des Formes v.20).

Jantzen H. Ottonische Kunst. Munchen, 1947

Mayr-Harting H. Ottonian Book Illumination. London, 1991.

 

5.Романское искусство.

Aubert M. L’art moumental roman en France. Paris. 1955.

Avril F. et al. Le monde roman 1060-1220. Le temps de Croisades. Paris. 1983. (L’Univers des Formes v.29).

Avril F. et al. Les royaumes d’Occident. Paris, 1983. (L’Univers des Formes v. 30).

Boase T.S.R. English Art 1100-1216 (Oxford History of English Art). Oxford 1957.O

Bologna F. La pittura italiana delle origini. Milano, 1962/Die Anfange der italienischen Malerei. Dresden, 1964.

Busch H. Germania Romanica. Die Hohe Kunst der romanischen Epoche in Mitteren Europa. – Wien-Munchen. 1963.

Lecker H. Italia Romanica. Die Hohe Kunst der romanischen Epoche in Italien. Wien, 1958.

Cahn W. La Bible romane. Fribourg, 1982.

Demus O. Romanische Wandmalerei. Munchen 1968.

Grabar A., Nordenfalk K, La peinture romane du onzieme au treizieme siecle. Geneve, 1958.

Grodecki L. Le vitrail roman. Fribourg, 1977.

Kubach H.E. Romanesque Architecture. New York, 1955.

Male E. L’art religieux du 12e siecle en France. Paris, 1953.

Palol P.de. Spanien. Kunst ser fruhen Mittelalters vom Westgotenreich bis zum ende der Romanik. Munchen, 1965.

Panofsky E. Renaissance and renasceneces in Western Art. 

Propylaen-Kunstgeschichte: Fillitz H. et al. Das Mittelalter I. Berlin, 1969 

Rice D.T. English Art 871-1100. (Oxford von History of English Art). Oxford, 1952.

Ruprecht R. Romanische Skulptur in Frankreich. Munchen, 1975.

Poeschke J.Die Skulptur des Mittelalters in Italien. Romanik. Munchen, 1998.

Sedlmayr H. Die Entstehung der Kathedrale. Zurich, 1950.

Shapiro M. Romanesque Art. London, 1977.

Stoddard W.S. Art and Architecture in Medieval France. New York, 1972.

Swoboda K. Geschichte der Bildenden Kunst in 8 Banden. Bd.1: Die Epoche der Romanik. Wien-Munchen, 1976.

 

4.Искусство готики.

Avril F. Manuscript Painting at the Court of France: the Fourteenth Century. 1310-1380. New York, 1978.

Branner R. Manuscript Painting in Paris During the Reign of Saint Louis: a Study of Styles. Berkeley, 1977.

Brieger P. English Art 1216-1307.   

Bony J. French Gothic Architecture of the 12th and 13th centuries. Berkeley. 1983.

Bony J. English decorated Style. Gothic Architecture Transformed 1250-1350.Oxford, 1979.

Chatelet A. Recht R. Le monde Gothique. Automne et renouveau. (1380-1500). Paris, 1988. (L’Univers des Formes v.35)

Dupont C., Gnudi C. La peinture gothique. Geneve, 1954.

Erlande-Brandenbourg A. Le monde gothique. La conquete de l’Europe. (1260-1380). Paris 1987. (L’Univers de s Formes v.34).

Frankl P. Gothic Architecture. Harmodsworth, 1962 (Pelican History of Art).

Grodecki L. Gothic Architecture. New York, 1977.

Grodecki L., Brisac C. Le vitrail gothique au 13e siecle. Fribourg, 1974.

Jantzen H. Kunst der Gotik. Hamburg, 1957/ Jantzen H. High Gothic. The Classic Cathedrals of Chartres, Reims et Amiens. Princeton 1962.

Male E. L’art religieux du 12e siecle en France. Paris, 1953.

Male E. L’art religieux du 13e siecle en france. Paris, 1956.

Male E. L’art religieux de la fin de Moyen-Age en France. Paris, 1948.

Panofsky E. Gothic Architecture and Scholasticism. New York, 1951.

Panofsky E. Abbot Suger on the Abbey Church of St.Denis and Its Art Treasures

Poeschke J. Die Skulptur des Mittelalters in Italien. Bd.2. Gotik. Munchen, 2000.

Propylaen-Kunstgeschichte. Simson O. et al. Das Mittelalter 2. Berlin, 1972.

Sauerlander. Gotische Skulptur in Frankreich. 1140-1270. Munchen, 1970

Sauerlander W. Le monde gothique. Le siecle des cathedrales. (1140-1260). Paris, 1988 (L’Univers des Formes v.36).

Simson O. von. The Gothic Cathedral. Origins of Gothic Architecture nd the Medieval Concept of Order. New York, 1962.

Stoddard W.S. Art and Architecture in Medieval France. New York, 1972

Stone L. Sculpture in Britain: the Middle Ages. Harmondsworth, 1955 (Pelican History of Art).

Swoboda K. Geschichte der Bildenden Kunst in 8 Banden. Bd.2:Die Gotik von 1150 bis 1300. Wien-Munchen, 1977. Bd.3: Die Spatgotik. Wien-Munchen, 1978

Swaan W. The Late Middle Ages. Art and Architecture from 1350 to the Advent of the Renaissance. London, 1977.

Webb J. Architecture in Britain. The Middle Ages. Harmondsworth, 1956. (Pelican History of Art).

White J. Art and Architecture in Italy. 1250-1400. Harmondsworth, 1975 (Pelican History of Art).

Williamson P. Gothic Sculpture 1140-1300. New Haven and London, 1955. (Yale University Press. Pelican History of Art).

 

 

5.Некоторые сквозные темы.

Adhemar J. Influences antiques dans l’art du Moyen Age francais. Paris, 1996.

Lasko P. Ars Sacra. 800-1200. New Haven and London, 1994. (Yale University Press. Pelican History of Art).

Pacht O. Buchmalerei des Mittelalters. Eine Einfuhrung. Munchen, 1984. Book Illumination in the Middle Ages. An Introduction.London, 1986.

.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, экран).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки история искусств.

 

Разработчики

 

Исторический факультет

МГУ имени М.В. Ломоносова,

Кафедра всеобщей истории

искусства                                            доцент                               А.Л.Расторгуев

 

Эксперты:

 

Государственный институт искусствознания Директор, доктор искусствоведения профессор Д.В. Трубочкин
Российский Государственный Гуманитарный Университет Заведующий кафедрой Всеобщей истории искусств, кандидат искусствоведения, доцент К.Л.Лукичева

Программа одобрена на заседании Ученого совета исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Председатель УМС по истории и истории искусства                    С.П. Карпов

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины

Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии

Рекомендуется для направления подготовки по специальности

История искусств»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии» являются:

Создание у студентов представления о раннехристианском и византийском изобразительном искусстве и архитектуре как о составной части истории мирового искусства, через знакомство 

· с основными этапами развития раннехристианского и византийского изобразительного искусства и зодчества, с важнейшими направлениями и региональными традициями;

·  с конкретными произведениями зодчества и изобразительного искусства, с их стилистической характеристикой, иконографическими особенностями, символическим смыслом, планировочными и конструктивными решениями, материалами и техникой;

· со спецификой духовного содержания, символики и формальных выразительных средств раннехристианского и византийского изобразительного искусства и зодчества в контексте мирового художественного процесса;

· со связями раннехристианского и византийского изобразительного искусства и зодчества с искусством античности, древнего и средневекового Востока, средневековой Западной Европы, Древней Руси и славянских стран, Закавказья.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин по направлению «история искусств».

Успешное освоение данной дисциплины увеличивает меру владения студентов некоторыми общекультурными компетенциями, однако требует наличия их начатков уже «на входе»:

· владение культурой мышления и ведения дискуссий; умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию; умение ставить цели и выбирать пути к их достижению (ОК-1);

· умение грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать мысли на русском языке, владение навыками публичной и научной речи (ОК-2);

· способность осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышать свою квалификацию и мастерство (ОК-6);

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

· готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-18).

Предшествующие дисциплины:

Студенты должны обладать основами знаний по археологии, истории Древнего мира и Средних веков, истории искусства Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима, по истории религии. Студенты должны владеть навыками описания и анализа памятников, работы со специальной научной литературой.

Последующие дисциплины:

Изучение истории раннехристианского и византийского искусства необходимо как предшествующее для успешного освоения следующих базовых дисциплин профессионального цикла: Западноевропейское искусство средних веков, Древнерусское искусство, Искусство эпохи Возрождения, Искусство стран ислама.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на частичное формирование следующих компетенций:

ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОК-18

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5. ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-14. ПК-15

 .

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:  

· основные этапы развития раннехристианского и византийского искусства;

· важнейшие направления и региональные традиции, существовавшие в искусстве Западной и Восточной Римской Империи в IV-V вв. и Византийской Империи VI-XV вв.;

· конкретные произведения зодчества и изобразительного искусства, созданные в указанные периоды в рамках данной культуры, их стилистические характеристики и иконографические особенности, символический смысл, планировочные и конструктивные решения, материалы и техники;

· специфику духовного содержания, символики и формальных выразительных средств раннехристианского и византийского изобразительного искусства и зодчества в контексте мирового художественного процесса;

· связи раннехристианского и византийского изобразительного искусства и зодчества с искусством античности, Древнего и средневекового Востока, средневековой Западной Европы, Древней Руси и славянских стран, Закавказья.

Уметь:

· воспринимать информацию, относящуюся к истории раннехристианского и византийского искусства, анализировать ее и обобщать (ОК-1);

· грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания о раннехристианском и византийском искусстве (ОК-2);

· быть способным повышать свою квалификацию путем более углубленного изучения раннехристианского и византийского искусства и через сопоставление полученных в этой области знаний с знаниями, относящимися к другим разделам профессионального цикла (ОК-6);

· анализироватьмировоззренческие, социально-значимые и художественные проблемы и процессы в раннехристианском и византийском искусстве (ОК-9);

· уважительно и бережно относиться к историческому наследию, в том числе к памятникам раннехристианского и византийского искусства (ОК-18);

· толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия, в том числе, учитывая древние межкультурные связи Византии и Руси, Закавказья, Украины, Беларуси, Молдовы, стран Восточной и Западной Европы (ОК-18);

· использовать в исследованиях по раннехристианскому и византийскому искусству базовые знания в области истории искусства; основ археологии; описания и анализа памятников (ПК-1; ПК-2; ПК-3);

· понимать движущие силы и закономерности процесса развития истории раннехристианского и византийского искусства (ПК-5);

· понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории раннехристианского и византийского искусства (ПК-6);

· критически воспринимать концепции различных школ в области истории раннехристианского и византийского искусства (ПК-7);

· использовать знания, полученные в рамках дисциплины «Основы Раннехристианского и искусства Византии», для возможной работы в музеях, галереях, художественных фондах, библиотеках (ПК-9); для составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); для педагогической деятельности (ПК-11); для разработки информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов (ПК-14); для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, в т.ч. по  сохранению памятников архитектуры и искусства, художественного наследия (ПК-14, ПК-15).

Владеть:

· основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, относящейся к истории раннехристианского и византийского искусства; навыками работы с компьютером как средством управления этой информацией (ОК-12);

· высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, осознавая социальную значимость своей будущей профессии для создания и распространения адекватного представления об истоках и специфике художественной культуры России, о ее месте в пространстве мировой культуры (ОК-8).

 

4. Структура и содержание дисциплины «Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лекции 54 а.ч.     Самостоятельная работа 18 а.ч. Консультации, дискуссии, устный опрос
1 Раздел I. Позднеантичное и раннехристианское искусство. Тема 1. Введение. Скульптура, живопись катакомб 3 1 2   Консультации, дискуссии, устный опрос
2 Тема 2. Архитектура 4-5 вв. Базилики и центрические сооружения 3 2 4   Консультации, дискуссии, устный опрос
3 Тема 3. Монументальная живопись 4-5 вв. 3 3 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
4 Раздел II. Искусство ранневизантийского периода и эпохи иконоборчества. Тема 1. Архитектура ранневизантийского периода. Центрические сооружения и купольные базилики 3 4 4   Консультации, дискуссии, устный опрос
5 Тема 2. Монументальная живопись 6-7 вв. 3 5 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
6 Тема 3. Иконы, иллюстрированные рукописи, декоративно-прикладное искусство ранневизантийского периода 3 6 4   Консультации, дискуссии, устный опрос
7 Тема 4. Искусство эпохи иконоборчества 3 7 2 2 Консультации, дискуссии
8 Тема 5. Сложение крестово-купольного типа храма 3 7 2   Консультации, дискуссии, устный опрос
    3 7   1 Коллоквиум по разделам I, II Устный и письменный опрос
9 Раздел III. Искусство средневизантийского периода. Тема 1. Архитектура средневизантийского периода в Константинополе и Греции 3 8 2 2 Консультации, дискуссии
10 Тема 2. Монументальная живопись Македонского периода 3 9 2   Консультации, дискуссии
  Тема 3. Иллюстрированные рукописи и иконы Македонского периода 3 10 2 2 Консультации, дискуссии
11 Тема 4. Иллюстрированные рукописи и иконы Комниновского периода 3 10 4   Консультации, дискуссии, устный опрос
12 Тема 5. Столичная монументальная живопись Комниновского периода 3 11 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
13 Тема 6. Монументальная живопись Комниновского периода на периферии Византийской империи и в странах византийского круга 3 12 4   Консультации, дискуссии
14 Раздел IV. Искусство 13 в. и поздневизантийского периода. Тема 1. Изобразительное искусство и архитектура 13 в. 3 13 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
15 Тема 2. Архитектура поздневизантийского периода 3 14 4   Консультации, дискуссии, устный опрос
16 Тема 3. Живопись Палеологовского ренессанса 3 14 2 2 Консультации, дискуссии
17 Тема 4. Живопись второй и третьей четверти 14 в. 3 15 4   Консультации, дискуссии, устный опрос
18 Тема 5. Живопись конца 14 и первой половины 15 в. 3 16 2   Консультации
19   3 сессия   1 Экзамен

5. Рекомендуемые образовательные технологии

В лекциях по дисциплине «Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии» излагается основное содержание курса, сопровождаемое демонстрацией цифровых фотографий памятников и трехмерных цифровых моделей архитектурных сооружений.

Предусматривается ознакомление студентов с существующими компьютерными базами данных по раннехристианскому и византийскому искусству.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в режиме консультаций по ходу подготовки студентами письменных работ, а также на коллоквиумах в виде опроса и оценки письменных работ.

Коллоквиумы по данной дисциплине проходят в интерактивной форме устных и письменных ответов студентов на предлагаемые преподавателем вопросы. К каждому коллоквиуму студенты готовят самостоятельно вне аудитории письменные работы по одной из тем к соответствующим разделам (2 эссе по 4-7 страниц за семестр).

Форма аттестации – экзамен в конце семестра.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Виды самостоятельной работы студентов

· запомнить и уметь правильн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.30 (0.02 с.)